itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Единственный признак того, что мы христиане

Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
1333
Время на чтение 6 минут
Сегодня Христос говорит нам в Евангелии о любви к врагам — что это является главным и единственным признаком того, что мы Христовы. Мы понимаем, как велика эта заповедь, как опасно ее исказить.

Две опасности существуют в мире. Одна опасность — нелюбви, не только к врагам, но и к близким своим — из-за умножения беззакония в мире все более охладевает любовь. И другая опасность — ложно понимать заповедь Христову о любви. Святые отцы говорят, что сколько в мире существует лжеучений об истине Христовой, столько существует и ложных учений о любви, потому что любовь и истина нераздельны.

Мы очень часто повторяем в наши дни, и не без причины, слова святителя митрополита Филарета Московского о том, что мы должны любить личных своих врагов, гнушаться врагами Божиими и поражать врагов Отечества. И здесь тоже существует для нас опасность. Делая немножко преувеличенный акцент на том, о чем говорит святитель Филарет по отношению к врагам нашей Православной Церкви и к врагам Отечества нашего — как бы нам не забыть заповедь о любви к личным врагам. В то время как и то, и другое совершенно нераздельно. Господь, в конце концов, говорит именно о любви к врагам, и этим определяет то, что мы не напрасно носим на своей шее крестик, что мы знаем тайну Креста Христова.

Когда великая княгиня преподобномученица Елисавета была сброшена озверевшими палачами в алапаевскую шахту, она повторила не одними устами высшую молитву Самого Спасителя, когда Он был на Кресте: «Боже, прости им, не знают, что творят». Мы все помним слова святого царя Николая Александровича, незадолго до его мученической кончины переданные через его дочь великую княжну Ольгу, о том, что зло, которое сейчас в мире, то есть разгул коммунистической революции, будет еще сильнее — пророчество о том, что мы наблюдаем сегодня, когда грех уже все более утверждается как норма в жизни человеческой. И далее государь говорит, призывая всех, на кого он может иметь влияние, чтобы не мстили за него, что не зло победит в конце концов, а любовь.

Эти слова, которые мы часто теперь слышим, пусть они запечатлеются глубже, не только в нашей памяти, но и в наших душах, во всей нашей жизни. Когда мы достигаем этого, это единственный признак того, что мы христиане. А до тех пор мы с вами еще не христиане, мы еще язычники. Мы обычные люди, которые понимают лишь то, что Христос говорит, прежде чем открыть Свою высшую заповедь: «Как вы хотите, чтобы поступали с вами люди, так и вы поступайте с ними». Нет такого человека на свете, если он умственно развит и психически нормален, чтобы не понимать, что это абсолютная безусловная справедливость. Никто не может отвергнуть эти слова Господни. Все мудрецы мира и без Христа утверждали этот принцип жизни: и Сократ, и Платон, и Конфуций. К кому ни обратись, все говорили о том, что справедливость требует, чтобы мы не делали другому того, чего себе не желаем.

Христос, утверждая как будто тот же самый принцип, идет гораздо дальше, потому что одно дело не делать другому плохое, а другое — делать ему хорошее. И это «хорошее» — способность человека устремляться к истинному совершенству.

Сегодня в Евангелии Господь говорит: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен. И будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд». Что это значит? Это значит: любите тех, кто ненавидит вас, и делайте добро тем, кто творит вам зло. И давайте другим людям, не надеясь что-то получить от них. Господь наш всегда такой. На Кресте Он явил это в полноте, чтобы мы все увидели совершенство человека, чтобы мы все учились стать совершенными людьми, христианами.

До тех пор, пока человек не отвергает еще естественный закон совести и разума, всегда остается надежда, что он может придти ко Христу Богу. Но пока он не придет к Нему, он никогда не исполнит по-настоящему то, что он должен исполнить по своему человеческому естеству. Наоборот, он все более будет терять свое человеческое достоинство. И мы видим сегодня, что ненависть, вражда становятся такими же не вызывающими ни у кого удивления грехами, как разврат и растление. Человек все чаще делается скотом, по слову псалма (Пс. 48, 21), и по вражде своей, по ненависти — уже почти «духом злобы поднебесным».

Есть единственный путь, который может спасти нас от полного разрушения — и личности каждого из нас, и всей жизни — это следование недостижимой и непостижимой заповеди о любви к врагам.

Святые отцы говорят, что этот путь мы должны принять твердо, как истину Христову, как тайну Креста Господня. Когда мы осеняем себя крестным знамением, мы должны запечатлевать и в сознании, и в сердце своем эту истину. Ум наш должен быть твердым, а сердце — мягким по отношению к другим людям. В то время как чаще бывает наоборот: ум — размягченный, а сердце — твердокаменное. Бывает, что ум твердый, есть такие христиане, но и сердце, увы, остается таким же твердым, как у всех других людей. Но чаще всего — как бы отстраненность от жизни: и ум размягченный, и сердце размягченное.

Мы должны понять, что непостижимая высота, которую Христос нам предлагает, — единственное наше спасение. «Мы перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев своих» (1 Ин. 3, 14). Это есть Пасха Господня, приобщение победе Креста Христова. Только Христом, только Его Крестом можем мы этого достигнуть. И когда мы этого касаемся, мы понимаем, что если есть в нас по дару Христа любовь к врагам, то враги наши становятся нашими истинными друзьями. И они наше приобретение, хотя невозможно это постигнуть, как невозможно постигнуть, что смерть — наше приобретение (Флп. 1, 21), высшее приобретение, какое может быть у человека. Но кто знает Пасху Христову, кто знает, что Христос воскрес, тому понятно будет и слово Господне о любви к врагам, о Кресте Его.

Поэтому постараемся сегодня задуматься о том, сколь многие из нас пренебрегают самым существом веры христианской. Мы призваны учиться этому в течение всей жизни изо дня в день. Как мы можем этому научиться, как мы можем достигнуть того, что совершено преподобномученицей великой княгиней Елисаветой? А так, что в течение всей своей жизни она, как и преподобноисповедник Сергий и другие сестры Марфо-Мариинской обители, такие, как монахиня Любовь, учились одному-единственному — любви. Известно об одном удивительном свойстве матушки Любови: когда кто-нибудь начинал к ней плохо относиться, когда она чувствовала неприязнь, вражду со стороны этого человека, она окружала его особенной нежностью и вниманием. Это было искренне, и за этим стоял Христос, потому за этим была сила и подлинность. И так постепенно восходила она, и так восходили все святые — то есть те, кто научился этой заповеди Христовой, — от силы в силу.

Прежде чем наступят времена последнего нашего испытания, нам дается время для подготовки к этому. Необходимо постепенное возрастание. Потому и дается нам не один год, а много лет жизни, чтобы мы через усилия этому научиться, через наши поражения, увидели, что нет в нас любви. Не то что к врагам — мы часто бываем неспособны любить и тех, кто любит нас. Чтобы, восходя к этой недостижимой заповеди, понимали, почему святые отцы говорят: «Да, это для нас невозможно, но любить врагов наших, это значит молиться за них от всего сердца». Потому что только любовью Христовой, только Его благодатью, которая дается нам в молитве, можем мы обрести эту способность.

Святые отцы дают нам такой совет, когда мы находимся с кем-то во вражде, когда душа наша пребывает в унынии, когда нет у нас благодати, и мы не можем никак пробиться из этого состояния тусклости нашей жизни. Научимся, говорят они, тому, чтобы прежде всех наших молитв молиться о наших личных обидчиках, о врагах наших. Если ты с кем-то в ссоре, то включи в свое каждодневное правило такую молитву: «Молитвами вот этой Анны, которая ненавидит меня, или к которой я испытываю неприязнь, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». И так повторять эту молитву, пока молитвой, даром Христовой любви ко всем, и к тебе, и к этой Анне, и ко всем людям, ты не узнаешь перемену в своем сердце.

Сам ты никогда, никакими усилиями этого не достигнешь. Как не победишь ты никогда смерть, которую Христос победил для каждого из нас, и дает это нам. Итак, будем всеми усилиями нашими, исполнением всего, что естественно нам соблюдать по тому остаточному свету, который есть в нас, стараться достигать благодатного света Христовой любви, чтобы были мы христианами.

Христос — первый на земле, Кто провозгласил заповедь о любви к врагам. Никто до Него никогда близко даже подумать об этом не мог. В чем была высшая мудрость, высшая святость Ветхого Завета? «Возлюби ближних твоих, друзей твоих, и возненавидь врагов твоих. Око за око и зуб за зуб». Выставили тебе зуб — значит, надо выставить и ему зуб, по справедливости. Глаз тебе выбили — и ему тоже глаз.

Нет, говорит новый таинственный закон жизни, для которой создан человек. Ты должен поступать по-другому, ты должен врага твоего, когда он злословит тебя, защитить от всякой клеветы. Ты должен, когда он голоден, накормить его. И когда он замерзает, одеть его. Ты должен относиться к нему как к самому лучшему другу и брату. Все в тебе протестует против этого. Невозможно с этим никак согласиться, но Господь говорит на Кресте: «Любите врагов ваших». И дает крестную, пасхальную силу новой жизни, чтобы мы жили именно так, и так поступали по отношению к врагам нашим, как Он поступил по отношению к Своим.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

12. Ответ на 9., Ник Ликашин:

!Адам и Ева подчинили дух своим чувствам. И это - падение.Нет!Это от Бл. Августина пошла такая лажа в Западный католический мир, тем самым прервав традицию священства отцов и детей. А в среде православных иереев - все нормально

Когда человек был нормальным, а потом стал алкоголиком и дошел до белой горячки, то это значит только одно: его разум (дух,воля) стал служить более низким ( не худшим, а менее развитым) чувствам. Но такое служение не только не развивает, но наоборот - развращает и губит. Вот почему в мире, в котором Бог не Предначертывал смерти, последняя появилась. Вот почему она появилась в мире, где нет никакого зла. Смерть появилась просто из-за того, что Адам направил разум в чувства, но без рефлексии, то есть без того, чтобы и чувства возвращать в разум волей духа. Вот это и есть "плотский взор". Разум же требует восстановления. А это называется прогресс. И Прогресс Истории был заложен в Предначертании ее. И Россия, сегодня, если уж решила делать рывок в Прогрессе, то должна научно определить духовные ценности и цели развития.
Бондарев Игорь / 08.10.2018, 06:09

11. Ответ на 9., Ник Ликашин:

!Адам и Ева подчинили дух своим чувствам. И это - падение.Нет!Это от Бл. Августина пошла такая лажа в Западный католический мир, тем самым прервав традицию священства отцов и детей. А в среде православных иереев - все нормально

!Адам и Ева подчинили дух своим чувствам. И это - падение.Нет!Это от Бл. Августина пошла такая лажа в Западный католический мир, тем самым прервав традицию священства отцов и детей. А в среде православных иереев - все нормально

Насколько я вижу, комментарии полностью не прочитывают. Но отвечают так, как будто прочитали. Уже здесь, на таком уровне, и то вносится путаница. Смешно.
Бондарев Игорь / 08.10.2018, 05:57

10. Ответ на 8., Алёша:

Призывается любить врагов своих личных, но не врагов Божиих, которых надо ненавидеть.Кто сказал, что надо ненавидеть? Кто из святых отцов? Приведите эти слова в точности. А ежели это интерпретация слов Филарета Московского "Гнушайтесь врагов Божиих", то она, увы, сугубо неверная ибо "гнушайтесь" и "ненавидьте" далеко не одно и то же. Вообще, как мне помнится, Христос о ненависти к другим людям, независимо от того, кто они есть, никогда и ничего не говорил. Нигде и никогда. Нет никакой ненависти в Евангелии, окромя как к своим личным грехам. И всё. Отсебятину гоните.

Здесь, полностью согласен, Алёша
Ник Ликашин / 07.10.2018, 21:37

9. Ответ на 7., Бондарев Игорь:

!Адам и Ева подчинили дух своим чувствам. И это - падение.

Нет!Это от Бл. Августина пошла такая лажа в Западный католический мир, тем самым прервав традицию священства отцов и детей. А в среде православных иереев - все нормально
Ник Ликашин / 07.10.2018, 21:33

8. Ответ на 1., М.Яблоков:

Призывается любить врагов своих личных, но не врагов Божиих, которых надо ненавидеть.

Кто сказал, что надо ненавидеть? Кто из святых отцов? Приведите эти слова в точности. А ежели это интерпретация слов Филарета Московского "Гнушайтесь врагов Божиих", то она, увы, сугубо неверная ибо "гнушайтесь" и "ненавидьте" далеко не одно и то же. Вообще, как мне помнится, Христос о ненависти к другим людям, независимо от того, кто они есть, никогда и ничего не говорил. Нигде и никогда. Нет никакой ненависти в Евангелии, окромя как к своим личным грехам. И всё. Отсебятину гоните.
Алёша / 07.10.2018, 16:29

7. Ответ на 5., Ник Ликашин:

«дух подчиняем развитию чувств, а не развитие чувств - развитию духа». Здесь сложность, которую никогда никто не поймет, если только не включить машину Тьюринга, и не сказать, что никакой квантовый комп не сможет мыслить, если он не почувствует!!!

Адам и Ева подчинили дух своим чувствам. И это - падение. Вот простой пример. Человек попробовал вина. Понравилось. Пристрастился. Стал алкаголиком и так далее... Или, кому-то стали нравиться женщины (или мужчины , в зависимости от пола)- это нормально. Но вот он стал увлекаться...еще и еще ... потом стал развратником и так далее. Это примеры того, что человек может потерять разум (дух), когда подчиняет разум чувствам. Но ведь чувства могут быть контролируемы разумом, идеей, и при этом - развиваться чувственно. В этом смысле богатство чувств лишь совпадает с Предначертанием Истории. Что тут непонятного, все просто.
Бондарев Игорь / 07.10.2018, 15:37

6. Ответ на 4., Ксения Балакина:

Верно.Не верно. Ненавидеть христианину нельзя никого. Человек ненавидящий кого-либо - не Божий, не христианин. Знаменитая формула святителя Филарета о врагах Божиих звучит так:«Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша». Гнушайтесь и ненавидьте - вещи совершенно разные.Ненавидеть христианину разрешается только грех, в первую очередь свой собственный.

Ваше последнее предложение совпадает с моим вторым предложением. Что не так?
Бондарев Игорь / 07.10.2018, 15:31

5. Ответ на 2., Бондарев Игорь:

Верно.

Не верно: Яблоков просто не понимает, а Вы понимаете, но когда пишите текст, постарайтесь даже в одном предложении не противоречить самому себе, не надо торопиться высказывать мысль. Кратко сказать, Игорь, а что было бы, если бы Великий князь последовал не за иосифлянами, а за нестяжателями Нила Сорского? По-моему, не было бы уже не только России, но и русских. Батюшка А. Шаргунов спрятался, в этом случае, за Евангелием, а вот Вы с Яблоковым пытаетесь рассказать нашу историю с противоположных позиций: «дух подчиняем развитию чувств, а не развитие чувств - развитию духа». Здесь сложность, которую никогда никто не поймет, если только не включить машину Тьюринга, и не сказать, что никакой квантовый комп не сможет мыслить, если он не почувствует!!!
Ник Ликашин / 07.10.2018, 13:49

4. Ответ на 2., Бондарев Игорь:

Верно.

Не верно. Ненавидеть христианину нельзя никого. Человек ненавидящий кого-либо - не Божий, не христианин. Знаменитая формула святителя Филарета о врагах Божиих звучит так: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша». Гнушайтесь и ненавидьте - вещи совершенно разные. Ненавидеть христианину разрешается только грех, в первую очередь свой собственный.
Ксения Балакина / 07.10.2018, 12:00

3. Ненавидеть?

Святитель Филарет говорил, что надо гнушаться врагами Божиими, т.е. относиться к ним неодобрительно и неблагосклонно, сторониться их. Ненавидеть же - значит желать им зла, быть им врагом, питать к ним вражду, злобу, самую сильную нелюбовь. Господь же наш Иисус Христос дал нам заповедь о любви к врагам вообще, любви, которая не разделяет врагов на категории и о которой говорит в своем слове о. Александр. Эта любовь может быть претворена в дела путем молитвы, о которой в слове тоже сказано. Но это трудное дело. У меня, грешного, это плохо получается, если не сказать больше...
Яков Яковлевич / 07.10.2018, 11:25
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
«Господи, прости грехи всего народа!»
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского во вторник
19.03.2024
Чтобы избавить нас от вечной гибели, Господь предлагает нам Великий пост
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в понедельник
18.03.2024
Вечность касается нас и делает живыми
18 марта — начало Великого поста
18.03.2024
Прощение – это не извинение
Слово на чине прощения
17.03.2024
Самый главный пост — воздержание от нашего «я»
Евангелие в Неделю сыропустную (Мф, 17 зач., 6, 14—21)
17.03.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Не может быть любви без свободы
Воспоминание Адамова изгнания
17.03.2024
Не труби перед собою
Суббота (Мф, 16 зач., 6, 1—13)
16.03.2024
Ныне Христос становится знамением пререкаемым
Четверг (Лк, 110 зач., 23, 1—34; 44—56)
14.03.2024
Тьма должна отступить перед светом
Вторник (Лк, 109 зач., 22, 39—42, 45 — 23, 1)
12.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии