22 июня 2018 года на Русской народной линии была опубликована статья священника Алексия Чаплина «Божья Правда в пенсионной реформе». По его словам: «правда заключается в том, что нынешняя пенсионная реформа - это не происки "либерального лобби", а наказание Божие за те беззакония, к которым причастен чуть ли не каждый в нашем поколении...»
Не вдаваясь в рассуждения протоиерея Алексия по ряду весьма спорных житейских вопросов, сразу перейдем к заключению. В нем он пишет: «Итак, это мы виноваты в презрении Заповедей Божиих, а не некое безликое государство. Это наши грехи переполнили чашу гнева Божьего и вопиют к Небу об отмщении. В такой ситуации пора бы начать думать, как ответ будем пред Богом держать, а не как старость коротать. Пенсионная реформа - это лишь предвестник гораздо более страшных социальных кар. Это наказание Божие, призывающее к исправлению, но еще не сама казнь. Поэтому надо не скулить и не роптать на несправедливость государства, а по-христиански благодарить Господа за скорби, которые по своим же грехам и приемлем, и принести Богу достойный плод покаяния, дабы не случилось с нами чего худшего», - заключает священник.
На первый взгляд кажется, что все правильно. Великое дело - осознать свое ничтожество, греховность, признать себя достойным всякого наказания Божия по примеру благоразумного разбойника и по милости Господней стяжать искреннее сердечное покаяние. Однако, в сложившейся ситуации священник Алексий Чаплин, который недавно живет в России, может быть, по незнанию не сказал об очень важных вещах, которые открывают суть происходящих в нашей стране событий. Кроме того, высказывания отца Алексия вызывают ряд вопросов, касающихся духовной стороны дела. Тем более, что это не первая его статья такого рода.
Известно, что родился он в 1976 году, закончил исторический факультет Запорожского государственного университета по специальности «История Украины» и Белгородскую православную духовную семинарию. В 2009 году назначен председателем епархиального отдела по делам семьи Запорожской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Затем там же возглавлял миссионерский отдел. С 2014 года протоиерей Алексий служит в Валуйской епархии настоятелем храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы с. Жуково Алексеевского района Белгородской области.
Здесь он написал еще одну более чем спорную статью «О потерянном рабстве и рыночной свободе», которая позволяет дать комплексную оценку его духовно опасным суждениям. С полным текстом этой статьи каждый может самостоятельно ознакомиться.
Надо отметить, что в Валуйской епархии и в Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ заявили, что «статья о.Алексия является частным мнением» и «попросили не связывать с официальной позицией Русской Православной Церкви».
Приведем только несколько небольших высказываний из этого сочинения: «Христианство - это религия сознательного и добровольного рабства. Рабская психология - это не какой-то скрытый подтекст, а норма мироощущения для православного христианина... Православная Церковь упорно утверждает, что человек - это бесправный раб Божий... В христианской Традиции раб Божий - значит раб Царя, раб Государства (от слова Государь), раб судьи, раб своего начальника, раб чиновника, раб полицейского».
Вот здесь - грубейшая подмена - отец Алексий уравнял высокое звание раба Божиего со статусом человека, подчиненного земному начальству. Раб Божий - это христианин, который по любви ко Господу добровольно стремится всецело предаться воле Бога и соблюдению Его заповедей, дабы обрести качества Небожителя. Смысл жизни такого человека - в свободном соработничестве с Господом через стяжание Духа Святаго Божия и богоуподобление - достичь вожделенного Небесного Отечества.
Христианство, вопреки утверждению протоиерея Алексия Чаплина, - это религия любви и веры, совести и свободы. Слово Божие дарует нам «закон совершенный, закон свободы» (Иак. 1: 25). «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4: 16-19), - призывает святой апостол Иоанн Богослов. «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3: 17); «к свободе призваны вы, братия...» (Гал. 5: 13), - восклицает святой апостол Павел.
Гражданин, подчиненный земному начальству, должен выполнять волю страстного, падшего человека или группы таких людей, которая может противоречить воле Божией, мировоззрению и совести подчиненного. Поэтому возникает серьезный вопрос: где в учении Святой Православной Церкви священник Алексий Чаплин нашел слова о том, «что человек - это бесправный раб Божий»? На каком основании он утверждает, что его ошибочные взгляды соответствуют «христианской Традиции»? Далее автор приводит хорошо известные цитаты из Посланий святых апостолов Петра и Павла, касающиеся повиновения «властям» и «господам своим по плоти». А затем подытоживает: «Наш Господь повелел всякому христианину в земной жизни стремиться преуспевать именно в рабстве, если мы хотим получить первенство от Него: "а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом" (Мф. 20: 27)».
И вновь мы видим у священника Алексия Чаплина неприкрытую подмену понятий. Вот как пишет в толковании на Евангелие от Матфея 20: 27 преподобный Иустин Попович: «Этим Господь разграничил и полностью отделил евангельское, богочеловеческое управление людьми от светского, человеческого, "гуманистического". Евангельски понятое первенство: быть первым в ревностном служении богоустремленным людям, их спасению от греха, смерти и диавола, тому, что безсмертно, вечно, божественно в них. Совершенный пример этого Сам Богочеловек Христос: Он между людьми - неустанный слуга, который постоянно служит их спасению, обогочеловечению, обожению, охристовлению», - таково слово великого святого нашего времени. К сожалению, ничего подобного в действиях «больших» и «первых» лиц во власти мы не замечаем. Не зря же выражение «слуги народа» всегда употреблялось в ироническом смысле.
В заключение протоиерей Алексий пишет: «Для того чтобы постичь истину, мы должны перестать "включать мозги" и начать на деле себя мнить ничем и звать никем. Одним словом, мы должны взращивать в себе раба. Путь к рабству Божьему лежит через рабствование человеку: детей - родителям, жены - мужу, христианина - священноначалию, гражданина - государству со всеми чиновниками и силовиками, включая Президента». А как же слова Священного Писания: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7, 23)!?
Получается, что в обеих своих статьях священник Алексий Чаплин предлагает согласиться с любыми беззакониями даже богоборческих земных начальств и проповедует ложное смирение и слепое послушание. Истинное смирение - это смирение перед Самим Господом, но не перед духом лукавым и прелюбодейным, не перед злом и не перед человеками, какие бы они высокие должности ни занимали! «Смирение, проповедуемое плотским мудрованием, лицемерством, пустосвятством, есть смирение бесовское. В этом смирении - отречение от Бога», - пишет святитель Игнатий Брянчанинов. Истинное послушание есть послушание Единому Богу. Это не слепое следование злой воле «начальствующих». Истинное послушание не смиряется перед злом, ни перед каким чином, ни перед кем бы то ни было, если от него требуют признания чего-либо противного истине.
Если Господь попускает зло, это не значит, что с этим злом не нужно бороться! Вот об этом протоиерей Алексий Чаплин не сказал ни слова ни в одной из своих статей! Как удобно для некоторых «его учение», в том числе, для представителей «либерального лобби»!
Однако вспомним слова преподобного Паисия Святогорца: «В наши дни интересоваться и безпокоиться за состояние, в котором находится наш народ - это исповедание, ибо государство воюет против Божественного закона. Законы, которое оно принимает, направлены против Закона Божия... В эти трудные годы каждый из нас должен делать то, что возможно по-человечески, а то, что по-человечески невозможно, оставлять на волю Божию и просить Бога о помощи... Если не противостанем, то поднимутся из могил наши предки. Они столько выстрадали за Отечество, а что делаем для него мы? Если христиане не станут исповедниками, не противостанут злу, то разорители обнаглеют еще больше! Если же христиане противостанут, то те еще подумают... Духовный человек - весь сплошная боль, то есть, ему больно за то, что сейчас происходит, ему больно за людей! Сейчас Бог терпит то, что происходит. Терпит для того, чтобы злой человек не мог оправдаться. В некоторых случаях Бог вмешивается Сам и немедленно, в других же случаях Он ждет и не указывает выхода сразу. Он ждет от людей терпения, молитвы и борьбы!»
Все, что по сей день происходит в России - это следствие и продолжение февральского переворота 1917 года, попущенного Богом за отступление русского народа от веры отцов и предательство Помазанника Божия - Благочестивейшего Государя Императора Николая II Александровича. Сегодня мы с полным правом можем повторить его слова: «Кругом измена, и трусость, и обман». Вне всякого сомнения, Екатеринбургское злодеяние - это ритуальное убийство, ибо именно оно мистически открыло дорогу антихристу и развязало руки его предтечам. Помазанника Божия и членов Его Семьи убили для того, чтобы стереть с лица земли Православное Царство, предать забвению само понятие о нем. Уничтожение Православной Монархии и Российской Империи заложило основу построения «нового мирового порядка» антихриста. Его предтечи и слуги уже беспрепятственно ведут свою подлую работу, открыто реализуя «тайну беззакония» (2 Фес. 2: 7).
Сюда относятся и губительные для России «реформы», которые проводит «либеральное лобби» под руководством Международного валютного фонда и Всемирного банка. «В настоящий исторический момент абсолютно все, происходящее в мире, имеет причины духовные, а последствия - апокалиптические!» - справедливо отмечено в докладе митрополита Одесского и Измаильского Агафангела на VIII Всемирном Русском Народном Соборе.
И разве мы должны молча наблюдать творящееся беззаконие? Путь истинных христиан убедительно описывает архиепископ Аверкий (Таушев): «Надо хорошо знать и помнить, что совершенно чуждо истинного христианства зловредное толстовское учение "о непротивлении злу" (кстати сказать, погубившее нашу несчастную Родину - Россию и ввергнувшее ее в страшные кровавые ужасы большевизма): всякий истинный христианин - непримирим ко злу, где бы и в ком бы он его не встречал... "Совсем никого не осуждать", - такого настроения в современном христианском обществе только и хотят добиться слуги грядущего антихриста, для того, чтобы им легко и просторно было действовать, подготовляя в мире обстановку, благоприятную для скорейшего воцарения их "властелина". Неужели в наше время каждому честному и сознательному христианину еще может быть не ясно, что безусловное "всепрощение" нужно лишь врагу Христову - антихристу, дабы люди окончательно потеряли чувство различения добра и зла, помирились бы со злом, охотно приняли его, а затем - и самого антихриста, не помышляя о борьбе с ним? Это - не больше, как лицемерно-фарисейское лукавство врага, жаждущего нашей погибели!.. Решительно борясь со всякими самомалейшими проявлениями зла и греха в своей собственной душе, не будем бояться вскрывать и изобличать зло повсюду, где оно в современной жизни себя обнаруживает - не по гордости и по самолюбию, а единственно - по любви к истине», - это суждение выдающегося архипастыря, которого именуют светочем Православия XX века.
Остается вспомнить слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».
Валерий Павлович Филимонов, русский православный писатель
12. Re: Правда протоиерея Алексия Чаплина и Правда Божия
11. Ответ на 9., Алексей Юрьев:
10. Правда протоиерея Алексия Чаплина
9. Re: Правда протоиерея Алексия Чаплина и Правда Божия
8. Ответ на 5., рудовский:
7. Ответ на 1., М.Яблоков:
6. Правда протоиерея Алексия Чаплина и Правда Божия
5. Re: Правда протоиерея Алексия Чаплина и Правда Божия
4. Ответ на 3., М.Е.:
3. Re: Правда протоиерея Алексия Чаплина и Правда Божия