itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Русское одиночество

Создается впечатление, что русские для христианства и возникли и выразили его, насколько можно, полно в истории материального мира

Бывший СССР 
0
1967
Время на чтение 7 минут
Теперь мы не только в европейской политике, но и в Православии одиноки, так как ситуация с автокефалией УПЦ предполагает исход из существующего молитвенного общения со многими Православными Церквями. Как-то сложно предполагать молитвенное общение с Поместными Православными Церквями, поддерживающими отношения с Фанаром, как и им поддерживать отношения с нами без риска обрушения вроде бы необходимой всем взаимозависимости с центром в бывшем Константинополе.

Не берусь делать ничего, кроме предположений, но есть почва и для выводов, которые, собственно, межцерковной жизни напрямую не касаются.

Русская цивилизация в силу тех или иных причин всегда находилась в некоей изоляции. И преодоление изоляции всегда было первостепенной задачей правительства. Собственно, история страны включает в себя множество заимствований тех или иных цивилизационных особенностей государственной, экономической и культурной жизни, которые в целях контризоляционизма и осуществлялись.

То есть движение от изоляции в той или иной сфере к цивилизационному и соответствующему культурно-экономическому обмену есть некая в разные времена воспроизводимая, неоспоримая парадигма нашей жизни.

В чем причина такого явления?

Изоляционизм проявлял себя именно в отношениях с христианским Западом.

Что же в нас так не нравилось? Причин всегда было несколько. Но среди ведущих - непонимание источника русской силы и непонимание наших целей.

Откуда вдруг всякий раз брались у русских силы для решения тяжелейших исторических задач, притом что в уровне потребления мы, как правило, существенно отставали от Запада? Но именно уровень потребления является целью и мерилом развития людей. И Западу непонятно, как потребляющие столь скудно и не разнообразно, практически всегда вне потребительского мейстрима, мы оказывались сильнее и мощнее в сфере государственного и военного строительства, побеждая врагов и контролируя все больше территории и ресурсов.

Эта имперская реальность является причиной непонимания целей такого исторического сверхусилия. Так как, с точки зрения прагматичных западных народов, созидать и поддерживать империю, имея в результате все то же заимствование уровня потребления мелких европейских соседей, которым империи не создать никогда, такие не прибыльные сверхусилия воспринимаются как непонятные, как не влекущие практической пользы.

Говоря о России, невольно начинаешь размышлять о проблеме мира, который, являясь по сути цивилизационной матрицы прозападным, зачастую не может понять мотивацию русских. По факту присутствует разный набор мотивационных смыслов, которыми привыкли пользоваться люди разных цивилизаций. И преодолеть эти различия весьма сложно. Хотя собственно эти различия не являются коренной и единственной причиной взаимного недоверия и вытекающих из него следствий.

В основе международных действий любого суверена, как и народа, который суверена в том или ином виде уполномочил представлять его интересы, лежит борьба за ресурсы.

Но мотивация деятельности русских, непонятная Западу, как не ведущая к высокому потреблению, даже можно сказать - отсутствие выраженной заинтересованности в высоком потреблении при наличии ресурсов, была и будет камнем преткновения в наборе смыслов, которые Запад формулирует для себя, описывая цели и намерения русских в отношении как международных, так и национальных интересов.

В числе возможных объяснений такого непонимания напрашивается то, что мы ментально не заряжены на высокий уровень потребления. Высокое потребление - это, прежде всего, большой, как правило, каменный дом, который в условиях наших холодов всегда проблемно отапливать. Из этого же ряда объяснение низкой эффективности основного вида экономической деятельности, а именно сельского хозяйства докапиталистического периода, когда в высокоширотном климате зерновые в России воспроизводились один к трем, в то время как на Западе один к десяти.

Но это объяснения из разряда оправданий: как причина нашей непохожести на европейцев, тем более что они не содержат сути проблемы.

У нас много говорится о триединстве славянских народов, в то время как с точки зрения национальной не очень понятно, чем единство с украинцами или белорусами отличается от единства с поляками или болгарами. У болгар и язык-то более понятен для нас, чем украинский.

В основу декларируемого единства кладется историческая судьба, национальная и культурная схожесть, религиозная идентичность, пребывание в кругу одних исторических задач, совместные усилия по их решению и... соответственно, близкий уровень потребления.

И здесь неясно, имеют ли преимущество общие национальные корни или важнее совместная историческая судьба? Так с татарами у нас, по крайней мере, формально, нет общих национальных корней, но есть общая пятисот или восьмисотлетняя историческая жизнь. При том, что до 1917 года сорок процентов татар были кряшенами. Я уже не говорю об одном уровне потребления.

Западные славянские народы, являясь исторически долго сателлитами Польши, так или иначе были приближены к европейскому уровню потребления; и если в силу тех или иных исторических причин прибились к русскому государству, то разницу в уровнях потребления не видеть не могли и память о западных потребительских ценностях не теряли.

С утратой государственного единства все соответствующие политические и идеологические скрепы прекратили воздействие на умы братьев-славян, а вот аргументы преимущества европейского потребления приобрели большую силу.

Поэтому естественным выглядит дрейф славянских (украинского и белорусского) народов к Западу, где сытнее. Но чтобы легитимизировать колоссальные территориальные и экономические вложения, которые русские легкомысленно сделали в братьев-славян, у братьев возникла идея русского насилия, угнетения и пр., хорошо разработанная именно на Украине. У белорусов эта концепция менее развита в силу тех причин, что русские в Белоруссию сделали вложений существенно меньше, чем в Украину.

В свое время раскормив Украину территориями, руководство СССР стояло перед необходимостью создания противовеса, которым могла быть только Белоруссия. Двукратная попытка приведения к властным рычагам первых секретарей ЦК компартии Белоруссии, сначала Пономаренко, а потом Машерова, потерпела неудачу, в немалой степени потому, что руководство СССР после смерти Сталина практически было перехвачено украинцами.

С одной стороны, в результате «братской политики» мы получили обожравшуюся русскими землями Украину, а с другой стороны, благодаря украинцам, сохранили территории, которые должны были, по логике, отойти к братской Белоруссии, приди к власти в СССР белорусские лидеры.

Понятно, что все проекты, как украинский, так и несостоявшийся в полной мере белорусский, не могли быть плодом государственных усилий этих народов, которые сами по себе не способны к эффективной государственности и ничем в истории эту способность к государственному строительству не подтвердившие.

Но постановка их в один ряд с русскими, во-первых, стирала грань между государствообразующим народом и народами-сателлитами, а во-вторых, давала энергию процессам будущего отторжения территорий этих республик, перспективно весьма возможно в пользу Польши, так как сами по себе эти братские славянские народы исторически ничего не значат.

Но и для поляков такой план слишком сильная стратегия. За польской конфедераткой торчат уши англосаксов, традиционно Польшу опекавших как плацдарм своих антирусских действий.

Так что, весьма вероятно, можно рассматривать Украину и Белоруссию в качестве территорий, рано или поздно нацеленных примкнуть к Польше в целях создания славянского гособразования, способного к реальному военному противостоянию с Россией. Поскольку давно понятно, что украинцы не настолько круты, чтобы входить в военное противостояние с русскими, но этого не скажешь о поляках, соответствующей энергетикой явно обладающих и способных направить своих бывших и, как следует полагать, будущих сателлитов в качестве острия антирусского тарана.

Феномен русской имперскости наиболее явно выразился в советский период, когда Россия, с фактического одобрения всего русского населения, так как протестов против развития национальных окраин не припомнить, осуществляла колоссальные вложения русского интеллекта, труда, ресурсов в национальные республики, что привело к более высокому уровню потребления в национальных советских республиках в сравнении с Россией.

Совершенно очевидное причинение ущерба своим национальным интересам, очевидное несоответствие уровня потребления прилагаемым усилиям, очевидный дисбаланс потребления в ущерб самим себе - этого не могут понять не только западные «партнеры», но и бывшие братья по СССР.

Парадоксально, но советский период в этом контексте, несмотря на ущерб, нанесенный религиозному образу жизни, может быть более христианский для русских, чем существенная часть их остальной истории. Выплеск религиозного мученичества и жертвенная, по сути, глубоко христианская политика по отношению ко всему ареалу и всем народам русского мира, даже на фоне непримиримых политических противоречий с частью населения, не принимавшего имущественного равенства, на фоне атеистических гонений и, по сути, непрерывно протекавшей гражданской войны, тем не менее настолько колоссальны, что останутся в сознании человечества некими непонятыми и поражающими деяниями, подобными египетским пирамидам.

Одиночество неразумных русских предопределено национальным характером, избычествующим силой, стремлением защитить всех слабых. Это стремление гармонизировать мир за счет самих себя, практически принося себя в жертву чужим интересам, как нельзя в точку совпадает с практической плоскостью концепта христианства, возникшего во времена, когда русского народа еще не существовало...

Создается впечатление, что русские для христианства и возникли и выразили его, насколько можно, полно в истории материального мира, временами даже ценой отказа от религиозности как образа жизни, как бы перенаправив энергетику, поглощаемую духовностью на сугубо материальные цели, материально, насколько это возможно, выражавшие суть христианства, через внешнюю уравнительность и из глубин народной души исходившую жертвенность.

Именно поэтому, по причине неприемлемости жертвы, приносимой в ущерб себе, эсхатологически предопределено, что христианство должно сжиматься, подавляться миром, а его носители оставаться в одиночестве...

Именно поэтому русские обречены быть в одиночестве, и все героические усилия правительства по ослаблению изоляционизма есть только способ оттянуть неизбежность или надежда на победу, которая по всем раскладам человеческой природы в принципе не может быть окончательной.

Борьба против изоляционизма, столь традиционная для русских правительств, по сути есть оборотная сторона политики изоляции, отторжения христианства миром, все менее способным к его принятию...

Павел Иванович Дмитриев, юрист, публицист
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

126. Ответ на 121., М.Яблоков:

У каждого свой идол...

Речь идёт о любви к ближнему, товарищ подполковник, но не об идолах. Жаль, что Вы с Люсей не поняли такой простой вещи из Учения Спасителя. Плотяное сердце?

125. Re: Русское одиночество

По-видимому, самые незначительные.

Смешно, как у нас рядовой обыватель заряжен на количество.Думает, что большое количество - это высокие показатели результативности. А как же качество?! Упрекнуть апостола Павла в "самых незначительных плодах" непросто смешно, это несколько глупо. Насколько помнится, Христос не призывал вести статистику. И суть, конечно, не в количестве. "Ст. 3-10 Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу...." Вот как Христу важна каждая душа и как Он ищет её, где бы она не находилась. Поэтому и не Горскому заниматься бухгалтерией в таком деле. Если бы он понимал ценность каждой души и её предназначения, то не делал бы таких выводов и вперёд паровоза не бежал, делая поспешные выводы о незначительности проповеди апостола Павла в данном случае.
Тася / 14.11.2018, 16:57

124. Ответ на 112., Василий В.В.:

Ибрахим и Авраам - это один и тот же человек.

А Карл Маркс и Фридрих Энгельс - это не муж и жена, а четыре разных человека ))
М.Яблоков / 14.11.2018, 15:44

123. Ответ на 120., Lucia:

Так Вы со Христом или с Квачковым?Я с Владимиром Васильевичем Квачковым. Стало быть, я со Христом. Кто из богословов прокомментирует?

Уже )
М.Яблоков / 14.11.2018, 15:30

122. Ответ на 119., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Так Вы со Христом или с Квачковым?Я с Владимиром Васильевичем Квачковым. Стало быть, я со Христом.

У каждого свой идол...
М.Яблоков / 14.11.2018, 15:01

121. Ответ на 119., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Так Вы со Христом или с Квачковым?Я с Владимиром Васильевичем Квачковым. Стало быть, я со Христом.

Кто из богословов прокомментирует?
Lucia / 14.11.2018, 14:46

120. Ответ на 118., Lucia:

Так Вы со Христом или с Квачковым?

Я с Владимиром Васильевичем Квачковым. Стало быть, я со Христом.

119. Ответ на 110., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Как можно быть одиноким, будучи со Христом?Я, например, не одинок, ибо я с генерал-полковником Квачковым.Этот Русский офицер точно со Христом.

Так Вы со Христом или с Квачковым?
Lucia / 14.11.2018, 10:26

118. Ответ на 116., Андрей Карпов:

Я вам говорю про святоотеческое толкования, а вы мне впариваете Горского. Феофилакт Болгарский?

Вот Феофиласт Болгарский! «Полная же надпись на капище была следующая: "богам Азии и Европы и Ливии: Богу неведомому и чуждому". - Проходя бо и соглядая чествования ваша. Нашел в городе не книгу божественную, а стоявшее капище; и воспользовавшись надписью на капище, разрушил самое капище. Да что же и оставалось ему делать? Еллины все были неверующими. Если бы он стал беседовать с ними на основании евангельского учения, они стали бы смеяться над ним; если бы - на основании пророков, не имели бы доверия к нему. Он оружие неприятеля покорил его же оружием: вот это-то и есть то, что он говорит: бых со беззаконными, яко беззаконный. Увидел капище, и - надпись на нем обратил в свою пользу; а что еще важнее, так это - то, что он изменил мнение афинян. На капище, говорится, бе написано: неведомому Богу. Кто же был этот неведомый Бог, как не Христос? Итак афиняне написали это во имя Христа? Если бы они написали это во имя Христа, то успех Павла в их обращении не представлял бы ничего удивительного. Нет, они написали это с иною целию; а Павел сумел придать надписи совершенно новое значение». Это образец миссионерства для всех веков христианства! А вы что-то тут говорите о неуспешной проповеди апостола Павла... Неуспешно ваше здесь присутствие - это точно!
М.Яблоков / 14.11.2018, 07:46

117. Ответ на 114., М.Яблоков:

Я вам говорю про святоотеческое толкования, а вы мне впариваете Горского.

Феофилакт Болгарский?
Андрей Карпов / 14.11.2018, 07:32
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Дмитриев
США – гарант ограниченной ядерной войны в Европе!
Поражённые грехом содомии европейские политики ведут цивилизацию к смерти
21.03.2024
Выборы как маркер русской ментальности
Размышления на избирательном участке
18.03.2024
Что мы выберем в марте?
Государство зависит от политики избранного руководителя
27.02.2024
Славянская идея и страстотерпцев «непобедимая дерзость»
Удержать Европу от обесовления может только объединение славян вокруг России
22.02.2024
Самонадеянность Запада и самонадеянность России
Только там ставят на силу зла, а мы – на силу добра
12.02.2024
Все статьи Павел Дмитриев
Бывший СССР
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
День памяти первого летчика-космонавта Юрия Гагарина
Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева
27.03.2024
«Наша работа, создание канона может подвигнуть нас к подлинным открытиям»
Советский период может быть интерпретирован как одна из форм нетерпеливого стремления русского народа к Царствию Небесному
26.03.2024
Смерть шпионам и диверсантам
Сами по себе диверсии не прекратятся, их надо предотвращать
25.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 04:00
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25