Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Забытый новомученик

100-летие революции 1917 года
100-летие Царской Голгофы / 10.09.2018


Об истинном христианском философе, авторе выдающегося труда в отечественном богословии - архиепископе Брянском Антонии (Михайловском) …

2 марта 1917 года генералы-предатели Алексеев, Рузский, Лукомский и их сообщники учинили военный переворот, свергли Царя Николая Второго, Императора и главу Церкви (согласно Указу Павла Первого), арестовали Его, да еще и оклеветали как якобы добровольно отрекшегося от престола и от Божественной клятвы при коронации. И уже на следующий день узурпаторы распространяют по всем воинским частям подлейший «Приказ № 1» о ликвидации воинской дисциплины и передаче командования т.н. «солдатским комитетам». Т.е. в одночасье угробили Армию. Все это происходило на фоне духовного помешательства аристократии, интеллигенции и, как справедливо сказал Патриарх Кирилл на проповеди в Екатеринбурге в сотую годовщину расстрела Царской Семьи, «части духовенства».

К сожалению, значительной ее части, практически включая весь тогдашний Синод, изменивший Божьему Помазаннику и благословивший масонское Временное правительство. Святейший отметил: «У нас должен развиться иммунитет к любым призывам добиться человеческого счастья через разрушение того, что есть» («Православная газета» № 28, июль 2018 г., стр. 25-26).

Преступная Февральская революция уже через 8 месяцев переформатировалась в кровавый Октябрь. Как пишет историк игумен Дамаскин (Орловский), гонения на Церковь и верующих начались сразу после перехвата власти от голубых тамплиеров и лично Керенского и уже в 1918 году приняли массовый и ожесточенный характер. Сразу после установления советской власти целые уезды таких епархий, как Пермская, Ставропольская, Казанская, оказались лишены священнослужителей. Мученическую кончину в 1918 году претерпели митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), архиепископы Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский), Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский), Астраханский Митрофан (Краснопольский), епископы Балахнинский Лаврентий (Князев), Вяземский Макарий (Гневушев), Кирилловский Варсонофий (Лебедев), Тобольский Гермоген (Долганев), Соликамский Феофан (Ильменский), Селенгинский Ефрем (Кузнецов) и др.

В 1918 году были закрыты практически все духовные учебные заведения, прекращено духовное образование и любые издания христианской литературы. Это позже советские пропагандисты наименовали период русского холокоста 1918-1922 г.г. «военным коммунизмом», а тогда Троцкий и Ленин сразу решили строить коммунизм (учет всего населения, запрещение частной собственности и «излишков» хлеба, трудовая повинность, в перспективе отмена денег и т.д.). А для полного счастья требовалось ликвидировать всех архиереев, священников, а также инакомыслящих вообще.

19 марта 1922 года Ленин требует от Политбюро «дать самое решительное и безпощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивленние с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий». Были расстреляны в Петрограде священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский, архимандрит Сергий (Шеин) и миряне Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров. В Москве расстреляны протоиерей Александр Заозерский, Василий Соколов, Христофор Надеждин, иеромонах Макарий (Телегин), мирянин Сергий Тихомиров. В канун 1928 года Политбюро начало подготовку гонений православного крестьянства в связи с коллективизацией. Документ «О мерах по усилению антирелигиозной работы» писали Каганович и Ярославский в сотрудничестве с Крупской и Смидович. Документ положил начало очередному взлету репрессий 1929 - 1933 г.г. Было арестовано до 40 тысяч церковносвященнослужителей и сосланы в лагеря, где приняли мученическую кончину. В обстановке жесточайшего террора в 1937 году была проведена перепись. ВКП(б) желала знать, кто еще открыто признает себя православным христианином. Православными себя назвали 41,6 млн. чел. Или 42,3% взрослого населения страны. И это в условиях, когда богоборческий режим называл верующих контрреволюционерами и врагами народа. Историк Д.В.Поспеловский считает, что за первые 45 лет советского режима, включая и новую волну репрессий при Хрущеве, погибло не менее 50 тысяч священнослужителей. Примерно столько же священников и дьяконов служило в 1914 году в 48 тысячах приходских храмах. К 1941 году действующих церквей оставалось около 100 и 300 обновленческих (как бы полуправославных). По подсчетам исследователя Краснова-Левитина, между концом 20-х и серединой 50-х г.г. погибло около 670 епископов (280 патриарших и 390 обновленческих).

«Массовое уничтожение святителей, просвещенных и ревностных пастырей, множества подвижников благочестия  понизило нравственный уровень общества, из народа была выбрана соль, что поставило его в угрожающее положение разложения», - считает игумен Дамаскин (Орловский).

Среди огромного числа Новомучеников и Исповедников Российских 20 века в эти дни мы вспоминаем архиепископа Брянского Антония (Михайловского) (1889-1976).  5 сентября 2018 года минуло 129 лет со дня его рождения. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины ныне покойный Владимир (Сабодан) благословил нас помнить и чтить  этого выдающегося Святителя Русской Православной Церкви: «Богословские труды и мученическая жизнь Старца-Святителя всегда будут востребованы и актуальны, так как раскрывают тайну нашего спасения через молитвенный труд и христианский подвиг, а молитва Иисусова является наиболее верным и совершенным руководством в деле нашего религиозно-нравственного совершенствования». (Предисловие к книге: о.Владимир Панковец «Забытый Святитель». Ростов н\Дону, 2010, стр. 7).

Священник Владимир Панковец пишет: «Истинный христианский философ, автор выдающегося труда в отечественном богословии, премного возлюбленный Господом, оклеветанный сатаной как ни один святитель во все века... раскрывший тайну спасения, написавший совершенное руководство в делании молитвы Иисусовой... архиепископ Антоний Михайловский дан самим Духом Святым как Вселенский Святитель и Учитель Церкви» (Архиепископ Антоний Михайловский «О личном спасении». Ростов н/Дону, 2009).

Архиепископ Антоний (в миру Иоанн Ильич Михайловский), родом из благочестивой семьи псаломщика Орловской губернии, родился 23 августа по ст. ст. или 5 сентября н.с. в Святом Граде Иерусалиме, куда его мать совершила паломничество. Крестился он, как и Господь наш Иисус Христос, в водах Иорданских, а имя принял в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. И было сказано прозорливым старцем матери на крещении, что ее младенец будет великим подвижником и защитником Православия.  Восьми лет от роду чудным образом он пришел в Козельскую Введенскую Оптину Пустынь. По благословению старца-наставника Иосифа (Литовкина, 1837-1911) оптинский отрок Иоанн целый год жил в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной Пустыни в «хибарке» преподобного Амвросия (Гренкова, 1812-1891), а затем, как послушник скита, был направлен на учебу в Киев.

В Киеве подвизался в Златоверхо-Михайловском монастыре. Учился в Духовной Семинарии. Его родители жили бедно, поэтому в каникулы отрок был домашним учителем у знакомых. В 1901 г. совершил паломничество на Святую Землю. Своих родителей, братьев и сестер не видел с 12 лет до глубокой старости. Непрестанно творил всегда и везде молитву Иисусову. С великим усердием изучал Священное Писание и святоотеческую литературу. Подвизаясь в постничестве, он не вкушал до 7 дней. В 1906 году, после окончания семинарии, Иоанн Михайловский подал просьбу получить вид на женитьбу. Но богатые родители его невесты Татьяны отказали бессребренику Иоанну. Юноша пишет свое первое богомудрое сочинение «Половая похоть». В конце 1906 года, избрав путь полного целомудрия, принимает иночество. В день пострижения его невеста Татьяна была на балу. От пламени свечи загорелось платье, и она сгорела.

В 1908 году инок Антоний поступает вольнослушателем в Императорскую Киевскую Духовную Академию. Инок Антоний в течение 6 лет изучает на основе Священного Писания и творений Святых Отцов православное учение о личном спасении. В 1914 году он добровольно ушел защищать Родину. За боевые заслуги был произведен в офицеры и получил чин поручика. Был награжден золотым орденом Святого Равноапостольского князя Владимира с мечами и бантом, который давал потомственное дворянство. Был тяжело ранен и по состоянию здоровья ушел в отставку. Затем служил миссионером в Китае, Турции, Румынии. Миссионерствовал по всей России. Обращал многих из сектантства и безбожия в Православие.

В 1919 году в Брянском соборе был рукоположен в диакона и священника. Рукополагали епископ Орловский и Севский Серафим (Остроумов, + 1937), будущий священномученик, и епископ Елецкий, викарий Орловской епархии Амвросий (Смирнов, + 1937). Имел дары от Господа: изгонял бесов, знал прошлое людей, предсказывал будущее. Он был благословлен Патриархом Тихоном возглавить подполье РПЦ и этот крест нес всю свою жизнь. Окормлял тех, кто не шел в храмы, остерегаясь обновленчества. Часто арестовывался. В тюрьме его лишали сна, еды и питья.

В конце 1930-х г.г. архимандрит Антоний отбывал 5-летний срок. В Северном крае, в Ухтпечлаге встретил своего преподавателя по учебе в Киевских Духовных школах священномученика митрополита Одесского Анатолия (Грисюка, 1888-1938). В лагере, в Княж-Погосте в 1937 году, на праздник Сретения Господня, состоялась его хиротония в архиерейский сан. Его совершили вместе со святым митрополитом Анатолием священномученик архиепископ  Тамбовский и Шацкий Вассиан (Пятницкий, 1879-1940) и архиепископ Брянский Ювеналий (Машковский, 1883-1943). В тюрьме архиепископ Антоний утешал страждущих заключенных, крестил, исповедовал, причащал, разъяснял все как промысл Божий.

В декабре 1939 года архиепископ Антоний вернулся из ссылки и приехал в Москву. Тогда ряд архипастырей, включая и его, признали, что присвоение митрополитом Сергием (Страгородским), заместителем Патриаршего Местоблюстителя всех прав Первоиерарха священномученика митрополита Петра (Полянского) лишает захватчика и тех прав по ведению дел церковных, какие в свое время даны были ему, митрополиту Сергию.  Митрополиту Сергию и образованному им Синоду об этом Владыка Антоний откровенно и в письменной форме заявил, отказавшись от какого-либо участия в церковной работе под руководством митрополита Сергия. Владыку Антония арестовали и отправили в тюрьму. (Излагаю по жизнеописанию в книге «О личном спасении», Ростов н\Дону, 2009 , стр. 122).

В 1945 году Владыка Антоний и бывшие с ним архиереи узнали об избрании Патриарха Алексия, признанного  всеми Вселенскими Патриархами. И они решили теперь поминать Алексия как законного Патриарха. Архиепископ Антоний убеждал всех духовных чад идти в храмы. Если что-то смущает ревностного верующего, то это останется на совести Патриарха. Но лишать себя благодати Святых Таинств - страшно. Очередной арест Владыки случился 10 февраля 1950 г. Он был осужден по ст. 58, п.10 УК РСФСР на 25 лет лишения свободы. Отбывал наказание в Мордовии, в Потьминских лагерях. 20 июня 1956 года был освобожден по амнистии. В это время был дружен с митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем + 1961 г.) Где-то с 1966 года кончилась его скитальческая жизнь. Родители его келейницы матушки Антонии купили дом в поселке Буча, рядом с городом Ирпень. Там Владыка обосновался и жил почти безвыездно. Архимандрит Кирилл (Павлов) знал Владыку и высоко ценил его: «Владыка благодатный».

Отметим некоторые богомудрые мысли архиепископа Брянского Антония. «Современная культура - превращение человеческого общества в усовершенствованного зверя, попирающего всякий закон - Божий и человеческий. Головокружительные успехи науки, техники и головокружительное быстрое падение человека и человечества». «... мировая катастрофа становится глубже и шире - гибнет временное - близится космический переворот. Предродовые и родовые муки уже при дверех». О Церкви. «Вне Церкви нет спасения». «Вне Церкви нет даров Святаго Духа». «Церковь и вера православная пребудут до скончания века». «Дух Божий через Вселенские Соборы постановил, что без Епископа Церковь не бывает».

Владыка Антоний почил 13 апреля 1976 г.

Как считает отец Владимир Панковец, для включения в Собор Новомучеников и Исповедников Российских архиепископа Брянского Антония (Михайловского) (1889-1976) есть все: праведная жизнь, православие безукоризненное, народное почитание и чудотворение. Аминь.

Владимир Николаевич Осипов, глава Союза «Христианское Возрождение», член Союза писателей России



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме