Убийство Орхана Джемаля c двумя его коллегами в Центральноафриканской Республике - заурядное, говоря языком профессионала, убийство из корыстных побуждений, сопряжённое с разбоем. Заключение, к какому придёт любой специалист, имеющий практический опыт в раскрытии и расследовании особо тяжких преступлений. Сегодня такой вывод становится очевидным в свете последней информации. Речь о публикации фото автомобиля «Mitsubishi», на котором перемещались в ЦАР журналисты.
На фото видим два пулевых следа: один - в лобовом стекле, другой - с боку в дверце автомашины. На лобовом стекле выстрел сделан явно выше головы сидящего пассажира, а боковое пулевое - практически скользящее, по ходу автомашины. То есть перед нами не выстрелы на поражение, а предупредительные. Следы выстрелов напрочь отметают версию о заказном, политическом убийстве. Об этом визжат все прозападные средства массовой информации и «штатные» либеральные лжецы.
Если бы речь шла о заказном убийстве, то автомобиль, на котором ехала группа Джемаля, представлял бы собой сплошное решето. И нашли бы журналистов не где-то на обочине, а в автомобиле. Таков механизм спланированных заказных убийств. Расстреливают автомашину со всеми сидящими в ней, добивают оставшихся в живых и скрываются. Всё делается быстро, разом и никто на заморачивается на лишние «многоходовки».
А стреляли аккуратно. Стреляли, чтобы остановить, не повредив ничего находящегося в ней, в том числе и в одежде пассажиров. Хотели завладеть имуществом, деньгами. Вот о чем свидетельствуют два пулевых следа. Обычная тактика вооруженных банд, действующих на африканском континенте - останавливают, обыскивают, забирают всё, затем, как правило, убивают. СМИ подобными преступлениями переполнены.
«Особая роль» водителя автомашины, на которой передвигались журналисты. Его обоснованно следует подозревать в соучастии в преступлении. Тем более, после того, как он «вдруг» прозрел и стал плести небылицы про журналистов, понимавших язык, на котором говорили нападавшие. Забыв, правда, что говорил совсем иное день назад. Нет сомнений - водителю «подсказали», как отвести от себя подозрение, неся ахинею про «языковый след».
Однозначна мотивация преступления. Она стандартна для одной из беднейших стран Африки - корысть с целью завладения имуществом. Про нищету в Центральноафриканской Республике написано много. Достаточно в прессе о многочисленных вооруженных группировках, о неконтролируемых властями территориях. В изобилии информации о бандитизме, о межэтнических конфликтах с жертвами в сотни тысяч человек, чтобы понять опасность нахождения в ЦАР.
Нападавшие - местные, занимающиеся разбоем на дорогах. Это очевидно. Трёп «знатоков» вроде Доренко и ему подобных, что местные бандиты не стали бы убивать журналистов, а просто взяли бы их с целью выкупа - рассуждения дилетантов. Похищениями с целью выкупа занимаются хорошо организованные преступные группировки. Дело это не простое, со сложной логистикой и длительной по времени процедурой. Таковых ОПГ в Африке немного. В африканских странах «изобилие» мелких вооружённых банд, привязанных к местам проживания, действующих на «рывок». Поэтому статистика более чем на 90 процентов состоит из преступлений по отработанному простому алгоритму - остановили, забрали всё и убили, как это случилось с российскими журналистами.
Теперь несколько слов о причинах и условиях, способствовавших совершению преступления. А способствовала преступная халатность Михаила Ходорковского. Эта тварь, проживающая в дорогостоящей вилле в Швейцарии, поскупилась на оплату охраны журналистов. Назовём вещи своими именами: Ходорковский фактически подставил Джемаля с его спутниками под пули грабителей. Ибо он мог и должен был предвидеть последствия уязвимости и полной незащищенности журналистов. А теперь Ходорковский изливается антироссийским гноем, желая снять с себя ответственность за гибель журналистов.
Ответственность за происшедшее и на Орхане Джемале. Ответственность Джемаля - ответственность командира воздушного судна за крушение самолета и гибель пассажиров в связи с нарушением правил эксплуатации лайнера. Ведь по факту Орхан Джемаль был старшим группы в силу возраста и жизненного опыта - профессионального опыта работы в «горячих точках». Об этом свидетельствует весь его жизненный путь.
Впрочем, нередко большой опыт притупляет бдительность высочайших профессионалов. Когда их профессионализм перерастает в самоуверенность (плавали, знаем), искажающую реальность и превращающийся в «профессиональную самоуверенность». Вероятно именно «профессиональная самоуверенность» помешала Джемалю объективно оценить опасность обстановки, в какой он находился.
Орхана Джемаля называют смелым, хотя в данном случае можно говорить о безрассудстве. Джемаль вправе был распоряжаться собой как хотел. Однако подвергать риску доверившихся ему не имел никакого права. Вообще следует говорить об ответственности всех журналистов. Погнавшись за хайпом по «наводке» ублюдка Ходорковского, они проигнорировали меры элементарной безопасности, став жертвами грабителей.
И в завершение. Сегодня средства массовой информации переполнены различными идиотскими версиями убийства, высосанными из пальца. Интернет забит рожами оппозиционеров с видом знатоков несущих околесицу. Таким «специалистам», не различающим криминологию от криминалистики, предлагаем заткнуться. А распространителям фантастических версий с антироссийским «душком» следовало бы напомнить об ответственности за клевету, которую никто не отменял.
Руслан Устраханов, полковник милиции в отставке, публицист, Мурманск