Исторический суверенитет и русская национальная идея

О чертах семантической конструкции нашей цивилизации

0
1469
Время на чтение 6 минут

Каким будет завтрашний мир, не предопределено. Мы строим его сегодня - каждый в меру своих сил. Порою эти силы сталкиваются, вступают в противоборство. И что останется на месте их столкновения, то и превратится в наш завтрашний день. Эти процессы идут на всех уровнях, начиная от повседневного бытового взаимодействия и кончая отношениями, которые простираются на весь земной шар.

Вовлечённости в глобальные отношения не избежать. Нельзя выстроить на границе глухую стену: это и раньше не очень-то помогало, современные же технологии всегда обеспечат желающего необходимой лазейкой. В первую очередь это касается информации. А проникновение информации как раз и есть необходимое и достаточное условие, чтобы сломать всю защиту. Отдельного будущего для себя построить не получится. Будущее - неизбежно общее. Если речь о народах, то будущее каждого народа уже давно - проекция глобального будущего.

Некоторые народы верстают будущее под себя. Другие принимают уже готовыми модели грядущего - например, в силу того, что они входят в государства, созданные другими народами, или потому, что они считают для себя выгодным следовать идеям народов-лидеров, или им просто приходится подчиняться диктату наднациональных организаций. Первые обладают историческим суверенитетом, вторые нет. С тех пор, как завершилась глобализация истории (а это XVII-й век), число народов, обладающих историческим суверенитетом, неуклонно сокращается.

Для того чтобы народ мог строить будущее по своему усмотрению, он, прежде всего, должен это усмотрение иметь. То есть, у него должно быть довольно чёткое представление о том, чего он хочет как для себя, так и для других народов. Другие народы в будущем тоже будут, поэтому игнорировать их не получится. Идея, охватывающая другие народы, более конкурентноспособна, чем идея, замыкающаяся на одной нации. «Идея для себя» заведомо вычеркивает народ из претендентов на сохранение исторического суверенитета в условиях глобализации.

Но хорошая модель сама по себе не обеспечит суверенитета. Исторический суверенитет строится на основе политического. Народ должен обладать сначала национальным государством; затем, по мере сохранения суверенитета одними народами и утраты его другими, возникают империи, включающие в себя государствообразующий народ, являющийся субъектом исторического суверенитета и иные народы, добровольно или принудительно делегировавшие ему свой исторический суверенитет. На современном этапе империи приняли новый облик - экономических союзов и политических организаций, в которых есть страны-лидеры, задающие тон, и прочие страны, следующая в их фарватере. Когда Фрэнсис Фукуяма объявил о конце истории (1992), имелось в виду не только, что рыночная экономика и демократия являются естественной целью социального развития как такового, но и то, что верхом совершенства является именно западная модель. Как тогда виделось, Запад должен был растянуться на весь земной шар, а во главе Запада стояли США. Американская нация осознавала себя единственным народом, достойным исторического суверенитета. Именно она должна была определять будущее для всей земли. Вот, собственно говоря, что составляло подлинное содержание идеи конца истории.

После распада Советского Союза США, казалось, уже получили желаемое. Однако их ждали сюрпризы. В тени истории уже давно набирали силу кланы, считавшие право народов самим определять своё будущее непозволительной роскошью. Эта группа лиц всегда хотела управлять миром, но до сих пор это делалось из-за спин национальных правительств. Увидев, что в мире остался только один субъект исторического суверенитета, закулисные деятели решили, что наступил момент для последнего рывка. И сегодня мы наблюдаем схватку национальной американской элиты с мировой бюрократией.

Ещё одним сюрпризом для архитекторов конца истории стало возрождение исторического сознания русского народа. Русские всегда ценили исторический суверенитет, упорно отстаивали его, а когда всё же теряли, снова возвращали его себе, не пугаясь никаких потерь и лишений.

Подобная стойкость объясняется, прежде всего, особенностью русской национальной идеи. Наша идея, какие бы превращённые формы порою ни приобретала, всегда несла базовый инвариант: русские считали, что жить надо по правде, и правда эта определяется не людьми. Правда не возникает на пересечении интересов, как результат общественного соглашения; её природа внеконвенциональна. Даже в советский период, когда государство активно насаждало атеизм, мысль о том, что человек сам решает, что является верным или справедливым, плохо уживалась в национальном сознании. Агитаторы, несущие западные идеи, какое-то время вещали о классовой или революционной морали, но как только революционный угар сошёл, оказалось, что мораль, в общем-то, для всех одна. Русский человек всегда апеллировал к совести, а совесть ценна тем, что не подчиняется прямым указаниям нашего «я». Механизм совести обеспечивает присутствие на земле высшей правды.

Правда и вера стали основанием, на котором сложился русский народ. И в силу этого русский человек чувствует свою ответственность за сохранение и веры, и правды. Хотя далеко не каждый русский имеет подобное понимание, и уже давно подобные мысли не задают тон в публичном пространстве, но архетип русского человека по-прежнему таков. Зов правды живёт в русском сердце, и если русский человек не следует ему, его душа не на месте. Ему психологически не комфортно, нет умиротворения, смыслы, которыми он наполняет свою жизнь, не выглядят настоящими. И наоборот - любое добровольное движение в сторону правды умиротворяет душу.

Требование обустройства жизни по правде является негласным императивом российской политики. Власть постоянно испытывает семантическое давление в этом направлении. Оппозиция обвиняет существующую власть в отступлении от правды, заверяя, что она будет неукоснительно ей следовать, доведись ей самой встать у руля. Искренне или создавая нужную видимость, действующая власть также довольно часто апеллирует к правде, обосновывая те или иные свои решения. Однако всё это выглядит, скорее, спекуляциями, чем утверждением принципов. Необходимо проговорить и, наконец, осознать, что правда является нашим центральным смыслом, а сохранение Божьей правды на земле - миссией (больше даже национальной задачей, чем идеей) русского народа. Это понимание должно стать системным принципом как внутренней, так и внешней политики нашей страны. Мы и так более-менее руководствуемся этой идей, только интуитивно и потому непоследовательно. Официальное или - более правильно - национальное её признание позволит достичь семантической ясности, чёткости и системности действий, вдохновить общество, мобилизовать и власть, и народ, добиться их синергии и прийти к удивительному по эффективности результату.

Мы так упорно отстаиваем свой исторический суверенитет, своё право самостоятельно выстраивать будущее, потому что знаем, что альтернативные глобальные модели Божью правду в расчёт не берут. И если мы не будем за неё стоять, то мир будет создаваться по проекту, в котором места ей просто не будет. Западный проект, возглавляемый США, ставит во главу угла человека: человек объявляется источником всех смыслов, правил и ценностей, которые в результате становятся относительными, историчными и ситуационными. Другой проект (владельцев мировой экономики и глобальной бюрократии) игнорирует не только Божью правду, но и мнения людей, если они, конечно, не входят в число привилегированных кланов.

Чтобы сохранить свою национальную идентичность, мы вынуждены противостоять этим проектам. В мире, созданном по их лекалам, мы уже не сможем быть самими собой. Наши ценности будут нивелированы, наш архетип уничтожен.

Но противостояние возможно только в глобальном масштабе. Хоть и велика Россия, а в одиночку нам не выстоять. Уйдя в глухую оборону, отгородившись от прочего мира, можно на какое-то время отсрочить своё падение. Но тот, кто принуждён защищаться, обычно проигрывает. Необходимо семантическое наступление. Мы должны предлагать смыслы, которые увлекали бы другие народы, создавали бы основу для альтернативной мировой организации.

По большому счёту, тут и выдумывать ничего не надо. Правда не может быть национализирована, взята в пользование только одной нацией. Собственно говоря, потому мы и вышли в финал истории, сохранили свою историческую субъектность до последнего времени, что всегда делились правдой, делили возможности на всех, помогали другим. Теперь осталось признать это за базовый принцип нашей политики.

Семантическая конструкция нашей цивилизации, таким образом, приобретает следующие черты. Ядром всего является Православие, искренняя вера, сохранённая нашим народом, сосредоточие Божьей правды. Государство православного русского народа - это Россия, в которой есть место всем, кто разделяет историческую судьбу русских и участвует в нашей миссии. В России отсутствует национальное и религиозное притеснение, поскольку оно противно Божьей правде. Что не означает, однако, вседозволенности и терпимости к любым человеческим измышлениям: всё деструктивное обязательно должно ограничиваться и отсекаться. Своё понимание правды мы выставляем на суд народов. Мы должны быть честными и последовательными, и всякий народ, любая страна, желающая опереться на правду, может сложить свои усилия с нашими. Правда традиционна. Мы защищаем свою традицию, стало быть, должны признавать право других народов жить по своему канону. Внешнее принуждение, попытки демонтировать чужие традиции, недопустимы. Мы должны стать мировым гарантом самого принципа традиции. В конечном счёте, это означает принцип осознанного и добровольного выбора Божьей правды. И, вооружившись этой идеологией, мы сможем изменить мир, сделав значительную его часть невосприимчивой к процессам обезбоживания и расчеловечивания.

Подробнее тема раскрыта в работе Русская стрела.

Андрей Карпов, публицист, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

129. Ответ на 126., Кирилл Д.:

восточное слово Дао может быть родственным греческому слову Дэус (Тэос )

Китайско-индоевропейские языковые соответствия существуют. Их немного (говорят. что точно установлено 57). Входит ли в них дао не знаю. Но точно есть корова (корень "гов") и собака ("кин" - киники). Параллель с дао теоретически возможна... Хотя дао - всё же путь, философия задействовала это слово с IV века до Р.Х. Изначально говорили о пути монаха, а уж потом слово возвысилось до абстрактного понятия.
Андрей Карпов / 30.05.2018, 15:05

128. Ответ на 121., Андрей Карпов:

Рудименты базовых религиозных знаний можно найти во многих верованиях. Жестокие маори имели некое тайное знание, их жрецы говорили о едином Боге, сотворившем мир. Но публично говорить об этом было нельзя, публично они поклонялись бесам.

Любопытно, что маори и появились-то в Новой Зеландии всего около 1000 лет назад. А где они были 2000 лет назад? Кто знает, может их предки вообще Христа видели. Мир ведь и правда тесен, и всё произошло недавно, все эти десятки тысяч лет назад - полная ерунда, не было их, этих десятков тысяч лет.
Кирилл Д. / 30.05.2018, 11:46

127. Ответ на 117., Абазинский:

Я думаю, что язычники не знают о Боге, поклонясь кумирам и деревьям

Хоть я и не Станиславский, но не верю. Не идиоты же они, чтобы всерьёз пням поклоняться. Нет в мире таких дураков и не было никогда. Мне так кажется.
Кирилл Д. / 30.05.2018, 11:37

126. Ответ на 122., Полтораки:

Бог не забывает о язычниках.// А мы (точнее, европейцы) клевещем на них, приписывая им каннибализм ради своекорыстных целей...

Я, конечно, не Михаил Задорнов и даже не лингвист, но как-то подумал, что восточное слово Дао может быть родственным греческому слову Дэус (Тэос ),то бишь Бог, хотя сейчас, конечно, китайцы, японцы, корейцы вкладывают в Дао несколько иной смысл, хотя Дао всё равно остаётся у них основой всего. Равно как и индийское слово Брахман перекликается с древнееврейским Браха (благословение ) или Барух (благословенный,что в ветхозаветной традиции - одно из имён или эпитетов Бога.
Кирилл Д. / 30.05.2018, 11:29

125. Ответ на 123., Сергей Швецов:

тогда конформисты, коих всегда большинство, убедятся автоматом, а остальных убеждать будет и не нужно - просто брать нагайку и...

Эта схема в наше время не работает. Честно говоря, я даже не уверен, что она работала когда-либо вообще. И что есть конформистское большинство. Возьмём наше время. Кто у нас конформистское большинство? Допустим, те, кто голосует за Путина. Но даже большинство голосующих за Путина считает, что он недостаточно Путин, а слишком разбавлен Кудриным и Чубайсом. Возьмём брежневское время. Да, большинство не слушало "радио Свобода" и искренне болело за наших, что в хоккей, что на театрах боевых действий. Но это большинство злилось, что в стране развели бардак, и всё гниёт. И анекдоты про Брежнева рассказывало. Возьмём царское время. Конформистское большинство - крестьяне, мужики? Да, Царя они любили и верили ему (до поры), но искренне недоумевали, а зачем Царю нужны бояре да помещики, капиталисты да чиновники. Теперь нонконформистское меньшинство. Оно во все времена примерно одно - либерально-интеллигентское. Ну, и какие там нагайки? Власть вокруг этого меньшинства всегда хороводы водила и водит. А нагайками всегда получало именно условно-конформистское большинство. И пороли всегда крестьян, а не либерально мыслящую интеллигенцию.
Кирилл Д. / 29.05.2018, 20:41

124. Ответ на 123., Сергей Швецов:

Значит все-таки гипноз.// Этим языком должна заговорить власть.// Верно, тогда конформисты, коих всегда большинство, убедятся автоматом, а остальных убеждать будет и не нужно - просто брать нагайку и...

Мне кажется, что рассматривать и обсуждать всё это надо, начиная с самых простых и коренных вопросов. Которые, как показывает, например, даже наш диспут с Абазинским на тему "зачем люди детей заводят", могут поставить в тупик. Итак, Россия. Что это такое? Зачем и кому Россия нужна? Кто такие русские и другие жители России? В смысле, кто мы друг другу, и что нас держит под одной государственной крышей (кроме отсутствия денег на переезд в другую страну или ресурсов для разделения на несколько стран)? Что такое русский народ, если он вообще существует? Опять же, почему и ради чего эта общность существует (если существует)? Если не считать того, что мы обмениваемся информацией на одном языке, что, на самом деле, является лишь вопросом времени и делом техники. Следует ли как-то обосновать смысл нашего совместного существования, если этот смысл вообще есть? ------------------------------ Если мы внятно ответим на эти вопросы, можно будет переходить и к вопросу о власти (государстве). Вы исходите из того, насколько я понял, что власть вообще никаким языком говорить не должна - ибо в итоге она заговорит языком нагайки. Так, нет? Но, если так, зачем она вообще нужна? Тогда это, в лучшем случае, лишь управляющая компания, оказывающая некие услуги населению на коммерческой основе.
Кирилл Д. / 29.05.2018, 20:18

123. Ответ на 120., Андрей Карпов:

Значит все-таки гипноз. Этим языком должна заговорить власть.

Верно, тогда конформисты, коих всегда большинство, убедятся автоматом, а остальных убеждать будет и не нужно - просто брать нагайку и...
Сергей Швецов / 29.05.2018, 16:06

122. Ответ на 121., Андрей Карпов:

Бог не забывает о язычниках.

А мы (точнее, европейцы) клевещем на них, приписывая им каннибализм ради своекорыстных целей...
Полтораки / 29.05.2018, 13:53

121. Ответ на 117., Абазинский:

А у китайцев, индусов и прочих язычников?Вы думаете, что Бог не определяет судьбы язычников?Я думаю, что язычники не знают о Боге, поклонясь кумирам и деревьям

Зато Бог знает о них. Потом, о Боге многие народы помнили. Рудименты базовых религиозных знаний можно найти во многих верованиях. Жестокие маори имели некое тайное знание, их жрецы говорили о едином Боге, сотворившем мир. Но публично говорить об этом было нельзя, публично они поклонялись бесам. Бесы перекрыли канал общения человека с Богом в языческом мире. Но, как говорил апостол Павел, врузмляя жителей Листры: "И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них,Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями,хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши". Бог не забывает о язычниках.
Андрей Карпов / 29.05.2018, 11:05

120. Ответ на 111., Сергей Швецов:

И проговаривать их следует

Их проговаривать следует. Поскольку давно не проговаривали. Подзабылось. Надо сделать их общим местом публичного дискурса, потихоньку поднимая статус высказывающихся. Этим языком должна заговорить власть.
Андрей Карпов / 29.05.2018, 10:55
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40