Раз-умение

С наступлением цифровой эпохи изменился характер познания.  Может быть, мы теперь знаем меньше, чем следует? 

0
960
Время на чтение 7 минут
А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.

Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения,
возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.

Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?

Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.
(Деян 8:26-31)

Евнух был образованным — он читал Писание и был мудрым — осознавал, что для понимания необходимо, чтобы кто-то наставил его. Здесь мы находим классический рецепт овладения новым знанием. К книге, содержащей некий свод информации, прилагается работа учителя (наставника), который показывает, как эту информацию следует использовать (интерпретировать). Два камня издревле были положены в фундамент познания — книга и наставничество. И если ты хотел что-то знать, то тебе предстояло приучиться читать толстые (и сложные) книги и пройти школу ученичества при том, кто уже стал мастером.

Поначалу первый пункт мог отсутствовать, поскольку не всякое знание было записано; иной раз оно существовало только в голове и передавалось изустно — от учителя к ученику. Но со временем всё больший массив знаний отлагался в бумаге. И чем больше ты хотел знать, тем больше приходилось читать. Знающим человеком был тот, кто прочёл много книг и кто учился у великих (или хотя бы слушал их). А тот, кто чурался книги и жалел время на прохождение курсов, не мог не ощущать дефицита образования.

Всё изменилось с наступлением цифровой эпохи. С одной стороны, упала значимость текстов. Их стало избыточно много. Каждый может написать любую чушь и сделать её общественным достоянием. Процедуры оценки качества текстов и их фильтрации сделались необязательными. За изобилием низкопробного материала разглядеть действительно значимое с каждым годом всё труднее (ведь совокупный объём текстов продолжает стремительно расти).

Множество текстов — множество авторов. С персоналиями происходит то же, что и с текстами. Понимание истинной значимости фигур в информационном шуме утрачивается.

Сегодня авторитет является продуктом маркетинговых технологий. Чем чаще мелькает имя, тем более весомым оно становится. А ведь правильной является обратная зависимость: чем масштабнее личность и глубже мысли, тем большее эхо они должны порождать. Но когда вокруг шумно, обращаешь внимание лишь на того, кто оказывается громче всех. На шумных рынках торговцы обязательно кричат, иначе ничего не продашь. Имя давно стало товаром. Имена создаются, раскручиваются и продаются. Хороший маркетинг заменяет глубину мысли. Но всякий искусно накачанный авторитет искусственен. Его необходимо поддерживать. Стоит ослабить маркетинговую поддержку, и тебя начнут забывать. Новые авторитеты недолговечны. Не обладая подлинной ценностью, они становятся скорее объектом модного увлечения, чем серьёзного интереса. А поскольку иных авторитетов не возникает, само понятие авторитета утрачивает базовый смысл. Для современного человека настоящих авторитетов не существует. Он не готов корректировать свою точку зрения, соотнося её с чьим-то чужим мнением. Но он охотно будет опираться на высказывания публично известных фигур, если они будут совпадать с его собственным образом мыслей.

Сказав об утратах, которые принесла с собой цифровая эпоха, надо заглянуть и на другую сторону, которую составляют новоприобретения и возможности. Например, нам не нужно тратить много времени на то, чтобы найти какое-либо авторитетное высказывание, совпадающее с нашими взглядами.

Вообще, если ты знаешь, что тебе нужно, найти это сегодня не представляет труда: достаточно правильно сформулировать запрос в поисковой системе. Любая мысль существует уже в готовых, конкретно выраженных формах. Бери и пользуйся. Умение мыслить, как и умение выражать свои мысли, теперь выглядят чуть ли не избыточными. Своё высказывание можно составить с помощью того, что сказал кто-то другой. Долгие прелюдии, подходы к основной мысли, обоснование и доказательства оказываются мыслительным сырьём, внутренней кухней, процессом производства, не очень-то интересным при наличии готового итогового результата. Всё это можно опустить, воспользовавшись конечным выводом. Этих различных итоговых выводов так много, что они и сами по себе не очень-то много стоят, а уж то, как они получены, и вовсе не имеет никакой цены.

Отсюда рождается самая частая претензия пользователей интернета: много букв. Никого не интересует, что ты хочешь сказать, ведь всё уже сказано. Нет совершенно никакой мотивации сопутствовать автору в движении его мысли. Диалог сводится к обмену конечными выводами, словно взмахами сигнальных флажков. Своя ли мысль используется для этого или чужой материал — неважно. Репост — такое же полноправное высказывание, как и написание собственного поста.

Слова получают своё полное, окончательное значение лишь в контексте. Для того, чтобы правильно понять сказанное другим человеком, надо знать, что он говорил раньше, — тогда будет ясно, что он имеет в виду сейчас. Чтобы вклиниться в диалог, надо ознакомиться с предшествующими репликами оппонентов. Понятия притираются друг к другу, в результате для каждого находится своё место в понятийной системе, и для того, чтобы уяснить одно из них, необходимо получить представление о целом ряде других, связанных с ним понятий. Потянешь в одном месте, окажется, что надо распутывать и в другом. И процесс этот кажется бесконечным. Впрочем, он таким и является — невозможно знать всё, как невозможно познать что-то одно до конца.

Современному человеку не хочется тратить время на подобное погружение. Он не видит в нём смысла, и то сказать — если информационный массив непрерывно растёт, система ориентиров то и дело меняется, какой смысл в академической дотошности? Когда высказываний неисчислимое множество и каждое из них доступно в любой момент, связи между ними слабеют и утрачиваются. Высказывания становятся автономными. Они существуют как бы сами по себе, вне понятийной системы. Возникает противоречие: слова требуют знания понятийного словаря (тезауруса), а практика высказываний не допускает никакой смысловой подпитки извне: высказывание должно пониматься, исходя исключительно из него самого. Разрешение этого противоречия состоит в отказе от слов (предельной минимизации текста) и замене их визуальными образами (картинками, видеозаписями).

Наиболее чуткими к потребностям аудитории являются социальные сети. И мы видим, как в социальных сетях изображения теснят текстовые сообщения. В определённой степени функцию ограничителя выполняют лимиты на дисковое пространство: картинки и видео требуют значительно больше места. Но прогресс в этой области очевиден: ресурс цифровой памяти растёт, даже опережая рост потребности в ней; дисковое пространство становится всё доступней. А это значит, что изображений будет ещё больше, а текста — меньше. Следующим ограничителем стала слишком долгая загрузка страниц с переизбытком картинок. Но и эта проблема решается. Каждое новое поколение компьютеров работает всё быстрей.

В современной системе координат длинный текст обладает антиценностью. Он не привлекает (давая возможность в чём-то разобраться), а отталкивает (тратя на него время, человек лишается возможности ознакомиться с тысячами других высказываний в виде картинок и коротких текстовых сообщений, среди которых могут быть и выжимки из длинных текстов). Также у современного человека нет никакой мотивации проходить ученичество у учителя-специалиста. Интернет предоставляет ему объём знаний, заведомо больший, чем может поместиться в отдельно взятой голове. Эксклюзив становится редкостью: по любому вопросу можно найти множество обучающего материала, включая видеокурсы. Можно учиться в свободном режиме, в удобное тебе, не связывая себя с автором курса никакими моральными обязательствами. Не понравилось тебе что-то из сказанного или изложение показалось слишком тяжёлым, — не надо себя насиловать, можно просто найти альтернативный, более удобный материал.

Иными словами, книга и наставничество, которые мы в начале определили в качестве фундамента познания, более таковыми не являются. Характер познания изменился. Если прежде оно мыслилось как разновидность труда, то теперь такое познание мало кого интересует. Популярна концепция обучения в форме игры. Процесс овладения знаниями должен быть максимально лёгким. Считается, что тогда человек будет лучше мотивирован на обучение. Однако знание, полученное таким образом, как правило, оказывается поверхностным. Впрочем, современного человека это не смущает. У него не возникает ситуаций, когда бы потребовались именно глубокие знания. Не существует надёжного механизма их конвертации в деньги или успех. В большинстве случаев для приемлемой жизни достаточно знания общих мест, без погружения в детали.

Но если в личном масштабе отказ от труда познания происходит незаметно и выглядит лишь одним из вариантов облегчения повседневного бытия, то в масштабе человечества он становится цивилизационной катастрофой. Внимательный наблюдатель обнаруживает в окружающей его реальности всё больше признаков раз-умения — утраты навыков, идущей по следам предшествовавшей утраты знаний. Конечно, современные технологии позволяют сохранять весь массив накопленной информации, и, казалось бы, знания утрачиваться не должны. Но знание — это не то, что хранится в виде цифровой записи в памяти компьютера, а то, что используется человеком в процессе его мыследеятельности. Говоря языком эпохи, знание — это активированная информация. По-прежнему есть люди, которые действительно много знают. Число таких людей всегда было невелико, тогда как в любой исторический период большинство не только обходилось незначительным объёмом знаний, но и не стремилось знать больше. Так что же изменилось? Изменился тренд.

Пусть в обществе основная масса не обладает глубокими знаниями, но если знающий человек пользуется уважением, если всё больше людей ищет возможности знать больше, то такое общество следует признать внутренне здоровым. Сегодня ситуация обратная. Базовый уровень образования в обществе достаточно высок. И, получив образование, мы далее уже не столько приобретаем, сколько теряем. То, что мы знали прежде, забывается, а нового знания мы не ищем, потому что такой потребности в нас нет. Знающие люди нас раздражают — они как бы претендуют на авторитет, которым мы их наделить не готовы. В результате совокупный объём актуальных знаний, то есть информации, которой пользуется общество, начинает снижаться. Если процесс раз-умения продолжится, то мы придём в точку, когда существующий технологический уровень (который мало-помалу ещё растёт, так как локально знание продолжает накапливаться) окажется человечеству не по силам, и мы его потеряем — через серию аварий и катастроф, после которых попросту не сумеем восстановиться.

Андрей Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

43. Ответ на 39., Андрей Козлов:

Связь 10-90 и 2? Исключительно в том смысле, как Вы это озвучили: 10 учат, на 90 махнули. Полностью согласен с Вашим предположением из 25 коммента. При 2-х процентах воцерковленных такое не просто возможно, а и так и будет. Было бы 20, так и духовно-нравственный фон в стране был бы совершенно иным и о подобном безобразии, что Вы предположили, а я согласился с Вами, даже никто бы и не вспомнил. И книги бы читали, а не гаджетами моргали по углам отвернувшись друг от друга и замкнувшись в себе.

Возможно. Хотя, на самом деле, и воцерковленные православные этим болезням подвержены, но, всё-таки, в меньшей степени, и книжек больше читают, чем "среднестатистический" человек, это да.
Кирилл Д. / 15.01.2019, 08:10

42. Ответ на 37., Кирилл Д.:

Не то, что к вершине много путей, а то, что между вершиной и "не-вершиной" нет разницы. Вершину можно обозначить где угодно; у каждого вершина своя, и т.д., и т.п.

"Между вершиной и невершиной нет разницы" - это взгляд извне. Именно такой взгляд позволяет обнаружить подменность картинки. А изнутри тебе говорят, что у тебя есть свой путь на вершину. Ты идёшь на свою вершину - и это то же самое, что другой идёт на свою, потому как все пути сходятся. Возможно, конечно, это "Модерн в Постомдерне", потому как чистый Постмодерн говорит, что всё игра, и путь тоже игра. И отсутствие пути - игра. Играй и не думай. Но до такого состояния пока ещё мало людей дошло (разложилось). Поэтому остальным даётся мулька - Модерн в Постмодерне.
Андрей Карпов / 14.01.2019, 07:52

41. Ответ на 28., Юрий С.:

Кто Вас убеждает и на что они способны, когда у нас есть Убедитель с истинным знанием. И однажды с ним познакомившись не забудешь о нём, как дважды два - четыре.

Кто Вас убеждает и на что они способны, когда у нас есть Убедитель с истинным знанием. И однажды с ним познакомившись не забудешь о нём, как дважды два - четыре.

Если бы всё было так просто, то труд сеятеля был бы лёгок, а дьяволу приходилось бы тяжело. Спасающихся было бы много, а погибающих мало... А по факту - наоборот.
Андрей Карпов / 14.01.2019, 07:45

40. Ответ на 38., Кирилл Д.:

Именно наличие ошибки Модерна в фундаменте проявилось ошибкой в так называемом Дранг нах Остене, а именно в том, что немцы пошли войной на России. В то время, когда мы найдем истинное основание Модерна, то его повторение, или Традиция,Классика (которая как известно, вечная) из замкнутого круга сегодняшней бесконечности топтания на месте, проявится уже совершенно другим по содержанию походу на Восток. Это уже будет культурный поход на Восток. Культурный поход Классики, Традиции на Восток, точнее - в Россию.Так Модерн, по большому счёту - это Христианство. Модерн начался с Христа. Это Он разомкнул время с его языческими кругами и открыл людям путь в Новую Жизнь. Нацизм - это антимодерн, путь назад, в язычество. А коммунизм (как и либерализм; и то, и другое - разновидности гуманизма) - это искажённый Модерн без Христа, в итоге ведущий в Постмодерн, или неоязычество. С понятием Традиции, мне кажется, некоторая путаница. Христианская Традиция - это накопленный христианский опыт. Но это не значит, что Христианство перестаёт быть Модерном и не ставит Христианство в один ряд с другими традициями, являющимися просто языческой стариной. Мне так кажется.

Тогда надо говорить о истинной Традиции Христианства (которое лежит в расколе) и о Модерне, как антиподу этого, и о Классике, которая содержит в себе драму как Традиции, так и Модерна, одновременно. Вот это некое триединство Нового времени, из которого вырвалась мировая война. Классика не решила вопроса Истории - вопроса об Антихристе, она его не увидела в настоящем. Модерн же, в отличие от истинной Традиции христианства, - поставил античного человека на фундамент так называемой парадигмы т.Эволюции. И все современное ему цивилизованное общество . А проблема истинной Традиции христианства состоит в том, что из-за христианского раскола Традиция оказалась недоступной настоящему времени культуры. Хотя она целиком присутствует в этом обществе, но из-за раскола не может преодолеть влияние Модерна на Классику более, чем влияние Модерна, то есть вместо истины мы видим античного человека (бери от жизни все - это слоган не рекламы, а именно что образ античного человека) и законы борьбы за выживания по т.Эволюции , которые объявлены в цивилизации истинной моралью, и обеспечиваются цивилизацией как истину. Самый яркий пример - гитлеровский нацизм. И, как сказано выше, Классика лишь поставила вопрос о том, что в обществе мира что-то не то в корне, в основе, называя иногда и причину , но в целом , Классика не нашла истины. Вместо нее появились фашизм и коммунизм. Сегодня - постмодерн. И идет работа.
Бондарев Игорь / 14.01.2019, 07:36

39. Ответ на 35., Кирилл Д.:

А вот мысль о школах 10-90 вполне вероятна в условиях, когда православных всего около 2-х процентов.Какая связь? Да, похоже, что в наше время люди воцерковленные в среднем больше внимания уделяют развитию своих детей, и сами имеют интеллектуальный и образовательный уровень выше среднего. Не утверждаю, что так, тут надо исследования проводить, просто по личным наблюдениям.Вы это имеете в виду или что-то другое?

Связь 10-90 и 2? Исключительно в том смысле, как Вы это озвучили: 10 учат, на 90 махнули. Полностью согласен с Вашим предположением из 25 коммента. При 2-х процентах воцерковленных такое не просто возможно, а и так и будет. Было бы 20, так и духовно-нравственный фон в стране был бы совершенно иным и о подобном безобразии, что Вы предположили, а я согласился с Вами, даже никто бы и не вспомнил. И книги бы читали, а не гаджетами моргали по углам отвернувшись друг от друга и замкнувшись в себе.
Андрей Козлов / 14.01.2019, 06:49

38. Ответ на 33., Бондарев Игорь:

Именно наличие ошибки Модерна в фундаменте проявилось ошибкой в так называемом Дранг нах Остене, а именно в том, что немцы пошли войной на России. В то время, когда мы найдем истинное основание Модерна, то его повторение, или Традиция,Классика (которая как известно, вечная) из замкнутого круга сегодняшней бесконечности топтания на месте, проявится уже совершенно другим по содержанию походу на Восток. Это уже будет культурный поход на Восток. Культурный поход Классики, Традиции на Восток, точнее - в Россию.

Так Модерн, по большому счёту - это Христианство. Модерн начался с Христа. Это Он разомкнул время с его языческими кругами и открыл людям путь в Новую Жизнь. Нацизм - это антимодерн, путь назад, в язычество. А коммунизм (как и либерализм; и то, и другое - разновидности гуманизма) - это искажённый Модерн без Христа, в итоге ведущий в Постмодерн, или неоязычество. С понятием Традиции, мне кажется, некоторая путаница. Христианская Традиция - это накопленный христианский опыт. Но это не значит, что Христианство перестаёт быть Модерном и не ставит Христианство в один ряд с другими традициями, являющимися просто языческой стариной. Мне так кажется.
Кирилл Д. / 13.01.2019, 20:13

37. Ответ на 24., Андрей Карпов:

Мы погибаем, потому что сторонимся учения(знания) Христова. // Это не описывает текущей ситуации. Это - описание ситуации эпохи Модерна. Эпоха Постмодерна описывается иначе. Учение Христово теряется в информационном шуме. Слишком много альтернатив. Нас убеждают. что неважно, каким путём идти к вершине. И это справедливо по отношению ко всему - у всех много поверхностных знаний, отсутствует системность и ранжирование...

Интересно. Мне кажется, тут несколько сложнее. Модерн, на самом деле, начался с Христианства. И, уж точно, не будь Христианства, не было бы Модерна. И само понятие пути к вершине - это Христианство. Язычник не идёт к вершине, он идёт по кругу. Понятно, что в рамках Модерна началось и оспаривание самого Христианства, которому Модерн, повторяю, обязан своим существованием. Но само понятие пути к вершине сохранялось, хотя провозглашались и пути, отличные от христианского. А Постмодерн - это отказ от пути к вершине, как такового. Не то, что к вершине много путей, а то, что между вершиной и "не-вершиной" нет разницы. Вершину можно обозначить где угодно; у каждого вершина своя, и т.д., и т.п.
Кирилл Д. / 13.01.2019, 19:55

36. Re: Раз-умение

Ещё такой диагноз есть - дизлексия. Не знаю, реальное это заболевание или следствие отупения и нежелания напрягаться (подозреваю второе). Насколько я понимаю, его на Западе начали детям ставить уже довольно давно, а теперь и у нас вроде это появилось.
Кирилл Д. / 13.01.2019, 19:48

35. Ответ на 26., Андрей Козлов:

А вот мысль о школах 10-90 вполне вероятна в условиях, когда православных всего около 2-х процентов.

Какая связь? Да, похоже, что в наше время люди воцерковленные в среднем больше внимания уделяют развитию своих детей, и сами имеют интеллектуальный и образовательный уровень выше среднего. Не утверждаю, что так, тут надо исследования проводить, просто по личным наблюдениям. Вы это имеете в виду или что-то другое?
Кирилл Д. / 13.01.2019, 19:46

34. Re: Раз-умение

Сегодня, в отличие от древних первых людей, мы должны будем доказать то , - почему нельзя есть с древа познания добра и зла. И это доказательство должна будет показать Наука.
Бондарев Игорь / 12.01.2019, 10:47
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31