Когда случилась авария на Чернобыльской АЭС, у многих верных христиан Русской Православной Церкви ёкнуло сердце, потому что слово «чернобыль» («чернобыльник») в русском языке является одним из народных названий «полыни обыкновенной»: «Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде "полынь"; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Откр. 8: 10, 11). Можно сказать, что церковная полнота давно уже пришла к единому мнению: именно об этом событии и предсказывал Апокалипсис.
То, что совершил недавно Константинопольский Патриарх Варфоломей, демонстративно, дерзко, вызывающе нарушив церковные каноны, также заставляет обратиться к Апокалипсису: столь смертоносное деяние, когда один из Ангелов Поместных церквей, идя на поводу «единственной сверхдержавы», нанёс убийственный удар по родственной Поместной Церкви, не имеет аналогов в истории Церкви. Совершенно очевидно, что это не могло не найти отражения в Откровении Апостола Иоанна Богослова. Наше внимание в связи с этим событием невольно привлекает Ангел Сардийской Церкви: «И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим» (Откр. 3: 1, 2).
Дело в том, что Сардийская церковь находилась в городе, который когда-то был столицей довольно мощного Лидийского царства, разрушенного в 546 году до нашей эры персидским царем Киром. Таким образом, ко времени написания Апокалипсиса прошло более шести веков с момента гибели Лидии. Но обитатели города Сарды, в основной своей массе, продолжали считать себя жителями столицы Лидийского царства: «Сардийская церковь сохранила только "образ благочестия", которым прикрывалось её внутреннее нравственное омертвение (2 Тим. 3: 5): её члены в глубине души остались тем же, чем были их языческие предки – лидийцы, известные своей изнеженностью и распущенностью; их внешнее благочестие вполне напоминает осужденное Иисусом Христом благочестие лицемерных фарисеев, которые подобны были повапленным гробам, красивым снаружи, внутри же полным мертвых костей и всякой нечистоты (Мф. 23: 27)» (Жданов А. Откровение Господа о семи Азийских церквах (Опыт изъяснения первых трех глав Апокалипсиса). М., 1891, с. 246).
С момента гибели Византии прошло уже без малого шестьсот лет. Варфоломей носит имя «будто жив»: «Его Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх». Он «будто жив» как христианин и как епископ Нового Рима. Но Новый Рим давно уже там, где и Лидия: ушёл в историю. И христианин Варфоломей тоже умер, хотя Господь наш Иисус Христос всё ещё оставляет ему возможность принести покаяние: «Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откр. 3: 3).
То, что патриарх Варфоломей утверждает «близкое к смерти», у верных христиан не вызывает ни малейшего сомнения. К тому же фанариоты пошли на поводу Госдепа США, вложившего в уста Петра Порошенко слова о «кончине концепции Третьего Рима». В связи с этим немного эсхатологии.
Известно, что Апостол Иоанн Богослов предупреждает, что и до явления «последнего антихриста» будут появляться в большом числе «малые антихристы»: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» (1 Ин. 2: 18). Их можно узнать по следующему признаку: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4: 3). Но для тех антихристов, которые приходят в «последние времена» и тем паче для «последнего антихриста» и его подельников характерен следующий признак: они ненавидят Рим как «удерживающий» и всячески жаждут его погибели.
После падения Второго Рима – Византии – многие теологи поспешили назвать толкования святых отцов о разрушении Римского царства антихристом ошибочными. Между тем как здесь надо говорить о «согласии отцов», несмотря на отдельные частные мнения. Давайте обратимся к святым отцам.
Вот что говорит св. Иоанн Златоуст: «Справедливо всякий может, во-первых, спросить, что такое удерживающее (τό κаτέχον), и потом обнаружить желание узнать, почему так неясно говорит об этом Павел? Что же такое удерживающее явитися ему, то есть, препятствующее? Одни говорят, что это благодать Св. Духа, а другие – римское государство; с этими последними я больше согласен. Почему? Потому что, если бы (апостол) хотел говорить о Духе, то не выразился бы об этом неясно, но (сказал бы) определенно, что теперь препятствует ему явиться благодать Св. Духа, т.е. (чрезвычайные) дарования. Кроме того, надлежало бы уже ему придти, если тогда он должен придти, когда оскудеют (чрезвычайные) дарования, потому что они давно оскудели. Но так как (апостол) говорит это о римском государстве, то понятно, почему он только намекает на это и до времени говорит прикровенно. Он не хотел навлечь на себя чрезмерной вражды и бесполезной опасности. В самом деле, если бы он сказал, что в непродолжительном времени разрушится римское государство, то тогда немедленно его, как возмутителя, стерли бы с лица земли, и (вместе с ним) всех верующих, как живущих и подвизающихся для этого».
«Вот почему, – продолжает св. Иоанн Златоуст, – он не употребил такого выражения; не сказал также и того, что это скоро последует, хотя (прикровенно) он и говорит это всегда. Но что? Во еже, говорит, явитися ему в свое время. Тайна бо уже деется беззакония. Здесь он указывает на Нерона, как на прообраз антихриста, потому что и он хотел, чтобы его считали богом. Хорошо сказал он – тайна, потому что (Нерон) не так явно и бесстыдно (выдавал себя за бога), как антихрист. Итак, если еще прежде того времени, говорит, нашелся человек, который немного в злобе уступал антихристу, то что удивительного в том, если со временем явится (настоящий антихрист)? Говорил таким образом прикровенно и не хотел прямо указать на него (Нерона), не из страха, но чтобы научить нас тому, что мы не должны навлекать на себя чрезмерной вражды, когда ничто нас к этому не принуждает. Так же точно говорит он и здесь: точию держай (ò κατέχων) ныне дондеже от среды будет. То есть: когда прекратится существование римского государства, тогда он (антихрист) придет. И справедливо, – потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится (антихристу); но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он будет стремиться похитить всю – и человеческую и божескую – власть. Подобно тому как прежде того разрушены были царства, именно: мидийское – вавилонянами, вавилонское – персами, персидское – македонянами, македонское – римлянами, так и это последнее разрушено будет антихристом, а он сам будет побежден Христом и более уже не будет владычествовать» (св. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. Т. 11. СПб.: Изд. С.-Петербургской Духовной Академии, 1905, с. 597-598).
А вот как об этом свидетельствует блаж. Иероним: «Мы должны сказать то, что предали все церковные писатели, – что при конце мира, когда будет разрушено царство римское, будет десять царей, которые разделят между собою мир римский, и восстанет одиннадцатый, небольшой, который победит трех из десяти...» (Библиотека творений святых отцев и учителей Церкви западных. Книга 21. Творения блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Ч. 12. Киев, 1894, с. 62). Обращаем внимание на слова блаж. Иеронима «предали все церковные писатели», поскольку здесь речь идёт именно о «согласии отцов», и на слова – «разделят между собою мир римский».
Западные богословы пытаются уверить, что все разговоры о России как о Третьем Риме – фантазии, не имеющие под собою никакого основания. Основание, конечно же, есть, и основание самое убедительное для православного человека: Предание Церкви, толкования святых отцов. Рим, римскую государственность разрушит антихрист – это, можно сказать, «догмат» учения Церкви об антихристе, о последних временах, который не подлежит перетолковыванию. Не имеет ровным счетом никакого значения, что этот Рим не Первый, а Третий.
С момента, когда Россия вошла в силу Третьего Рима, она стала «удерживающей», то есть преградой на пути продвижения антихристианских сил к мировому господству. Россия не раз играла главную роль в победе над исчадиями ада, стремившимися к власти над миром. Это и было свидетельством её роли «удерживающего».
И вот появляется «царь» – Пётр Порошенко – одной из самых крупных частей бывшего
СССР, который в октябре 2018 года заявляет о «кончине концепции Третьего Рима». Более того, он же,
вместо Христа, взял на себя «миссию» «созидания» церкви на земле, «освободившейся от власти Третьего Рима». Человек, по существу, открыто заявляет о себе как об антихристе, поскольку не верит в «Иисуса Христа, пришедшего во плоти», потому что, если бы верил, не стал бы, «уподобляясь» Христу, «создавать» «новую Поместную Церковь». В данном случае не имеет значения его место в «табели о рангах» антихристов:
он в любом случае из их породы и в этом состоянии предстанет на Суд Христов.
Здесь более всего поражает слепота фанариотов, их неспособность определить, какого духа G7 и её глава – США. И вот это-то и странно: действия государственных властей «Большой Семёрки» (в первую очередь Америки) по навязыванию антихристианского образа жизни в десятилетия «однополярного мира» настолько очевидны, что примирение с этим иначе, чем апостасийной политикой «согласия между Христом и Велиаром» (2 Кор. 6: 14-16), назвать нельзя. Сегодня Госдеп США приступил к уничтожению Русской Православной Церкви, и вызывает горечь и глубокое сожаление, что Константинопольский Патриархат поддержал его в этом...
Вячеслав Степанович Макарцев, юрист, публицист, Нижний Новгород
2. Re: Варфоломей апокалипсический
1. Re: Варфоломей апокалипсический