Законна власть закона, а не власть силы

3—4 октября — 25 лет со дня расстрела Дома Советов

Новости Москвы 
0
1805
Время на чтение 10 минут
Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть значение государственного закона как Божественного установления. Церковь учит, что соблюдение государственного закона даже в атеистическом государстве — в том, в чем он не противоречит совести христианина, — обязательно для всех граждан. Как заповеди «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», написанные в совести всякого, даже не знающего Бога человека, еще не говорят о совершенстве, но определяют последние границы нравственного распада, так и закон ставит предел злу, является Божественным фундаментом справедливости и законности в обществе.
 
Знаменитое «римское право» — порядок, закон, разумные общественные отношения — основа будущей христианской государственности, высшие достижения цивилизации, не знающей еще христианства. Однако существует огромная разница между устремленностью из язычества к христианству и ниспадением из христианства в язычество. Еще Платон говорил, что государство существует для обеспечения справедливости и гарантирует человеку безопасность от диких зверей или дикарей. Политика от греческого слова polis город, то есть люди собирались за стеной, чтобы жить в безопасности. Государство — это, по существу, организация людей, договорившихся между собой поддерживать друг с другом определенные отношения при соблюдении определенных законов. Без этих законов и без их соблюдения стена государства рушится и царствует аморализм.
 
Посредством государственного закона Бог препятствует разнузданному произволу греха и способствует относительно беспрепятственному развитию жизни. Поэтому государственная власть, несмотря на все ее малые и большие недостатки, фактически является «Божиим слугой, отмстителемв наказание делающему злое» (Рим. 13, 4).
 
Люди с нормально развитым нравственным сознанием должны повиноваться государственному закону не только по страху наказания, как говорит апостол Павел, но и по совести, по сознанию долга. «Что значит: не только из-за страха?» — спрашивает, размышляя об этом, святой Иоанн Златоуст. И отвечает: «Ты должен повиноваться не потому только, что не подчиняясь закону, противишься Богу и тем от Бога и от людей сам навлекаешь на себя великие бедствия, но и потому что закон как охранитель мира и гражданского устройства есть величайший твой благодетель. Как скоро упразднить закон, все рассыплется, не устоят ни города, ни селения, ни дома, ни торжища, ни какое другое заведение, напротив, все ниспровергнется от того, что сильнейшие поглотят слабейших». «Итак, если бы неповинующихся не преследовал гнев Божий, тебе и тогда, — говорит святой Иоанн Златоуст, —надлежало бы соблюдать подчиненность закону, дабы не оказаться бессовестным и неблагодарным к Благодетелю» (Беседы на Послание к Римлянам, гл. 23).
 
Послушание закону исполнено любви к воле Божией и потому по своей сути имеет нравственный характер. Определяющим принципом здесь является не просто человеческое общество, но то, что это общество существует в воле Божией, и эта воля абсолютна.
 
Существенно важно, чтобы послушание закону проявлялось всегда конкретно, особенно в критические моменты истории. Замечательно, что именно здесь Церковь упрекают либо в том, что она вмешивается в области, ей не принадлежащие, либо в том, что она не принимает участия в решающих судьбы народа событиях, как будто она к ним равнодушна.
 
Прежде всего надо уточнить, что участие Церкви в так называемой политике определяется той мерой, какой она меряет предпочтительность тех или иных действий для достижения конечной цели человека. Церковь — не просто нравственный авторитет, поэтому она отказывается быть политическим инструментом в руках людей, которые с помощью ее нравственного авторитета хотели бы укрепить или восстановить свой прежний режим. Евангельское послушание — не поощрение пассивности: во имя послушания пророки Ветхого Завета ополчались против несправедливостей своего времени. Достаточно вспомнить столь знаменитые и столь актуальные слова пророка Исаии: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые — без жителей. Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! Горе тем, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! За то, как огонь съедает солому и пламя истребляет сено, так истлеет корень их и цвет их разнесется, как прах, потому что они отвергли закон Господа и презрели слово Святаго Израилева» (Ис. 5, 8—24). Или эти слова пророка Аввакума, проступающие над плывущими неоновыми строками реклам над сегодняшней Москвой: «Горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!» (Авв. 2, 12).
 
Церковь всегда была убежищем неправедно гонимых, защитницей нищих, надеждой отчаявшихся, обличителем тиранов, опорой закона, потому что она призвана самим Богом Христом быть солью земли и светом мира. Миротворческая деятельность Святейшего Патриарха Алексия II в дни октябрьского противостояния хорошо известна. «Властью, данной нам от Бога, мы заявляем, что тот, кто поднимет руку на беззащитного и прольет невинную кровь, будет отлучен от Церкви и предан анафеме», — говорилось в Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви, принятом в те дни. Восьмого октября, в день памяти преподобного Сергия, Святейший Патриарх Алексий выступил с Обращением: «С горечью и скорбью ныне говорим: велики грехи народа нашего – он не услышал призыв Церкви, брат поднял руку на брата, пролив кровь ближнего своего… Мы оплакиваем убиенных сынов и дочерей России и горячо молимся об их близких, разделяя их скорбь и страдания. Несмотря на то, что посредническая миссия Церкви была принята сторонами противостояния, люди попрали нравственные принципы и пролили невинную кровь. Эта кровь вопиет к Небу и, как предупреждала Православная Церковь, остается несмываемой каиновой печатью на совести тех, кто вдохновил и осуществил богопротивное убийство невинных ближних своих. Бог воздаст им и в этой жизни, и на Страшном Суде Своем».
 
Сразу же после выборов двадцать священнослужителей Русской Православной Церкви обратились в Государственную Думу Российской Федерации с предложением, опубликованным в печати, немедленно сформировать парламентскую комиссию, которая могла бы обеспечить объективное расследование событий 3—4 октября в Москве с привлечением многочисленных свидетелей. Изучив доступные материалы прессы, свидетельства очевидцев, как защитников парламента, так и президентской стороны, а также выслушав многих из тех, кто был непосредственно вовлечен в эти события, священники пришли к выводу о том, что имеют место массовые, немотивированные преднамеренные убийства, и что эти убийства совершены с особой жестокостью. И совершены они не отдельными уголовниками, а самой государственной властью, которая открыто взяла на себя ответственность за них. «Власть тем самым предполагает, — писали священники, — что в сознании граждан эти действия правомерны и, таким образом, по существу совершает их от лица граждан страны. Это вынуждает нас либо оправдать эти действия, тем самым стать их соучастниками и согласиться перед лицом Божия правосудия нести за них ответственность, либо внутренне отречься от этих действий власти и, оставаясь законопослушными гражданами, заявить о полном неприятии как самих этих действий, так и той духовной силы, которая вдохновила их».
 
Суть октябрьских событий — воплощенный атеизм. Только люди с глубоким отрицанием Бога могли такое сделать. И это даже не просто атеизм, а сатанизм. Потому что отрицание Бога захватывает здесь всю глубину человеческого естества, на уровне инстинкта, а не просто внешнего сознания.
 
То, что произошло, требует подробнейшего разбирательства и глубочайшего покаяния. Иначе кровь невинных жертв падает на всю страну, она на нас и на детях наших. Или, как было сказано, без обстоятельного расследования этих событий мы обречены на жизнь с непогребенными мертвыми. В самом расследовании уже начало покаяния. Те, кто против разбирательства, — утверждают беззаконие, лишают исторической перспективы судьбу Отечества и, значит, сами причастны к этому беззаконию, их совесть нечиста. Но в государстве законна власть закона, а не власть силы. И духовной победы в расстреле безоружных защитников Конституции быть не может. Может быть только духовное поражение со всеми вытекающими отсюда последствиями.
 
Еще раз мы должны обратить внимание на неразрывную связь между соблюдением закона государством и нравственностью народа. Выстрелы из танков стали сигналом к обесцениванию человеческой жизни и нравственности. Преступники почувствовали свою безнаказанность: если позволительно такое главе государства, то у них руки развязаны. Происходит нарастание криминализации общества. В двух словах суть новой идеологии, и это относится к судьбам всего человечества, заключается в следующем: убийству предшествует обман, человекоубийца и отец лжи знает, когда какое лучше применить оружие.
 
Страшна роль, которую во всем этом играют средства массовой информации, и эта роль все более будет возрастать. Ныне, когда при массированной пропаганде насилия и разврата, при гипнотическом воздействии телевидения нашему народу, теряющему чувство нравственности, прививается отношение к самым страшным грехам как к нормальному явлению, нам есть, о чем серьезно задуматься.
 
Пройдя четверть века после этих кровавых событий, недостаточно быть молчаливым свидетелем стольких преступлений против человечества, против нашего народа. Есть один колоссальный урок истории, когда великие беды — растление и уничтожение духовное и физическое народа — основаны на воле народа. «Что вам надо? Этого хочет сам народ!» — тогда слишком поздно реагировать. Все игры, кажется, сыграны, все попытки собраться с силами напрасны, в трагедии, присутствующей в октябрьской революции 1993 года, открывается путь к некоему фатализму. Не является ли и сегодня народ игрушкой в руках сил, осуществляющих контроль над его сознанием через средства массовой информации?
 
Когда теряется самое высшее, самое чистое, самое осмысленное, данное народу Творцом, народ теряет себя, отрекается от себя, перестает быть народом. Гром не грянет — мужик не перекрестится, но не слишком ли поздно действовать, когда гром сокрушает все? Не больше ли духовного бодрствования надо было проявить, чтобы избежать заранее как будто неизбежного? Если внезапно снова водворяется хаос и ненависть, если ситуация, как говорится, уходит из-под контроля, как избежать ужасов, которые коснутся каждого из нас? Не ясно ли, что в предшествовавшие годы надо было хотя бы предупреждать о нарастающем бедствии и не ждать безучастно, пока огонь гангрены распространится во всем теле общества. Сколько можно повторять, что антихрист явится не только в облике неразличимой большинством тонкой мистической лжи, но как известный каждому политический деятель!
 
Всегда необходима трезвая оценка того, что здесь и сейчас, по сравнению с тем, что происходит в целом мире, происходит на других континентах и в других культурах и эпохах. Но сколько бы мы ни повторяли старую мрачную шутку по поводу конца света в отдельно взятой стране, сколько бы ни отдалялись от последних российских потрясений, чтобы увидеть их на расстоянии, все очевиднее будет становится, что эти события имеют значение, которое можно без всякого преувеличения сравнить с катастрофой 1917 года. Точнее сказать, они — продолжение 1917 года, только на новой, более разрушительной глубине. Эти события глобальны, не только из-за того особого места, которое занимает православная Россия в судьбах мира, но и из-за того страшного, почти всемирного одобрения беззакония, о котором Священное Писание говорит как о последнем пределе испытания долготерпения Божия.
 
Отчего стряслась катастрофа 1917 года? Оттого что вначале разрушено было святая святых, а потом, естественно, не осталось ничего святого. Нравственное разложение общества привело тогда к крушению России и подчинению народа богоборческой власти, а что ждет нас теперь, при теперешнем нравственном разложении? Разве можно сравнить теперешнее нравственное состояние нашего общества с тем, каким оно было накануне той революции?!
 
Кровавые события октября 1993 года — еще одно страшное, как Чернобыль, последнее, может быть, предупреждение: если не покаетесь — все так же погибнете. Эти события можно сравнить, если хотите, по отношению к 1917-му году с 1905-м годом.
 
Соблюдение государственного закона, по учению Церкви, является одним из звеньев «удерживающего» пришествие антихриста — «человека беззакония», поэтому можно сказать, что люди, встающие на защиту Конституции, даже если для них не открыт высший божественный закон, встают на борьбу не против земной власти, а против «мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». И это особенно ярко проявилось, когда на улицах Москвы была устроена очередная репетиция Апокалипсиса с демонстрацией расстрела на весь мир.
 
Итак, разрушение нравственности — разрушение государственности. Трудно жить на руинах, и вот мы сейчас живем на руинах. Мы как вороны на свалке. Люди говорят: все временно, никакой основательности, пропало ощущение, что мы — в стране, в государстве. И при этом нас изо всех сил стараются убедить, что по-другому и быть не может. Что впереди? Беззаконие порождает беззаконие, нераскаянная кровь — новую кровь. Возможен только один путь выхода из сегодняшнего тупика — путь твердого соблюдения государственной законности с воспитанием в каждом человеке ответственности перед законом, и решительного противостояния нравственному распаду общества. Без активного участия в этом Церкви, на основе какой угодно идеологии, решение этих проблем не представляется реальным. В какой угодно новой идеологии никуда не может исчезнуть двойная мораль, присущая всякой идеологии. Когда идеология обличает (и при этом, возможно, справедливо) противоречия данного общества, она взывает к гуманистическим принципам, к правам человека, к общечеловеческим принципам, как будто понятным всем. Но когда идеология желает прибегнуть к силе, чтобы уничтожить своих противников, тогда, противореча тому, что она говорила до этого, она апеллирует к идеологической морали: остановить дестабилизацию, устранить препятствия на пути продвижения реформ, ограничить, якобы в интересах большинства, меньшинство революционное или реакционное, в зависимости от ситуации.
 
История наших дней и рассматриваемые события ярко показывают, как самые противоположные идеологии пользовались одними и теми же аргументами и в тех же обстоятельствах во имя хорошо известного принципа: цель оправдывает средства. Это колебание между двумя порядками морали объясняет, почему одна и та же несправедливость не вызывает одинакового возмущения, почему жертвы рассматриваются по-разному: одни целесообразные, другие нецелесообразные.
 
Церковь не может участвовать в этих играх. Ради славы Божией и верности Евангельской заповеди вера не должна допускать идеологического заражения. Вопрос стоит так: существует, может существовать мир расцерковленный, но сохраняющий еще как будто бы следы христианских ценностей, с уважением справедливости, закона, которые — как некий аромат в сосуде, утратившем благоуханное содержание. Но эти времена в России давно прошли, и во всем мире проходят. Все истинное выветрилось, наступает эпоха варварства. Но и в этих обстоятельствах, и особенно в этих обстоятельствах, надо обрести корень вещей. Ибо даже великие идеи, когда они не связаны с Богом, теряют свое содержание и становятся великими пустыми призраками. Самое страшное — когда распад делается необратимым. Эту связь с Богом мы должны сегодня обрести через соблюдение законности и заповедей, данных нам Богом. Это главное.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

11. Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть значение государственного закона как Божественного установления.

Странно считать государственный закон Божественным установлением. Особенно закон о трёх колосках, особенно антисемитские законы в Германии. Такое утверждение есть хула на Бога, ведь Бог это добро, а не зло. Зло могут делать только люди и земные правители, боль и смерть могут причинять только они. Не понимать этого означает не понимать и самой Веры. Не понимать это значит ставить Веру на службу земным начальникам. Добрым или злым.
Hyuga / 04.10.2018, 21:58

10. Ответ на 4., VETERAN:

Совершенно с Вами согласен и совершенно не согласен с Шаргуновым ещё с 1993 года, когда слышал его выступления на Радио Радонеж и недоумевал я тогда, как же можно оправдывать вооружённый мятеж. Этих самых защитников разве военкоматы к БД направляли? В стране разве тогда не существовало Минобороны, а ведь только МО и МВД имеют право на применение силы. Шаргунов сравнил 1993-й с 1905-м и отчасти верно, тогда ведь тоже бунтовщики хотели власть взять. В БД было оружие, в БД было много денег и за каждый день сидения выдавалась сумма примерно равная месячному заработку рабочего человека - вот и потянулись туда любители халявного рубля. Мой родственник тогда работал в охране БД в чине майора, заведовал оружием и очень сожалел, что всё слишком быстро закончилось - денежки-то шли. Не разжалован после, а продолжал служить и далее. Я очень сомневаюсь, что защитники БД думали всерьёз сопротивляться (как и в 1991 году), сопротивление было бесполезно. Я не верю и в расстрелы защитников - вокруг БД жилые дома, жильцов не эвакуировали, всё было под наблюдением жильцов и корреспондентов. Если бы у нас был в стране порядок, то всякие подстрекательские разговоры были бы жёстко пресечены. Втихую власть не захватывается. Втихую действуют только заговорщики, желающие утопить страну в океане крови. Нет оправдания бунтовщикам. Некоторые служители в своей пропаганде полагаются на силу своего авторитета. Полагаться же надо на силу правды.
Hyuga / 04.10.2018, 21:51

9. Ответ на 6., ortodox:

А тогда зачем нужны писаные законы ?

Выпей море, Ксанф!
Ник Ликашин / 04.10.2018, 18:33

8. Ответ на 6., ortodox:

Присяга присяге рознь.||||--------------------О, как же прав о. Шаргунов !Как говорится:"Род лукавый и прелюбодейный !"Соотечественники имеют привычку исполнять только те законы, которые угодны непосредственному начальнику. А тогда зачем нужны писаные законы ?

Солдат дает клятву. Солдат дает клятву. Надо ли пояснять разницу? А если этот солдат один, а страны - две. Или два солдата двух стран. Разница уже существенная , не так ли? Поэтому клятва клятве рознь. Но клятва одна. И Закон один. Но и с Законом происходит то же, что и с клятвой. Что толку от Закона, если нет мудрости. Ведь из-за этого, из-за отсутствия мудрости и происходит обман, и солдаты давшие клятву уже стреляют друг в друга... А так, да, один Закон, одна Клятва, одна правда...
Бондарев Игорь / 04.10.2018, 18:16

7. Ответ на 4., VETERAN:

Например, солдаты ВВ МВД из дивизии Дзержинского БЫЛИ БЕЗОРУЖНЫ - у них не было огнестрелов, что прекрасно было известно белодомовцам. Они в данном случае не представляли угрозы им, НО БЫЛИ ЖЕСТОКО ИЗБИТЫ! Была пролита кровь солдат своей страны, выполнявших приказ своих командиров! Они стояли в цепочке, сдерживая агрессию взбунтовавшихся агрессивных белодомовцев и не могли применить оружия даже в свою защиту! Они что не люди? не участники конфликта?

это напоминает события Майдана. Как все жалели тогда беркутовцев.
Lucia / 04.10.2018, 16:05

6. Ответ на 5., Бондарев Игорь:

Присяга присяге рознь.|||| -------------------- О, как же прав о. Шаргунов ! Как говорится: "Род лукавый и прелюбодейный !" Соотечественники имеют привычку исполнять только те законы, которые угодны непосредственному начальнику. А тогда зачем нужны писаные законы ?
ortodox / 04.10.2018, 15:40

5. Ответ на 3., ortodox:

"Выпей море, Ксанф!". Присяга присяге рознь. А Эзоп как ответил?
Бондарев Игорь / 04.10.2018, 14:34

4. Re: Законна власть закона, а не власть силы

Очень уважаю о.Александра. Но в этом тексте осталось чувство, что батюшка не совсем в теме. Если я правильно понял, отдавшие приказы на открытие огня "по БЕЗЗАЩИТНЫМ людям и прольёт невинную кровь", тот подлежат анафеме! Очень тяжкое наказание! НО кто отдал такую команду: лить кровь беззащитных людей? Например, солдаты ВВ МВД из дивизии Дзержинского БЫЛИ БЕЗОРУЖНЫ - у них не было огнестрелов, что прекрасно было известно белодомовцам. Они в данном случае не представляли угрозы им, НО БЫЛИ ЖЕСТОКО ИЗБИТЫ! Была пролита кровь солдат своей страны, выполнявших приказ своих командиров! Они стояли в цепочке, сдерживая агрессию взбунтовавшихся агрессивных белодомовцев и не могли применить оружия даже в свою защиту! Они что не люди? не участники конфликта? Так что кого проклял Патриарх Алексей? В т.ч. и белодомовцев? Думаю, да! Второй момент: трагедия у Останкино. Кто провоцировал занявших за считанные минуты до Макашова Витязей? Именно их боец - рядовой Н.Ситников был убит выстрелом из РПГ, сделанным со стороны макашовцев! Он стал первой жертвой противостояния у этого объекта. Так на кого ложиться анафема? В сложившейся ситуации руководство ВВ вынуждено было отдать приказ на поражение, когда пострадало много зевак, случайных и юбопытных. Кто их звал на баррикады? Кто несёт отвественность за их гибель?
VETERAN / 04.10.2018, 13:30

3. Ответ на 1., Бондарев Игорь:

Как учит о. Шаргунов ? "соблюдение законности и заповедей, данных нам Богом. Это главное." КАКОЙ ВАМ ЕЩЁ МУДРОСТИ КОНКРЕТНО ? Вы, может быть, не понимаете, что написано в заповедях ? Или, например, что военный должен исполнять присягу ? И что нехорошо военному, в нарушение присяги- стрелять из танковой пушечки по Верховному Совету РСФСР ? ИЛИ, что скорее всего-желаете чтоб Бог Сам за Вас всё решал и делал ? Своей силой и мудростью. А Вы будете присутствовать и правильно молиться и "не грешить" и "не отклоняться в истории".... Ибо кто не работает, тот и не ошибётся. Сие очень, кстати, удобно. ЗАМЕЧЕНО, КАК ТОЛЬКО ДЕЛО ДОХОДИТ ДО СЛОВА "ИСПОЛНИТЬ"- так сразу у русских людей возникают БАА-ЛЬ-ШИЕ ПРОБЛЕМЫ И "ОЗАБОЧЕННОСТЬ". Сразу появляется жуткая охота к предварительному и долгому-долгому поиску "идей" и "силы Бога" и как бы ненароком "в истории не отклониться"..... Ибо нельзя русскому попросту исполнять заповеди! Сначала надо ещё некую "идею без идеологии" найти. И лишь потом, как- нибудь"- может быть......
ortodox / 04.10.2018, 09:57

2. Re: Законна власть закона, а не власть силы

Итак, существуют духовно-нравственные законы Божии /Веры, Надежды, Любви, Воздаяния, Правды, Смирения, Покаяния, Молитвы, Благодарности, Спасения.../. Они абсолютны и неизменны. Нарушил — сразу тем самым перешел в область действия вполне реально существующих, попущеннных Господом "законов" дьявола /лжи, лукавства, полуправды, возмездия, гордыни, атеизма, неависти.../. Перемешиваются Божественные и дьявольские "законы" людьми для мути, например, в конституциях... И в теле-идеологии... Включите телек... Поэтому прежде всего нам необходимо на общегосударственной основе закрепить базовые основы — Божестенные Законы /и запретить дьявольские!!!/, и уже на этой основе создавать Конституцию и Право. Но сыны дьявола этого нам сделать не дадут никогда..! Так и живем — то ли по узаконенным "мутным" "законам" дьявола, то ли по какой-то мешанине всех "законов"... Трактуй, как "дышло"... Нет? Вот пример "закона" дьявола: - "Тот прав, у кого больше прав" /основы нашей судебной системы/; "Обмани ближего /да и дальнего/ своего, иначе он объманет тебя"... И таких реальных, вошедших в наши души, законов, незримо ставших нашей сутью и поддерживаемых СМИ-властью — тысячи! И с ними многим из нас придется переходить в жизнь вечную! Даже не осознавая истинного состояния своей души... * А ведь выход и алгоритм решения этой задачи, и даже причина такой нашей жизни давным-давно указан: - "Без меня не можете делать ничего"! † Т.е. надо все делать в чувстве Бога, с осознанным обращением к Нему и при этом самому стараться делать все, по возможности умно и со старанием. Следуя Законам Божиим... И законам реалной жизни! * Вот пример. Я даже сейчас, когда пишу о Боге и о Его Законах, совершенно о Нем осознанно не думаю; хоть бы вначале дела научиться осознанно вспоминать о Нем, а в конце не забыть о /законе/ Благодарности... * Всех ли православных наше священство за последние 25-30 лет научило жить по Божественным Законам? Не на уровне призывов... Ошибаюсь? Пристите...
Сант / 04.10.2018, 08:02
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Чудо человеческой любви
Слово в день зачатия прав. Анной Пресвятой Богородицы
21.12.2024
Неужели мало спасающихся?
Евангелие субботы (Лк, 72 зач., 13, 18—29)
21.12.2024
Перед лицом открытого противостояния
Евангелие пятницы (Лк, 108 зач., 21, 37—22, 1—8)
20.12.2024
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Слово в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских
19.12.2024
Искусство жить или неумолимое требование
Евангелие, читаемое в дни памяти святителей (Лк, 24 зач., 6, 17—23)
19.12.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
О здравом смысле бытия
Новый комментарий от Игорь Бондарев
21.12.2024 16:09
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от АБС
21.12.2024 16:08
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от учитель
21.12.2024 16:00
У них всё возможно
Новый комментарий от Александр Волков
21.12.2024 15:51
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
21.12.2024 14:27
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от kuzanez
21.12.2024 14:27