Конфликт традиционной культуры и ветхозаветного хамства?

Размышления по итогам заседания Воронежской городской комиссии по культурному наследию о возвращении исконных имён улицам города

Движение "Возвращение" 
0
864
Время на чтение 5 минут
Тема возвращения исконной топонимики поднималась воронежскими традиционалистами не раз как в СМИ, так и на заседаниях комиссии по культурному наследию. На Форуме воронежской интеллигенции в конце октября её обозначил заместитель председателя руководящего Центра Общероссийского общественного движения «За Веру и Отечество», предводитель Воронежского губернского Дворянского Собрания проф. Е.М.Барсуков.

Отдельно она обсуждалась на встрече, посвящённой перспективам сотрудничества Движения с членом Политсовета регионального отделения партии «Родина» проф. А.Ю.Минаковым, единомышленником и другом нашего Движения. Общими усилиями проявился, наконец, результат: городская комиссия по культурному наследию одобрила предложение вернуть названия историческим улицам Воронежа, пока сохранится двойной формат – нынешний и прежний. Искренне благодарим многоуважаемого Аркадия Юрьевича за труд по систематизации вопроса и решимость в воплощении общего замысла.

Однако наряду с удовлетворением итогами заседания следует констатировать и неготовность определённой части нашего общества к переменам…

Человек вечно чем-то недоволен: женой, детьми, работой, жильём, соседями, жалованьем, правительством, погодой... Богом. Каин недоволен Авелем, тюремщик – тюремным режимом, теперешние партийцы - инициативой по возвращению исконных названий.

Народная мудрость учит: на всех не угодишь, всем мил не будешь.

Вы читали комментарии к публикациям о переименовании (присвоении двойных названий) 70 улиц Воронежа? Злобные, нелогичные, пышущие ненавистью с оттенком зависти. Противостояние «красных» и «белых»? Конфликт традиционной культуры и ветхозаветного хамства? Не только.

В Воронеже после войны оставалось 8-10% коренных воронежцев (теперь, возможно, ещё меньше), наверное, можно понять людей, не пожелавших возвращаться на пепелище… Ну а те, кто занял их место, застали только «Краснознамённые», «Красноармейские» и «МОПРовские» названия улиц. Откуда приезжим и их внукам знать о Большой Предтеченской, Романовской, Пятницкой, Вознесенской улицах, Петинском выезде, Кудиновой горе и Староконной площади? Поскольку не знали, нечего и вспомнить. Городская история этих семей началась только в ХХ веке, им трудно теперь расстаться с иллюзией мнимого постоянства воронежской топонимики.

Вот случай из жизни: проводили как-то в День города историческую экспозицию в память Великой войны 14-го года под открытым небом в Петровском сквере. На планшетах - царские боевые награды, погоны, эполеты, прочие регалии, – то, что принято во все времена уважительно называть знаками чести и воинской доблести. Всё подлинное, чудом сохранённое! Пропахшее порохом и кровью пропитанное, за Веру, Царя и Отечество пролитой. Большой наплыв людей, на лицах интерес, почтительность и какой-то особенный (священный?) трепет. Девочка лет семи остановилась: «Папа, а что это?» А тот небрежно ей бросает: «Пойдём отсюда, нечего всякое старьё разглядывать...» и устремляется в сторону «Петровского пассажа».

Я опешил... Мораль ясна?

Бесспорным остаётся факт, что народ, как малое дитя, нуждается отнюдь не в таком наставничестве и воспитании. Духовный надзор, как тут не крути, с точки зрения традиционных этических ценностей как родительский, так и государственный, в разумных дозах приносит положительный эффект для поддержания нравственной константы.

Возразят: глас народа – глас Божий… Но дай толпе волю, она заново Христа распнёт. 2000 лет назад Спасителя приговорили именно по итогам всенародного волеизъявления.
Вернуть отобранное - справедливо или аморально? Я, кстати, не о деньгах.

Чем руководствовалась советская власть, резко и беспощадно вытесняя устоявшуюся топонимику? А тем же, чем и в искажении истории: прагматичным пропагандистским мифотворчеством. Чтобы навсегда удалить из памяти людской все эти крайне неудобные для партийного догматического сознания Консисторские, Подьяческие, Спасские, Покровские, Большие и Малые Дворянские улицы, заменив своими «правильными», идеологически мотивированными, – из революционных «святцев» террористов и нигилистов. Героизируя их почти в языческом античном, – до обожествления, смысле.

В дореволюционной топонимике, за редким исключением, отсутствовала персонификация «героев» и «титанов». Предки исповедовали другой жизненный принцип – «не нам, не нам, но Имени Твоему». Божьему Имени. Героев в России столько, что ни улиц, ни школ не хватит. Справедливо ли чествовать одних в ущерб другим?

Коль скоро мы живём в другие времена, давайте хотя бы соблюдать разумные исторические пропорции в топонимике и мемориальном увековечении, стремясь к «золотому сечению». По наименованиям улиц, городов, по памятникам XX века до сих пор сложно разобраться, а были ли в России другие войны, существовал ли подъём национального самосознания, встречались ли факты самопожертвования и героизма до Великой Отечественной 1941-45 гг. А также - другие государственные мужи, кроме партийных. Или жизнь на одной шестой суши зародилась только в 1917 году?
Разумеется, память деятелей и героев новейшего времени (если это не Вера Фигнер, Розалия Землячка или Иван Каляев), подчеркну, - оказавших позитивный вклад в историю, тоже нужно чтить и сохранять, от них никто не отрекается. Но даже если абстрагироваться от противостояния мировоззрений - христианского и секулярного, всё равно окажется, что у нас памятью предков жертвуют в пользу современников, пусть даже отстоящих от нас на несколько десятков лет назад. Значит, уважения достойны только «жители 20-го столетья», а предки - это пыль и прах времён царя Гороха? Что это, как не беспамятство, что это, как не историческая амнезия? К чему тогда лицемерные рассуждения, отчего молодые не знают истории и не дорожат прошлым? Проблема, как видно, не в детях, а в отцах.
Противники переименования пытаются усмотреть в предложении о возврате исконных имён новый социальный «раздражитель», источник конфликта, опасаются психического срыва доморощенных аналитиков. Не скажу за всех, но большинство сетевых комментаторов, независимо от темы, бурно «волеизъявляются» в Интернете, чтобы пар спустить, негатив свой личный выплеснуть. Они что, на улицы выйдут после переименования? Нет.
Светопреставления не случится, возобновится вялотекущая и, к сожалению, безрезультатная перебранка на более приземлённые темы о платных парковках, ужасах коммунального хозяйства и невменяемости пенсионной реформы.

Кто-то не скрывает злого сарказма: мол, хотят переименовывать, пусть делают таблички за свой счёт. Руководствуясь этой логикой, надо и учебники истории издавать за родительский счёт. Инициатива возвращения исконных наименований направлена на искоренение исторического невежества (и хамства!), способствует развитию краеведения, пробуждает интерес к истории малой родины и России. Следует помнить, что историческое просвещение - это дело государственной важности, направленное на воспитание жертвенной любви к Отечеству. Оно касается всех и каждого.

Юрий Юрьевич Лукин, помощник председателя Руководящего Центра Общероссийского Общественного Движения «За Веру и Отечество» по связям с органами государственной власти, общественными и религиозными организациями в ЦЧР, действительный член Российского Дворянского Собрания
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. любо!

Очень верные слова! Вернуть русским отобранные большевиками названия есть дело сохранения русской истории. Стереть с карт имена злодеев- есть продолжение борьбы против злодеев и злодейств. Увы, пока у нас вожди заявляют нам одно, а делают другое: языковая и топонимическая политика и идеология противоречат заявленным целям и задачам России. Дружбе народов никак не способствует то что у русских отобрали имена городов и рек и отдали малым народам.
Рыбин / 28.12.2018, 18:39
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Лукин
Православное зодчество как манифест традиционалистов Воронежского края
Юрий Лукин об открывшейся в Воронеже выставке, посвященной православной церковной архитектуре
05.02.2015
Чужими руками
В Воронежский Великого Князя Михаила Павловича кадетский корпус снова пришла беда
22.09.2014
«Мы должны смотреть на пример наших предков и не повторять их ошибок»
В день столетия Первой мировой войны в Воронеже состоялось открытие мемориального знака в память Георгиевских кавалеров
05.08.2014
Все статьи Юрий Лукин
Движение "Возвращение"
На полпути к возвращению
В Нижнем Новгороде улице Стрелка могут вернуть её историческое наименование «Александро-Невская»
09.04.2021
Памяти Бориса Вилькицкого
В Санкт-Петербурге вспоминали великого русского мореплавателя
08.04.2021
Улицам к лицу их имена!
В Нижнем Новгороде вновь в разгаре дискуссия о возвращении исторических имен
02.04.2021
Идолы большевизма или национальные герои?
Кто нам ближе – экстремист Яков Свердлов или защитник веры и Отечества святой князь Александр Невский?
27.03.2021
К 800-летию города: улицы прадедов наших
Нижегородская областная организация Союза писателей России вновь обратилась к властям Нижнего Новгорода с предложением рассмотреть вопрос об исторических названиях
13.03.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
17.04.2024 04:36
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от учитель
17.04.2024 00:32
В поисках подковы
Новый комментарий от С. Югов
16.04.2024 23:31
О мифических надеждах на отрезвление Запада и православном будущем Китая
Новый комментарий от Владимир Николаев
16.04.2024 22:20
По молитвам прмц.Елисаветы Феодоровны
Новый комментарий от Владимир Николаев
16.04.2024 22:15