Совершенно неожиданно для себя я в эти исторические судьбоносные дни оказался в граде Киеве. Очевидно, что эти дни будут вспоминать и осмысливать, они еще не закончились, но скорее только начинаются и будут иметь пока никому неизвестное продолжение. По приглашению оргкомитета и по благословению епископа Мстислава я с 8 по 12 октября сего года принял участие в Международном кинофестивале «Покров» в Киеве, который проходит под патронажем Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Его инициатор - известный и уважаемый протоиерей Александр Акулов. Духовно окормляет кинофестиваль архиепископ Обуховский Иона (Черепанов).
Фестиваль проходит уже в шестнадцатый раз, и я рад, что и на этот раз фестиваль состоялся. Уровень и масштаб фестиваля превзошел все ожидания. На нем было представлено более 70 лент. Он собрал в первую очередь представителей кино России, Украины и Белоруссии. Но были также представлены фильмы из Дальнего зарубежья, из Сербии и даже Америки. Причем на фестивале был представлен яркий и талантливый фильм, ставший известным в Америке, «Павел, апостол Христа» режиссера Эндрю Хайата, который принял участие в работе фестиваля.
Но главным событием для меня стал не только кинофестиваль, но прежде всего те исторические события, на фоне которых происходил фестиваль.
Напряжение происходящих событий чувствовалось буквально в воздухе. Вместо утреннего приветствия участники фестиваля делились новостями, обменивались мыслями и ожиданиями. Было ощущение, что ситуация находится на вулкане. Было ощущение прогулки по минному полю.
Я многих спрашивал о видении ситуации: иерархов, клириков, мирян, гостей фестиваля. Мне показались особо значимыми слова митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана, который был наместником Киево-Печерской Лавры в конце 80-х. Нынешний фестиваль был посвящен возобновлению открытия Киево-Печерской Лавры. 30 лет назад в 1988 году Лавра была возвращена Русской Православной Церкви. Наместником был назначен будущий митрополит Ионафан.
В ответ на вопрос о ситуации на Украине он неожиданно ответил словами апостола Павла: «Нас почитают умершими, но вот, мы живы». Эти слова апостола из Послания к Коринфянам относятся к Первохристианской церкви периода гонений, но они как нельзя лучше подходят к нынешней ситуации на Украине. Раскольники торжествует победу и, кажется, внешне праздник на их улице, но это ощущение Первохристианской церкви вдохновляет нынешнюю каноническую Церковь на Украине.
Я поделился своим ощущением, что на Украине как на линии фронта. Владыка ответил, что они на этой линии фронта уже 30 лет. Эти слова позволяют понять внутренние ощущения канонической Православной Церкви на Украине.
Достаточно сказать, что Киев сейчас повсеместно увешан плакатами и билбордами с таким текстом: «Помиснацерква - запорука незалежности. Петр Порошенко» (то есть «Поместная церковь - гарантия независимости»). Власти оказывают давление на общественное мнение, не скрывая политический характер этого проекта.
Но в том, что сейчас происходит, нет ничего принципиально нового. Просто давление государства, новой идеологии, общественного мнения сейчас предельно усилилось, но продолжается это давление уже 30 лет. Канонической Церкви, что называется, не привыкать. В словах иерархов я увидел и услышал готовность к гонениям, готовность стоять и выстоять.
Ситуация настолько непредсказуемая и неординарная. Каноническая Церковь в течение 30 лет хранит чистоту Православия и верность канонам, и вдруг Церковь-исповедница получает удар ножом в спину от Вселенского Патриарха. Откровенный плевок в лицо гонимой Церкви-хранительницы канонов. И от кого? От своих же после многих заверений о поддержке. Ощущение предательства со стороны Константинополя присутствовало в проповедях, которые я слышал, и в беседах.
Один маститый священник (не буду называть имен и фамилий) на вопрос о нынешней ситуации ответил кратко: «Это просто безумие. Всё, что происходит, выходит за все рамки разума, не укладывается ни в какие представления о церковной жизни».
По благословению наместника Киево-Печерской Лавры митрополита Павла мне удалось сослужить в Киево-Печерской Лавре в Дальних пещерах. Общение с собратиями и насельниками также начиналось с вопроса: «Что же будет дальше?»
Ситуация очень тревожная. От сослужащего архимандрита я услышал слова, вселяющие уверенность. Он сказал: «Нужно потерпеть. Господь все устроит». В его словах я готовность понести крест скорбей, готовность к подвигу терпения. А как известно, Господь сказал: «...претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:22).
Канонической Церкви на Украине предстоит страстной подвиг терпения, несения своего креста. События могут войти в острую фазу. Понятно, что каноническая Церковь не признает этот неканонический собор и не признает создание антиканонической церкви. Понятно, что на нее будет оказываться государственное давление, будет предпринята попытка отъема святынь, в первую очередь Киево-Печерской Лавры. Уже на праздник Покрова могут быть проблемы. Не случайно, наместник Киево-Печерской Лавры митрополит Павел призвал верующих в этот день прийти в Лавру на службу и не покидать ее в течение всего дня. В обители в течение всего дня будут совершаться молебны.
Молитвенный подъем чувствуется во всей Церкви. Во многих храмах служатся молебны о единстве Церкви. В Десятинном монастыре, на Старокиевской горке, где сохранились руины древнейшего храма, а рядом находится действующий храм, совершается чин Неусыпаемой Псалтири. Клирики и миряне 24 часа в сутки непрерывно читают Псалтирь, а также особую молитву как о воссоздании этого храма, так и о сохранении Церкви на каждой «Славе». Я тоже принял участие в этом молитвенном стоянии. Так получилось, что мы приехали в храм около полуночи, читали вместе Псалтирь. Потом служилась ночная Литургия.
Мне рассказали, что каждое воскресенье в Киево-Печерской Лавре миряне после службы совершают молитвенное обхождение Лавры с чтением молитв.
В целом я вынес ощущение духовной брани, происходящей на святых горах Киевских. Я увидел у клириков, монашествующих и простых людей большое духовное воодушевление, молитвенный подъём, готовность духовного стояния в верности Христу и сам получил большой духовный заряд, молитвенное вдохновение. Киев остается нашим духовным центром и хранит свое историческое призвание «Матери городов русских».
Протоиерей Геннадий Беловолов, директор Мемориального музея-квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино
1. Re: Киев неустанно молится в ожидании гонений