Провозглашая в 2015 году в одном из городов Средней Азии программу «Новый Шёлковый путь», лидер Китая Си Цзиньпин де-юре объявил Китай новым хозяином над странами Средней Азии.
Так как Россия как правопреемник
СССР в это время была занята интеграцией Крыма в состав России, взамен Китай позволил себе «забрать» под свое владение страны Средней Азии. Если России можно интегрировать (по мнению экспертов нашей Академии Геополитики, а по оценкам экспертов НАТО - захватить) часть суверенного государства Украины, то почему Китаю этого нельзя допустить? И поэтому после «аннексии» Крыма в 2014 году, через год, Китай и провозгласил свою программу «Новый Шелковый путь» по экономическому захвату постсоветских стран Средней Азии. В это момент мировое закулисье, глобалисты потребовали от лидера России платить цену за Крым: это была новая война России против мирового исламского фундаментализма - в лице Халифата в Сирии.
Научные и военные центры Коммунистической Партии Китая в этой парадигме, в процессе вовлечения России в новую войну на Ближнем Востоке, увидели свой новый шанс для продвижении своей экспансионной политики еще дальше, в другие постсоветские страны, в страны Южного Кавказа - Грузию, Армению и Азербайджан (см.
анализ нашей Академии Геополитики «Чайно-Шёлковый путь Грузии, или «кошмар
Путина»).
Надо отметить, что руководство Китая сразу же переименовало свою программу Шелкового пути на «Экономический пояс вокруг Нового Шелкового пути». Как говорится, чем дальше в лес, тем больше дров... Политика Китая после ухода представителей мирового глобализма из Белого дома Вашингтона (Барак Обама и Ко) становилась всё более агрессивной и захватнической. Сразу же последовало выступление «коммуниста» Си Цзиньпина на мировом форуме «капиталистических акул» в Давосе 18 января 2017 года.
Фото №1 - председателя КНР Си Цзиньпина в рамках Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе, январь 2017 года.
Председатель Китая предъявил заявку на нового лидера мирового глобализма после ухода США с этой позиции. СМИ писали: Китай вступает в «новую эру» после выступления председателя КНР Си Цзиньпина в рамках Всемирного экономического форума в Давосе, в котором он подчеркнул положительный эффект глобализации; Си Цзиньпин выступил на ВЭФ в Давосе, призвав мировых лидеров не отказываться от глобализации. «Действительно, экономическая глобализация создала новые проблемы, но это не повод, чтобы совсем отказаться от экономической глобализации, - заявил он. - Скорее мы должны адаптироваться и управлять экономической глобализацией, смягчать ее негативные последствия и обеспечивать ее преимущества для всех стран». Ключевыми вопросами форума, который проходил 17-20 января 2017, являлась растущая враждебность обществ к глобализации и позиция избранного президента США Дональда Трампа по торговым соглашениям.
КНР нашли способ заставить глобализацию работать на Китай, и это победа китайского империализма.
Китай не смог удержаться от соблазна для вхождении и в страны Восточной Европы, где когда-то «хозяином» был Советский Союз. Автор долгие годы был представленным от Правительства Македонии Почетным Консулом в Армении и изучал китайскую геополитику от Сирии до Македонии (см. наш
анализ «Геополитика Китая от Сирии до Македонии. Си Цзиньпин оживляет маршрут великого похода полководца Александра Македонского»).
Для реализации своих планов по захвату рынков других стран, начиная от Монголии и Малайзии до Македонии и Украины, Китай начал применить и свои вооруженные силы, китайские секретные службы.
Одной из причин разгоревшейся гражданской войны на (в) Украине стала и экспансионистская политика Китая в отношении Украины. Осенью 2013 года перед саммитом ЕС в Вильнюсе Янукович посетил в Пекин и подписал договор о китайских инвестициях в Украину в размере 30 млрд долларов США. Это было 2 раза больше, чем предлагали РФ и ЕС вместе взятые для Украины. Янукович по этим договоренностям должен был передать Китаю три морских порта (два в Крыму) и один на Азовском море. Кроме этого,
Украина обязалась передать в аренду на 100 лет 30 млн га чернозема на Востоке Украины для выращивания кукурузы и сои, для нужд граждан Китая... Возможно это и послужило главной причиной для отстранения В. Януковича от власти на Украине в феврале 2014 года... (см. наш
анализ «Кризис в Украине: пути выхода из кризиса»).
Продолжается военная экспансия Китая в Африке, в Азии, в Балканских странах, на постсоветском пространстве...
Во время прошедшего с 22 по 24 октября в столице Армении Международного форума «Евразийское партнерство» многие мировые политики и ученые подтверждали наши опасения по поводу глобализации китайской геополитики по захвату новых рынков слаборазвитых, малых стран не только ЕАЭС, но и Восточной Европы, Индокитая, Океании, Африки и Латинской Америки. Эту тревогу высказали не только эксперты, но и такие опытные мировые политики, как советник Президента США Руди Джулиани.
Фото № 2 - советник президента США Руди Джулиани вместе с президентом Академии Геополитики Араиком Саргсяном.
Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян и Советник Президента РФ, академик Сергей Глазьев высказывались осторожнее по поводу требования Китая ускорить интеграцию стран ЕАЭС с китайской программой «Один пояс – один путь» (см. фото № 3 и № 4). Справедливости ради надо сказать, что предложение советника Президента РФ г-на С.Ю. Глазьева о переходе внутриторгового оборота между странами ЕАЭС на национальные валюты, было воспринято участниками Форума с воодушевлением; теперь слово за национальными правительствами ЕАЭС. Но тут и зарыта «голова собаки», как правильно заместитель Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян: «Национальные правительства стран ЕАЭС саботируют важные решения Коллегии, невозможно организовать встречи выше уровня заместителей председателей правительств стран ЕАЭС, нужно подумать о создании отдельного Министерство по вопросам Интеграции в этих странах».
Как выразились мои коллеги, Китай шаг за шагом захватывает рынки сбыта и сырья в странах ЕАЭС.
Так, Китай выводит вредные производства из своей страны в страны ЕАЭС. Этим шагом Китай сразу убывает «двух зайцев»: начинает выполнять Киотские и Парижские соглашения по вредным выбросам в атмосферу, а с другой стороны - «инвестирует» в страны ЕАЭС.
Фото № 3 – советник Президента РФ Сергей Глазьев и президент Академии Геополитики Араик Саргсян.
К примеру: на границе Белоруссии, в городе Брест, Китай возводит завод по производству аккумуляторов, который приведет к экологической катастрофе для окружающей среды. В другой стране ЕАЭС - в Армении, Китай потребовал закрыть фабрику своего конкурента - медный комбинат в г. Алаведы с участием российского капитала, для строительства аналогичного китайского завода. В Казахстан перебрасываются уже несколько старых китайских фабрик по горно-обогатительному профилю. И все это по так называемым китайским инвестициям в страны ЕАЭС... Китайский проект «Один пояс - один путь» теперь многие эксперты из стран ЕАЭС озвучивают «поласковее»: «пояса-пути», чтобы войти в круг друзей Коммунистической партии Китая...
Фото № 4 - председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян и президент Академии Геополитики Араик Саргсян.
Агрессивная империалистическая политика Китая «достала» народы и правительства других стран, не входящие в ЕАЭС.
Малайзия приостановила крупный проект с Китаем - «Один пояс - один путь» зашел в тупик в Малайзии. Новое руководство страны объявило, что замораживает китайские проекты. В китайской инфраструктурной инициативе «Один пояс - один путь» появилась первая за пять лет крупная трещина: лидер Малайзии Махатхир Мохамад объявил 21 августа в ходе визита в Пекин, что китайские проекты в его стране будут заморожены. Своего предшественника Наджиба Разака, подписавшего с Китаем соглашения о запуске этих проектов, он обвинил в «тупости». По мнению нынешнего руководства страны, китайские кредиты легли на бюджет страны непосильным бременем, и условия сделки нуждаются в пересмотре. «Виноваты не китайцы, виновато малайзийское правительство, - сообщил Махатхир Мохамад на итоговой пресс-конференции перед отлетом из КНР. - Они занимали огромные суммы денег, и теперь у нас проблемы с тем, чтобы отдать то, что они назанимали. Это никак нельзя назвать прямыми иностранными инвестициями». Придя к власти, Махатхир Мохамад одним из первых своих указов заморозил три китайских проекта по строительству в стране высокоскоростной железной дороги и двух газопроводов. Изначально железная дорога обходилась Куала-Лумпуру в $13,6 млрд, но благодаря разным дополнительным соглашениям стоимость выросла до $16,5 млрд. Более того, если учесть все проценты, которые страна должна будет выплатить китайскому ExIm Bank (на 85% финансирование проекта - его кредит), то сумма вырастает до $20 млрд. Обо всем этом стало известно только после смены правительства, которое также обнаружило, что за время правления Наджиба Разака общий долг страны вырос до 1 трлн ринггит ($252 млрд) при ВВП страны $364 млрд. Замороженная «Железнодорожная ветка восточного побережья» была флагманским проектом китайской инициативы «Один пояс - один путь» и должна была стать частью трансконтинентального маршрута, соединяющего Китай и Сингапур через территорию Юго-Восточной Азии. К моменту остановки на нее уже было потрачено около $5 млрд. Стоимость кредита для страны составила 3,25% годовых, срок выплат - 20 лет. Строительство началось в 2017 году.
Другой стратегический сосед Китая – Пакистан – также оказался в кризисе по причине экспансионистских планов «Нового Шёлкового пути». Ведущее деловое издание The Financial Times опубликовало информацию о намерении нового правительства Пакистана обратиться к МВФ за крупнейшей за всю историю страны кредитной линией в объеме от 10 до 12 млрд долларов. Как сообщается, этот план был представлен премьер-министру Имрану Хану и теперь обсуждается на встрече представителей Всемирного банка и МВФ, проходящей в Индонезии. Источником информации называется министр финансов Пакистана Асад Умар. Ведущие экономисты уже называют происходящее признаком большой трещины в китайском плане «Один пояс - один путь» и следствием, а то и прямым доказательством разрушительности экономической экспансии Поднебесной для всех сотрудничающих с ней стран. Пекин является крупнейшим кредитором и держателем $19 млрд из $80 млрд внешнего долга Исламабада.
В ходе визита в Пакистан 11 сентября госсекретарь США Майк Помпео заметил, что Вашингтон, крупнейший донор МВФ, не будет блокировать заявку Пакистана на получение помощи, если таковая потребуется. Изменение позиции США может быть связано с обострившейся торговой войной между США и Китаем: если Пакистан не получит денег от МВФ, ему останется только обратиться за помощью к Пекину. Это может превратить и без того близкие связи двух стран в зависимость Исламабада от Пекина и еще большему отдалению первого от Вашингтона. Стратегический проект Китая по созданию морского хаба в пакистанском порту Гвадар будет поставлен под вопрос.
Китай ускоренными темпами «закупает» морские порты других стран. Да что там порты, - Китай купил целые страны в Африке. Сегодня много говорят про экспансию Китая в Африку. На поверку оказывается, что китайские колонизаторы ничуть не отстают от европейских, а то и превосходят их.
Пекин фактически скупил на корню Замбию. Эта африканская страна до получения независимости в 1964 году называлась Северная Родезия. В свое время англичане строили в ней металлургический завод и железную дорогу, а в придачу местным жителям от их щедрот достались школы. Европейцы ушли, на их место пришли китайцы, строят они много, но исключительно для своих нужд и никуда уходить не собираются.
Главный инструмент колонизации по-китайски – это «дипломатия долгов». Экспансия в Замбию началась посредством компании под названием «Инициатива по развитию железной дороги». Через эту структуру китайцы не только строили дорогу, но и скупали активы, а также выдавали огромное количество невозвратных кредитов. Например, подсунув африканцам некий «контракт» с иероглифами, китайцы купили Колледж развития природных ресурсов, который отвечает за геологоразведку Замбии. Ходят слухи, что в стране были найдены микроалмазы, но кто ж точно знает, коль вся геолого-разведывательная деятельность теперь под контролем Пекина?
Поговаривают, что азиатские дипломаты играют на слабости президента страны Лунгу к алкоголю в худших традициях европейских колонизаторов. Результат его правления налицо. Лунгу набрал китайских кредитов на сумму в 8,0 миллиардов долларов на инфраструктурное строительство. Обслуживание долгов перед Пекином каждый год стоит не самой богатой африканской стране в полмиллиарда долларов, что является для нее непосильным бременем. Плюс капают штрафы и пени за просрочку. В бюджете Замбии нет средств даже на своевременную выплату заработной платы государственным служащим. Представители МВФ посчитали невозможным возврат Замбией набранных у Китая долгов даже при помощи международных финансовых структур. Страна, если называть вещи своими именами, банкрот. Уже сейчас КНР фактически контролирует замбийскую железную дорогу (даже машинисты на ней китайцы, не говоря об инженерах и руководстве), электростанцию и основные новостные телеканалы страны. Но теперь речь идет о том, что в качестве уплаты невозвратного долга замбийское правительство будет вынуждено отдать Пекину всю добывающую, энергетическую и транспортную систему государства.
Судьба Замбии ожидает и Македонию, Сербию, Болгарию и другие Балканские страны, где Китай использует те же «замбийские» методы.
Китай построит железную дорогу в Сербии за $3,8 млрд. Премьер-министр Сербии Ана Брнабич объявила о заключении соглашения с Китаем о строительстве участка железной дороги, соединяющей сербские города Нови-Сад и Суботица с селом Келебия, расположенном вблизи границы с Венгрией. Нови-Сад и Суботица находятся примерно в 95 километрах друг от друга. Как сообщает GCR, строительство железной дороги Венгрия-Сербия является трансграничным инфраструктурным проектом, реализуемым в рамках китайской инициативы «Один пояс - один путь». Этот проект был согласован Сербией, Венгрией и Китаем в 2015 году. Согласно последним подсчетам, стоимость проекта оценивается в 3,8 млрд долларов США.
Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян пообещал расширить сотрудничество по множеству направлений с Сербией, Словенией, Боснией и Герцеговиной в кулуарах встречи глав правительств Китая и стран Центральной и Восточной Европы (CEE), сообщало 28 ноября 2017г. агентство «Синьхуа». Кроме того, Китай готов к сотрудничеству с Белградом и по другим инфраструктурным и промышленным проектам вроде строительства дорог, фабрик и промышленных парков, проектам в сфере электронной торговли и логистики, добавил Ли.
Китай готов импортировать из Словении конкурентную сельхозпродукцию, поддерживать китайский туризм в странах Центральной Европы и помочь китайским фирмам принять участие в словенском автопроме. Словения намерена усилить сотрудничество с Китаем в сфере сельского хозяйства, автомобилестроения, туризма, авиации, научных исследований, образования, зимних видов спорта.
Кроме всего прочего, Ли встретился с председателем Совета министров Боснии и Герцеговины Денисом Звиздичем. Китай видит в этой стране потенциал для сотрудничества в сфере энергетики, по словам Ли. Он надеется, что удастся построить несколько электростанций в рамках двустороннего сотрудничества. Босния и Герцеговина готова претворить в жизнь все достигнутые договоренности и продвинуть проекты в сфере транспортной инфраструктуры, электроэнергетики, сельского хозяйства, туризма и культуры (подробнее эксперты нашей Академии писали в материале «Германия совместно с Турцией создает геополитический альянс против Китая»).
Мои коллеги из ЕАЭС защищают программу Китая «Один пояс - один путь» и еще потому, что Россия надеется и ожидает финансовой поддержки со стороны китайских банков для смягчения последствий западных санкций против России из-за интеграции Крыма... Но они будут разочарованы, узнав о том, что Китай не спешит на помощь России в этой торговой войне, и ЦБ Китая присоединился к антироссийским санкциям. В конце сентября 2018 года российским властям хватило наконец смелости сформулировать вслух очевидное: банки дружественного Китая саботируют работу с российскими компаниями, ссылаясь на режим американских санкций.
Сведения о санкциях китайские банки получают из «информационных писем» Народного банка (Центробанка) Китая, которые, по принятой в этой стране системе отношений, являются законом: китайцы, как никто другой, умеют читать и писать между строк. Собственно, Народный банк и не отрицает, что рассылает информацию о «характере действующих станционных ограничений». А это, в свою очередь, приводит к постоянным задержкам российских транзакций и периодической их блокировке. Русских не то чтобы прогоняют – просто дают понять, что нам не рады. Обслуживают (за российские же деньги!) так, чтобы в следующий раз не пришли. Независимо от того, есть санкции против данной конкретной компании или нет.
Продолжение о возможных военных действиях китайской армии для обеспечения «победы» политики мировой глобализации под названием «Один пояс - один путь» мы представим скоро.
Араик Паргевович Саргсян, академик, президент Академии Геополитики