Как сообщалось, 13 июня Мосгорсуд рассмотрел жалобу на арест Игоря Подпорина, порезавшего в Третьяковской галерее картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
Суд отказал в удовлетворении жалобы и оставил Подпорина под стражей.
Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» заслуженный художник России, член Союза художников России, профессор Александр Федорович Полозов:
Николай Михайлович Карамзин создал образ Царя Иоанна Грозного на основании впечатлений и записей западных посланников, пребывавших в ярости от того, что никак не могут захватить Россию. Но Иоанн Грозный облачился в шапку Мономаха. Напомню, что этот головной убор подарил Византийский император своему внуку Владимиру Мономаху. Князь не решился провозгласить себя Царем. На Руси князья были, как герцоги в Европе. 17-летний юноша Иоанн женился в январе 1547 года и на коронации надел на себя шапку Мономаха. Иоанн Грозный - это первый правитель России, провозгласивший себя Царем.
И в Европе, в Порте мгновенно призадумались: что за Царь появился в России?
Николай Михайлович Карамзин в период Французской буржуазной революции путешествовал в Париж, где восхищался Маратом, Робеспьером и ненавидел своего бородатого Иоанна Грозного. Такие настроения теперь царят на Украине, где кричат, что Украина - це Европа, а Россия отсталая страна.
Другие историки, Ключевский и Соловьев, уже переписывали историю с Карамзина. Причем, описание Николаем Михайловичем жизни Иоанна Грозного напоминало «желтую прессу». Карамзин в своем исследовании использовал иностранные источники. Представьте, что сегодня судили бы о Путине из иностранной прессы.
Карамзин использовал воспоминания Андрея Курбского, с которым Иоанн Грозный брал Казань. Но затем тот бежал из Дерпта, где он был наместником Царя, за границу, бросив жену и 9-летнего сына. И после чего Иоанн Грозный, набравшись терпения, переписывался с Андреем Курбским. В 1564 году Андрей Курбский с 70 тысячным ливонским войском взял Полоцк и угрожал Москве. В это время Девлет-Гирей подобрался к Рязани, откуда также угрожал Москве. Николай Михайлович Карамзин лепил образ Грозного с западных источников - записей папского легата Восточной Европы Антонио Поссевино, Андрея Курбского, Джерома Горсея и т.д.
Репин писал картину, находясь под впечатлением от рассказов наших историков, лепивших образ Грозного на западный манер. Носилой своего таланта Илья Ефимович создал сложный образ Царя. Для Царя позировал художник Мясоедов, для сына Ивана -писатель Гаршин, который потом покончил жизнь самоубийством, бросившись в лестничный пролет. Иоанн Грозный показан страждущим отцом. Художник сочувствует Царю - он не убивал своего сына. В 1913 году картину изрезали ножом, поэтому самому художнику пришлось ее восстанавливать.
В 1963 году в Архангельском соборе вскрыли могилы Иоанна Грозного, его жены Анастасии и сына Иоанна, на останках которого не было обнаружено характерного повреждения, а вот содержание ртути превышало норму в 30 раз! Семья подвергалась систематическому отравлению.
Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» является величайшим произведением искусства. Репин как гениальный художник подал сложный образ Царя, - Царя - не убийцы, а Царя - страждущего отца! Картина Репина - одно из выдающихся полотен XIX века. Она потрясающа по драматургии, колориту и образной трактовке. А вандал Подпорин выступил как прокурор и судья, но это же художественное произведение!
Размышляя о других произведениях, скажу, если перед нами творения Маркиза де Сада и или Адольфа Гитлера, то какими они ни были, надо их запрещать, ибо это не может являться высоким плодом искусства. Как писал Александр Сергеевич Пушкин: «Гений и злодейство - две вещи несовместные».
Моцарт спрашивает у Сальери:
Да! Бомарше ведь был тебе приятель;
Ты для него «Тарара» сочинил,
Вещь славную. Там есть один мотив...
Я все твержу его, когда я счастлив...
Ла ла ла ла... Ах, правда ли, Сальери,
Что Бомарше кого-то отравил?
На что Сальери ему отвечал: Не думаю: он слишком был смешон для ремесла такого.
Гениальные художники и писатели гениальны прежде всего своим гуманизмом. Парирую критикам картины, обвиняющихРепина в том, что полотно развращает. Нет! Повторю, Репин создал сложный образ, где Царь - не убийца, а страждущий отец. Кровь сына могла появиться отчего угодно - Иван мог пораниться, а отец его утешает. В картине нет убийства и оскорбления чувств. Тема картины - отец и сын. В тот суровый век, когда Царю Иоанну Грозному было три года, его отец Василий III был отравлен, как и мать. С детства его прессовало царское окружение. А он оказался человеком с сильным характером - умным и начитанным. До сих пор не могут найти его библиотеку.
Царь послал своего друга саксонца в Европу, чтобы он привез оттуда ученых, мастеровых людей. Тот нашел около двухсот человек и двинулся в Ливонию, чтобы отправиться в Россию, но Карл V запретил перевозить людей. Будучи юношей, Иоанн понимал, что надо делать и был величайшим правителем в русской истории.
Порча Подпориным картины Репина - преступление. Надо пресекать покушения на культурное наследие страны! Мало ли кому-то захочется уничтожить какие-либо произведения искусства из-за того, что им что-то там померещилось или показалось!
Экскурсоводы должны пояснять историю написания картины, что Репин находился под впечатлением историков и писал на тему «отец и сын», а не убийства Грозным своего сына. Надо с детства детям рассказывать об истории и о написании таких великих картин.
Илья Репин является великим художником-драматургом, воплотившим сложный образ. Для художника главная идея картины - трагедия отца. А если ее отправить в запасники, то люди лишатся счастья видеть столь гениальное произведение искусства. В конце концов, разве мы поглупели по сравнение с советским периодом, когда никто не покушался на картины? Перестройка и ельцинизация страны привела к одичанию народа. Картина Репина должна быть в музее под защитой. Рядом с картиной надо разместить табличку с описанием этого исторического периода Руси и времени написания картины. Смущает явно заниженная цена 780 млн рублей, в то время как произведения Пикассо, уступающего силой таланта Репину, оцениваются в десятки раз дороже. Это вопрос к нынешнему директору Третьяковской галереи Трегуловой, предпочитающей безликий «Черный квадрат» Малевича великой картине Саврасова «Грачи прилетели». Ее восхищают представители т.н. современного актуального искусства: Илья Кабаков (США), десятилетие назад унизивший Эрмитаж своей инсталляцией в виде туалета, а также некий Кулик, экспонировавший на Биеннале современного искусства в 2007 году в Москве в музее Ленина бюст Льва Толстого в клетке, облитого куриным пометом. Самым цитируемым героем Трегуловой является Павлик Морозов.
Я вспоминаю, как десять лет тому назад Берл Лазар в беседе с Путиным предложил запретить «Скупого рыцаря». Ну, что это такое?! Мы так далеко уйдем! У нас много произведений, которые либералы призовут запретить. Надо наказать преступника Подпорина за покушение на культурную ценность. Пришла пора делать выводы - проводить просветительские беседы, показывать фильмы о русских художниках и их произведениях. Тогда мы станем зрелой нацией, а иначе мы превратимся в дикарей.
14. Ответ на 10., Lucia:
13. Ответ на 9,10., Апографъ, Lucia:
12. Re: Картина Репина – одно из выдающихся полотен XIX века
11. Ответ на 6., ерусалимецъ:
10. Ответ на 4., М.Яблоков:
9. Ответ на 2., рудовский:
8. Ответ на 6., ерусалимецъ:
7. Ответ на 4., М.Яблоков:
6. Ответ на 1., Коротков А. В.:
5. Re: Картина Репина – одно из выдающихся полотен XIX века