Как сообщалось, вчера Президент России Владимир Путин Указом «О некоторых вопросах государственной наградной системы Российской Федерации» установил почетное звание «Заслуженный журналист».
О важности нового почетного звания рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный журналист и общественный деятель, председатель братства «Радонеж» и руководитель радио «Радонеж» Евгений Никифоров:
Безусловно, такое звание нужно. Это серьезное дело, потому что сейчас важно различать пропаганду и журналистику как таковую. Это две разные профессии. Журналистики сейчас очень мало, как её понимали в XIX веке и в первой половине XX века. Сейчас эта профессия деградирует, потому что независимых СМИ крайне мало и все они принадлежат то ли к олигархическим, то ли к партийным группам. Журналистика может быть независима только тогда, когда она будет финансово независима. Финансово независимых изданий у нас сейчас единицы. Большей частью это относительно небольшие нишевые издания, вроде «Русской народной линии» или «Радонежа», которые в силу отсутствия средств вынуждены быть независимыми.
Есть ли журналисты достойные этой награды? Конечно же, есть, иначе не существовал бы, по крайней мере, «Радонеж». Потому что на радио работают талантливые, замечательные журналисты. Так что, безусловно, они есть, они у всех на слуху, и, слава Богу, они пользуются большим уважением в обществе. Ещё не всё кончилось.
Недавно ВЦИОМ проводил опрос, где людей просили перечислить профессии, которые вызывают уважение. К сожалению, профессия журналиста оказалась ближе к концу списка. Но здесь нельзя опираться на мнение общества. Если мы будем проводить социологический опрос, то станет понятно, что эти ценности сформированы самими СМИ. Здесь получается дурной круг - СМИ формируют общественное мнение, а общественное мнение, соответственно, высказывает то, что этим СМИ хотелось бы тиражировать. Получается замкнутый круг.
Возникает вопрос: как будет присуждаться это звание и кто будет определять соискателей? Мы видим, как вручают ордена за заслуги перед обществом, к примеру, музыкантам, мягко скажем, глубоко порочным в своей жизни. Их творчество не то что не назовешь высоким, но даже в их порочном формате оно не является талантливым. Ныне высшие государственные награды получают бори моисеевы! Мне кажется, подобные награждения позорят эти награды. Посмотрите, что происходит в Великобритании, где звание «сэра» получают люди с отвратительным моральным лицом. Но пока будет деградировать общество, будут деградировать и награды.
Но все-таки есть замечательные журналисты? Что показывается фестиваль «Радонеж» - это фестиваль документального кино, тем самым, это телевидение. Этот фестиваль свидетельствует, что в России процветает журналистика высокого нравственного, религиозного и духовного качества. Мы получаем каждый год на фестивале примерно 300 фильмов - это очень много. Из них, конечно, кто-то получает награду выше, кто-то просто отмечается значками лауреата. Но, вместе с тем, это массово, это большое количество очень качественной телевизионной журналистики, а мы, как всегда, ругаем телевизор.
Другое дело, что эти фильмы не доходят до широкого зрителя. Потому что даже государственные каналы работают по законам коммерческого телевидения и, соответственно, эти фильмы показываются то ли глубокой ночью, то ли в самое глухое дневное время, - и их мало кто видит. Но они есть, они до сих пор снимаются, несмотря на очень тяжёлую экономическую ситуацию.