В среду, 31 октября, в Санкт-Петербурге прошло заседание дискуссионного клуба «Консервативная перспектива», посвященное проблемам церковной жизни Украины и всего православного мира - «Украинская автокефалия: причины и следствия».
Клуб представляет собой совместный проект «Русской народной линии», Санкт-Петербургского отделения «Русского Собрания», Санкт-Петербургского отделения Изборского клуба и проходит на базе Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России (СЗИУ РАНХиГС).
Открылось заседание вступительным словом советника ректора СЗИУ РАНХиГС Вячеслава Владимировича Случевского. Сам Владимир Александрович Шамахов, ректор института, активно участвующий в деятельности Клуба на сей раз не смог принять участие в заседании.
Собравшихся также приветствовал начальник Управления научной работы СЗИУ РАНХиГС Игорь Александрович Ходачек. Он выразил удовлетворение работой Клуба, подчеркнув, что его заседания важны в целях воспитания не только молодого поколения, но даже людей зрелого возраста.
Ведущий заседаний Клуба главный редактор «Русской народной линии», председатель международной общественной организации «Русское Собрание» Анатолий Дмитриевич Степанов в своем вступительном слове напомнил, что на Украине, в отличие от России, религиозная ситуация довольно сложная. Серьезной проблемой является многообразие и активность сект. Сегодня уже известно, что сектанты были одними из зачинщиков-застрельщиков на Майдане. На Украине, в отличие от России, сектанты многочисленнее и активнее.
В православном сегменте украинского общества тоже всё очень не просто. В конце XVI века на Украине появилась униатская церковь, которая существует и по сей день. Ныне особенно много ее представителей на территории Западной Украины. Во время Великой Отечественной войны лидеры униатов сотрудничали с фашистами и бандеровцами, поэтому в 1945 году их начали сажать по политическим статьям, проще говоря, «зачистили», а приходы униатов перешли в лоно Русской Православной Церкви. Однако в 90-х годах, когда Украина стала независимым государством, униаты вернулись, произошел погром трех епархий РПЦ. Сегодня униаты имеют достаточно серьезное влияние на Украине. К слову сказать, одним из политически активных представителей униатской церкви является известный русофоб в украинском истеблишменте, глава Верховной Рады Андрей Парубий.
Помимо униатов на Украине существуют еще две раскольнические структуры. После революции 1917 года возникла Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), которую ныне возглавляет Макарий Малетич. Это условные петлюровцы. Интересен факт: долгое время УАПЦ возглавлял племянник Симона Петлюры, «патриарх» Мстислав Скрипник, живший за границей. Сегодня УАПЦ не очень влиятельная по своей численности структура украинского православия, она охватывает от 2% до 4% населения страны. Правда, политически «автокефалисты» очень активны. Одно время они даже претендовали на то, чтобы стать главной церковью Украины.
После развала СССР появился и начал развивать бурную деятельность «патриарх» Филарет Денисенко. Он родился на Донбассе, можно сказать, русский, но осознавший себя «щирым украинцем» и легализовавшийся благодаря расколу. После смерти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена Филарет был одним из главных претендентов на его место, но его не выбрали, и тогда он обиделся. При поддержке тогдашнего президента Украины Кравчука Филарет начал создавать собственную церковь, которая получила название - Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). За активную раскольничью деятельность Священный Синод Русской Православной Церкви в 1997 году анафематствовал Филарета Денисенко, а за 5 лет до этого он перестал быть архиереем и был переведен в статус простого монаха.
Стоит напомнить, что в 2008 году при президенте Ющенко была предпринята попытка провозглашения украинской автокефалии. Для чего был придуман праздник 1020-летие Крещения Руси. Вопреки церковным канонам, власти Украины на этот праздник пригласили Константинопольского патриарха Варфоломея, не спросив разрешения у Русской Православной Церкви, для которой Украина является ее канонической территорией. Власти Украины надеялись, что Варфоломей провозгласит автокефалию. По этой причине тогда был вынужден лететь из Москвы в Киев на свою каноническую территорию тогдашний предстоятелем Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий II, несмотря на запрет врачей. Тогда удалось отговорить Варфоломея от провозглашения автокефалии.
Теперь, спустя 10 лет, тема автокефалии снова на повестке дня. Ныне Варфоломей ссылается на временно данный Томос 1686 года. Константинопольский Патриархат в сентябре де-факто восстановил прежнюю Киевскую митрополию в своем составе. Однако каноническая УПЦ МП в лице митрополита Онуфрия автокефалию не просила, поэтому Варфоломею понадобились люди для своей митрополии. С этой целью росчерком пера были возвращены из раскола УПЦ КП и УАПЦ. По факту сейчас на Украине никакой автокефалии нет, а есть восстановленный экзархат Константинопольского патриархата. Это послужило причиной разрыва Русской Православной Церковью канонического общения с Константинопольским Патриархатом.
Это не первый подобный случай. Когда в 1996 году в Эстонии была создана параллельная Московскому Патриархату церковная структура, которая была поддержана властями, Русская Православная Церковь порвала каноническое общение с Константинополем, правда, всего на полгода. Сейчас же Московский Патриархат занимает достаточно жесткую позицию. В нынешней ситуации всем членам Русской Православной Церкви (даже мирянам) не благословляется причащаться в храмах Константинопольского патриархата. Это ставит под вопрос паломнические поездки священников и мирян нашей Церкви на Афон.
Затем с обстоятельным докладом выступил доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик. Его доклад состоял из двух частей: 1-я часть «Канонические аспекты украинской смуты» и 2-я часть «История Константинопольских разбоев в XVIII-XX веках».
По словам отца Владимира Василика, деструктивная роль Константинополя проявлялась и ранее. Некто Григорий Лурье («епископ Василий») утверждает, что позиция Русской Церкви в 1438-1448 годах была колеблющейся и конъюнктурной. «Это злостная клевета», - заявил отец Владимир. С одной стороны Русская Церковь была законопослушной и ориентировалась на Церковь-мать, Константинопольскую патриархию, а с другой стороны, сохраняла верность Православию. После того, как в 1458 году бывший патриарх-униат Григорий III (Мамма) посвятил в митрополита Киевского, Литовского и всей нижней России Григория Болгарина, отношения между Русской Церковью и Константинополем ухудшились. Так как это назначение способствовало разделению между великорусской и малоросской ветвями единой русской народности. Если бы существовала единая русская митрополия, Брестская уния вряд ли бы прошла, считает отец Владимир.
Нынешний Вселенский патриарх Варфоломей пропагандирует идеологию «епископа епископов». Согласно ей, Фанар стремится подчинить себе все больше и больше чужих (с канонической точки зрения) территорий. Здесь можно вспомнить томос об автокефалии, выданный в 1998 году патриархом Варфоломеем Православной Церкви Чешских земель и Словакии, который, по мнению предстоятеля Константинопольской церкви, можно будет и забрать. По тому же принципу в случае чего можно лишить томоса и Польскую Церковь. Также стоит вспомнить 1923 год, когда Константинополь дал автокефалию Эстонии. Вселенский патриархат ведет себя так, будто никого на земле, кроме него, не существует, что он вправе упразднять архиепископии и митрополии, создавать их, не считаясь с существующим делением, проводить свою политику на любой территории вне зависимости от существующих там Патриархатов. По мнению протодиакона, такая политика Константинополя не что иное как папистский разбой восточного обряда.
Далее к дискуссии по скайпу подключился известный политолог, член Президентского совета по межнациональным отношениям Богдан Анатольевич Безпалько. Его доклад касался вопроса политических последствий украинской автокефалии для Украины и Белоруссии. Богдан Анатольевич обозначил два варианта развития событий на Украине в связи с вопросом автокефалии на Украине. По его мнению, к последствиям в краткосрочной перспективе можно отнести предвыборную кампанию Петра Порошенко, удовлетворение амбиций некоторых политиков, материальный интерес, стремление праворадикалов занять места в украинской политике и в том числе в его религиозной части. Несмотря на скорые выборы на Украине, рейтинг у Порошенко небольшой. Порошенко не может похвастаться позитивными изменениями в стране, и это несмотря на то, что Украина заключила ассоциацию с ЕС, добилась безвиза и получает кредиты от международных валютных организаций. Уровень жизни украинцев падает, растет инфляция, грядет деиндустриализация. Народ недоволен. Ситуация с Донбассом и Крымом народ тоже утомила. Поэтому Порошенко решил добиться позитива на религиозном фронте, где есть давние предпосылки для обострения.
Что касается дальнесрочной перспективы, то подчинение УПЦ МП украинскому государству превратит её в один из инструментов поддержки украинской власти, а самое главное украинской националистической идеологии. Сейчас Киеву важно сменить руководство УПЦ МП, по возможности отнять у Церкви имущество и создать некое сообщество, которое будет служить интересам нынешней верхушки государства. Нет никаких предпосылок к тому, что государство возглавят люди, позитивно настроенные к России. К сожалению, раскол Церкви на Украине неизбежен, считает политолог. У людей, стремящихся получить автокефалию, довольно серьезные финансовые интересы.
Говоря о Белорусской Православной Церкви, политолог с сожалением отметил, что в Белоруссии также наблюдаются аналогичные процессы, как на Украине. Там также есть люди, которые хотят видеть Белорусскую Православную Церковь автокефальной. За это ратуют те, кто выступает за присоединение Белоруссии к Литве и отмечает День создания Белорусский народной республики. Также интересен тот факт, что иерархи, которых Москва направляет на служение в Белоруссию, становятся либо сочувствующими националистам, либо простыми наблюдателями за теми, кто стремится к национализму и автокефалии. К сожалению, у Александра Лукашенко также просматривалось желание получить независимую белорусскую церковь и тоже в качестве инструмента. Белорусский лидер использовал этот вопрос в качестве рычага давления на Москву для получения экономических и других преференций. Однако, в отличие от Украины, мы пока можем больше влиять на Белоруссию. Поэтому, считает Богдан Безпалько, нам стоит объединиться и каким-то образом повлиять на ситуацию. В отличие от Украины, Белорусская Православная Церковь пока еще обладает автономией от государства и не испытывает такого сильного давления, как УПЦ МП. Пока у России нет закрытой границы с Белоруссией, пока мы можем свободно провозить туда литературу, организовывать визиты и различные лекции, надо этим воспользоваться. Однако если у кого-то из России появится желание провести в Белоруссии антинационалистические лекции, то, скорее всего, местные власти запретят эти лекции, как враждебно настроенные к белорусской идеологии.
Выступления докладчиков вызвали оживленную дискуссию.
Председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин заметил, что новость о томосе для Украины активно муссируется СМИ, в том числе теми, которые абсолютно не разбираются в данном вопросе. Тема превращено в шоу и в очередной хайп, который активно подхватили молодые блогеры и различные СМИ. Священник считает необходимым сделать из этого серьезные выводы. Во-первых, по словам протоиерея Александра, реализация идеи Русского мира совершенно провальна, несмотря на то, что совсем недавно о необходимости ее реализации говорилось в официальном документе на заседании Межсоборного присутствия. Идея красивая, но надо помнить, что, кроме Русского мира, существует много других миров, которые также имеют свою орбиту влияния. План Киссинджера и его единомышленников по расколу славянского мира методично осуществляется. Россию, Украину и Белоруссию активно ссорят. Церковь является одним из столпов нашей государственности, ее системообразующем элементом. Поэтому на Церковь будут давить с целью ее уничтожения.
Далее слово взял доктор философских наук, профессор СЗИУ РАНХиГС Александр Иванович Кугай, который заметил, что мы живем в эпоху постдемократии, эпоху двойных стандартов, спектаклей, в эпоху, где не сила в правде, а правда в силе. Поэтому решение Константинопольского патриархата надо рассматривать в контексте этой эпохи. Свой томос об автокефалию Украина получит, уверен профессор Кугай, поскольку нынешняя Украина мощнее тех стран, которые уже прежде получили автокефалию.
Глава Паломнического отдела Санкт-Петербургской епархии Владимир Алексеевич Дервенёв заявил, что сегодня на Афон ездить не запрещено, но совместно молиться с представителями Константинопольского патриархата не благословляется. В Русской Православной Церкви готовится документ, который позволит российским паломникам причащаться на Афоне в Свято-Пантелеимоновом монастыре.
Детский врач, исполнительный директор Православного благотворительного фонда поддержки материнства и детства Владимир Петрович Карасев предложил для укрепления православного единства провести трансграничный Крестный ход «Россия-Белоруссия-Украина».
По мнению главного редактора журнала «Русское самосознание» Бориса Георгиевича Дверницкого, Русский мир все-таки существует и будет существовать. Мы должны признать, что патриарх Варфоломей не марионетка, он просто воспользовался ситуацией, чтобы осуществить свою идею. Мы должны признать, что Православная Церковь расколота, в связи с этим обстоятельством есть два пути. Первый - провозглашение Константинопольского патриарха православным папой и второй вариант - признание равенства всех Поместных Православных Церквей. Второй путь Дверницкому кажется более приемлемым.
Доктор психологических наук профессор Валентин Евгеньевич Семенов обратил внимание на то, что конфликтность в мире зашкаливает. Ученый призвал пристальнее обратить внимание на плачевное состояние культуры. Если мы не сплотимся как православный народ, ничего хорошего не будет.
Кандидат исторических наук, публицист Алексей Юрьевич Днепровой заявил, что томос об автокефалии дается Украине, в первую очередь, с целью атаки на Русскую Православную Церковь. Поэтому мы должны быть готовы и организационно и идеологически к провокациям всякого рода раскольников. А лучше самим атаковать врагов в лице римского папства, которое вторглось на нашу каноническую территорию.
Директор Центра геополитической экспертизы и издательских проектов СЗИУ РАНХиГС, доктор философских наук профессор Игорь Федорович Кефели заметил, что ситуация с автокефалией на Украине свидетельствует о том, что пришло время поговорить об идеологии и идеологическом стержне российского общества и Православной Церкви, так как без этого мы не сможем существовать.
Координатор коалиции «Родительское стояние», общественный деятель Василий Владимирович Кухарь отмечает, что церковный раскол заходит к нам со стороны Украины. Выступающий считает, что остро поднимается вопрос: Должен ли русский народ это терпеть? Сможем ли мы совершить упреждающее действие и не допустить раскола в России?
В своем заключительном слове протодиакон Владимир Василик сказал, что мы, безусловно, должны заниматься и внутрироссийскими проблемами, но в то же время не стоит упускать дальних вещей. Мы должны вносить свой вклад в разрешении проблемы Малороссии. А это реально существующая проблема Русского мира. Мир стремится к регионализации. Главный вопрос в том, что восторжествует на российском пространстве - тюркский проект, проект хазарского каганата или все-таки проект Русского мира. Украина и Белоруссия являются частью великого Русского мира. Украинство ущербно в своей основе, хотя украинцы и пытаются обрести русскость в яростной борьбе, но без нас и без белорусов они этого сделать не смогут. Надо чаще вспоминать слова св. Лаврентия Черниговского: Россия, Украина, Беларусь - это и есть Святая Русь. Благодаря нашим трудам в деле созидания Русского мира на Украине решится вопрос, говоря словами А.С. Пушкина: «Славянские ль ручьи сольются в русском море? Оно ль иссякнет?».
Не исключено, что вся эта «каша» с автокефалией заваривается для того, чтобы папа Римский Франциск выступил примирителем. Богослов выразил надежду на то, что с Божией помощью этот план не пройдет, а, Боголюбивый русский народ скажет свое слово, а главное Свое слово скажет Господь. Мы должны вновь собрать Русский мир. По нашим немощным молитвам и по молитвам святых Руси это случится.
Главный редактор «Русской народной линии», председатель международной общественной организации «Русское Собрание» Анатолий Дмитриевич Степанов, подводя итоги дискуссии, поблагодарил за участие всех собравшихся и почеркнул, что на заседании прозвучало много важных мыслей. Важно понять, что нам делать, чтобы повлиять на развитие политическое и церковной ситуации. Порошенко придает происходящему на Украине метафизический характер. Происходящее он подает как конец Третьего Рима. Себя он видит в роли ниспровергателя вселенской миссии России. Он пытается превратить Украину в АнтиРоссию, призванную разрушить идеологический стержень России.
Даст Бог, Украина заставит нашу элиту задуматься об этом и начать выполнять миссию, возложенную на Россию. Нужно по максимуму задействовать православную народную дипломатию в православных странах. Мы должны бороться. Ведь за нами, за нашей Церковью правда, а правду защищать легко и приятно.
В заседании дискуссионного клуба «Консервативная перспектива» также приняли участие: публицист, кап. 2 ранга запаса, Вадим Викторович Рыбин, психолог, публицист Андрей Алексеевич Локиев, председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Борис Александрович Орлов, доктор философских наук, профессор, гендиректор издательства «Русский остров» Олег Валерьевич Самылов, специалист мемориального музея им. Суворова диакон Игорь Ларин, кандидат исторических наук, доцент, публицист Дмитрий Игоревич Стогов, кандидат политических наук, доцент кафедры конфликтологии СПБГУ Георгий Васильевич Зазулин, член правления общества православных врачей Санкт-Петербурга Николай Федорович Жарков, сотрудник епархиального военного отдела, бывший председатель Собора православной интеллигенции, капитан 1-го ранга в отставке Александр Петрович Беляков, и другие.
Фото диакона Игоря Ларина.
Редакция «Русской народной линии»
5. Ответ на 4., Писатель:
4. К вопросу о календаре
3. Re: Остановим папистский разбой восточного обряда!
2. Ответ на 1., Александр А.Б.:
1. Re: Остановим папистский разбой восточного обряда!