Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции поддержал законопроект, вводящий административную ответственность за распространение в интернете материалов, выражающих в неприличной форме явное неуважение к Конституции, государству, официальным государственным символам, органам госвласти РФ и обществу, сообщает РИА Новости.
Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции является комитетом-соисполнителем, профильный комитет по данному законопроекту - комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи.
«Тут надо четко разделять вопросы ведения нашего комитета и вопросы в целом, которые должны рассматриваться комитетом по информационным технологиям при подготовке законопроекта ко второму чтению, потому что сам порядок определения круга тех сведений, которые должны удаляться, они требуют дополнительного обсуждения, а что касается механизма, который предлагается по удалению, по закрытию информации, такой порядок сегодня уже существует... В части, касающейся ведения нашего комитета, мы законопроект поддерживаем», - сказал первый зампред комитета Эрнест Валеев в ходе заседания комитета.
Ранее председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас вместе с другими сенаторами и депутатами внес в Госдуму законопроект, вводящий административную ответственность за распространение в интернете материалов, выражающих «в неприличной форме явное неуважение» к Конституции, государству, официальным государственным символам, органам госвласти РФ и обществу.
Помимо Клишаса, подписи под законопроектом поставили сенатор Людмила Бокова и депутат Дмитрий Вяткин.
Как сообщил РИА Новости Клишас, в настоящее время законодательство предусматривает административную и уголовную ответственность за выражение явного неуважения к обществу в общественных местах, надругательство над государственными символами и оскорбление представителей власти.
Нововведением предлагается статью 20.1 Кодекса Российской Федерации «Мелкое хулиганство» дополнить ответственностью за распространение в сети материалов, в неприличной форме выражающих явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам, Конституции Российской Федерации и органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, отметил сенатор.
Тем временем, комитет Госдумы по информационной политике обсудит 14 января на расширенном заседании два резонансных законопроекта об административном наказании за распространение в СМИ и интернете заведомо ложных новостей и информации, выражающей в неприличной форме неуважение к обществу, государству и госорганам. Министерство связи отправило в правительство отрицательное заключение на поправки об оскорблении властей, сообщил «Ведомостям» замминистра Алексей Волин. По его словам, используемые в проекте термины об оскорблении можно трактовать слишком широко, а ограничения на публичное использование неприличной лексики в законодательстве уже есть.
В свою очередь глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда считает оправданным наказание за неуважительное отношение к властям, сообщает «Интерфакс-Религия». «Не вижу проблемы в том, чтобы штрафовать людей, которые оскорбляют власть. При том понимании, что с представителями власти, не уважающими и/или оскорбляющими людей, надо поступать таким же образом. Ну, и увольнять, конечно. За профессиональное несоответствие», - написал В.Легойда в своём телеграм-канале.
Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион заявил в конце декабря, что упомянутый законопроект требует очень серьезной проработки. «Под неуважение к обществу и государству можно при желании подверстать очень многое. И я думаю, что такой закон будет иметь смысл, только если все эти формулировки будут очень существенно конкретизированы и уточнены», - заявил он в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24».
О законопроекте рассуждает в интервью «Русской народной линии» доктор философских наук, профессор МГУ, заместитель председателя Научного совета по изучению и охране культурного и природного наследия при Президиуме РАН Валерий Николаевич Расторгуев:
Во-первых, чтобы разобраться в этом вопросе, надо учитывать моральные и правовые нормы, сложившиеся у разных народов и в разных государствах, а они во многом противоречат друг другу. Но в них есть одно общее правило: никогда и никого нельзя оскорблять уже потому, что всякое оскорбление продиктовано низкими мотивами - от зависти до непомерной гордыни, и унижает всех - в меньшей степени адресата, а в большей степени того, кто осквернил себя оскорблением. Не случайно само слово-действие «оскорблять» в русском языке даже звучит вульгарно, как будто уже содержит в себе грязь.
Во-вторых, запрет на оскорбление должен распространяться одинаково на всех граждан, независимо от их статуса, имущественного положения и места в иерархии власти. Причем особую защиту должны иметь вовсе не те, кто находится на самой её вершине. К примеру, публичные политики, которые потому называются публичными, что стоят на видном месте, демонстрируя все свои достоинства, в том числе и те, что нормальные люди прикрывают из чувства приличия. Дай волю публичным персонам, так они сразу запретят нам сравнивать их с представителями прочих публичных профессий, хотя это сравнение закономерно, как подсказывает сам язык. И те, и другие стремятся получить выгоду из своего положения, явно или тайно продают свои преимущества - будь то соблазнительное тело или не менее соблазнительная должность. И то, и другое не сложно конвертировать в деньги... Не хочешь, чтобы тебя так оценивали, рассматривалии сравнивали, как товары на витрине, не лезь в витрину, а если полез, то будь готов в любой момент стать всеобщим посмешищем.
В-третьих, это же относится и к реальным хозяевам жизни - тем же олигархам, которые в последние годы стали нас уверять, что их уже и нет вовсе, а себя предлагают называть скромно - капитанами делового мира. В этом же контексте следует рассматривать и призывы приравнять упоминание об антагонистических классах и классовой борьбе к экстремизму. И это говорится руководителями страны, которая находится в стадии первичного накопления, а потому при жизни одного-двух поколений была разделена, разорвана до основания в имущественном плане, не имея опоры - среднего класса и гражданского общества, что бы обеспечивало хоть какую-то стабильность. В этой ситуации без взаимных обид и оскорблений никак, и к ним надо относиться всем нам и особо стоящим наверху в высшей степени терпимо: лучше, чтобы гнев уходил в свисток, чем стал причиной всесокрушающего взрыва...
В-четвертых, в особой правой защите нуждаются, прежде всего, люди, находящиеся на самых низших ступеньках в социальной иерархии, ибо они не могут себя защитить сами, в том числе и при помощи законного права. Всем известно, что право на использование своих прав стоит весьма дорого и напрямую связано с имущественным положением человека, его можно купить, наняв дорого адвоката. А в коррумпированном обществе позволительно покупать и особые права для избранных - достаточно пролоббировать такие законы, которые возведут в ранг закона даже вопиющее неправо, превратив его тем самым в право, о чем писал еще Гегель. Хотя это явное беззаконие с точки зрения здравого смысла, но, к сожалению, даже высказать эту мысль без ссылки на Гегеля я не рискнул бы, поскольку не хочу попасть под статью о том же экстремизме.
В-пятых, вопрос об оскорблении символов власти не следует сводить к правовой казуистике, так как он относится к весьма деликатной сфере правосознания. И действительно, невозможно принуждением и наказанием воспитать в людях уважение к той же Конституции, если ее до основания переписывать со сменой очередного политического режима, каждый раз подстраивая под сиюминутные амбиции властвующей элиты. По сути, именно те, кто приватизировал право писать законы, подстраивая их под собственные интересы, оскорбляют своими действиями и Основной закон, формируя в сознании народа стойкое неуважение к основам права и к тем, кто стоит на его страже. Вот бы кого стоило бы привлечь за оскорбление власти...
В-шестых, если и вводить преследование за грубые высказывания в адрес персоналий, занимающих значительные места на поляне власти, то только не в сегодняшней ситуации, когда уважение к властям поле принятия пресловутой «пенсионной реформы» лежит ниже плинтуса, как говорил недавно В.В.Путин о «партии власти». Да и то эти меры надо принимать обязательно в одном «пакете» законом, жестко карающим тех представителей власти, которые оскорбляют собственный народ. А они это делают регулярно с удовольствием, со смаком!
И в-седьмых, власть нельзя оскорбить, если она от Бога. Ибо Бог поругаем не бывает, о чем необходимо помнить.