Что угодно покажут по каналам центрального телевидения, кроме того, что, действительно, важно. Вообще сотая годовщина страшнейшего злодеяния, расстрела Царской семьи на телевидении шла как-то так, со скрипом и неохотно. Вот о «пенсионной реформе», против которой высказываются 90 процентов граждан России, будут теперь талдычить днем и вечером в тщетных попытках переломить общественное мнение, а о делах духовных, сакральных - почти ничего. Кстати, вся эта «пенсионная реформа», так же как и все предыдущие с 1991 года - из невыученных уроков столетней давности, по лекалам «передовых стран» и «рекомендациям МВФ». Но, об этом ниже.
Документальные фильмы, посвященные Русской Голгофе, демонстрировались 15, 16, 17 июля, в основном, в ночное время, когда, понятное дело, 99 процентов телезрителей спят. В информационных блоках - редкие сообщения меньше минуты каждое о мероприятиях в Екатеринбурге. Немного тема Голгофы звучала в информационно-аналитических передачах, например, в «Вечере с Владимиром Соловьевым», но тоже - в ночное время. Прямая трансляция Патриаршего богослужения в Екатеринбурге шла только на телеканале «Союз» и на портале Патриархия.ru.
А ведь знали центральные СМИ, что в Екатеринбурге пройдет XVII Международный фестиваль «Царские дни», в рамках которого будут организованы более 50 церковных и светских мероприятий, посвященных памяти Царственных страстотерпцев. И программа фестиваля была известна задолго до 16-17 июля.
Между тем, главное, что должны были бы услышать все - смогли лишь немногие. В основном те, которые специально искали сюжеты на эту тему. Я имею в виду Первосвятительское слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанное им в Екатеринбурге в ночь c 16 на 17 июля 2018 года.
С текстом Патриаршей проповеди за Литургией в сотую годовщину расстрела Царской семьи можно ознакомиться на официальном сайте Московского Патриархата.
Но лучше ориентироваться на видео, первоисточник.
Почему? К сожалению, в текст, размещенный на сайте Патриархата, вкрались некоторые неточности - сокращения и изменения. Иногда - небезобидные, несколько меняющие смысл сказанного. Об одном из изменений - тоже чуть ниже. По какой причине это произошло - здесь предполагать не буду. Надеюсь, просто по невнимательности кого-то из пресс-службы сайта. Между тем, думается, Патриарха редактировать не надо, даже технически. Если только совсем в отдельных моментах, сглаживающих особенности устной речи. Патриарх Кирилл отличается тем, что одинаково хорошо и пишет, и говорит - на академическом уровне.
Патриаршая проповедь за Литургией в сотую годовщину расстрела Царской семьи дает не только духовную оценку чудовищному злодеянию вековой давности, изменению сознания людей, которое позволило свершить убийство Царя и Царской семьи, но и проводит параллели с сегодняшним днем, направлена в качестве назидания в будущее.
Из оценки прошлого, приведшего к трагедии, Патриарх Кирилл сказал: «... Почему же это произошло? Почему убийцы спустили курок, не содрогаясь от того, что совершают? Значит, не все было благополучно... И мы знаем, как на протяжении по крайней мере 200 лет, предшествовавших трагедии Ипатьевского дома, происходили некие изменения в сознании людей, которые постепенно, но неуклонно вели многих к отступлению от Бога, забвению заповедей, утрате реальной духовной связи с Церковью и многовековой духовной традицией... Когда же мы как народ вошли в этот вираж? А вошли мы тогда, когда чужие мысли, чужие идеалы, чужое мироощущение, сформированное под влиянием философских и политических теорий, не имевших ничего общего ни с христианством, ни с нашей национальной традицией и культурой, стали восприниматься и интеллигенцией, и аристократией, и даже частью духовенства как мысли передовые, следуя которым, можно изменить к лучшему жизнь народа».
Здесь я употребляю слова Патриарха: «чужие мысли, чужие идеалы, чужое мироощущение»; - из первоисточника (видео, 4 мин. 40 сек.). В текстовом варианте на сайте Московского Патриарха «чужие» почему-то заменены на слово «чуждые».
Согласитесь, смысл слов разный. Да, чужие мысли, значит - и чуждые тоже, но Патриарх здесь применяет более объемное и точное определение. Не всякие чуждые мысли - чужие. Святейший Владыка говорит именно о чужих (!) мыслях, идеалах, мироощущениях. Думается, имея в виду «вольтерьянские» (Ф.М.Достоевский), западнические мысли, теории и практики. Именно чужие мысли (не русские) привели к потрясениям столетней давности - двум революциям, убийству Царской семьи, братоубийственной гражданской войне. С чем (чужие мысли) наше общество сталкивается и сейчас.
Без комментариев (но с выделением) слова Патриарха, обращенные в сегодняшний день: «Возникает вопрос: "А можно ли вообще через преступление, через кровь, через насилие, через разрушение святынь построить счастливую жизнь?" История ясно свидетельствует: невозможно! И, наверное, первый и самый важный урок, который мы должны сегодня вынести из трагедии столетней давности, - никакие обещания счастливой жизни, никакие надежды на помощь извне, со стороны якобы более образованных и продвинутых людей, не должны соблазнять наш народ. Мы должны помнить трагедию прошлого. У нас должен развиться иммунитет к любым призывам добиться человеческого счастья через разрушение того, что есть. Едва ли кто-нибудь из тех, кто призывал разрушить народную жизнь, разрушал свою собственную жизнь, отказывался от собственного благополучия. Но с какой же яростью это предлагалось делать всему народу! И люди усвоили эту ложь, и венцом отступления от самого священного и дорогого, что у них было, явилась страшная казнь царской семьи, людей невиновных, не нарушивших закон. Да и о каком законе могла идти речь, если для построения счастливой жизни надо было убить царя и всю его семью? Мы знаем, что ничего не получилось, и, наученные горьким опытом, мы должны сформировать устойчивое неприятие к любым идеям, любым лидерам, которые предлагают через слом нашей народной жизни, наших традиций и нашей веры устремляться в некое неизвестное «счастливое будущее...»
Андрей Сошенко, публицист, Калуга
3. Re: Патриаршая проповедь для сегодняшнего дня
2. Re: Патриаршая проповедь для сегодняшнего дня
1. Re: Патриаршая проповедь для сегодняшнего дня