Департамент образования Москвы в принудительном порядке массово переводит столичные школы на электронное обучение с сентября нынешнего года. Процесс идет очень активно, но пока в полуофициальном формате — в рамках внутренних приказов и межведомственного взаимодействия. По мнению одного из главных «инноваторов» образования, московского чиновника Исаака Калины, время испытаний прошло — пора нести «вай-фай», интернет и гаджеты в каждый класс, пишет ИА «Катюша».
По замыслам реформаторов, отныне при обучении в школах будут использоваться новейшие электронные технологии, что позволит объединить школы в общее электронное образовательное пространство. На уроках школьники (начиная с начальной школы) будут пользоваться индивидуальными планшетами или смартфонами, связываясь по Wi-Fi с интерактивной доской в классе, заполнять в них тесты, читать электронные учебники, «посещать» виртуальные экскурсии, пользоваться виртуальными лабораториями, электронными библиотеками и даже обучающими компьютерными играми. Каждый урок обязательно должен быть подготовлен учителем в электронном виде. Проводить срез знаний с выставлением оценки будет компьютер. Учитель только запускает процесс, и оценки будут автоматически выставляться в электронный журнал.
Члены Московского родительского клуба обратились в ДОгМ за разъяснениями: на каком основании модернизаторы вытесняют традиционное образование? Почему МЭШ навязывается всем школам в качестве основной и единственной системы общего образования? Общественники обратили внимание муниципалитета на то, что санитарная и психолого-педагогическая экспертизы применяемых в МЭШ информационных технологий либо не проводились вовсе, либо были пустой формальностью.
В ответ на разумные доводы родителей группа анонимных разработчиков из Департамента образования (ДОгМ) и Департамента информационных технологий (ДИТгМ) г. Москвы заявляет о невероятном прорывном эффекте и безопасности Московской электронной школы (МЭШ), отказываясь считать ее социальным экспериментом над юным поколением с неизвестными последствиями.
Наконец, на основании инструкций, написанных преимущественно чиновниками Минобрнауки и того же ДОгМ, в департаменте категорически заявили, что МЭШ — не масштабный эксперимент над детьми, а средство модернизации инфраструктуры и обеспечения всех страждущих (учеников, учителей, родителей) электронными материалами. То есть нас убеждают, что это всего лишь обновленная форма передачи знаний с прежним содержанием. Хотя на самом деле она предполагает принципиально иной, клиповый формат урока, именуемый «сценарием». Но клиповый характер презентации, даже с самыми яркими иллюстрациями и видеороликами, никогда не передаст информацию так, как это делает классическая книга.
Вместе с формой передачи информации неизбежно поменяется и само содержание, и ее восприятие учеником. Сам проект МЭШ, на словах поддерживающий традиционное образование, называет традиционный учебник «скучным» и предлагает с ним попрощаться.
Активисты Московского родительского клуба вынуждены самостоятельно искать экспертов из сферы здравоохранения, образования и IT, которые могли бы рассказать о вреде и рисках при реализации МЭШ, переводить с иностранных языков соответствующие материалы и исследования на тему воздействия электронных устройств и Wi-Fi-излучения на здоровье. Специалисты в области санитарного законодательства провели анализ использования электронных средств обучения и пришли к выводам что это нарушает множество «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН).
«К чему может привести очередная реформа образования? Не следует ли первоначально провести всестороннюю государственную экспертизу предлагаемой образовательной технологии (в том числе соответствие СанПиН)? Не должен ли быть предоставлен каждому ученику выбор — учиться по МЭШ, традиционной системе обучения, либо традиционной системе с элементами новых технологий?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Вячеслав Кочкин, руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии, считает, что «ответ лежит на поверхности: появились лоббисты, которые продавливают производство этих гаждетов, им срочно нужно получить деньги из бюджета. Люди хотят заработать, что тут непонятного? Пусть они говорят, что это современный опыт, новейшие технологии. Давайте скажем правду: люди решили нагреть руки за счет бюджета. Если мы разрушим традиционную форму образования, особенно в начальных классах, будет утрачен уникальный опыт связи учитель-ученик. Компьютер – всего лишь бездушная машина, которая не может передавать эмоции и чувства. Учитель может подбодрить ученика взглядами, улыбкой, словами. Ну, давайте все заменим на роботов. А кто будет воспитывать детей? Заниматься этим некому. Папа-мама работают, зарабатывая деньги, - а то и, наоборот, пьянствуют. А ребенок останется один на один с бездушной железкой…».
«Жадность наших грабителей бюджета, которые стараются всеми силами вытащить из него деньги, поражает. Маркс говорил: если прибыль будет больше трехсот процентов, нет ничего на свете, что бы остановило бизнесменов в достижении их цели. Ну, вот ребята и решили заработать. Не нужно думать, что они хотят чего-то полезное и доброе сделать для наших детей. К тому же если даже гаджеты приобретут за бюджетные средства, все равно это очень дорогостоящий вариант обучения. Не каждый может себе это позволить. Так что я – за традиционное образование», - заключил отец Вячеслав.
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, полагает, что «речь, видимо, идет о формах организации образовательного процесса в общеобразовательной школе, а это бессмысленно отдельно от главного – содержания образования. Насколько я понимаю, это вопрос нерешенный, в нем не достигнуто взаимопонимание».
«Нельзя не сказать и вот о чем: все эти облачные и заоблачные технологии при всей своей несомненной прогрессивности и способности решить колоссальное количество проблем (прежде всего, элементарных), увы, весьма бюджетнозатратные. Хотя и утверждается, что их внедрение оптимизирует расходы на образование, но само по себе внедрение каких-либо технологий, тем более в школах мегаполиса, требует ресурсов. И в сегодняшних условиях при комплексном подходе к решению проблем, на первом месте, наверное, мог бы стоять вопрос, например, финансовой поддержки многодетных семей. Нельзя сказать, что ее нет – московский уровень социальной поддержки высок, но главную проблему многодетной семьи – вопрос жилья – эта поддержка не решает, - отметил он. - Перед малодетными семьями тоже стоит такая проблема. Да, у нас много проблем, и за какую ни возьмись, все самые важные, но проблема жилья – наиважнейшая. И, быть может, если у нас избыток ресурсов, мы одновременно с введением электронных журналов, дневников, планшетов и интерактивной доски, убедимся, что каждый школьник имеет достойное жилье?»
«Ну и, наконец, нужно сказать: именно школа формирует будущую личность, способную к труду. Образование – та область, в которой, быть может, в наименьшей степени нужны поспешность, инновационные прорывы (хотя я «за» электронные ресурсы и средства, которые предлагаются, в частности, в этом проекте). Но думаю, если бы этим мерам преобразования придавали большую гласность на этапе подготовки, были бы прозрачными исследования на тему, что и как воздействует на ребенка, почему, например, нужно пользоваться электронным планшетом, а не классической тетрадкой, насколько гаджеты безопасны для детей, - думаю, эти инновации, будь они полезны, были бы востребованы родительским сообществом. А если нет, полагаю, что мнение родителей в этом вопросе должно быть определяющим», - убежден пастырь.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, сказал: «Я выскажу не только свое мнение, но и своей супруги, которая в течение продолжительного времени преподает в математическом лицее. Думаю, здесь свое веское слово должны сказать, прежде всего, учителя. Несомненно, без электронных технологий, без интернета существовать в современном мире невозможно. Поэтому от этой формы обучения не уйдешь. Вопрос только в том, для чего это нужно и когда. Начиная с какого возраста можно внедрять IT-технологии? На мой взгляд, младшим школьникам все это не нужно. Мы прекрасно знаем, что в младших классах важен хороший педагог, который может привить интерес к учебе. Чем младше ребенок, тем важнее личность учителя. Обучение – это не только преподавание материала, но еще и общение».
«А в старших классах, наверное, без интернета не обойтись, потому что там требуется много информации. А интернет – прежде, всего информационная копилка (чем он и полезен). Кроме того, он нужен для самостоятельной работы. Но тут возникает другая проблема, - считает отец Димитрий. - Дети, которые пользуются таким источником, вместо того, чтобы напрячь мозги и найти какое-то решение, тупо ищут информацию. Это касается не только школьников, но и вообще всех людей. Вместо того, чтобы создать что-то новое, свое, нетривиальное, пользуются существующими решениями, причем не всегда самыми лучшими - люди творческие, которые умеют преподавать, не всегда делятся своим опытом и наработками в интернете, потому что это не приносит дохода, раскрывает их ноу-хау, а они, наверное, хотели бы сохранить за собой авторство. Поэтому всякое электронное обучение неизбежно, но неправильно было бы делать на нем акцент. Вообще я считаю, что в учебный процесс нужно вводить, и то постепенно, какие-то элементы и не делать революционных шагов. Нельзя решительно отказываться от старых методов обучения, нужно дозировано вводить в старших классах необходимые программы», - заключил пастырь.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам. директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, считает, что «как бы мы ни сопротивлялись, но за технологиями, в том числе электронными учебниками, будущее. Это дает колоссальные возможности для школ, для проведения уроков. К сожалению, наша старая школа уходит в прошлое, и ничего здесь мы сделать не можем. Да, для детей интернет представляет большую опасность, если им не уметь пользоваться, но он занимает все больше места в жизни. И не использовать его было бы странно в системе обучения. Он может колоссально повысить эффективность профессионального обучения».
«У московских чиновников по-прежнему советский подход, эдакий командно-плановый. Они что-то спланировали, скомандовали и все должны сделать. Они не предлагают альтернатив. Мне кажется, это советское наследие, когда нет никаких обсуждений. А обсуждение было бы не только полезным, но важным и нужным. Конечно же, по-хорошему нужно бы продумать возможности и способы обезопасить детей от издержек повсеместного ввода системы электронного обучения, потому что этих издержек может быть много. Например, мы знаем, что социальные сети представляют опасность для детей, потому что, к сожалению, через соцсети они получают не ту информацию, которую хотели бы дома предоставить им родители или учителя в школе. Так что перед тем, как вводить такое обучение, нужно еще научить детей пользоваться безопасно интернетом. Это должно быть одним из первых шагов при переходе к МЭШ. Но все равно за интернетом и технологиями будущее. Просто надо подходить к нему не с грубым инструментом, а более гибко и продуманно», - заключил священник.