Сегодня царство детей на земле. Все, что делают, — делают для детей. Хотя в мире, отрекшемся от Христа, кажется, уже все наоборот. Все, что делают, — делают против детей. Но среди нормальных людей, и тем более христиан, встреча с детьми — всегда праздник и радость. И дети заставляют все делать, как если бы они держали нас за руку. Самое малое — и самое великое и прекрасное. Что бы мы стали делать, что бы стало с миром без детей? Откуда эта уверенность в их открытом взоре, прямом и кротком, идущем прямо из рая? В их взоре, в их голосе, во всех их движениях, в их царственном, благоговейном и внушающим благоговение существе — блаженство и неподражаемая невинность. Мы знаем, почему они все — наши лучшие учителя, почему они так распоряжаются нами. Все младенцы — от Богомладенца Христа. А Христос рождается, потому что Младенец Пречистая Божия Матерь входит во Святое Святых. Мы не видели Богомладенца Христа, но мы видели младенцев, принявших крещение.
Мы помним в Евангелии, как приносили ко Господу детей, чтобы Он прикоснулся к ним. Но ученики не допускали их. За этими детьми стояли их матери, которые нежно подталкивали их вперед или просто несли на руках. Господь создавал вокруг Себя особенную атмосферу доброты и простоты. Эти женщины были бесконечно счастливы, когда Он благословлял их детей. Им так хотелось, чтобы они были рядом с Ним! Увидев строгость учеников, заботившихся о поддержании в толпе порядка, Господь вознегодовал и сказал им: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствие Божие как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10, 13—16).
В праздник Введения во Храм трехлетней Отроковицы Пресвятой Богородицы Церковь впервые воспевает ирмосы «Христос раждается» и приглашает нас восходить к Вифлеему с расположением ребенка, с его простотой, открытостью и доверчивостью. Более того! Нам надо самим стать как дети, чтобы войти в Царство Небесное. «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное», — скажет Господь еще раз, поставив дитя перед всеми людьми (Мф. 18, 3). Сегодня Церковь не только возвещает нам о начале нашего спасения, но и показывает путь нашего духовного восхождения. Чтобы каждый из нас открылся совершенно Богу. В этом — все наше возрастание. Оно должно быть всегда — до конца, до Христова Креста. И незадолго до Крестных Страданий, при торжественном входе Господа в Иерусалим, когда дети приветствовали Его: «Осанна Сыну Давидову!» и первосвященники, и книжники, вознегодовали: «Слышишь ли, что они говорят?», Он ответил им: «Да! Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу!» (Мф. 21, 15—16). Через все Евангелие золотой нитью проходит эта мысль об избрании «малых сих», чтобы посрамить великих. Бог отверзает уста смиренных и заграждает уста гордых. «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф. 11, 25—26). Господь говорит об этом в тот момент, когда Он ждет от нас подлинной веры в тяжкой атмосфере ожесточения многих сердец и непонимания Бога. Он открыто принимает исповедание детей, которые ясно видят тайну Божию, присутствующую здесь. Только такое отношение к Нему открывает доступ во Святое Святых, в Царство Небесное.
Стать внутренне как дети, будучи взрослыми, дорого стоит. Это может быть только по дару Христа, только Его благодатью, которую Он купит для нас Своею Кровью. И это требует нашего всецелого предания себя Богу, приобщения той самоотдаче, какую являет уже сейчас Пречистая Отроковица. Стать детьми — значит научиться жить в полноте настоящим. Не так, как мы обычно живем — с тревогой о завтрашнем дне, забывая о сегодняшнем, который должен быть наполнен до предела. Стать детьми — значит отвергнуться гордыни, самодостаточности, признать, что сами, одни, мы ничего не можем. Мы постоянно нуждаемся в милости и силе Отца нашего Небесного, чтобы найти истинный путь и не сбиваться с него. Как ребенок постоянно нуждается в родителях, и он это чувствует всем своим существом, так и мы должны быть такими же перед Богом, нашим Отцом, — зависящими от Него во всем. Быть как дети — значит исполняться доверия к Богу как они, верить как они, просить, как просят они.
Это будет возможно, если сознание, что мы дети Божии, все более будет укореняться в нас. Ибо тайна Божественного усыновления — основание духовной жизни, следствие того Воплощения, которое явилось через Пречистую Деву, восшедшую во Святое Святых. Нам необходимо так осознать эту чудесную реальность, чтобы обращаться к Богу поистине с сыновним духом. Мы чада Божии, те, для кого Бог — Отец. Это столь велико, что мы должны в течение всей нашей жизни восходить к постижению этой тайны. Как привычно, слишком привычно произносим мы первые слова самой главной нашей молитвы «Отче наш»! И с каким изумлением говорит об этом апостол Иоанн Богослов: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец».
«Мы чада Его», — это слово, которое надо удержать, размышлять над ним, созерцать его. Апостол не говорит: «Как если бы мы были чада Божии». Он не написал: «Есть в нас нечто такое, что в известном смысле можно было бы сказать, что мы чада Божии». Нет, он твердо исповедует: «Мы чада Его». Настоящие сыновья и настоящие дочери Бога — вот кто мы. И начало нашего усыновления — Христос. Если мы сыновья и дочери Бога — это благодаря Ему, Его даром, в Нем, в уподоблении Ему. На память приходит другое непостижимое, страшное слово апостола: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3, 2). Подобны Ему! Может ли быть такое? Христос говорит: «Я дал вам образ». День за днем мы должны приближаться к Нему. Сын Божий влечет нас непрестанно все глубже входить в этот дар Святого Святых. Жить Богом, все более соединяться со Христом, пребывать в Нем, чтобы уподобляться Ему — молитвами Богородицы — в этом наше призвание. Какое чудо — стать, наконец, детьми, подлинно приобщиться тому, что было в сокровенности Пречистой Божией Матери при Ее Введении в храм. Оттого что Пречистая Дева — наша духовная Мать, Она более чем кто-либо учит нас быть детьми.
Неизреченный Божий зов. В праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы Церковь восходит к Богу вместе с Той, Которая родит Сына Божия по человечеству. И уже сегодня мы можем воскликнуть с Ангелом Благовещения: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Она не только даст нам Христа, Спасителя и Избавителя. Она предшествует нам в восхождении к славе Божией. Она открывает путь всему искупленному роду нашему и становится образом его судьбы.
Трехлетняя Отроковица входит «воспитатися во Святая Святых» и оставляет Своих родителей. Как объяснить эту тайну? Эта тайна относится ко всем нам. И всякий, в каком бы возрасте он ни осознал себя чадом Божиим, понимает по благодати Духа Святого и заступничеством Пречистой, о чем идет речь.
Царство Божие сокрыто. Как сокровище, зарытое в поле, или как жемчужина неизмеримой цены, несмотря на свой малый вес. Бог не очевиден, не ослепителен для внешнего взора. Напротив, Он сокровенен, невидим. Но Он существует, Он здесь, рядом с нами. Как ни с чем несравнимая драгоценность, которую нельзя сразу обнаружить, и от обретения которой меняется вся жизнь. Царство Божие стоит любых жертв. «Все оставь», — скажет потом Христос, призывая к решающему выбору. Это короткое слово «все» рассекает как меч. Христианская жизнь не может быть жизнью наполовину. Люди восхищаются спортсменом, который лишает себя многого, чтобы побить рекорд, или ученым, который жертвует всем и сидит с утра до вечера в лаборатории, чтобы сделать открытие. Христос хочет, чтобы наш выбор Царства Божия был абсолютным. Блажен, кто с детства посвящает себя Богу. «От юности Христа возлюбил еси, блаженне», — приносим мы хвалу преподобному Серафиму. И всем тем, кто от чрева матери был избранником Божиим.
Выбор Царства Божия, Святого Святых, совершается в радости. Отказ от всего, предлагаемый Богом, не есть мрачная покорность обстоятельствам. Это не жертва, совершаемая против сердца, и как бы вынужденная, потому что нет возможности поступить иначе. Нет, тот, кто отказывается от всего, чтобы приобрести Бога, делает это с радостью! Стоит сделать усилие, отвергнуться того, что имеет малое значение, ради предпочтения того, что существенно. Нет счастья более чудесного, неслыханного, чем коснуться благодати бесконечной Христовой любви. И нет ничего более печального, чем теплохладность или безразличие по отношению к Богу. Непостижима тайна Введения во Храм Божией Матери. И наша молитва сегодня о том, чтобы каждому из нас была дана благодать узнать ее.
Ты действовал во мне, Господи, оставаясь сокрытым от моих глаз, ослепленных ложным светом. Ты бросил в мое сердце семя любви, которое возросло, прежде чем я осознал это. Мы встретились. Ты вошел в мою жизнь. Ты заполнил все мое существование. Ты заставил меня оставить все другие любви мира ради рождения большей любви. По этой причине поступают в семинарию, постригаются в монашество, принимают священный сан.
Ты дал мне увидеть Твой Лик. И я узнал, что Ты не имя, не идея, но Личность — живая и любящая. Ты завладел мною. Теперь вся моя жизнь — постоянный поиск Тебя, в непостижимом мире и свете Христовом. А также — в Его страдании и мраке. Христос сделал мою душу пленницей Своей красоты. Он отдает Себя и убегает, является и исчезает, всякий раз еще глубже запечатлевая желание достигнуть Его. Это и есть зов Божий, наше восхождение во Святое Святых.
Зов Божий неописуем. Разумеется, можно сказать «нет», но на самом деле как будто невозможно не сказать «да». Зов обязывает, оставляя свободным. Зов Божий нельзя предвидеть. Только после посещения благодатью, в свете ее, можно различать прежние уготовления, которые были промыслительными. Каждая ступенька, оказывается, имела значение. Зов Божий неизречен и непередаваем другим. Юноша или девушка, услышавшие зов Божий, не могут ничего сказать о нем ни своим родителям, ни своим братьям и сестрам — даже любимым. Поистине нет слова для него, потому что он касается тайны Бога.
«Ты влек меня, Господи, — говорит пророк Иеремия, — и я увлечен. Ты сильнее меня — и превозмог» (Иер. 20, 7). В зове Божием трехлетней Отроковицы была благодать всех пророков и всех святых. И всех нас, грешных.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России