Почитают ли наши священники Царскую семью?

О «миссионерской деятельности», теплохладности паствы и раздраженности рядовых священников казенщиной, навязываемой епархиальными бюрократами

Проблемы церковной жизни 
0
4711
Время на чтение 6 минут
Русские православные люди из ближнего и дальнего зарубежья, всерьёз соприкасаясь с реалиями российской части Русской Церкви, подчас обнаруживают некоторые вещи для себя удивительные.

Приезжала к нам в гости три с половиной года назад приятельница из Канады. Одним из первых её вопросов звучал так:

- А ваш приходской батюшка монархист? Или… шмемановец?

Я ответил своей старой знакомой:

- Наш приходской батюшка верующий.

Сам-то я постоянно обитаю в Российской Федерации уже 15 лет и ко многому привык, смирившись с тем, что мы, русские из ближнего и дальнего зарубежья, заражены духом национализма, либерализма, и вообще, являемся носителями всяких-разных постимперских синдромов.

Поначалу я успокаивал себя тем, что неполитизированность и равнодушие к внутрицерковным распрям, которую демонстрировали прихожане и священство российских приходов РПЦ является проявлением как раз духа прп. Нила Сорского, духа прп.Серафима Саровского – т.е. люди не отвлекаются на внешнее, но сосредоточены на внутреннем делании.

Приходская жизнь домайданной Украины являла собою арену столкновения и противоборства различных мировоззрений, и эти мировоззрения имели свои знамёна и символы – в одних квартирах и кельях в красном углу почётное место занимал образ митр.Петра Могилы, в других – фотографии свв.Царственных Страстотерпцев, на одних полках выстраивались творения прот.А.Шмемана, на других – тома Добротолюбия. 

Это, разумеется, не значит того, что «шмемановцы» не почитали Свв.Царственных Страстотерпцев, а людям, пытающимся с Божьей помощью бороться со страстями, была чужда схоластика эпохи Контрреформации. Отнюдь. Например, я знал покойного ныне протоиерея, привозившего и Аверинцева, и парижских знаменитостей, но, тем не менее, сочетавшего условную кочетковщину с почитанием свв.Царственных Страстотерпцев. Причём совершалось это ещё до официальной канонизации МП РПЦ, службы совершались по текстам «зарубежников». Речь сейчас идёт о том, что жизнь кипела. Что некие значимые в церковной жизни символы служили определёнными маркерами.

И самым значимым маркером, несомненно, были свв.Царственные Страстотерпцы.

Но, опять же, повторюсь, несмотря на то, что фотографии и иконы Государя были знаменем прорусской проимперской и однозначно антибольшевицкой части прихожан домайданной УПЦ, и условные уранополиты-шмемановцы, и условные «криптобандеровцы» по большей части относились к почитанию Свв.Царственных Страстотерпцев со страхом Божиим. 

Помню один яркий эпизод. Мой друг, приходской священник из пригорода Николаева, подал в епархию рапорт о факте мироточения иконы Св. Государя. Приехала комиссия. Все члены комиссии принадлежали к – как теперь сказали бы – «криптобандеровской» части УПЦ. Тем не менее, протоиерей, возглавлявший проверяющих, жёстко пресёк на корню всякие попытки глумления одной только короткой фразой:

- Отец, тебе что: за детей своих не страшно?

К почитанию Святых Царственных Страстотерпцев на домайданной Украине относились серьёзно.

Переселившись из Украины в РФ, я с нарастающим недоумением отметил, что в российских приходах ситуация иная. Вначале я полагал, что причиной тому углублённость на вопросах внутреннего делания, а также невероятная для дальнего и ближнего зарубежья «советскость» в мировоззрении прихожан и даже пастырей.

Потом выяснилось, что причина совсем в ином.

Привожу фрагмент телефонного разговора, который приключился несколько дней назад.

Звонит мне приходской священник среднего возраста, стаж примерно 20 лет.
Спрашивает:

- Не мог бы ты мне подсказать, где можно взять фотографии Царской Семьи и какой-нибудь материал про них, а то … благочинный повесил на меня эту ерунду.

- Какую «ерунду»?

- Ну, подготовить материалы про царя или про Россию до революции, про экономику, духовность…

- Какая же это ерунда? Это же наши святые?

- Ну, мало ли какие были святые, я этой темой не интересуюсь.

- Так зачем же тогда занимаешься?

- Навязали.

- Но как же можно заниматься тем, о чем ничего не знаешь и не хочешь знать?

- Ну, представь себе, что тебе навязали подготовить доклад об обновленцах? Что бы ты делал? – парировал мой собеседник, симпатизировавший идеологам демократизации церковной жизни и знавший о моём отношении к обновленчеству.

- Я бы, пожалуй, рассмотрел контексты появления и распространения такого рода идей. Попытался бы сформулировать причины популярности идей демократизации. 

Потом я попытался вернуть разговор в конструктивное русло:

- Вот почему бы тебе не раскрыть какой-нибудь острый вопрос? Не попытаться развеять какой-нибудь из мифов, популярных в народе? Например, миф о «слабом правителе»? Миф об «истеричности Императрицы»? 

И тут мой собеседник вдруг проявил уже зачатки «информированности» и живо отреагировал: 

- А как же Столыпин? Императрица же его задвинула по научению Распутина.

- Да я не о том, что влияние Распутина раздувается как его почитателями, так и его ненавистниками. Я о том, что если бы Император был таким уж слабаком, а Императрица – такой истеричкой, разве они явили бы такое мужество и самообладание в Екатеринбургском заточении? Ведь там они находились во власти швондеров и шариковых, терпели издевательства. Будь они такими уж слабаками – непременно срывались бы, а уж ищущие повода не преминули бы раструбить об этом во всеуслышание?

- Ой, да никому ничего не надо. И благочинный ничего острого не допустит. Пришла «вказiвка»: «провести плановое мероприятие». Мероприятие для галочки, для отчётности работы миссионерского отдела. А людям ничего не интересно: ни Царь, ни Сталин, ничего никому не интересно.

- Подожди. Как это никому ничего не надо!? Да ведь Церковь возродилась-то исключительно по милости Божией к крови Новомучеников и Исповедников ХХ века? Кто, как не Царственные Страстотерпцы являются воплощением наших Новомучеников? 

- Новомученики пострадали ради того, чтобы мы продолжили дело Собора 1917-18 года, а не превратили Церковь в неофеодальную структуру!

Затем последовала эмоциональная тирада по поводу казёнщины в деле миссионерствования. С этим, увы, спорить было невозможно, это, чаще всего, именно так и есть. Поскольку же прозвучало упоминание о соборе 1917-18 годов, стало ясно, что разговор покатится дальше по дорожке, проторенной носителями «харизмы обличения». Поэтому, чтобы не соскользнуть с пафоса праведного гнева на скользкую дорожку простого осуждения, то разнообразных сплетен об обстоятельствах избрания Предстоятеля я не стал поддерживать - и просто предложил воспользоваться материалами, размещёнными на нашем сайте.

***

В этом диалоге показательно многое.

Священник, бравирующий пренебрежительным отношением к Свв.Царственным Страстотерпцам и повторяющим обрывки слухов в духе «распутиниады». Есть такие? Сколько угодно.

Паства, которой, в принципе, ничего не интересно? Не знаю. На нашем приходе молодёжь (т.е. люди 40+, ибо собственно двадцатилетних на провинциальных приходах НЕТ В ПРИНЦИПЕ) настроена фрондёрски, «ни дня без Калакозы». Но как раз эта «харизма обличительства» как раз заставляет их искать аргументы для всё новых и новых «разговоров для улиц и разговоров для кухонь».

Другое дело, что формат миссионерских мероприятий, проводимых епархиями «для галочек», несомненно, не будет интересен ни исчезающее малому числу православных христиан, настроенных монархически, ни, тем более, «продвинутым» прихожанам.

В епархиях не могут не знать этого, но – тем не менее – в силу ряда причин продолжают проявлять «миссионерскую деятельность», причём в той форме, которая предложена вышестоящими инстанциями.

Алексей Ильич Осипов, предостерегая от казёнщины, нередко напоминает слушателям о том, что, к примеру, игумен Никон (Воробьев) писал, «что в его юности занятия по «Закону Божию» превращались в уроки кощунств и острот. Протоиерей Сергий Булгаков рассказывал, что «Закон Божий» преподавали так, что он встал и ушел из семинарии, потому что убедился на уроке, что Бога нет. Или, как пишет митрополит Вениамин (Федченков), преподавали богословие так, что в первых рядах революционеров были семинаристы…».

Нет такой прекрасной вещи, которую нельзя было бы извратить.

Павел Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

190. Re: Почитают ли наши священники Царскую семью?

Для моих предков цсвм. Николай Александрович сделал очень много, позволив им в 1896 году первым эшелоном отправиться осваивать земли Алтая. Они ехали целыми родовыми кланами - русские крестьяне. Несколько тысяч километров, бесплатно, получая на месте гектары земли, ссуды, лес на постройку жилых домов и надворных построек, скот и птицу, семена и сельхоз инвентарь. Но этого "красным" не понять. Как не понять земного и Духовного подвига Императора Николая Второго.
Абазинский / 16.07.2018, 10:29

189. 187. Потомок подданных Императора Николая II

Дорогой Владимир Леонидович, позвольте несколько перефразировать классика: "Вы, жалкою толпой стоящие у трона..."

188. Ответ на 185., Абазинский:

Справедливость возвращается - всё чаще вспоминают цсвм. Николая Александровича. Он ведь не "вышел из народа" Он был одним из тех, кто и есть народ. До последнего вздоха.

) Тогда это про таких, как Абазинский: Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда - всё молчи!..

187. Re: Почитают ли наши священники Царскую семью?

https://youtu.be/B4kqMAcypmk ПОЧЕМУ СТО ЛЕТ НАЗАД РУХНУЛА МОНАРХИЯ?
Абазинский / 16.07.2018, 01:45

186. Ответ на 184., Из народа:

Как бесовское то лезет наружу! Сколько зла и ненависти к русскому православному. Вполне по-коммунистически. Особенно про "антисемитизм".Ну это вообще "речёвка".Посерьёзнее, пожалуйста, мы не в пионерлагере.

Посерьёзнее?! Были бы вы готовы к серьёзному... Вспомнилось вчера как Лев Троцкий и Яков Свердлов любили петь "вышли мы все из народа"... Ну с ними понятно из какого. А Вы с "нечерноземцем" чьих будете? Кстати, Радин - сын владельца винокуренного завода (не заводика какого-то) и мельницы, сочинил песенку (вернее переделал прусскую студенческую времён Наполеона "Медленно движется время") "Смело товарищи в ногу". Но и после революции родственно-генетические связи песни Радина оказались сильны. Немец Герман Шерхен переделал её снова в германский вариант "Bruder, zur Sonne, zur Freiheit" "Братья, к солнцу, к свободе!". И наконец в 1920-х гг. немецкие штурмовики сделали из неё свой вариант - "Bruder in Zechen und Gruben". И ещё одно кстати, Свердлова рабочие на митинге так побили за его большевистские речи, что спустя неделю-другую он и покончил счёты с земным миром. А Троцкого ледоруб достал за океаном. Интересная история жизни. Выходили "из народа"... Только народ почему-то не хочет о них вспоминать. Справедливость возвращается - всё чаще вспоминают цсвм. Николая Александровича. Он ведь не "вышел из народа" Он был одним из тех, кто и есть народ. До последнего вздоха. К Вам не относится. Так что не обижайтесь на старика. Просто сложилась странная логическая цепочка.
Абазинский / 15.07.2018, 20:16

185. Ответ на 182., Абазинский:

Как бесовское то лезет наружу! Сколько зла и ненависти к русскому православному. Вполне по-коммунистически. Особенно про "антисемитизм".

Ну это вообще "речёвка". Посерьёзнее, пожалуйста, мы не в пионерлагере.
Из народа / 15.07.2018, 06:51

184. Ответ на 181., Нечернозёмец:

У меня к вам вопрос: как вы относитесь к тому, что известные люди подписывали свои работы следующими именами, не имеющими отношения к собственным именам и именам их родителей: Ленин, Сталин, Поселянин, Горький, список очень и очень длинный?

Спокойно отношусь. Это их личное дело. В то же время мы же знаем их настоящие имена. Впрочем, вы как человек в моих глазах искренний, честный, душа у которого действительно болит за правду и особенно за простых людей-работяг. Сужу о вас исключительно по вашим сообщениям, в которых просто сквозит чувство негодования за разрушенную территориальную целостность страны , за уничтожение экономики, за воровскую приватизацию и чувство за попираемую социальную справедливость.

Спаси Вас Христос за незлобивость и добрые слова. Эти же слова я искренне могу приложить и к Вам, уважаемый... Ёлки-палки, но имя-отчество Ваше я могу узнать? Не могу же я к Вам обращаться: "нечеронозёмец". Я считаю для себя (!) так обращаться к др. человеку оскорбительным.

183. Ответ на 180., Нечернозёмец:

Все эти фильмы самого отвратительного и лживого содержания, жалкая карикатура и посмешище на историю.

"" Как бесовское то лезет наружу! Сколько зла и ненависти к русскому православному. Вполне по-коммунистически. Особенно про "антисемитизм".
Абазинский / 14.07.2018, 22:30

182. Ответ на 171., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Оскорбить можно конкретного человека, имеющего имя. «Нечерзноземца», «целинника» и пр. «ударников полей» оскорбить невозможно.Вежливые люди представляются. Скрываясь под таинственной маской «нечероноземца», Вы проявляете ко мне неуважение. Мы не на костюмированном маскараде. Так что все Ваши претензии ко мне необоснованны. Тем не менее, идя навстречу «чаяниям широких трудовых масс», я изымаю из своих слов, обращённых к Вам, термин «шпана».

Можно считать, что "неконкретный человек" забыл и простил. У меня к вам вопрос: как вы относитесь к тому, что известные люди подписывали свои работы следующими именами, не имеющими отношения к собственным именам и именам их родителей: Ленин, Сталин, Поселянин, Горький, список очень и очень длинный? Впрочем, вы как человек в моих глазах искренний, честный, душа у которого действительно болит за правду и особенно за простых людей-работяг. Сужу о вас исключительно по вашим сообщениям, в которых просто сквозит чувство негодования за разрушенную территориальную целостность страны , за уничтожение экономики, за воровскую приватизацию и чувство за попираемую социальную справедливость.
Нечернозёмец / 14.07.2018, 20:23

181. Ответ на 174., Абазинский:

https://youtu.be/UpOupfJatLU Отечественная история. Фильм 35. Убийство царской семьи. Крест тяжкий‬

Спасибо вам, Абазинский, вновь вы предлагаете очередную стряпню, причём чрезвычайно кощунственную царебожников. Из этого фильма можно узнать: царь принёс себя в жертву за спасение России; "Гефсиманская мука императора Николая это не последние 14 месяцев жизни, но это, как минимум, 14 лет, которые этим месяцем предшествовали"; убийство было ритуальным; существовало пророчество Авеля о смерти Николая; Николай хотел стать монахом и патриархом, а честолюбивые епископы не дали ему это сделать. Другими словами в фильме полный набор для дураков. Жертва одна - Христос, никакие бывшие цари не являются жертвой и искупителем. Если бы Николай действительно хотел погибнуть за свой народ, то мог во время войны пойти на передовую, возглавить там любой полк и в авангарде сражаться на поле битвы, повторив путь Багратиона. Не хотел он гибнуть вообще, а хотел жить припеваючи. 14 лет жизни царя с расстрелом им рабочих 9 января, балами, театрами, охотами называть Гефсиманским мучением - кощунственно. В Гефсимании Христос молился до кровавого пота. Рассказ о ритуальном убийстве это чистый воды антисемитизм. Пророчество Авеля никто из авторов этого фильма в глаза не видел. Рассказ о том, как Николай хотел стать монахом и патриархом с точки зрения христианства это рассказ об отсутствии смирения, разума у николая (впрочем я считаю этот рассказ байкой). Этот фильм из цикла "Отечественная история", всего на ТВ "Союз" нашлёпали 73 фильма о истории. Все эти фильмы самого отвратительного и лживого содержания, жалкая карикатура и посмешище на историю.
Нечернозёмец / 14.07.2018, 20:03
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Вячеславович Тихомиров
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Кумир старых правых, скорее всего, договорился с «глубинным государством»
22.11.2024
Символическое убийство Столыпина
Или почему современные режиссёры уподобились принтеру, у которого закончились чернила
21.11.2024
«Столыпин» без Столыпина
Новый телесериал противоречив и неоднозначен
13.11.2024
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Приходит время исповедничества
07.11.2024
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Проблемы церковной жизни
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
25.11.2024 20:19
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Константин В.
25.11.2024 19:28
Такую судью «на мыло»!
Новый комментарий от Владимир Петрович
25.11.2024 19:14
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Русский Иван
25.11.2024 18:50
Искушение Дональдом Трампом
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.11.2024 17:56
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.11.2024 15:24
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Русский Иван
25.11.2024 15:16