itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Плод равнодушия и лицемерия

Слово в Неделю 28-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
951
Время на чтение 6 минут
Воскресное Евангелие об исцелении в субботу согбенной женщины открывает неожиданное противостояние — одна из главных древних заповедей Божиих становится для учителя израильского причиной отвержения Христа Бога.

Эту древнюю святую заповедь: «Шесть дней делай дела твои, а седьмой — Господу Богу твоему» Церковь хранит и сегодня в ряду тех, которые не говорят еще о совершенстве, но ставят последний предел распада — «не убивай», «не воруй», «не блуди», «чти отца твоего и матерь твою». Она даже еще более, может быть, важная, чем все остальные, потому что без соблюдения святости праздников человек остается без Бога, без всякой надежды противостоять распаду.
Как же получилось, что этот законоучитель, да и не он один, а по существу все законоучители, книжники и фарисеи, первосвященники Израиля, преткнулись о то, чему они учили? Перед нами, во-первых, проявление страшного немилосердия, холодности по отношению к страданию человека. И во-вторых, мы видим очевидное лицемерие. «Лицемер! — говорит Христос, обращаясь к начальнику синагоги, — не каждый ли из вас, когда его скот начинает реветь и требовать есть и пить в субботу, отвязывает его и дает ему необходимое? Неужели эту дочь Авраамову, которую сатана связал, в день субботний не надлежало помиловать?»

Внешнее, без которого не может быть внутреннего, как без листьев не может быть плодов, как говорят святые отцы, обязательно должно нами соблюдаться. Иначе не о чем говорить. Но дерево может быть бесплодным — зеленым, цветущим, а плодов, ради которых существуют эти листья и цветы, совершенно не иметь. Внешнее может оказаться даже препятствием тому, чему мы должны приобщиться в Церкви, и это особенная болезнь не только Израиля.

Такая психологическая черта — быть чрезмерно пунктуальным во всех внешних предписаниях — это болезнь и русского народа. Как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), пост, например, который, безусловно, свят и необходим, порой становится неким суеверием русского человека, потому что внешнее соблюдение его для некоторых оказывается более важным, чем тот плод, который этот пост должен принести.

Очень часто на исповеди можно слышать, как человек долго и подробно исповедуется в каких-нибудь мелочах — действительно, оцеживает комара и не замечает при этом, что не кается в самом главном, то есть поглощает верблюда. Он нечаянно «оскоромился» подсолнечным маслом в среду или пятницу — хотя вся его жизнь близко не соответствует тому, в чем он приносит покаяние.
Мы часто очень внимательны в этом отношении не только к себе, но и к другим — как они ведут себя в храме, обязательно ли в платочке пришли, а если в шапочке, то вроде бы это уже какое-то нарушение. И часто мучает нас вопрос: «Как нужно правильно поступать, можно ли читать Евангелие сидя?» — и все как будто у нас продиктовано заботой о благочестии. Но эти вопросы, как правило, обнаруживают, что мы не знаем сути того, чему учит Церковь, иначе бы они разрешались сами собой. Мы понимали бы, как говорит святитель Игнатий, что внешнее должно занимать второстепенное место, что мы должны быть решительно свободны по отношению к внешнему там, где мы достигаем внутреннего.

Однако враг очень хитер, имы ни вкоем случае не должны соблазняться призывами сегодняшних реформаторов-лицемеров, утверждающих условность внешних правил церковной жизни, которые для нас драгоценны, потому что освящены благодатным опытом. Вся энергия этих реформаторов направлена по сути на внешнее, c неизбежным ущербом для внутреннего — неслучайно они во многом исходят из протестантизма, где во главу всего ставятся рассудок и внешнее знание, а не борьба с грехом до крови, не таинственная жизнь во Христе, как в Православии. Правильный порядок очень существен для духовной жизни — иначе не избежать того самого лицемерия и равнодушия, о которых говорится в сегодняшнем Евангелии.

Лицемерие — это когда человек «делает вид», хочет не быть, а казаться. Это происходит, и иногда очень тонко и неприметно, когда касаются нас какие-то духовные переживания, и мы хотим чуть-чуть печальнее или немного радостнее, чем на самом деле есть, изобразить их для других людей. Случается, конечно, и худшее. Я знаю семью, где молодая мать, всеми правдами и неправдами испрашивая благословение у разных священников, путешествует по монастырям, отец целый день на работе, а дети остаются заброшенными, неухоженными, смотрят без конца телевизор, всё подряд, или одни гуляют на улице. Или, скажем, такое: стоит в храме, вся в черном, прихожанка, рассказывает почтенный лаврский архимандрит, — четки крутятся у нее как колесо, а попробуй, подойди к ней — злая, как собака.
Лицемерие — всегда расхождение между внешним видом и внутренним нашим состоянием. Внешнее благочестие — это как бы маска того, что человек угождает Богу и живет как настоящий верующий, а в сердце при этом могут быть самые безбожные мысли и чувства. Христос говорит, что это настолько опасно, что может приводить к вражде против Бога, как показано это нам сегодня в Евангелии. Эту дочь Авраамову, которую сатана связал, — кому, как не священнику нужно было прежде всех пожалеть! А он становится на сторону сатаны и выступает против Бога в своем лицемерии, чтобы было соблюдено все внешнее!

Господь много говорит горьких и грозных слов об опасности лицемерия, особенно накануне Своих Страданий. Он напоминает, что вся история Ветхого Завета по существу есть история убийств — убивали пророков, праведников — те, кто, будучи лицемерами, соблюдали все внешнее. И эта история, говорит Господь, не закончилась, она продолжается. Мы знаем, что лицемеры, которые все посты соблюдали, все правила знали и ни в чем как будто не отступали от предписаний Божиих, вынесли приговор Спасителю: «Повинен смерти». Осудили Того, Кто избрал, полюбил этот народ, отвергли Его и распяли.

Эта «тайна беззакония» присутствует ив нашей Церкви, постепенно раскрываясь. Святитель Игнатий (Брянчанинов) с горечью повторял за сто лет до него сказанные слова святого Тихона Задонского: «Христианство незаметно удаляется от людей, остается одно лицемерие, и плодами этого лицемерия будет то, что предвижу, — говорит святитель, — все здание Церкви нашей падет, и падение его будет внезапное и великое». Это действительно произошло, потому что Господь обличает нас, показывая, что подлинное есть только там, где жизнь и смерть, где страдания, где любовь — там, где нельзя ничего придумать, «создать впечатление».

Самое страшное, грозный признак последних времен — этот холод, равнодушие при умножении беззакония. Кажется, уже не может быть большей жестокости, больших страданий, когда люди воспринимают друг друга именно как предмет для приобретения чего-то, материальной выгоды и наслаждения — то, что сейчас мы наблюдаем. Господь говорит, что холод будет такой великий, что во многих, то есть в большинстве человечества охладеет любовь. Мы слышим сейчас многих лжепророков, которые вносят этот холод. Средства массовой информации насаждают культ насилия и разврата, и при этом одновременно произносятся лицемерные слова о соблюдении «прав человека».

Церковь должна быть особенно внимательна к себе в такой обстановке неслыханного лицемерия и жестокости. Господь говорит, что Он ненавидит праздники, когда они связаны с лицемерием и беззаконием. «Напрасно вы приходите в храм и ставите свечку», — говорит Он. «Праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь» (Ис. 1, 14—18). И тогда исполнится то, о чем пророчествует преподобный Серафим Саровский, призывая нас к хранению заповеди Божией о почитании праздничных и воскресных дней и к стяжанию Святого Духа.

Когда вы увидите этот холод вокруг себя, предвозвещающий наступление той страшной зимы, среди которой бегство из этого зла и распада становится уже почти безнадежным, призовите имя Господне и поспешите в храм Господень. Если этот холод проникает уже внутрь Церкви, если вы ощущаете его в своих сердцах — знайте, что это от диавола. Бог есть огонь, говорит преподобный Серафим, не обряды, не пост и молитва, не добрые дела, а огонь, сокрытый в них. Не присутствие наше внешнее на празднике, а присутствие праздника в нас.

Совершенной любовью и прикосновением этого огня приближается к нам через храмы Божии Рождество Христово. Мы не сможем выпрямиться к небу, в три погибели согнутые к земле, если не будет среди нас Христос, если не примем всем сердцем сегодня слова Христа: «Милости хочу, а не жертвы».
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Грех Каина
Слово в среду 2-й седмицы Великого поста
27.03.2024
Дар Божий
27 марта — празднование Феодоровской иконы Божией Матери
26.03.2024
Как оказались мы в Православной Церкви?
Евангелие Недели 1 Великого поста (Ин, 5 зач., 1, 43—51)
24.03.2024
Где торжество Православия в сегодняшнем мире?
Слово в Неделю Торжества Православия
23.03.2024
Враг старается осквернить святыню поста
Слово в день памяти святого великомученика Феодора Тирона
23.03.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Ориентир Великого поста
22 марта — память 40 мучеников Севастийских
22.03.2024
Где огонь, который Христос пришел принести на землю?
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в четверг
21.03.2024
На последнем Суде
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в среду
20.03.2024
Богослужение особой духовной красоты
Сегодня — первая литургия Преждеосвященных Даров
20.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04