В четверг, 17 мая, на пленарном заседании представление Президента России об освобождении Татьяны Голиковой от должности председателя Счетной палаты РФ озвучил полномочный представитель Президента России в ГД Гарри Минх, сообщает пресс-служба Государственной Думы. Он попросил депутатов поддержать представление Владимира Путина.
Как отметила сама Татьяна Голикова, «мое освобождение [от должности] идет на основе личного заявления в соответствии с законом».
По итогам открытого голосования представление Президента России было поддержано депутатами единогласно.
После завершения процедуры голосования Татьяна Голикова поблагодарила депутатов за совместную работу, отметив, что за прошедший период между Государственной Думой и Счетной палатой «сложилось очень тесное и правильное взаимодействие по всем направлениям, которые сегодня находятся в сфере законотворческой деятельности ГД».
«Наши усилия были направлены на максимальное сохранение государственных ресурсов», - сказал она. Татьяна Голикова рассказала, что за прошедший срок ее работы на посту председателя СП в федеральный бюджет возвращено 42,4 млрд рублей.
В свою очередь, председатель Государственной Думы Вячеслав Володин поблагодарил Татьяну Голикову за ее деятельность и заявил, что она «сделала многое, чтобы авторитет Счетной палаты был абсолютен в понимании всех депутатов, невзирая на политическую принадлежность».
О роли Счетной палаты, работе Голиковой и ее преемнике Кудрине рассуждает в интервью «Русской народной линии» доктор философских наук, профессор МГУ, заместитель председателя Научного совета по изучению и охране культурного и природного наследия при Президиуме РАН Валерий Николаевич Расторгуев:
Начнем со статуса и функций Счетной палаты, которые определяются тремя факторами. Во-первых, ее полномочия четко прописаны Конституцией и действующим законодательством, которое строго регламентирует ее деятельность, не допуская, кстати, смешения функций аудиторов - главных счетоводов страны - с неподобающими занятиями, отвлекающими от «счет», в том числе с увлечением собственно политической деятельностью. По этой причине и глава Счетной палаты, если он до этого участвовал в традиционных политических и партийных играх, например, в «подковерной борьбе», должен будет наступить на горло собственной песне. Политик в «белых нарукавниках» счетовода - это нонсенс, хотя от его работы многим политикам-тяжеловесам и даже «кукловодам» может не поздоровиться, поскольку они в один момент могут стать «политиками в наручниках». По этой причине назначение Алексея Кудрина способно было бы существенно ослабить пролиберальную коалицию в структурах власти, но это практически нереально, если учитывать ее финансовый потенциал и спайку, а также идейную и организационную разобщенность государственников.
Во-вторых, статус любого властного института определяется реальным отношением к нему в системе государственного управления и контроля, что обусловлено традицией. В России ее аналог возник при Петре Великом. С тех пор в ее функции входит прежде всего счетоводство да пригляд за боярами. Соответствующая структура есть в любом государстве, например, в США такая палата функционирует при Конгрессе. Но там ее вес зашкаливает, потому что тамошние законы слишком строгокарают за казнокрадство, а самым страшным преступлением считаются серые схемы, которыми пользуются толстосумы, уводя свои доходы из-под налогов. Так можно и высшую меру схлопотать, независимо от связей и чинов. У нас это и преступлением-то почти не считается, а оговорка «все равно выведут или украдут» служит основным аргументом для обоснования отказа от введения прогрессивного налогообложения...
В-третьих, статус любого органа власти зависит от «личного веса» его руководителя. Это - одна из любимых тем западной и, особенно, американской аналитики, что и неудивительно: оно дело даже самый высокопоставленный чиновник, которого дальше секретаря не доходит до заветного кабинета, и совсем другое - мелкий клерк, который открывает ногой дверь президента в удобное для него время и разделяет его увлечения - например, игру в бридж... Честно говоря, я совершенно не знаю, как этот неписаный закон работает в нашей стране, да и работает ли он вообще у нас, а потому не могу сказать, что и как изменится после ухода Татьяны Голиковой.
В заключение - о своих, прямо скажу, недостаточно компетентных впечатлениях о ее деятельности на высоком посту, который она со слезами сменила на более высокий. По-моему, она отличалась неконфликтностью и явным нежеланием обострять отношения с реальными хозяевами страны. Вспоминаю ее довольное откровенное интервью 16-го года, где на прямой вопрос о роли Счетной палаты в борьбе с воровством крупных бонз она прямо ответила, что не любит сам этот термин - «воровать». Правильнее говорить, по ее мнению, «о неэффективном и нецелевом использовании средств, которое иногда осуществляется с нарушением закона. Причем, чаще всего ЭТО происходит не на уровне министерств, а на уровне подведомственных учреждений, до которых не доходят руки у этих министерств». Не знаю, насколько либеральным к либералам (так у нас называют себя все толстосумы, которые не хотят делиться с государством) будет Кудрин - либерал по убеждениям. Полагаю, что он лучше многих осведомлен обо всех мыслимых и немыслимых финансовых схемах и может существенно повлиять на статус Счетной палаты. Если захочет и если, конечно, позволят обстоятельства...