До сих пор на прямых линиях, бюджетных посланиях, встречах с представителями российских СМИ и других публичных встречах с общественностью
Президента России В.В. Путина, как он сам говорил, приходилось ему «посылать сигналы» своим коллегам в правительстве России, регионах России, иногда всему обществу по отдельным социально-экономическим и общественным вопросам. «Прямая линия с Владимиром Путинным» 7 июня 2018 года не стала исключением, но обращает на себя внимание, что «сигналы» посылались не только им, но и ему от имени огромного количества граждан России. Сигналы, исходящие от общества, достигли центральные средства массовой информации, а через них – и Президента. На этот раз в отличие от некоторых иных публичных встреч Путина с общественностью, с моей точки зрения, были достаточно квалифицированные и ответственные ведущие встречи -
К.А. Клеймёнов от «Первого канала» телевидения и
А.О. Кондрашов от «Россия-1», которые обеспечили трансляцию действительно актуальных и серьезных вопросов Президенту России по их приоритетам. А самые главные вопросы: о демографии, экономике, ценам на бензин, кадровом составе Правительства, - с моей точки зрения, задавались вначале прямой линии.
Есть такие темы, и относящиеся часто не только к перспективным, но и к текущим проблемам, которые просто вопиют, но на уровне власти на них не обращается должного внимания. Вот ряд таких тем, если угодно «сигналов», Владимиру Владимировичу от общества и прозвучали на Прямой линии. Так, конкретные вопросы по демографии, поддержке семей, имеющих три и более детей, могут «вытянуть» за собой и остальные проблемы, потому что главное в демографии – обретение смысла существования народа, а, значит, решение демографических вопросов влечет решение проблем в сфере культуры и идеологии государства. Важный вопрос прозвучал о «дальневосточном гектаре», по мнению многих распределение земель на Дальнем Востоке идет несправедливо и конъюнктурно со стороны чиновничества. Этот вопрос также относится и к демографии, и к территориальному развитию России.
Или - задавался вопрос, сможет ли Правительство России в этом («старом-новом») составе во главе с Д.А.
Медведевым выполнить Указ президента о стратегических задачах развития страны до 2024 года? Здесь интересен не столько ответ В.В. Путина на этот вопрос, сколько доведение до его сведения существующих серьезных опасений у жителей России (в массе своей) по этому поводу. Показателен вопрос от моряков насчет «непотопляемости Мутко», они нарисовали портрет вице-премьера на своих кораблях, как «символ непотопляемости». В.В. Путин, конечно, нашел аргументы продолжения работы Виталия Мутко в Правительстве России, но, напомним, что когда-то он находил аргументы и в нахождении на должности министра обороны Сердюкова.
По ценам на бензин – действительно, чувствуется уже не просто озабоченность, но и раздражение у избирателей тому, что вопрос не решается целыми десятилетиями: цены на бензин в одной из главных нефтяных держав растут независимо от мировой цены на нефть. Если существующая схема ценообразования на бензин долгие годы не позволяет государству навести порядок в этом вопросе, то, наверное, уже давно нужно было менять саму схему. «Надо признать, что это результат неточного, мягко говоря, регулирования, которое было введено в последнее время в сфере энергетики, в сфере энергообеспечения», - констатировал В.В. Путин на эту тему.
На все вопросы, в том числе и критические, В.В. Путин отвечал с пониманием, доброжелательно, отмечая, что чувствует проблематику и обеспокоенность общества этими проблемами.
Вопросы по международной проблематике, затрагиваемые на Прямой линии я здесь касаться не буду, потому что позиция государства по ключевым направлениям внешней политики в целом гражданами поддерживается. Отмечу лишь, что В.В. Путин дал поручение Министерству внутренних дел и миграционным службам решить, наконец, вопрос беспрепятственного приобретения гражданства России гражданами
Украины, ДНР и ЛНР и содействия в их трудоустройстве. Этот вопрос также годами звучит, но не решается, людям, полностью интегрированным в русскую культуру, почему-то создаются препоны для приобретения гражданства России.
«Это трагедия большая, трагедия Украины, украинского народа и наших соотечественников. … Я считаю украинцев и русских практически одним народом… и мне неловко слушать, что до сих пор существует проблема с трудоустройством», – сказал В.В. Путин. Хотелось бы, чтобы сегодняшний «сигнал» Президента по-настоящему дошел до исполнительных органов.
Один из значимых, с моей точки зрения, прозвучал вопрос из уст писателя и депутата
С.А. Шаргунова насчет излишне ретивых «борцов» с экстремизмом в исполнительных и правоохранительных органах, что напрямую связано с «русским вопросом». Сергей Шаргунов сказал:
«В последнее время участились случаи преследования за резкие высказывания, возбуждаются уголовные дела за экстремизм там, где состава этого преступления нет… Острота полемики всегда была важна в нашем государстве. Но сейчас некоторые на местах с особым рвением берутся за преследования из-за репостов и лайков в соцсетях под девизом борьбы с экстремизмом. Тут еще законы, связанные с интернетом. Нет ли смысла приостановить все это, чтобы совсем не застращать людей?» По словам Шаргунова, статья УК об экстремизме часто применяется несправедливо - под нее мог бы попасть и «вольнодумец»
Пушкин. Депутат подчеркнул, что он против экстремизма, но порой доходит «до маразма», например, молодых патриотичных ребят осудили за инициативу проведения референдума «За ответственную власть».
Президент ответил, что полностью согласен с писателем, и что распространение экстремистской информации противозаконно и опасно, этому нужно поставить заслон, но нельзя доводить ситуацию до абсурда: «Мы не пойдем по этому пути. Но эта практика должна корректироваться… Нужно определиться с понятиями». Президент предложил ОНФ подключиться к этой проблеме, потому что «правоприменительная практика должна находиться в поле зрения общественности».
Вопрос С.А. Шаргунова корреспондируется с вопросом, прозвучавшим чуть ранее на Прямой линии о проведении возможной амнистии. Путин не исключил проведение амнистии, отметив, правда, что этот вопрос находится в большей степени в компетенции Парламента России.
МОО «Русское Собрание» обращалось к Президенту по амнистии и по проблематике 282 и 280 статей УК РФ еще 14 января 2018 года в связи с несправедливым преследованием видного ученого, писателя и издателя О.А. Платонова. В идеале нужно другое законодательство, более четко и детально формулирующее понятия «экстремистская деятельность» и «возбуждение ненависти либо вражды по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии или социальной группе».
Из
Обращения Русского Собрания:
«Мы просим Вас предусмотреть, чтобы амнистия обязательно коснулась лиц, осужденных и находящихся под следствием по 280-й (публичные призывы к осуществлению экстремисткой деятельности), 282-й (возбуждение ненависти либо вражды) статьям УК РФ. Наряду с этим просим Вашего вмешательства в вопрос пересмотра практики определения запрещенной литературы, под которую порой подпадают классические научные и литературные произведения. Нередко на основе неквалифицированного и идеологически мотивированного определения «запрещенной литературы» со стороны правоохранительных органов производится давление на русских ученых, писателей, общественных деятелей, использующих в своей работе неоднократно изданные научные и литературные труды...».
Как я уже говорил в материале
«"Русскими статьями" по "русскому вопросу"», по-хорошему, 282 (или подобная ей) статья в УК РФ нужна для пресечения действий всякого рода исламистских радикалов, лиц, сеющих межрелигиозную рознь, порочащих Православие, за русофобские и антигосударственные действия и высказывания идеологов всевозможных сект, сепаратистов всех мастей, ряда иных категорий потенциальных преступников. Но, если и попадаются осужденные по вышеуказанным мотивам, то в большей степени в качестве исключения. Не случайно вышеназванные статьи УК называются в народе «русскими». По «русским статьям» осуждаются в основном русские за простое выражение своего мнения, обращение внимания на проблемы ущемления прав русского народа, за научные труды. Часто 282 статья УК, равно как и некоторые иные «русские статьи», применяются в совершенно безобидной ситуации, а иногда и в обратном исчислении – против приверженцев государственного единства и дружбы между народами России, за отстаивание норм морали или исторической достоверности. Приводились в том материале конкретные примеры абсурдных наказаний. Все это давно граничит с насмешкой над здравым смыслом.
«"Компетентные органы" и сомнительные "эксперты" все больше решают, что можно читать в России, а что - нет. Мы сомневаемся в квалификации лиц, которые наделены такой высокой ответственностью. Есть все основания полагать, что недалек тот день, когда к "экстремистским" и запрещенным станут относить произведения, скажем, Александра Сергеевича Пушкина или Федора Михайловича Достоевского», - совершенно верно
говорится в другом обращении в защиту О.А. Платонова.
Борьба с ложным экстремизмом - занятие не просто бесполезное, но и вредное для государства. Во-первых, незаслуженно страдают люди и дело, которым они занимаются. Во-вторых, пострадавшие по «русским статьям» и их близкие становятся обозленными, настраиваются против государства. Подрывается авторитет государства и Президента России. В третьих, - государство для самого себя закрепляет порочные идеологические ориентиры, путая реальный экстремизм с ложным, а иногда и с «антиэкстремизмом».
Надеемся, что сигналы Путина и сигналы Путину будут иметь реальное воплощение во внутренней политике государства.
Андрей Сошенко, публицист, Калуга