Как сообщалось, Госдеп США заявил о заинтересованности в предоставлении Украине автокефалии. Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» политолог, член Совета по межнациональным отношениям при Президенте России Богдан Безпалько:
Заявление Госдепа крайне пафосное и лицемерное. С одной стороны, американцы заявляют о религиозных свободах, о праве собраний, о праве на свободное волеизъявление своих религиозных предпочтений и в целом о таком глобальном понятии как свобода. А с другой же стороны, в самом послании четко выражается поддержка именно того варианта автокефалии, который сейчас продвигается на Украине Петром Порошенко.
Я думаю, что представителям Госдепа, если они действительно декларируют свободу в качестве основной своей ценности, стоило бы спросить представителей всех религиозных сообществ на Украине - стремятся ли они к автокефалии или не стремятся. И, прежде всего, конечно, надо бы спросить об этом руководство Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Митрополит Онуфрий многократно заявлял, что УПЦ МП не стремится к автокефалии от Русской Православной Церкви и, более того, крайне негативно относится к инициативам автокефалии.
Мне не совсем понятно, почему Государственный департамент, декларируя поддержку государственной независимости Украины и ее территориальной целостности, смешивает этот вопрос с религией. Какое это имеет отношение к религиозному сообществу? Если он подходит к этому так же, как когда-то подходил Леонид Кравчук, тогда пусть американцы немедленно приступят к созданию самостоятельной Римо-католической и Греко-католической церквей на территории Украины, которые подчиняются несравненно более жесткому руководителю - папе Римскому.
Нынешняя атака на Русскую Православную Церковь в лице УПЦ МП означает лишь стремление еще больше разорвать связи между Украиной и Россией и ликвидировать наиболее массовый, наиболее уважаемый и авторитетный институт на Украине. Институт, который действительно пользуется всенародной поддержкой, о чем свидетельствуют крестные ходы в 100 тыс. человек и более. Для осуществления этой цели они избрали Константинопольский Патриархат.
Ходят разные сведения о том, почему именно сейчас Константинопольский Патриарх Варфоломей решился на открытую конфронтацию с Русской Православной Церковью. Украинские средства массовой информации сообщали о взятке, которую ему предоставило украинское руководство в размере от 15 до 25 млн. долларов. Другие СМИ сообщают о том, что Патриарх Варфоломей был подвергнут шантажу со стороны американского руководства ввиду наличия массовых хищений из казны храма святителя Николая в Нью-Йорке и возможности придания этих фактов огласке и передачи дела в прокуратуру. Но в любом случае сейчас Константинопольский Патриархат выступает в качестве политического инструмента по деструкции украинского религиозного пространства.
Украинская Православная Церковь Московского Патриархата - один из тех институтов, который все еще соединяет наше восточнославянское пространство: Украину, Россию, Белоруссию. Именно поэтому он подвергается атаке, потому что выступает в качестве института, который духовным образом объединяет наши страны и при этом пользуется авторитетом и уважением.
Когда-то Збигнев Бжезинский говорил о том, что после крушения коммунизма основным врагом для США станет Русская Православная Церковь. Теперь непосредственно на примере Украины мы можем убедиться в реальности этих угроз.
Я не сомневаюсь в том, что, несмотря на отделение Церкви от государства и формально светский характер украинского государства в соответствии с 35 статьей Конституции Украины, украинское политическое руководство предпримет усилия для того, чтобы вмешаться в церковные дела, чтобы впоследствии изъять имущество УПЦ МП и лишить ее таким образом возможности простого существования на Украине. Для этого уже создаются государственные органы, проводится опись церковного имущества. Для Украинской Православной Церкви Московского Патриархата наступает время исповедничества.
Хотел бы выразить свое уважение митрополиту Онуфрию, который очень мужественно себя ведет и не поддается давлению, отказывается встречаться с иерархами Константинопольского Патриархата, четко и ясно дает понять, что УПЦ МП никогда не просила автокефалии и в ней не нуждается.