itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Обыватель - квазипатриот

Наше общество, на первый взгляд, состоит преимущественно из патриотов. Но значительная часть из них – это объявившие себя патриотами обыватели

0
2173
Время на чтение 4 минуты

Современным российским общественным сознанием патриотизм оценивается однозначно положительно. Патриотом быть хорошо. Общественное признание тебя в качестве патриота укрепляет твой статус, поддерживает влияние, которым ты обладаешь или даже помогает его нарастить. В личном пространстве точно так же: идентификация себя как патриота рождает чувство удовлетворения и повышает твою самооценку.

Не удивительно, что при таких вводных выдаваемое за патриотизм в значительной мере превосходит то, что может считаться патриотизмом по праву. Когда нам говорят о патриотизме, необходимо быть бдительным, чтобы вовремя распознать подделку и не купиться на внешнее подобие псевдопатриотической мимикрии.

Собственно говоря, знаменитая фраза британского литератора Самуэля Джонсона «патриотизм - последнее прибежище негодяя» как раз об этом. Поводом именно к такой формулировке стала распространённая в то время практика, когда любой, кому грозила тюрьма или даже виселица, мог воспользоваться «Патриотическим актом» и живёхеньким отправиться в колонии. Но в целом Джонсона, конечно, раздражала публичная риторика, использующая патриотизм в качестве расхожего аргумента. Священный пафос патриотизма был разменян на медяки. В эссе «Патриот», написанном к парламентским выборам 1774 г. и направленном против вигов, Джонсон замечает: «патриот тот, чье публичное поведение определяется одним мотивом - любовью к своей стране, тот, кто, как представитель в парламенте, не имеет ни личных надежд, ни страха, ни доброжелательства, ни обиды, но направляет это исключительно на общий интерес». Антиправительственная позиция сама по себе не является признаком патриота, тогда как апелляция к патриотизму широко используется для придания благовидности тяготению к мятежу. Своё эссе Джонсон заключает пассажем, в котором выражает ожидание, что «нация оправится от заблуждения и объединится в общем отвращении к тем, кто, обманывая доверчивых мнимыми бедами, подчиняя слабых смелой ложью, апеллируя к суждениям невежества и льстя тщеславию посредственности, клевеща на честность и оскорбляя достоинство (...), присваивают себе имя патриотов».

Подобное ожидание во все времена оказывается тщетным. И главная причина этого, - увы, не злокозненность столь ярко заклейменных Джонсоном популистов (в его случае - вигов), спекулирующих на патриотизме. Корни проблемы тянутся не к тем, кто говорит, наполняя понятие патриотизма неким содержанием (истинным или ложным), а к тем, кто слушает и кого Джонсон бесхитростно называет публикой.

Из нашей нынешней политической культуры слово публика элиминировано. Современные говорящие головы обычно подчёркивают, что они обращаются к народу. Этим они льстят своей аудитории. Быть народом гораздо благороднее и возвышенней, чем быть публикой.

Народ - это субъект истории, зодчий государственности, источник национальной власти. При всём при этом, бытие в качестве народа подразумевает определённую ответственность и сознательность. Решения народа - это всегда выбор исторической судьбы, со всеми вытекающими из сделанного выбора.

Однако во все времена (за исключением очень редких моментов) ответственность и сознательность находятся в жесточайшем дефиците. Их избегают; ими тяготятся, поскольку они подсказывают решения, которые принимать, как правило, совсем не хочется. Поэтому популисты всегда легко находят себе благодарных слушателей -публику, которая готова рукоплескать любым обещаниям сделать жизнь лучше - быстро и без тяжких трудов.

Всякий человек изначально совестлив. Желание жить хорошо любой ценой выглядит непристойно. Совесть восстаёт и у большинства легко опрокидывает подобный помысл. Чтобы обойти свою совесть, сомнительные желания обычно прячут в заведомо правильные слова. Патриотизм - как раз такое слово. То, что слушатели популистов (наверное, стоит назвать их настоящим именем - обыватели), понимают под патриотизмом, - это вовсе не любовь к Отечеству, не готовность за него пострадать, потрудиться на его благо, отдать ему свои силы, имущество, а если понадобится - и свою жизнь. Нет, для них патриотизм - это чаяние хорошей жизни. Они мечтают о государстве, которое даст им больше (желательно - вдоволь), и не будет при этом их напрягать (желательно - совсем). Оправданием для собственной совести в их случае является убеждение, что они ратуют за хорошую жизнь не лично для себя, а для всех. Всем должно быть хорошо - разве это не лучшая социальная формула? Тот, кто уклоняется от того, чтобы присягнуть ей на верность (например, по причине её явной нереальности и инфантильности), обывателямиобъявляется врагом Отечества. Себя же они считают патриотами - на том основании, что желают Отечеству очевидного добра.

За пожелание добра, конечно, спасибо. Но золото намерений обычно оказывается сусальным и быстро облезает при столкновении с грубой фактурой реальности. В реальности государство несовершенно. И обывательский квазипатриотизм неизменно обращается в оппозиционность. Жить непросто, и не стоит труда предположить, как можно жить гораздо лучше. А коли лучшей жизни не наступает, то именно государство в том и виновато. Таков классический ход обывательской логики. Как видим, убеждения тут большой роли не играют, в самом рассуждении они просто отсутствуют. Место убеждений занимает желание жить хорошо, которое и делает из человека обывателя.

Наше общество, на первый взгляд, состоит преимущественно из патриотов. Но значительная часть из них - это объявившие себя патриотами обыватели. Именно этим объясняется «рыхлость» патриотического лагеря, на которую успел пожаловаться чуть ли ни каждый. Настоящему патриоту практически невозможно прийти к общему мнению с обывателем. Векторы их устремлений разнонаправлены: патриот ищет возможности послужить, обыватель радеет о приобретении. На обывателей невозможно опереться, если планируется что-то построить, поскольку вкладываться надо сейчас, а отдача будет лишь впоследствии. Но зато с помощью обывателей можно ломать, так как они отлично могут требовать и протестовать. И не стоит удивляться, когда государство дискредитируется и расшатывается якобы патриотами: так проявляется в действии союз провокаторов и обывателей.

Призывать (по примеру доктора Джонсона) к тому, чтобы общество прозрело, отвернулось от провокаторов и усвоило истинный патриотизм, предав забвению былые обывательские заблуждения, мы не будем. Общественные пороки призывами не исправишь. Но время от времени надо прочищать смыслы важнейших понятий, удаляя с них налипшую грязь. Надежда сохраняется, пока мы способны называть окружающее нас подлинными именами. И мы говорим: обыватель - это квазипатриот.

Андрей Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

184. Ответ на 178., Олег В:

видит отца согрешающим

Христианин не должен видеть чужих грехов. Чем ближе нам человек, тем сложнее следовать этому правилу. И грехи власти не замечать очень сложно, понимаю... Напрасны труды строителей, если Господь не созиждет города

С этим согласен. Но Господь не благословит трудов, если нет главного - труда покаяния. Личного изменения. Благословение Господне стране даётся не за покаяние одного или каких-то нескольких (тех, кого мы называем элитой или властями). Благословение даётся за то, что делает или как мыслит народ. Т.е. мы с Вами. А у нас как-то все стрелки на власть переводятся... Как будто Господь только власть и видит, а нас с Вами нет.
Андрей Карпов / 17.09.2018, 10:23

183. Ответ на 182., Тася:

Эту мысль нужно детально раскрыть

Раскройте. Поделитесь Вашими подозрениями.
Андрей Карпов / 17.09.2018, 10:19

182. Ответ на 174., Андрей Карпов:

Гадкому человеку сложно управлять чистыми душами: он или сбежит, или сам станет чище.Детский лепет.Вам, видимо, не приходилось управлять чистыми душами...

Эту мысль нужно детально раскрыть. Кто управляет чистыми душами? Иначе, мне кажется, вы уже одной ногой в прелести.
Тася / 17.09.2018, 06:14

181. Туляку. Обязанность христианина

чувствовать кем он есть по сравнению с истинной святостью,т.е."Я"-"яко свинья в калу",но и хуже её'и"горее скота",ибо она не просвещена заповедью Истины. Как же мне без Бога,как же мне Он не щит,ежели Он и есть щит.Покров,Дух святый...Забывший об этом уподобляется говорящему животному,в той или иной степени сохранившему подобие Божие.
Влад.Атласов / 16.09.2018, 16:09

180. Ответ на 178., Олег В:

От народной власти отдельные люди требуют конкретных вещей в интересах конкретно отдельного, безмолвного народа. Вы простите, но в Вашей схеме: народ – неразумное дитя, а власть – назидающий его отец, наблюдается много нестыковок, особенно это касается ситуации, когда «любящий» отец забывает о своем отцовском долге и превращается в откровенного вора и разбойника. Дитя, можно сказать, выросло и достигло зрелости, когда отчетливо видит отца согрешающим. Молиться за отца и ли нет – дело совести каждого отдельного человека. Ставить в упрек всему народу его обывательское «квазипатриотство» и обвинять его в отсутствии любви к «прародителю» относится к разделу манипуляции сознанием. Андрей, Вам делать больше нечего, как жучить всех несогласных в обывательском "безпатриотизме"? Охолоньте, не Вы один устали от требований, предъявлемых людьми друг к другу, независимо от их народной или властной принадлежности. Философствования тут не помогут. - "Напрасны труды строителей, если Господь не созиждет города".

+1000!!!
Туляк / 15.09.2018, 17:31

179. Ответ на 175., Влад.Атласов:

я(по-Вашему)хуже свиньи.

Разве там есть что то, о тебе конкретно? Просто, твоя писанина, где ты часто совершенно не к месту упоминаешь Имя Бога, напоминает мне о тех людях, с которыми я знаком лично, а не виртуально, как с тобой. Про некоторых из них, я могу сказать определённо, что они действительно ведут себя зачастую по-свински. Ты же знаешь, что упоминать Бога всуе - нельзя, однако, ты это делаешь постоянно. А зачем, спрашивается? А затем, чтобы прикрыться им как щитом, потому что познания твои на столько убоги и скудны, что тебе ничего другого не остаётся делать. Обзываются -советскийофицер,Туляк и ,последнее время вперёд вырвался,Яблоков.

Зря ты помянул имя Яблокова всуе. Щазззз получишь на орехи, да так, что тебе мои "обзывалки", покажутся комплиментами!))))))
Туляк / 15.09.2018, 17:20

178. ответ 163, Андрей Карпов:

- Власть порождает НАРОД, а требуют с власти отдельные люди. Вот где Ваша аналогия проваливается. По отношению к конкретному человеку уже власть выступает родителем (попечителем) - не всегда хорошим, но уж тут выбирать не приходится... Лучше всего - молиться. От народной власти отдельные люди требуют конкретных вещей в интересах конкретно отдельного, безмолвного народа. Вы простите, но в Вашей схеме: народ – неразумное дитя, а власть – назидающий его отец, наблюдается много нестыковок, особенно это касается ситуации, когда «любящий» отец забывает о своем отцовском долге и превращается в откровенного вора и разбойника. Дитя, можно сказать, выросло и достигло зрелости, когда отчетливо видит отца согрешающим. Молиться за отца и ли нет – дело совести каждого отдельного человека. Ставить в упрек всему народу его обывательское «квазипатриотство» и обвинять его в отсутствии любви к «прародителю» относится к разделу манипуляции сознанием. Андрей, Вам делать больше нечего, как жучить всех несогласных в обывательском "безпатриотизме"? Охолоньте, не Вы один устали от требований, предъявлемых людьми друг к другу, независимо от их народной или властной принадлежности. Философствования тут не помогут. - "Напрасны труды строителей, если Господь не созиждет города".
Олег В / 15.09.2018, 15:03

177. На 170 и о требованиях.

"Власть порождает народ". Так в демократической стране.Демократия суть есть обман. И не надо тут про 90%говорить. Большинство?Ну если спрашивать людей кто лучше Шуфутинский или Чайковский,то большинство может ответить как угодно,но что с этого? "Чем больше я делаю ошибок,тем больше я популярен." Кеннеди. Что есть у Бога о требованиях? Требование чего-то себе гордыня.Вот и всё.
Влад.Атласов / 15.09.2018, 13:27

176. Ответ на 174., Андрей Карпов:

Вам, видимо, не приходилось управлять чистыми душами..

Ага. Поэтому я так и остался гадким.
Коротков А. В. / 15.09.2018, 13:20

175. На167Туляк,

я(по-Вашему)хуже свиньи.Как и верующие живущие рядом с Вами,к которым Вы присмотрелись. Ну и что? Вам небесная цель быть спасенным не нужна. Хоть она и высокая.Да?Да. Вам нужна земная цель.При этом "высокая". А верующему она не нужна.Вот не нужна и всё!Потому что Христос о ней нич-чего не сказал.А ежели и сказал то против.Ну и причем тут что я хужее свиньи? Как можно поделить людей на РНЛ?Ну по разному.Можно так -на тех кто обзывается и тех кто не обзывается.Обзываются -советский офицер,Туляк и ,последнее время вперёд вырвался,Яблоков.
Влад.Атласов / 15.09.2018, 13:17
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 14:19
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06