В последние четверть века держава номер один - Соединенные Штаты Америки - начали вести себя на международной арене как настоящие разбойники. Американцам стала мешать ООН и вообще международное право, и они взяли за правило действовать в обход ООН, нарушая общепринятые правовые нормы. Так было в Югославии в 1999 году, когда был придуман оксюморон «гуманитарная интервенция», и натовские самолеты впервые после Второй мировой войны бомбили страну в центре Европы, страну - одну из основательниц ООН. Так было в Ираке в 2003 году, когда опять в обход ООН, используя откровенную фабрикацию спецслужб США о наличии у Саддама Хусейна биологического оружия, была развязана война против государства члена ООН. В мире возник феномен, который наш постоянный автор В.А. Сурин оригинально назвал «необъявленными невойнами».
США привыкли игнорировать ООН, которая после распада СССР, сдерживавшего американскую агрессивность, стала мешать им проводить политику в своих корыстных интересах. Американцы плюют на любые международные договоренности и нормы права, если они мешают им. Так при прежнем президенте Б.Обаме они организовали переформатирование Ближнего Востока путем цепи «цветных революций», споткнувшись, правда, в Сирии, где, наконец, вмешалась Россия. А при нынешнем президенте Д.Трампе, вопреки прежде заключенным договоренностям, без всяких оснований снова объявили санкции против Ирана. Именно американское посольство стояло за циничным государственным переворотом на Украине, когда уже на следующий день после подписания соглашения президента В.Януковича с лидерами оппозиции этот вроде бы юридически обязывающий документ стал никчемной бумажкой, и Януковичу пришлось спасаться бегством.
И вот теперь эта откровенно разбойничья метода ведения международных дел докатилась и до межцерковных отношений. Американцы добрались до Церкви. Руками своего верного союзника и клеврета Константинопольского Патриарха Варфоломея. Теперь и в Церкви нет никаких обязывающих правил, а есть только разные трактовки, которые тот, кто имеет силу в данный момент, может использовать в собственных интересах.
Сегодня в церковной политике на Украине сила на стороне Патриарха Варфоломея, которого поддерживают не только США, но и временно правящий в Киеве бандеровский режим, который стремится разорвать последнюю нить связывающую Россию с Украиной - наше духовное единство.
У Патриарха Варфоломея, очевидно, есть личный мотив расколоть Русскую Православную Церковь - он обижен и рассержен на нашего Патриарха Кирилла за то, что делегация Русской Православной Церкви не поехала в 2016 году на Критский собор, а затем отказалась и признавать принятые на нем весьма сомнительные с канонической точки зрения документы. Критский собор, с помпой объявленный «всеправославным», готовившийся Константинополем много лет, без Русской Церкви стал рядовым собранием православных архиереев, принявших необязательные для Православной Церкви решения. Есть на что обидеться. Есть повод для мести. Кроме того, Патриарх Варфоломей, судя по всему, был абсолютно уверен, что Патриарх Кирилл выполнит обещание принять участие в Критском соборе. Однако наше Священноначалие прислушалось к недовольству епископата, духовенства и народа, ознакомившегося с содержанием проектов документов, которые намеревались принять на Крите, и, несмотря на политические выгоды, благоразумно решило воздержаться от участия в Критском собрании. И вот теперь Патриарх Варфоломей жаждет мести.
И эту Варфоломеевскую жажду мести решили использовать в своих интересах американцы и их верные киевские вассалы, вознамерившиеся окончательно оторвать Украину от России, разорвать саму церковную пуповину, которая соединяет пока еще великороссов и малороссов. Американцы прекрасно понимают, что без этого им не превратить Украину в непотопляемый авианосец у границ России.
Теперь выяснилась окончательно тактика действий по расколу Русской Православной Церкви путем отторжения от РПЦ Украинской Православной Церкви. Варфоломей и киевский режим пытаются использовать некоторые нюансы Томоса Вселенского патриарха Дионисия IV 1686 года о передаче Киевской митрополии в ведение Московского Патриарха. Они пытаются доказать, что передача была вынужденной и не на вечные времена, а только до благоприятного стечения обстоятельств. И вот, якобы, пришло время пересмотреть тот Томос и выдать новый уже предполагающий автокефалию Украинской церкви. Либо доказать, что в Томосе речь шла не о всей Киевской митрополии, а только о Киеве и окрестностях, а вся Малороссия, Подолия, Волынь и Галиция оставались в ведении Константинополя. Словом, Константинополь пытается втянуть нас в бессмысленные дискуссии о трактовке документа конца XVII века. Это первое.
Второе. Сегодня на Украине есть каноническая Церковь - Украинская Православная Церковь Московского Патриархата во главе с Блаженнейшим митрополитом Онуфрием. Есть две раскольничьи структуры: Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) - порождение второй русской смуты начала ХХ века, которую возглавляет «митрополит» Макарий (Малетич), и Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) - порождение третьей русской смуты конца ХХ века, которую возглавляет «патриарх» Филарет (Денисенко). Есть также еретическое сообщество - Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) или проще униатская церковь - порождение экспансии Ватикана на русские земли в период подчинения Западной Руси Речи Посполитой, которую возглавляет архиепископ Святослав (Шевчук). Патриарх Варфоломей, судя по той информационной кампании, которая разворачивается сейчас, под надуманным предлогом готовится признать Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата такой же неканонической структурой, как и прочие. То есть, Варфоломей намеревается обнулить церковную ситуацию на Украине. А затем на территории, где существуют, по его утверждению, только неканонические церковные структуры для «спасения православия и преодоления раскола» создать новую, для чего и послал в Киев двух своих экзархов этнических украинцев архиепископа Памфлийского из США Даниила и епископа Эдмонтского Илариона из Канады. Кстати, примечательно, что один из этих экзархов родился в Ивано-Франковске, учился в униатской семинарии, а потом в католическом университете в США, а второй родился во Львове, но закончил Киевскую духовную семинарию и православный университет в Салониках.
Словом, план прост, как говорится, как хозяйственное мыло. И подтверждает древнюю русскую мудрость, выстраданную нашими предками, - «греки лукавы суть».
Сейчас в православной среде идет оживленная дискуссия, - что же нам делать в этих условиях? Во-первых, нам нужно не поддаваться на уловку, в которую нас втягивают - обсуждать условия Томоса 1686 года. Мы не только увязнем в бессмысленной борьбе интерпретаций, но и будем действовать на том поле, на которое тянут нас апологеты разбойника Патриарха Варфоломея и киевского режима.
Вообще эта ситуация напоминает мне позицию наших монархистов-легитимистов, которые пытаются обосновать свои претензии на Престол законом о престолонаследии Императора Павла Петровича, который действовал в условиях Российской Империи. Мол, хотя Империи уже давно нет, но закон Павла Петровича действует. Легитимисты проповедуют «культ права», демонстрируя некое иллюзорное сознание. И тут мы сталкиваемся с такой же ситуацией. На документе, который является историческим анахронизмом, пытаются выстроить современную церковную политику. Да какая разница, что за нормы содержал в себе Томос Патриарха Дионисия и какие лукавые формулировки хотели тогдашние греческие иерархи вложить в документ?! Важно, что на протяжении трехсот с лишним лет никто не ставил под сомнение законность вхождения Киевской митрополии в состав Русской Православной Церкви. И сегодня не должен ставить!
Кстати, мы, русские, совершили большую ошибку еще в XVII веке и в последующие времена, что согласились признавать за Константинопольским Патриархом титул «Вселенского». Он был Вселенским, когда был Предстоятелем Нового или Второго Рима. Но Второй Рим пал, пораженный ересью униатства, в 1453 году. С того времени и Константинопольский Патриарх перестал быть вселенским. И в XVII, а уж тем паче в XVIII и последующих веках нам нужно было перестать величать Патриарха турецкого Стамбула «вселенским». Мы сами поддерживали на протяжении веков в греках иллюзию, побуждая их мечтать о том, что Россия придет и освободит Стамбул от турок, что у России и нет другой миссии, как вернуть его грекам. Эта иллюзия до сих пора живет даже среди греческого епископата и духовенства. Они сумели навязать эту фальшивую цель и нам, русским, одно время мечтавшим о том, что «воссияет крест над Святой Софией». В результате мы, мечтая о проливах и Константинополе, потеряли свое Царство и пренебрегали долгое время идеей Третьего Рима, считая ее выдумкой инока Филофея. Пора нам уже затвердить и более не возвращаться к этому: нам не нужен Константинополь, нам не нужны «священные руины», пусть Константинополь до скончания века остается Стамбулом. Судьбы мира решаются не там, а в Третьем Риме.
Во-вторых, нужно не только игнорировать попытки Константинополя, украинских раскольников и униатов навязать нам пустопорожние дискуссии, важно видеть и разоблачать действия «пятой колонны» внутри нашей Церкви, которая сейчас проявляет себя. Наиболее явными ее представителями сегодня выступили бывший высокопоставленный чиновник Московской Патриархии Сергей Чапнин и входивший недавно в ближайшее окружение Святейшего Патриарха протодиакон Андрей Кураев, сыгравший в свое время важную роль в разгроме «Основ православной культуры». И тут во весь рост встает вопрос о провалах в кадровой политике Патриархии. Как такие люди могли занимать высокие должности в церковных структурах?! Тут к месту вспомнить и выпускника Киевской духовной семинарии Илариона (Рудника), назначенного теперь Патриархом Варфоломеем на роль килера воспитавшей его Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Очевидно, назрела чистка рядов от «предателей в рясах».
И наконец, нам нужно понять, что Константинополь преследует чисто политические цели (вольно или невольно - другой вопрос), а не церковные. Церковная риторика о преодолении раскола - риторика для прикрытия политических целей. А значит нам нужно действовать тоже политическими методами. Впрочем, исчерпанность церковной дипломатии уже признал наш главный церковный дипломат митрополит Волоколамский Иларион. Что значит действовать политическими методами? Это значит - обратиться за помощью к государству, к профессиональным дипломатам из МИДа. Кстати, некоторый проект мер уже предложил бывший дипломат, а ныне общественный деятель Михаил Якушев. Нужно попросить друга нашего Президента лидера Турции Реджепа Эрдогана создать для Патриарха Варфоломея такие проблемы, чтобы ему стало недосуг заниматься «урегулированием церковного раскола на Украине».
Антиканонические действия Патриарха Варфоломея - это момент истины для всех нас - и для Священноначалия, и для духовенства, и для мирян. Сегодня, как никогда, нам нужно единство, нужно поддержать наше Священноначалие, нужно, чтобы Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший митрополит Онуфрий почувствовали поддержку народа. А для этого нужно окончательно порвать с лукавой филокатолической и экуменистической политикой. Мы должны услышать, что все мы - единое стадо Христово, что архиереи не небожители, не «князья Церкви в золоченых каретах», а такие же верные христиане. Тогда все поймут и проникнутся идеей, что судьба Церкви зависит от всех нас, от нашего сплочения и единства, нашей любви к Богу и друг другу.
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»
132. Ответ на 127., Обломов:
131. Ответ на 118., р.Б. Алексий:
130. Автору
129. 124Валерий
128. На п.125 А.Н. Закатову
127. Ответ на 114., Сергей Швецов:
126. Ответ на 115., Обломов:
125. Ответ на 105., Анатолий Степанов:
124. Ответ на 108., Русский Сталинист:
123. На п.121 р.Б.Алексию