Как нам жить без Афона?

Протодиакон Владимир Василик о волнующем многих вопросе после разрыва отношений РПЦ с Константинопольским Патриархатом

Бывший СССР 
0
5483
Время на чтение 4 минуты
Прервано евхаристическое общение Московского Патриархата с Константинопольским. В связи с этим некоторые православные христиане испытывают тревогу и задаются целым рядом вопросов. Один из них: как мы будем дальше жить без Афона? Как мы туда поедем, если нам запрещено молиться и причащаться с клириками и верующими, подчиняющимися Константинопольскому Патриархату?

Для успокоения некоторые предпочитают верить фальшивкам, гуляющим по социальным сетям, например, следующей: «Это решение Московской Патриархии никак не может относиться к Афону и живущим там представителям Русской Церкви: Афон в административном отношении не подчиняется Константинопольскому Патриарху, который не является правящим архиереем афонской автономии, а лишь ее духовным отцом. То есть по уставному статуту Афона, который входит в Конституцию Греческой республики и Евросоюза, Афон - это самоуправляемая часть (автономия) Греции, управление которой осуществляется двадцатью афонскими монастырями...».

На эту фальшивку купились даже некоторые достойные люди и агентства. Но это ложь. Не существует полного церковного самоуправления Афона, как и не существует полной независимости Афона от греческих законов, которые сохраняют свою силу на его территории. Действительно, полномочия Патриарха Константинопольского несколько уже, чем объем власти русского, или даже греческого архиерея над обыкновенным монастырем. Однако никто никогда не провозглашал отсутствие канонической зависимости Афона от Константинопольского Патриарха и его верховную каноническую власть, за богослужениями там возносится имя Константинопольского Патриарха.

В уставе Афона, являющемся частью светского греческого законодательства, черным по белому прописано, что афонские монастыри, вне зависимости от их национального состава, должны поминать Патриарха Константинопольского. Прекращение поминовения автоматически означает нарушение закона и, проще говоря, вызов полиции. Кто на это пойдет сейчас, особенно после того, как сравнительно недавно греческие власти показательно расправлялись с ватопедским игуменом, архимандритом Ефремом, по сути дела, за его пророссийскую деятельность (привозил в Россию Пояс Богородицы. - РНЛ)? Конечно, были в ХХ в. прецеденты непоминовения Патриарха: афониты перестали поминать Патриарха Афинагора как еретика, после того, как тот встречался с Папой Павлом VI. Однако тогда и времена были другими, и люди другими.

Поэтому в целом на Афоне отношение к разрыву Московского Патриархата с Константинопольским сформировано как к вопросу их двусторонних отношений, не имеющих отношения к судьбам вселенского Православия и, конкретно, к Святой горе. Прецедент уже был: разрыв в 1996 году с Константинополем из-за его канонического разбоя в Эстонии, когда Афон остался в стороне, и даже Пантелеимонов русский монастырь не разорвал с ним общения. Автору этих строк довелось побывать на Афоне в мае 1996 года, тогда даже русские монахи в Пантелеимоновом монастыре говорили: «У нас - свой Патриарх, Варфоломей». Тем более не будут разрывать евхаристического общения афонские монахи сейчас, когда Константинопольская Патриархия объявила, что она ни с кем не разрывала евхаристического общения и всех принимает. Вообще-то это лукавый и иезуитский ход, направленный на ослабление единства Московского Патриархата и привлечения его верующих в свои ряды, а равно и создания положительного образа Константинопольского Патриархата.

Поэтому возникает вопрос: а как нам жить без Афона? Вообще-то это странный вопрос. Столетиями русские люди жили без паломничеств на Святую Гору, которые были уделом либо немногих счастливцев, либо великокняжеских или царских посольств. То, что для нас, увы, стало обыденностью и, к сожалению, для некоторых чуть ли не туризмом, только облеченным в форму паломничества, для наших предков было делом тяжкого труда и большой опасности. Это был подвиг для избранных. Преподобный Серафим Саровский не благословлял переход своих монашествующих духовных чад на Афон. Он говорил так: «Если мы здесь плачем, то туда прийти - для стократного плача. А если мы здесь не плачем, то нечего и думать о Святой Горе».

Тем более об Афоне не думали во времена советской власти и железного занавеса. И не только потому, что из-за преследований было «не до жиру, быть бы живу». Немногие открытые храмы были переполнены так, что в них служилось по три литургии в день и люди стояли плечом к плечу, а 20 оставшихся на территории СССР обителей давали паломникам столь же великое утешение, сколь и 20 Афонских монастырей современным пилигримам. И это не случайно, ведь вся Россия является домом Пресвятой Богородицы, как и Афон.

Для некоторых возникает вопрос, как сейчас поклоняться афонским святыням? Ответ прост: как мы это делаем в Риме, поклоняясь мощам святого апостола Петра и святых мучеников, или в Бари, лобзая гроб святителя и чудотворца Николая, но при этом и не думая сослужить Папе и его епископам, или причащаться у них.

Есть разные уровни проблем: одни скорбят об отсутствии модельных сапог, другие - об отсутствии ног. Те, кто горюют из-за трудностей зарубежных паломничеств и ради них готовы пойти на мир и безоговорочную капитуляцию перед Константинополем, по-видимому, не понимают цену вопроса. Они «не знают, что ныне лежит на весах и что совершается ныне». А вопрос, во-первых, будет ли вообще на Украине законная благодатная каноническая церковь? Второй вопрос: охватит ли Украину тотальное гражданское противостояние по теперь уже конфессиональному признаку? А нестабильность в украинском обществе обязательно обострится, если подобная лже-церковь будет создана и признана украинским государством, которое уже сейчас точит зубы на монастыри и храмы канонической Церкви и готовится к их захвату. И тогда может пролиться кровь, может быть, большая, чем уже пролилась на Украине.

Самое время вспомнить, что Христос - не только на престоле и на иконах, но и в нашем страждущем брате, как говорит святитель Иоанн Златоуст. И направить силы и средства от паломничеств на помощь страдающим братьям на Украине, которые подвергаются настоящим гонениям и преследованиям за веру. Их выгоняют из храмов, избивают, некоторых и убивают. И они как никогда нуждаются в нашей помощи и солидарности, которая может проявляться в том числе и в отказе от некоторых приятных для нас вещей, включая заграничные паломничества.

Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель Сретенской семинарии, член Синодальной богослужебной комиссии 

Впервые опубликовано на сайте Комсомольской правды в Санкт-Петербурге 
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

293. Ответ на 252., Kiram:

Они там наверху нечто приняли, а мы тут внизу должны исполнять. А вот мы открыли каноны и ничего по этому поводу не нашли. А раз не нашли, то исполнять не будем.

именно так всё и происходит. События развиваются так как и должны развиваться. Не выгорела тема с томасом, тема которая была специально разработана для раскола. Народ не принял, тема закрыта. Украинская пресса уже вторую неделю молчит, молчит потому что сказать нечего, блеф не удался....
eka / 11.11.2018, 20:15

292. Ответ на 291., Lucia:

Я разве сказала, что это лицо униат7 Наряд говорит о чем-то другом.О чём конкретно?Если человек одет как католик, то он либо католик либо актер.

Либо композитор )
М.Яблоков / 11.11.2018, 12:31

291. Ответ на 290., Валерия+:

Я разве сказала, что это лицо униат7 Наряд говорит о чем-то другом.О чём конкретно?

Если человек одет как католик, то он либо католик либо актер.
Lucia / 11.11.2018, 10:37

290. Ответ на 289., Lucia:

Я разве сказала, что это лицо униат7 Наряд говорит о чем-то другом.

О чём конкретно?
Валерия+ / 11.11.2018, 09:55

289. Ответ на 286., Кирилл Д.:

Да и поздно об этом говорить.https://clck.ru/EgdWAЭто, как раз, может быть и фотошоп. Не в этом же дело. Вообще на такие "мелочи", как форма одежды священника, Ватикан и не разменивается. Униаты могут сохранить себе весь обряд в полном объёме, и юлианский календарь, и Символ Веры без "филиокве" читать. Единственное условие со стороны Ватикана - просто признавать верховенство папы, включая, конечно, догмат о его непогрешимости ex catedra.

Я разве сказала, что это лицо униат7 Наряд говорит о чем-то другом.
Lucia / 11.11.2018, 09:33

288. Re: Как нам жить без Афона?

14 сентября 2018 года в специальном выпуске передачи «Церковь и мир» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир», в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка! Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Е. Грачева: Священный Синод Русской Православной Церкви постановил временно прекратить поминовение Константинопольского Патриарха во время богослужения. Что вообще это значит, чтобы светские люди понимали беспрецедентность этого шага? Митрополит Иларион: Православная Церковь состоит из 15 Поместных Церквей. Молитвенная связь между Православными Церквами осуществляется через поминовение за богослужением Предстоятелем каждой Церкви всех других Предстоятелей. То есть, например, Московский Патриарх всякий раз, когда совершает Литургию, будь то в Храме Христа Спасителя или в Норильске, где он недавно служил, или где бы то ни было, за богослужением поминает всех остальных Предстоятелей Поместных Церквей, начиная с Патриарха Константинопольского как первого по чести. Но теперь он не будет поминать Патриарха Константинопольского, а начнет поминовение сразу с Патриарха Александрийского, следующего в порядке диптиха, то есть в официальном порядке следования имен Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Это непоминовение, по сути, означает разрыв отношений, то есть, временно мы приостанавливаем всякое общение с Константинопольским Патриархатом. Если провести параллель с дипломатией, это примерно эквивалентно разрыву дипломатических отношений. Е. Грачева: «Патриархаты вступают на тропу войны», – примерно с такими заголовками сейчас выходят большинство СМИ. И последние шаги для отделения Киевской митрополии от Москвы сделал как раз Константинопольский Патриарх, отправив в Киев своих экзархов. Кто такие экзархи и откуда они едут в Киев? Каким маршрутом? Митрополит Иларион: Экзархи в данном случае – это спецпредставители. Почему Русскую Церковь так возмутило это решение? Потому что в церковно-дипломатической практике немыслимо направление каких-либо экзархов или представителей на территорию канонической Церкви без ее согласия. В данном случае это деяние, которое мы считаем беззаконным, было предпринято без всякого согласования с Патриархом Московским и всея Руси. Более того, оно не было согласовано и с главой Украинской Православной Церкви Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. То есть, по сути дела, Константинополь вторгся на каноническую территорию Русской Православной Церкви с целью узурпировать власть, «уврачевать раскол», как они говорят, а на самом деле еще более углубить раскол, потому что других последствий этого вторжения мы себе представить не можем. На это деяние мы не могли не отреагировать. Е. Грачева: Вы говорите, что поминовение Константинопольского Патриарха происходит первым по правилам диптиха. В отличие от католиков у нас нет Папы. Как так получилось, что Константинопольский Патриарх, по сути, берет на себя руль чуть ли не православного папы? Митрополит Иларион: Исторически первым в семье Церквей был епископ Римский. В IV веке, – это была эпоха Второго Вселенского Собора,– когда сформировались диптихи, то есть официальный порядок поминовения Предстоятелей Церквей, на первом месте стоял епископ Римский, за ним шел Патриарх Константинопольский, а далее – остальные главы Церквей. Так продолжалось вплоть до середины XI века, когда Константинопольский Патриарх рассорился с Папой Римским, и они разорвали общение – то, что в истории называется Великим расколом. После Великого раскола, поскольку у нас не осталось Папы Римского, первое место в нашем диптихе занял Патриарх Константинопольский. Что означает это первенство? С нашей точки зрения, которую никто не оспаривал вплоть до начала XX века, роль Константинопольского Патриарха заключается в том, что он – первый среди равных. То есть, это совершенно не та роль, которую играет Папа Римский в Римско-Католической Церкви. У Православной Церкви во вселенском масштабе не может быть единого земного главы, ибо главой Церкви является Господь Иисус Христос. Но у каждой из Поместных Церквей есть свой Предстоятель. И они составляют одну семью, в которой все равны. Существует определенный порядок старшинства, связанный с возникновением Церквей, с их политической ролью на определенном этапе. Но только в 20-х годах XX века Константинопольские Патриархи, начиная с Патриарха Мелетия Метаксакиса, стали придавать этому почетному первенству иной смысл, то есть – претендовать на то, что они обладают большими правами, чем Патриархи других Поместных Церквей. По согласию Православных Церквей была усвоена определенная координирующая роль Константинопольскому Патриарху. Но то, что сейчас он делает, выходит не только за всякие рамки церковного протокола, но и является прямым нарушением канонов Православной Церкви. Е. Грачева: Владыка, сейчас прозвучало много сугубо церковных терминов. Большинство наших телезрителей люди светские. Если подходить со светским мерилом к этому конфликту, из 300 миллионов православных в мире, 150 миллионов – прихожане Московского Патриархата. Паства Константинопольского Патриархата составляет менее пяти миллионов православных. Где сосредоточена паства Константинопольского Патриархата за пределами Греции? Где их большинство? Митрополит Иларион: Паства Константинопольского Патриархата рассеяна по всему миру. И в основном – это лица греческой национальности или греческого происхождения. Константинопольскому Патриархату формально принадлежат северные земли Греции, то есть они управляются Элладской Церковью, самостоятельной и независимой от Константинополя, но формально они входят в состав Константинопольского Патриархата. Плюс у Константинополя есть епархии в Америке, Южной Америке, в Австралии, Европе, так же, как и у нас есть свои епархии и приходы на разных континентах. Но Константинопольский Патриарх сейчас претендует и на то, чтобы иметь полную церковную власть во всей диаспоре. То есть они утверждают, что у Поместных Церквей есть свои канонические территории, допустим, Румынская Церковь – это Румыния, Сербская Церковь – это Сербия, а все, что находится за пределами канонических территорий Поместных Церквей, должно принадлежать Константинопольскому Патриархату. Другие Поместные Церкви с этим согласиться не могут. А самое главное в конфликте, который происходит сейчас, это то, что Константинополь вторгся в каноническую территорию Русской Церкви, то есть он пытается захватить нашу паству. Он сейчас утверждает, что якобы Киевская митрополия никогда не выходила из юрисдикции Константинополя, а всегда принадлежала Константинополю. Мы их спрашиваем, почему же они триста лет об этом молчали? На что они отвечают: если даже каноническое нарушение произошло триста лет назад, все равно надо его исправить. В 1686 году Киевская митрополия воссоединилась с Московским Патриархатом. Это было признано грамотой Константинопольского Патриарха Дионисия. Причем в этой грамоте не сказано, что Киевская митрополия передается в юрисдикцию Русской Церкви временно, как они сейчас пытаются указать. Тогда было совершенно ясно указано, что Киевский митрополит будет получать поставление от Московского Патриарха. И с тех пор уже более 300 лет Киевская митрополия находится в составе Русской Церкви. Е. Грачева: Владыка, когда я Вам задала вопрос, кто такие экзархи и откуда они, я не случайно подчеркнула, откуда они прибывают. Я понимаю, что Вы как руководитель дипломатии Русской Православной Церкви, может быть, обходите этот факт, но дело в том, что один из них приедет из США. У Константинопольского Патриархата не хватает своих посланников? Им нужно из-за океана присылать в Киев? Это, во-первых. А, во-вторых, этим экзархам поручено в короткий срок, за две недели, подготовить учредительный собор автокефалии Украинской Церкви. То есть, очевидно, что это решение назревало, готовилось и понятно, что и Патриарху Кириллу об этом было известно до встречи 31 августа. Почему до сентября месяца от Русской Православной Церкви не прозвучало жесткого ответа? Митрополит Иларион: Потому что мы надеялись, что переговорный процесс приведет к положительным результатам – с этой целью Патриарх поехал в Стамбул. Он понимал, что на другом конце провода не хотят услышать голос Русской Церкви, но, тем не менее, заочный обмен репликами, заявлениями, уже имел место после апрельского заявления Константинополя о том, что они будут предоставлять автокефалию. Но Святейший хотел и лично донести до Патриарха Варфоломея свою озабоченность, сказать ему о последствиях этих решений. Все это было сказано, но, к сожалению, последующие события показали, что Патриарх Варфоломей не захотел прислушаться к голосу своего Собрата. Более того, он проигнорировал мнение Поместных Православных Церквей, которое было выражено довольно ясно. В частности, Сербский Патриарх написал весьма резкое письмо Патриарху Варфоломею и оно просочилось в СМИ. Вы задали вопрос о том, откуда эти экзархи и почему один из Америки, а другой из Канады. Но оба они украинского происхождения и им, действительно, поручено провести так называемый учредительный собор. Но только совершенно не понятно, на базе чего они будут учреждать эту единую поместную православную церковь, потому что каноническая Украинская Церковь не просит об автокефалии, и она не примет автокефалию, впрочем, так же, как и церковный народ. До сих пор две раскольнические структуры не могут между собой объединиться. И потом, конечно, лжепатриарх Филарет будет настаивать на том, что он – патриарх, а значит должен до конца остаться в своем статусе. А ведь предполагается, что на объединительном соборе будет выдвинута некая альтернативная фигура, якобы способная сплотить всех православных украинцев. Но на самом деле такой фигуры нет. То есть, такая фигура есть –это Блаженнейший митрополит Киевский и всей Украины Онуфрий, но он находится в канонической Церкви. Митрополит Онуфрий совершенно четко сказал вместе с епископатом своей Церкви, что создание единой поместной православной церкви путем слияния канонической Церкви и раскольников невозможно. И тот путь, который сейчас предлагается, по сути дела, это разбой, который делается руками Константинополя на территории иной Поместной Церкви – в данном случае, Украинской Церкви. Е.Грачева: И на этот разбой Патриарх Московский и всея Руси Кирилл пообещал жесткий ответ. Что такое жесткий ответ с точки зрения лидера православного мира? Митрополит Иларион: Жесткий ответ может осуществляться в несколько этапов, поскольку и сам вероломный и подлый план Константинополя тоже осуществляется в несколько этапов. Мы действуем поэтапно и этапы следующие: временное прекращение молитвенного поминовения Константинопольского Патриарха; выход из всех тех органов, где председательствуют или сопредседательствуют представители Константинополя. То есть, например, епископские ассамблеи в Европе или в Америке – это консультативные органы, куда входят все канонические епископы той или иной страны или территории. Это богословские диалоги, где, по традиции, опять же, сопредседательствуют константинопольские представители. То есть, по сути дела это означает прекращение всякого контакта с Константинопольским Патриархом – то, что я условно назвал разрывом дипломатических отношений. И если они доведут свое черное дело до конца, тогда мы полностью разорвем евхаристическое общение с Константинополем. Чтобы понять, как реагирует Церковь на подобного рода действия, мы можем вспомнить историю лжепатриарха Филарета (Денисенко). Когда он отказался подчиниться решению церковного Собора и вопреки собственному обещанию сложить с себя сан митрополита Киевского, сначала ему было сделано предупреждение. Потом ему было сделано еще одно предупреждение, затем он был запрещен в священнослужении, а после лишен священного сана. И, в конце концов, спустя несколько лет, он был отлучен от Церкви, то есть, предан анафеме. Это постепенное ниспадение человека в то состояние, в котором он сейчас находится. Но на каждом этапе Церковь дает такому человеку возможность остановиться и покаяться. Е.Грачева: Мнение большинства прихожан в нашей стране, что происходящее – это результат политического плана. Российская Федерация – светское государство, где Церковь отделена от государства. Но ведь Константинопольский Патриарх даже не скрывает своих связей с политическим истеблишментом и Греции, и Киева, в частности, с Петром Порошенко. На Ваш взгляд, какова вероятность того, что политическая Москва вмешается в этот конфликт, и есть ли связь между тем, как сейчас активно Алексис Ципрас ищет спонсоров в США с тем, что происходит, а также с действиями Константинопольского Патриарха? Митрополит Иларион: Для нас совершенно очевидно, что за действиями Константинопольского Патриархата стоит американская администрация. Собственно, американцы этого и не скрывают. Посол Америки постоянно консультируется с господином Порошенко, другой посол Америки постоянно бывает в гостях у Патриарха Варфоломея – там очень тесная связь. И Америка заинтересована в ослаблении Русской Православной Церкви, потому что, как говорил известный в свое время американский политолог и консультант нескольких президентов Збигнев Бжезинский, после распада Советского Союза главной силой на территории бывшего СССР, которую Америке надо всячески ослаблять и разрушать, является Русская Православная Церковь. Это сейчас и происходит. Причем, мы видим, что Константинопольский Патриархат, начиная с 20-х годов прошлого века, пользовался теми трудностями, с которыми сталкивалась Русская Православная Церковь, не для того, чтобы ее поддержать, но, наоборот, с целью нанести ей удары. Мы сейчас часто вспоминаем, как в 20-е годы, когда Патриарх Тихон находился под арестом, когда безбожная власть закрывала храмы, расстреливала священников и архиереев, и когда возник инициированный властью обновленческий раскол, Константинопольский Патриархат в течение нескольких лет этот раскол активно поддерживал. Имеются письма представителя Константинопольского Патриархата красным комиссарам, в которых он говорит, что нужно низложить Патриарха Тихона, нужно предоставить особые привилегии Константинопольскому Патриархату и так далее. То есть вся эта история сейчас повторяется вновь. То же самое произошло, как только распался Советский Союз: Константинополь вторгся на территорию Эстонии, где была наша Церковь, и создал там свою параллельную юрисдикцию, начал поддерживать украинских раскольников. И сейчас, воспользовавшись политической смутой, которая происходит на Украине, воспользовавшись политическим противостоянием, в которое втянута Украина, Константинополь делает все для того, чтобы ослабить Русскую Православную Церковь и оторвать у нее одну из ее неотъемлемых частей. Мы можем спросить, почему, например, Константинопольский Патриархат не рвется предоставить автокефалию Американской Церкви? Разве Америка – это не независимая страна? Почему в Америке, в независимой стране, не может быть независимой Церкви? А потому что в Америке у Константинополя есть свои интересы, у них там своя архиепископия. То есть, они готовы с большой радостью предоставить автокефалию части чужой Церкви, но никогда не пойдут на то, чтобы предоставить автокефалию части своей Церкви. Это подлая и вероломная политика, которая осуществляется на американские деньги, преследует политические цели и наносит урон всему мировому Православию, не только Русской Православной Церкви. Е.Грачева: Владыка, в завершение нашего разговора не могу в этой связи не вспомнить еще одну новость, которая тоже пришла к нам от Константинопольского Патриархата. Что это за либеральная идея – разрешить священникам повторно жениться? Митрополит Иларион: Согласно каноническим нормам Православной Церкви, установленным еще Вселенскими Соборами в I тысячелетии, священник не может вступать в брак. Человек, который готовится к принятию священного сана, может вступить в брак, но он должен быть единобрачным. Если же он получил дьяконскую или священническую хиротонию, то есть рукоположение, после этого он уже не может вступать в брак – так гласят каноны православной Церкви. Более того, тема второбрачия духовенства обсуждалась при подготовке Критского Собора и на самом Критском Соборе, и константинопольские представители пытались эту тему там, так сказать, протащить, но Поместные Православные Церкви весьма решительно выступили против. И спустя два года после Критского Собора, который сейчас Константинополем навязывается как Всеправославный Собор и нормы его все должны, с точки зрения Константинополя, соблюдать, сам Константинополь откровенно нарушает не только нормы Вселенских Соборов, но и это правило, зафиксированное в документе Критского Собора. То есть, по сути дела, Константинопольский Патриарх ставит себя над Соборами Православной Церкви: он единолично принимает решение, входящее в прямое противоречие с многовековой канонической традицией Православной Церкви, а это уже не что иное, как ересь папизма. Служба коммуникации ОВЦС
Георгий / 11.11.2018, 02:12

287. Ответ на 284., Кирилл Д.:

Если честно, не знаю. Я простой парень с района, для меня сложно это всё.)

Ага ага. Охотно верим..
Инна Михайловна / 10.11.2018, 22:07

286. Ответ на 255., Lucia:

Да и поздно об этом говорить.https://clck.ru/EgdWA

Это, как раз, может быть и фотошоп. Не в этом же дело. Вообще на такие "мелочи", как форма одежды священника, Ватикан и не разменивается. Униаты могут сохранить себе весь обряд в полном объёме, и юлианский календарь, и Символ Веры без "филиокве" читать. Единственное условие со стороны Ватикана - просто признавать верховенство папы, включая, конечно, догмат о его непогрешимости ex catedra.
Кирилл Д. / 10.11.2018, 20:24

285. Ответ на 272., Наталия 2016:

Но возможно, Вы Христа поправите потом, при личной встрече

Наталия, спасибо на добром слове! Значит, с Христом я лично встречусь. Это главное. А спорить дальше не хочу.
Кирилл Д. / 10.11.2018, 19:46

284. Ответ на 247., М.Яблоков:

На Руси католиков принимали и первым (через крещение), и вторым и даже третьим чином. Неужели вы считаете, что Православная Церковь то признавала, то не признавала «католическое крещение? ) Сейчас в Греции католиков присоединяют первым чином, у нас - вторым. Ну, и где у католиков крещение? )

Если честно, не знаю. Я простой парень с района, для меня сложно это всё.) В любом случае, спасибо за разъяснения, принял к сведению, беру тайм-аут. )
Кирилл Д. / 10.11.2018, 19:42
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Звёздный час его жизни – Эстергомский десант
4 года с нами нет героя Советского Союза Михаила Владимировича Ашика
09.11.2024
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Россия – великая суверенная держава, которая не должна ни от кого зависеть, кроме Бога!
06.11.2024
Он был подлинным героем
К столетию ветерана Великой Отечественной Михаила Ивановича Фролова состоялась конференция в ЛГУ им.Пушкина
05.11.2024
Эстонские политики – самоубийцы
О новых попытках оторвать Эстонскую Православную Церковь от Московского Патриархата
10.10.2024
Франциск обслуживает интересы глобалистов
О придуманном папой Римским новом «грехе против мигрантов»
08.10.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Бывший СССР
День памяти философа и поэта Сковороды
Сегодня мы также вспоминаем поэта А.В.Кольцова, композитора С.М.Ляпунова, хирурга Н.Н.Бурденко и океанолога Н.Н.Зубова
11.11.2024
День памяти святителя Димитрия Ростовского
Сегодня мы также вспоминаем видного государственного деятеля А.Ф.Трепова и поэта В.В.Капниста
10.11.2024
Кино и музыка кружили Тулу в танце под первый снег
Состоялся первый Открытый Российский фестиваль, посвященный киномузыке
09.11.2024
Должен ли философ Александр Дугин формули-
ровать практическую реализацию своих идей или его дело только теория?
09.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Человек
11.11.2024 19:39
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от Фиалковский
11.11.2024 18:57
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от Русский Сталинист
11.11.2024 17:39
Создатели шоу «Гарри Поттер и философский камень» будут финансировать ВСУ
Новый комментарий от прот. Владимир Сахаров
11.11.2024 17:30
Узнаем ли мы Илию?
Новый комментарий от Виктор
11.11.2024 17:29
Маятник качнулся от либерализма к патриотизму
Новый комментарий от Владимир Николаев
11.11.2024 16:48