Конфликт традиционной культуры и ветхозаветного хамства?

Размышления по итогам заседания Воронежской городской комиссии по культурному наследию о возвращении исконных имён улицам города

Тема возвращения исконной топонимики поднималась воронежскими традиционалистами не раз как в СМИ, так и на заседаниях комиссии по культурному наследию. На Форуме воронежской интеллигенции в конце октября её обозначил заместитель председателя руководящего Центра Общероссийского общественного движения «За Веру и Отечество», предводитель Воронежского губернского Дворянского Собрания проф. Е.М.Барсуков. 

Отдельно она обсуждалась на встрече, посвящённой перспективам сотрудничества Движения с членом Политсовета регионального отделения партии «Родина» проф. А.Ю.Минаковым, единомышленником и другом нашего Движения. Общими усилиями проявился, наконец, результат: городская комиссия по культурному наследию одобрила предложение вернуть названия историческим улицам Воронежа, пока сохранится двойной формат – нынешний и прежний. Искренне благодарим многоуважаемого Аркадия Юрьевича за труд по систематизации вопроса и решимость в воплощении общего замысла. 

Однако наряду с удовлетворением итогами заседания следует констатировать и неготовность определённой части нашего общества к переменам…

Человек вечно чем-то недоволен: женой, детьми, работой, жильём, соседями, жалованьем, правительством, погодой... Богом. Каин недоволен Авелем, тюремщик – тюремным режимом, теперешние партийцы - инициативой по возвращению исконных названий. 

Народная мудрость учит: на всех не угодишь, всем мил не будешь. 

Вы читали комментарии к публикациям о переименовании (присвоении двойных названий) 70 улиц Воронежа? Злобные, нелогичные, пышущие ненавистью с оттенком зависти. Противостояние «красных» и «белых»? Конфликт традиционной культуры и ветхозаветного хамства? Не только.

В Воронеже после войны оставалось 8-10% коренных воронежцев (теперь, возможно, ещё меньше), наверное, можно понять людей, не пожелавших возвращаться на пепелище… Ну а те, кто занял их место, застали только «Краснознамённые», «Красноармейские» и «МОПРовские» названия улиц. Откуда приезжим и их внукам знать о Большой Предтеченской, Романовской, Пятницкой, Вознесенской улицах, Петинском выезде, Кудиновой горе и Староконной площади? Поскольку не знали, нечего и вспомнить. Городская история этих семей началась только в ХХ веке, им трудно теперь расстаться с иллюзией мнимого постоянства воронежской топонимики. 

Вот случай из жизни: проводили как-то в День города историческую экспозицию в память Великой войны 14-го года под открытым небом в Петровском сквере. На планшетах - царские боевые награды, погоны, эполеты, прочие регалии, – то, что принято во все времена уважительно называть знаками чести и воинской доблести. Всё подлинное, чудом сохранённое! Пропахшее порохом и кровью пропитанное, за Веру, Царя и Отечество пролитой. Большой наплыв людей, на лицах интерес, почтительность и какой-то особенный (священный?) трепет. Девочка лет семи остановилась: «Папа, а что это?» А тот  небрежно ей бросает: «Пойдём отсюда, нечего всякое старьё разглядывать...» и устремляется в сторону «Петровского пассажа». 

Я опешил... Мораль ясна?

Бесспорным остаётся факт, что народ, как малое дитя, нуждается отнюдь не в таком наставничестве и воспитании. Духовный надзор, как тут не крути, с точки зрения традиционных этических ценностей как родительский, так и государственный, в разумных дозах приносит положительный эффект для поддержания нравственной константы. 

Возразят: глас народа – глас Божий… Но дай толпе волю, она заново Христа распнёт. 2000 лет назад Спасителя приговорили именно по итогам всенародного волеизъявления.  
 
Вернуть отобранное - справедливо или аморально? Я, кстати, не о деньгах.

Чем руководствовалась советская власть, резко и беспощадно вытесняя устоявшуюся топонимику? А тем же, чем и в искажении истории: прагматичным пропагандистским мифотворчеством. Чтобы навсегда удалить из памяти людской все эти крайне неудобные для партийного догматического сознания Консисторские, Подьяческие, Спасские, Покровские, Большие и Малые Дворянские улицы, заменив своими «правильными», идеологически мотивированными, – из революционных «святцев» террористов и нигилистов. Героизируя их почти в языческом античном, – до обожествления, смысле. 

В дореволюционной топонимике, за редким исключением, отсутствовала персонификация «героев» и «титанов». Предки исповедовали другой жизненный принцип – «не нам, не нам, но Имени Твоему». Божьему Имени. Героев в России столько, что ни улиц, ни школ не хватит. Справедливо ли чествовать одних в ущерб другим?

Коль скоро мы живём в другие времена, давайте хотя бы соблюдать разумные исторические пропорции в топонимике и мемориальном увековечении, стремясь к «золотому сечению». По наименованиям улиц, городов, по памятникам XX века до сих пор сложно разобраться, а были ли в России другие войны, существовал ли подъём национального самосознания, встречались ли факты самопожертвования и героизма до Великой Отечественной 1941-45 гг. А также - другие государственные мужи, кроме партийных. Или жизнь на одной шестой суши зародилась только в 1917 году?
 
Разумеется, память деятелей и героев новейшего времени (если это не Вера Фигнер, Розалия Землячка или Иван Каляев), подчеркну, - оказавших позитивный вклад в историю, тоже нужно чтить и сохранять, от них никто не отрекается. Но даже если абстрагироваться от противостояния мировоззрений - христианского и секулярного, всё равно окажется, что у нас памятью предков жертвуют в пользу современников, пусть даже отстоящих от нас на несколько десятков лет назад. Значит, уважения достойны только «жители 20-го столетья», а предки - это пыль и прах времён царя Гороха? Что это, как не беспамятство, что это, как не историческая амнезия? К чему тогда лицемерные рассуждения, отчего молодые не знают истории и не дорожат прошлым? Проблема, как видно, не в детях, а в отцах. 
 
Противники переименования пытаются усмотреть в предложении о возврате исконных имён новый социальный «раздражитель», источник конфликта, опасаются психического срыва доморощенных аналитиков. Не скажу за всех, но большинство сетевых комментаторов, независимо от темы, бурно «волеизъявляются» в Интернете, чтобы пар спустить, негатив свой личный выплеснуть. Они что, на улицы выйдут после переименования? Нет.
 
Светопреставления не случится, возобновится вялотекущая и, к сожалению, безрезультатная перебранка на более приземлённые темы о платных парковках, ужасах коммунального хозяйства и невменяемости пенсионной реформы. 

Кто-то не скрывает злого сарказма: мол, хотят переименовывать, пусть делают таблички за свой счёт. Руководствуясь этой логикой, надо и учебники истории издавать за родительский счёт. Инициатива возвращения исконных наименований направлена на искоренение исторического невежества (и хамства!), способствует развитию краеведения, пробуждает интерес к истории малой родины и России. Следует помнить, что историческое просвещение - это дело государственной важности, направленное на воспитание жертвенной любви к Отечеству. Оно касается всех и каждого. 

Юрий Юрьевич Лукин, помощник председателя Руководящего Центра Общероссийского Общественного Движения «За Веру и Отечество» по связям с органами государственной власти, общественными и религиозными организациями в ЦЧР, действительный член Российского Дворянского Собрания
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. любо!

Очень верные слова! Вернуть русским отобранные большевиками названия есть дело сохранения русской истории. Стереть с карт имена злодеев- есть продолжение борьбы против злодеев и злодейств. Увы, пока у нас вожди заявляют нам одно, а делают другое: языковая и топонимическая политика и идеология противоречат заявленным целям и задачам России. Дружбе народов никак не способствует то что у русских отобрали имена городов и рек и отдали малым народам.

Рыбин / 28.12.2018
Юрий Лукин:
Конфликт традиционной культуры и ветхозаветного хамства?
Размышления по итогам заседания Воронежской городской комиссии по культурному наследию о возвращении исконных имён улицам города
26.12.2018
Православное зодчество как манифест традиционалистов Воронежского края
Юрий Лукин об открывшейся в Воронеже выставке, посвященной православной церковной архитектуре
05.02.2015
Чужими руками
В Воронежский Великого Князя Михаила Павловича кадетский корпус снова пришла беда
22.09.2014
«Мы должны смотреть на пример наших предков и не повторять их ошибок»
В день столетия Первой мировой войны в Воронеже состоялось открытие мемориального знака в память Георгиевских кавалеров
05.08.2014
Все статьи автора
"Движение "Возвращение""
С Богом? Или… с дьяволом?
Впечатления о прошедших в Нижнем Новгороде общественных слушаниях…
09.02.2020
Монастырская или… лядова?
О III Общественных слушаниях «Историко-культурные аспекты топонимики Нижнего Новгорода»
06.02.2020
«Речь идет об исторической справедливости»
Участники слушаний «Историко-культурные аспекты топонимики Нижнего Новгорода» считают необходимым возвращение исторических названий нижегородским улицам Стрелка и площади Лядова
04.02.2020
Пора сдвинуть вопрос «с мёртвой точки»
В Санкт-Петербурге пытались выяснить, кто и почему препятствует возвращению исторических топонимов
12.04.2019
Все статьи темы