Нужна ли в принципе людям и обществу критика как важное явление культуры человеческого общества, как общественный институт?
Как общественно-политическая критика согласуется с христианскими догматами и, в частности, с постулатом: «не судите и судимы не будите», или «не осуждай ближнего своего», или «осуждение - грех»? В христианстве бытует также принцип справедливости - принцип баланса свобод и ответственностей, созвучный с универсальным христианским правилом этики: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». К слову сказать, этим правилом этики всё чаще пренебрегают в последнее время именно атлантические политики, менеджеры глобального рынка и дипломаты. Для них, возможно, неважно понимание того, каково смысловое расстояние между понятиями «суждение» и «осуждение». Но для людей, не лишенных нравственных начал, важно разобраться, как в духовном и логическом плане они соотносятся меж собой, несмотря на их фонетическую близость?
Обратимся к историческим примерам. Важность общественной этики поведения, суды и судилища в человеческих обществах, как христианских, так и не христианских, бытовали всегда, в том числе и в истории тех обществ и цивилизаций, которые претендовали и претендуют на роль нравственных и юридических авторитетов. У одних критерии оценки виновности и недопустимости некоторых форм поведения, технологии осуждения и сроки наказания со временем смягчались, а у других - ужесточались, становились более или менее религиозными. Но институт осуждения и наказания со временем становился более сложным и многоплановым. Вспомним как в средние века в Европе на кострах жгли колдунов и ведьм, спустя некоторое время европейцам больше понравилось забираться на баррикады и расстреливать своих оппонентов именем революции тут же на месте.
Вспомним столетней давности историю с массовым разрушением в России православных храмов и убийством священнослужителей. Те, кто закрыл свои глаза на это зверское «озарение» левацких деятелей и партий, нашли ли они для себя согласие со своей совестью и нравственной догматикой? Или голос совести и разума, и принцип справедливости, и потребность учиться на своих и чужих ошибках требуют всё же разобраться и вынести по этому явлению взвешенные критические общественные суждения? Тем более, что в наше время для некоторых властных структур и либеральных активистов становится всё более неудобным сажать серийных убийц, насильников, террористов и общественных погромщиков в камеры без телевизора и мобильника.
Довольно большой произвол и отсебятина в судах, прокуратурах и отделениях полиции самых разных рангов, как и большой разброс мнений и суждений по одним и тем же вопросам в разных общественных слоях, вызвали к жизни необходимость появления института общественной критики, как инструмента общественного контроля и как инструмента обратной связи для совершенствования общественных отношений. Появившись, общественная критика стала быстро развиваться в разных направлениях. Ярким примером нарождения общественной критики в России ещё в 18-м веке было появление грамотно обоснованных целенаправленных трудов по галломании адмирала А.С. Шишкова, так же и художественно-литературная критика в произведениях И.С.Крылова, развившиеся в России в последствии в самостоятельные отрасли науки и искусствоведения в 19-ом веке. И адмирал А.С.Шишков и выдающийся русский писатель И.С.Крылов были убеждёнными православными людьми, но критического взвешенного сильного слова не чурались. Адмирала А.С.Шишкова можно по праву считать стратегом-зачинателем в России православной общественно-политической критики и профессиональной страто- журналистики.
Уже в 18-м веке складывающиеся русская художественная критика касалась не только сугубо художественных произведений и произведений искусства, но и других явлений общественной жизни. Здесь уместно вспомнить, кроме Шишкова и Крылова, также Белинского, Чернышевского, Леонтьева, Страхова, Плеханова, Булгакова и др.
Общественная критика, развиваясь, охватывает всё большее число областей и явлений общественной жизни, становится всё более развитым и сложным и необходимым приложением реальной русской жизни.
Другой уже стихийной стороной общественной жизни и критики в России, а затем и других странах СНГ, стали стихийные волеизлияния народа: протесты против несправедливости, против воровства, уголовщины, продажности некоторых властных структур, извращений, лжи и откровенной дури и подлости, также как и удовлетворения своих увлечений и фантазий. Но эта стихийная общественная критика осуществляется в основном на уровне эмоций, не проникая в глубь общественных явлений. Эмоциональные бытовые оценки кого-то задевают за живое, кого-то оскорбляют, но, как правило, ничего не объясняют и не позволяют лучше ориентироваться в общественных явлениях и процессах. Они обычно - скороспелы, стихийны, горячечны, некорректны и не православны. Сегодня яркой иллюстрацией к сказанному является большая часть откликов и диалогов на многие текущие явления жизни в соц-сетях и других публикациях Интернета (Междунета). Там очень часто общение идёт между одним «нет» и другим «нет». Никто никому не уступает, никто не хочет обоснованно доказывать и утверждать свое мнение и понимать другого.
В качестве конкретного разительного примера слабоумной, стихийной оценки общественных процессов можно привести украинский майдан в Киева: «майданутые укры» проявили себя на нём очень «незалэжно», старательно, шумно и эмоционально скача 4 года без передыху и без «москалей». Но и до чего они в итоге доскакались и чего добились? Итог во многих аспектах плачевен и глуп.
В России также давно существует ещё и общественно-государственная ветвь общественно-политической критики, которая осуществляется либо общественными объединениями, либо лично гражданами через госструктуры: прокурорские, судебные, полицию, различные комитеты, службы безопасности и СМИ. Эффективность этой ветви критики в разные времена была разной.
Сегодня общественная критика, как неотъемлемая часть обществоведческой науки и как действенный общественный институт, начатая в 18-м века адмиралом А.С.Шишковым, старается вскрывать системно внутренние, в том числе и духовные, пружины явлений жизни, внутренние и глобальные связи; анализирует явления и логически их объясняет с разных сторон. Сегодня общественно-политическая критика является составной частью современной политологической науки и обязательной составной частью современных СМИ.
Институт общественно-политической критики, базирующийся на православной догматике, становится всё более научно и православно значимым явлением российской жизни. Примерами того являлись и являются труды Шишкова, Крылова, Страхова, Тютчева, Леонтьева, Чернышевского, Тихомирова, Булгакова, Вернадского, Флоренского.
Приведём несколько примеров православной общественно-политической критики разных времён:
Святитель Тихон Задонский: «Замечай здесь, христианин, к чему ведёт своих поклонников сребролюбие. Иуда не ужаснулся продать за такую малую цену безценного Христа, своего Благодетеля и Учителя, и так купил себе вечную гибель. Тоже предстоит и прочим сребролюбцам, которые не ужасаются делать всякое зло, чтобы обогатится».
Псково-печерский монах Иоанн (Крестьянкин): «Господи! Мы все болеем этим недугом. Сердце наше возбуждено и тревожится жаждою приобретения, и не только вещей необходимых».
Схиархимандрит Тихон (Муртазов): «Запад уже давно весь развращён. Россия была святой, святой она и останется. Все те пороки, которые насаждались нашему народу с Запада, будут нашим народом осознаны. Люди в них покаются. По- настоящему покаются! Потому что нас хранит Бог, для того, чтобы мы хранили истину Православия!»
На примере трёх последних суждений легко понять при желании, чем суждение отличается от осуждения. Не осуждай ближнего своего, но вынося свои суждения, помогай ему разобраться в сложных обстоятельствах. Однако, чтоб помочь ему разобраться в сложных обстоятельствах жизни, надо самому уметь рассуждать и делать правильные, логические выводы и нужные критические суждения на основе православной догматики. Этому мы находим подтверждения и в посланиях апостола Павла и к галатам и коринфянам.
Критика всегда должна разрешаться критическим суждением с желанием помочь на деле (вслух или письменно), через это зарождается действенная обратная общественная связь, критерии более эффективной оценки состояния общества. В теории сложных систем давно доказано, что для развития сложной системы необходима развитая подсистема обратных связей для оперативного контроля состояния сложной системы, коррекции её поведения, оптимизации вектора её движения и развития по модулю и по направлению. Без обратных связей сложные системы быстро стареют и приходят в негодность.
Политика - это искусство возможного, поэтому, обобщая, можно сказать, что политика - это искусство. Общественные явления и процессы - это во многом произведения политического искусства. Многие наработки и приёмы анализа, найденные искусствоведческой критической мыслию, могут успешно быть использованы и в общественно-политической критике.
Общественным явлениям и процессам, как духовным явлениям и процессам, часто бывает полезна критика и в рамках православной догматики, что позволит людям лучше разбираться и в себе самих и в своём месте в обществе и мировом пространстве. Одна из важнейших проблем сегодняшней общественной жизни и общественно-политической критики - это проблема многочисленных заблуждений свободной человечьей воли, приводящая к трагедиям людских душ и людских сообществ (частный пример этому - судьба поэтессы М.Цветаевой). Системная общественно-политическая критика позволяет вырабатывать более адекватные модели поведения и более эффективную общественную этику (православную этику).
Надо сказать, что живое общество не может жить без идеологии. Без идеологии оно быстро начинает разрушаться, портиться и смердеть. Яркий пример этому «перестройка» в России в 90-тые года 20-го века, с её напористой пропагандой деидеологизации общественных процессов. Как говорится: с этой пропагандой всё ясно, чья она и откуда она есть пошла. Жизненно важно, чтобы общественная идеология была тоже развивающейся системой со своей системой обратных связей и находилась в системе с развитой нравственной общественно-политической критикой.
Российская общественно-политическая критика, следуя русской нравственной традиции, резко выступила против разрушительной деидеологизации. Так православная традиционная общественная критика в России постепенно становилась и становится созидательной силой новой России, производственной её силой, острым оружием в идеологических спорах о будущем пути духовного, культурного, этического и политико-социального развития новой России. Силой и острым оружием широкого общественного значения и необходимости.
Геннадий Дмитриевич Колдасов, кандидат технических наук, любитель словесности
1. Re: Как общественно-политическая критика согласуется с христианскими догматами?