Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Маленькая историческая победа

100-летие Царской Голгофы / 05.12.2018


Дмитрий Лучкин о присвоении мурманскому аэропорту имени Святого Царя-Мученика Николая II …

4 декабря были подведены итоги конкурса «Великие имена России! Время признаний». По итогам конкурса аэропорту г. Мурманска, вполне вероятно, будет присвоено имя Государя Императора Николая Второго. 

Однако смущает то обстоятельство, что широкой общественности, за исключением уважаемых жителей Мурманска (а я убежден, что мурманчане прекрасно знают историю своего края) практически неизвестно, чем же связаны между собой город – герой Мурманск и Государь Император Николай Второй. В телевизионных новостях о победе в присвоении имени Николая Второго аэропорту в конкурсе было сказано как бы вскользь, а об истории основании города, значении этого события не было сказано ни слова. 

06.07.1916. была наложена резолюция Императора Николая Второго о даровании городу, расположенному на восточном берегу Кольского залива, имя Романов-на-Мурмане. 4 октября 1916 года архиепископ Архангельский Нафанаил (Троицкий) при большом стечении военных моряков и рабочих совершил чин освящения места будущего Никольского храма, который, к сожалению, до революции так и не был построен. Интересная деталь! Улицы города должны были носить имена членов Императорской фамилии. Николаевской (теперь – Ленинский проспект), Алексеевской (улица Воровского), Ольгинской (улица Ленинградская).

Проблема незамерзающих портов, как и задача выхода в мировой океан, для России всегда была актуальной. До революции незамерзающих портов с развитой инфраструктурой было крайне мало. В основном это порты на Балтийском и Черном морях. Большая Азиатская программа Императора Николая Второго при полной ее реализации смогла бы существенно решить задачу России выхода в Мировой океан. Но уже во время Русско-японской войны стало совершенно очевидным, что осуществление подобной программы придется отложить, поскольку морские страны тихоокеанского бассейна и западные страны будут продолжать препятствовать в осуществлении этих планов.

Россия, вернув себе часть побережья Балтийского моря и закрепившись на Черном море, тем не менее, была заложницей военно – политической конъектуры. Надо иметь в виду тот факт, что Балтийское море запирается Датскими проливами, и потому выход в Мировой океан мог быть при определенных условиях затруднителен. С середины XVI столетия, вплоть до подписания в марте 1857 года Копенгагенского  договора, датская корона взимала сборы за проход через проливы Большой, Малый Бельт и Зунд, которые получили название «Зундские пошлины».  Кстати, согласно этому договору, Дания отказывалась впредь от взимания пошлин, но при условии предоставления ей возмещения в размере 3 млн фунтов стерлингов. Сумма эта была распределена между морскими странами в зависимости от тогдашнего объема их судоходства. Это была своего рода плата России за выигрышную Северную войну… 

Расплата же за обретение Россией статуса морской державы, но не имеющей выхода в мировой океан на европейском континенте, могла стать более тяжелой. В Первую Мировую войну для России были закрыты проливы Босфор и Дарданеллы, также был блокирован порт Петрограда, и торговое судоходство было прекращено. Использовался для торгового морского сообщения только замерзающий порт в Архангельске. И только благодаря решению Николая Второго о развитии инфраструктуры края и созданию военно-торгового порта Россия стала поистине Великой державой с выходом в океан. 

Имея полноценный океанский флот, Россия обеспечивает себе никем и ничем нестесненный, свободный выход в открытый океан. Позволю взять на себя смелость утверждать, что ошибку Императора Петра Первого исправил его Великий потомок – Император Николай Второй. Ведь начатое при Петре Первом, в начале его царствования, беломорское мореплавание после обретения балтийского побережья было заброшено. И Чесменская битва, и знаменитый средиземноморский поход Ф. Ушакова были совершены тогда, когда либо балтийской эскадре приходилось огибать всю Европу, или в очень редкий период дружбы с Османской империей, когда проливы Босфор и Дарданеллы были открыты для наших военных судов. Ситуация повторилась во время Русско-японской войны, когда черноморские проливы были закрыты для нас.

Любопытны детали и этапы обустройства Мурманского края. Сначала было решено построить в Екатерининской гавани коммерческий порт, и уездный город который дал толчок к развитию области. 24 июня 1899 года было присвоено городскому поселению и порту при Екатерининской гавани название Александровск-на-Мурмане. В новом административном центре были построены здания полицейского управления, здание мирового судьи, арестный дом. Построены были также общественные бани, аптека при больнице и флигель для медицинского персонала, здание для машин электрического освещения, водопровод, дамба, возведено помещение для Мурманской научно-промысловой экспедиции, которая занималась изучением в Баренцевом море флоры и фауны. Через некоторое время заработала Мурманская биологическая станция. И уже после создания на Мурмане инфраструктуры там началось строительство военно-транспортного порта, что произошло уже в ходе Первой мировой войны.

Благодаря тёплому Гольфстриму мурманские бухты не замерзают зимой, они глубоководные, и, самое главное, они расположены вблизи Европы. Морской торговый порт стал крупнейшим незамерзающим портом России. Этот суровый северный край богат природными ресурсами. А Мурманская железная дорога – это пример эффективного воплощения стратегического плана по строительству инфраструктуры. Строительство железной дороги – 1,5 тыс. км - осуществлялось в кратчайшие сроки, - всего за 20 месяцев, и была введена в эксплуатацию в ноябре 1916 года. Промыслительность решения Николая Второго о начале строительства самого северного железнодорожного пути от Петрозаводска до Сорокской бухты и до Мурманского побережья в том, что в период Великой Отечественной войны Мурманск стал поистине Морскими воротами ленд-лиза. Достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться, что самым коротким расстоянием от портов Великобритании до Мурманска – 1500 миль, от Нью-Йорка до Мурманска – 4500 миль. Так сложился северный маршрут: из США через Великобританию или Исландию в Советские порты - незамерзающий (Мурманск) и замерзающий (Архангельск). Оба порта имели прямые выходы к железной дороге, связывавшей их с центром страны и с фронтом. Поэтому помощь, оказанная нашей изнывающей стране в борьбе с Германией и ее союзниками, в момент острой нехватки боеприпасов, когда проходила срочная эвакуация заводов с запада страны на восток, сложно переоценить. 

Романов-на-Мурмане стал последним городом, основанным Российской Империей. Уже через полгода Временное правительство переименует его в Мурманск, убрав в названии города фамилию того, чьими стараниями город получил свой облик и международное значение. Но как знать, не символично ли, что, присвоив название аэропорту, имя Государя – Основателя города, последнего города, построенного в Российской Империи, мы заложили маленький кирпичик в фундамент возрождения новой России? России, чьи дети будут помнить своих Великих правителей и чтить их память. Я искренне в это верю.

Дмитрий Лучкин, учитель истории


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме