«Изучать родные языки – наше конституционное право, а не обязанность» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Изучать родные языки – наше конституционное право, а не обязанность»

Русофобия / 29.05.2018


Русская общественность Татарстана и других республик в составе России подчеркивает, что добровольное изучение родных языков никак не умаляет прав детей на их изучение …

«Уважаемые депутаты Государственной Думы и члены Правительства Российской Федерации! 21 мая 2018 года состоялся Круглый стол, посвященный законопроекту о добровольном изучении языков в национальных республиках, на тему "Развитие родных языков в системе общего образования: политико-правовые аспекты". По итогам Круглого стола была принята Резолюция, из которой следует, что  присутствовавшие на обсуждении общественники и депутаты из ряда национальных республик (Татарстана, Чувашии, Башкирии, Дагестана, Якутии, Кабардино-Балкарии, Алтая и других российских регионов) не владеют достаточной информацией по теме Круглого стола, в связи с чем ими были сделаны неверные, безосновательные и ошибочные выводы. В настоящее время эти ошибочные, ложные  выводы транслируются во всех соцсетях и в СМИ, что ведет к разрастанию языкового конфликта и разжиганию межнациональной розни», - говорится в поступившем в редакцию РНЛ открытом письме русской общественности Татарстана и других республик в составе РФ в адрес депутатов Государственной Думы и членов Правительства РФ.

Далее в обращении приводится выдержка из принятой на Круглом столе Резолюции:

«..Учитывая, что в соответствии с данным законопроектом родные языки из числа языков народов России и государственные языки республик в составе РФ будут изучаться только за счет учебного времени необязательной (вариативной) части учебных планов и только по желанию родителей учеников, фактически родные языки и государственные языки республик Российской Федерации переходят в разряд факультативных предметов, лишаясь государственной поддержки…»

В обращении общественности Татарстана говорится о том, что они вынуждены констатировать, что участники Круглого стола не знают структуры учебных планов, не знают, каким образом они формируются, путаются в понятиях «вариативная часть УП» и «факультативная часть УП», уравнивая их, и на основании своих заблуждений или недопонимания делают ошибочный вывод о том, что родные языки народов РФ будут изучаться в «необязательной» части учебного плана и будут лишены государственной поддержки.

Далее авторы обращения дают разъяснения по данной теме.

Они отмечают, что «любой учебный план состоит из двух частей: обязательной и формируемой участниками образовательных отношений (вариативной), и обе части ОБЯЗАТЕЛЬНЫ для изучения во всех школах РФ».

В обращении говорится о том, что «вариативная часть – часть учебного плана, обязательная для изучения, но предметы в этой части должны учитывать реализацию интересов и потребностей участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации)». 

Также в документе указывается, что «время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на:

- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; 

- другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся».

«Если у ребенка есть желание изучать родной язык в учебное время и в обязательном порядке, его родителям достаточно выбрать предмет "Родной язык" в вариативной части учебного плана. Родители тех учеников, для которых изучение родного языка не является востребованным, выберут другие предметы, исходя из интересов учащегося и возможностей образовательной организации. И у тех, и у других детей данные уроки будут происходить в учебное время, но реализация права на изучение родного языка одной частью детей не приведет к ущемлению права на образование другой части детей», - сказано в обращении.

Авторы обращения отмечают, что именно такая структура учебного плана позволяет учитывать образовательные потребности всех детей в Российской Федерации (в том числе – этнокультурные), а также дает возможность каждому ребенку изучать востребованные именно им учебные предметы.

В обращении отмечается, что «факультатив или внеурочная деятельность – это часть образовательной программы, реализуемая после основных учебных занятий. Фактически это бесплатные кружки по интересам при школе. Посещать такие кружки именно в школе ученик не обязан: он может заниматься внеурочной деятельностью в любых домах творчества, клубах, музыкальных и художественных школах». 

Отмечается, что «изучение всех предметов учебного плана (обе части – обязательная и вариативная) финансируется государством». Также говорится о том, что «факультативная деятельность образовательных  учреждений точно так же финансируется государством».

«Наше государство поддерживало, поддерживает и будет поддерживать изучение родных языков в учебных заведениях РФ. То есть положение резолюции "… фактически родные языки и государственные языки республик Российской Федерации переходят в разряд факультативных предметов, лишаясь государственной поддержки…" в корне неверно», - сказано в обращении.

«В связи с неверной трактовкой законов, понятий, незнанием структуры учебных планов и вопросов финансирования бюджетных образовательных учреждений, участниками Круглого стола были сделаны неверные выводы, которые сейчас транслируются во всех СМИ, где раздувается тема о якобы переводе изучения национальных языков на факультативную основу. Между тем, подобные "сенсации" не имеют под собой никаких оснований: добровольное изучение родных языков никак не умаляет прав детей на изучение своих родных языков за счет учебного времени и не уменьшает финансирование образовательной организации», - говорится в обращении далее.
 
«Законопроект о добровольном изучении родных языков никак не нарушает Конституцию нашей страны, потому что Конституция РФ не обязывает изучать родные языки, а гарантирует право их изучать, причем не только в школах национальных республик, но и в любых школах Российской Федерации. Изучать родные языки и государственные языки республик  – это  наше конституционное право, а не обязанность, и мы просим закрепить этот постулат законодательно, поддержав законопроект № 438863-7», - подчеркивается в обращении.

Его текст подписали русскоязычные родители и общественность Татарии, Башкирии, Бурятии и Коми: М.Ю. Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, доцент КНИТУ-КАИ; В.П. Афанасьев, председатель Комитета по культуре и языковой политике РОО «Собор русских Башкортостана»; Э.Ю.Носов, председатель Комитета по защите прав русскоязычных родителей и учащихся в Республике Татарстан; Е.В. Матвеева, модератор группы «Поборы в школах и детских садах», член антикоррупционной комиссии при Министерстве образования и науки Республики Татарстан; Р.А. Демидова, председатель общественного объединения «Родительское сообщество Татарстана – РоСТ»; Г.Н.Лучкина, зам.председателя Комитета по защите прав учащихся Башкирии, член Комитета по культуре и языковой политике РОО «Собор русских Башкортостана»; Б.Б. Бегаев, модератор группы «Комитет русскоязычных родителей Татарии»; Е.В.  Беляева, модератор группы «Национальные языки в национальных республиках ДОБРОВОЛЬНО»; Г.В.Вуйко, модератор  группы «Сообщество русскоязычных родителей республики Коми»; И.А.Гнеушева, координатор родительского движения за добровольное изучение бурятского языка.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме