itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Русское» и «российское» в жизни современной русской цивилизации

Администрация Президента должна озаботиться созданием механизма связи с благонамеренной частью экспертного сообщества

Бывший СССР 
0
1506
Время на чтение 7 минут

От редакции: 15 мая в Государственной Думе прошло пленарное заседание Всероссийской научно-практической конференции «Цивилизационный путь России: культурно-историческое наследие и стратегия развития». Участие в этом международном форуме (среди выступавших были ученые и писатели из Белоруссии, ДНР и ЛНР), проходившем при поддержке фракции «Справедливая Россия», принял главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов. Предлагаем вниманию читателей его доклад на пленарном заседании конференции.

С 90-х годов минувшего века понятия «русское» и «российское» нередко используются как слова-антонимы. Мы привыкли - если политик или публицист использует слово «российское», он, как правило, игнорирует слово «русское» и наоборот. Создавалось впечатление, что идеологи победившего либерализма целенаправленно изгоняли из политического лексикона понятие «русское», стремясь заменить его на «российское». Была предпринята попытка представить «русское» и «российское» как понятия, выражающие разные сущности. «Русское» в этом случае было тождественно великоросскому, а «российское» означало исключительно политическую идентичность и было тождественно понятию «российско-федерационное» (простите за неуместный неологизм).

Впрочем, надо признать, проблема с понятиями «русское» и «российское» возникла не в лихие 90-е. И в этом ее сложность, поскольку до сих пор нет ясности с этими понятиями. В том числе в ходе подготовки настоящей конференции, насколько я знаю, была дискуссия на тему - какое понятие правильно использовать «русская цивилизация» или «российская цивилизация». Сделаем небольшой экскурс в недавнюю историю.

До конца XIX века понятия «русское» и «российское» существовали в отечественной интеллектуальной традиции как синонимы. Это можно увидеть в политической публицистике и классической русской историософии. Однако на рубеже веков на историческую сцену в России начал выходить политический национализм. Не обошел он стороной и русских. Своеобразным рубежом здесь можно считать январь 1901 года, когда была официально зарегистрирована общественная организация «Русское Собрание», ставившая перед собой национально-просветительские цели. У истоков организации стояли известные русские общественные деятели, среди которых были известный издатель и общественный деятель А.С.Суворин, академик Н.П.Кондаков, профессор К.Я.Грот, будущий министр земледелия А.В.Кривошеин и др. Первая реакция власти была негативной, министр внутренних дел В.К. Плеве даже хотел сразу же запретить организацию, но потом все-таки разрешил. В грозные 1905-1906 годы просветительская организация логично превратилась в интеллектуальный штаб право-монархического движения.

Правые первоначально выступали единым фронтом - патриоты-консерваторы и русские националисты организационно и идеологически были едины, пока они боролись против общих врагов - социалистов разных оттенков и либералов. Правда, среди последних подавляющее большинство были этнически и культурно русские, причем занимающие видное место в политической и научно-культурной элите Империи. Это стало серьезным вызовом для охранителей-консерваторов, которые в названии своих общественных организаций активно использовали слово «русский»: Союз русского народа, Русское собрание, Союз русских людей, Русский народный союз имени Михаила Архангела. Причем, понятие «русские» использовалось не в этническом, а в культурно-имперском смысле. В руководстве правых организаций было много обрусевших немцев, французов, голландцев, поляков, а в Поволжье были даже отделения Союза русского народа, состоявшие из татар и башкир. Чтобы как-то решить проблему русскости на идеологическом уровне, правые придумали паллиативную меру, называя себя «истинно-русские». Однако политическая и идеологическая ситуация накалялась. Правые организации не выдержали давления и вступили в полосу расколов.

В 1908 году возникла чисто националистическая организация «Всероссийский национальный союз», в просторечии «партия русских националистов», идеологом которой стал крупнейший публицист того времени Михаил Меньшиков, а возглавил ее близкий к П.А. Столыпину член Государственного совета С.В. Рухлов. Националисты начали резко отмежевываться от правых, то бишь от черносотенцев. Впрочем, после трагической гибели Столыпина «партия русских националистов» не выдержала испытания временем и раскололась на традиционных и прогрессивных националистов, одним из лидеров которой стал известный публицист, человек яркой судьбы Василий Шульгин. В 1915 году группа прогрессивных националистов вошла в Прогрессивный блок, который ставил задачу ликвидации самодержавной монархии. А в феврале 1917 года лидер группы Шульгин вместе с лидером партии октябристов Гучковым поехал принимать отречение у Императора Николая II. Таким образом, русский национализм наряду с русским либерализмом стал могильщиком русской государственности. Поэтому для меня не стало неожиданностью, когда люди, называвшие себя русскими националистами, стояли бок о бок с проамериканскими деятелями на недавних митингах «белоленточников».

Большевики на начальном этапе, как известно, занимали откровенно враждебную позицию в отношении всего русского, как одной из главных помех на пути интернационализации общества. В ходу были идеи Ленина и Бухарина о разном отношении к угнетенным и угнатающим нациям, считалось необходимым поставить представителей русского «народа-угнетателя» в неравное положение с другими народами. Некоторая реабилитация русского началась с утверждением у власти Сталина через реабилитацию русской классической литературы, духа русского воинства и русских героев, наконец, выпуск из плена Русской Церкви. Часто вспоминают в этой связи знаменитый сталинской тост за здоровье русского народа. Однако Сталину так и не удалось теоретически соединить коммунизм и русскую идею, хотя вождь народов в конце жизни активно занимался вопросами языкознания и национальной тематикой.

После смерти Сталина русский вопрос решили просто замалчивать. Однако в 1960-1970-е года при Брежневе, когда произошла некоторая идеологическая оттепель, началось возрождение русского национального самосознания: было создано Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (знаменитый ВООПиК, ставший центром притяжения для русской интеллигенции), засияли писатели-деревенщики, продолжавшие традиции классической русской литературы, в нескольких «толстых» журналах сформировалась плеяда русских публицистов (М.Лобанов, В.Кожинов, А.Ланщиков, Ю.Селезнев, С.Семанов, Д.Жуков, П.Палиевский и др.), которые превратили актуальную публицистику фактически в русскую историософию. Это «движение русистов», как назвал его глава КГБ Юрий Андропов, было разгромлено в 70-80-е годы (уволены руководители журналов и издательств, организован публичный процесс над В.Осиповым, получившим за пропаганду «реакционного славянофильства» 8 лет лагерей). Может быть, поэтому перестройка проходила под либеральными знаменами...

С победой либерально-демократической революции гонения на понятие «русское» продолжились иными методами. Как сказал на одном из собраний ВРНС Патриарх Кирилл, в это время само слово «русский» было под запретом. Мы помним это: «дорогие россияне», «патриотизм есть и у кошки» и проч. Предпринимались попытки навязать идею «плавильного котла» по примеру США, чтобы насильственно сформировать российскую политическую нацию как некий аналог советского народа. В свою очередь в патриотическом лагере с 90-х годов сформировалось фактически враждебное отношение к понятию «российское».

Это противостояние «русского» и «российского», может быть, так бы и пребывало в латентном состоянии. Однако ситуация предельно обострилась после «революции гидности» на Украине. Показательно, что до нее русских из России на Украине чаще всего называли россиянами, т.е. русские Украины себя тоже считали русскими - русскими Украины. Сейчас украинская пропаганда навязала для нас обозначение русские, изгоняя, таким образом, из политического дискурса населения Украины понятие русский. Русский - это уже только гражданин РФ.

Таким образом, худо-бедно существовавшая и в постсоветское время идеологическая конструкция триединого русского народа, включающего великороссов, малороссов (или украинцев в советском понимании) и белорусов, уходит в небытие на наших глазах, а мы только это фиксируем и не предлагаем взамен других идеологических конструкций.

Иными словами, мы проигрываем, если уже не проиграли, идеологическую борьбу за смысловую и понятийную интеграцию русского мира.

Понятно, что проблема сама по себе сложна. Российская идентичность необходима для единства России, состоящей из множества народов во главе с самым многочисленным русским народом. На этом спекулируют многие противники понятия «русская цивилизация».

Однако одновременно с этим русский народ является разделенным народом. Этот факт признал даже наш Президент В.В. Путин, который в марте 2014 года, выступая в Кремле по поводу ситуации вокруг Крыма, именно так и сказал: после развала СССР русские оказались разделенным народом. Но наша официальная пропаганда проигнорировала слова Президента, дальше дело не пошло. А ведь это означает, что для интеграции русского мира необходима более широкая - русская идентичность, поскольку русские Украины и Белоруссии, лояльные нам другие соседние народы, предки которых имеют общую историю с русским народом, вместе проливали кровь за наше общее Отечество, не могут принять на сегодняшнем этапе российскую идентичность. А вот русская идентичность вполне может быть для них пригодна. Не случайно враждебные всему русскому нынешние киевские власти идею русского мира считают угрозой национальной безопасности.

Неразработанность вопроса о русской идентичности особенно болезненно сказывается на идеологическом состоянии населения Донбасса, которое официально мы пытаемся вернуть на Украине согласно Минским договоренностям.

Выводы.

1. Целесообразно использовать понятие «русская цивилизация», как более широкое, включающее в себя и понятие «российская цивилизация» (я бы предпочел говорить о «российской идентичности»). В противном случае мы окончательно проиграем идейно-информационную борьбу за русский мир. Пока существует нынешнее государственно-политическое разделение русского мира, необходимо говорить именно о русской цивилизации.

2. Мы сегодня часто наблюдаем парадоксальную ситуацию, когда Глава государства подписывает стратегические документы, опирающиеся на традиционные ценности, а бюрократия и политический класс их игнорируют. Когда-то славянофилы называли бюрократию «средостением между Царем и Народом». Это определение сегодня актуально как никогда. В результате раздражение общества против ничего не делающей власти направляется против Главы государства. Поэтому одна из важнейших задач текущего момента - убрать это средостение между Верховной властью и Народом, обществом. Одним из способов решения этой проблемы должно стать создание механизма связи между Администрацией Президента и благонамеренной патриотической частью экспертного сообщества. История учит нас, что сильная Верховная власть, чтобы не оказаться заложником бюрократии, всегда озабочивалась созданием механизмов прямой связи с Народом, с обществом. Надо извлекать уроки из истории.

Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

78. Ответ на 68., вода:

Вы знаете, на древнем латинском языке понятие "Варвары" означало людей с бородами. Лат. "Вар" - борода
Ник Ликашин / 27.05.2018, 21:35

77. Ответ на 75., Ник Ликашин:

Происхождение имени "тюрки" известно: так ахейцы называли жителей Трои

) Ликашин заткнул за пояс Абазинского.

76. Ответ на 68., вода:

Т. е. ТАТАРЫ - букв. "отцы" Интересное, даже очень интересное замечание.

) Да это обычная фоменковщина. У Фоменко имя Батый - от "батя". Красочный пример такой "этимологии" есть у одного свидомого, ещё дореволюционного филолога, страдавшего подобным никликашинскому пристратию к вычислению не то славянских, не то укрских истоков в происхождении русских слов. Он утверждал, что слово "кабинет" происходит от словосочетания "кабы нет". Т.е. человек уединяется в кабинете, и его как бы нет.

75. Ответ на 69., Алёша:

Происхождение имени "тюрки" известно: так ахейцы называли жителей Трои
Ник Ликашин / 23.05.2018, 17:59

74. Ответ на 69., Алёша:

Понятное дело. Но они русские были до 15 века, до принятия ислама.Ну ислам, они допустим, приняли, но язык-то русский когда успели на татарский поменять? Языки-то русский да татарский абсолютно разных групп. Это раз. У татар резко отличная от русских внешность

Алеша, вспомните историю происхождения Волжской Булгарии. Татарский язык появился на Руси так же, как и эстонский, белорусский или украинский. Внешность, етит, наша – точно татарская: как говорил академик Бутак, крупнейший мировой антрополог 20 века: все наши морды ( в том числе и французские) из Мордовии.
Ник Ликашин / 23.05.2018, 17:31

73. Ответ на 70., Алёша:

Я понимаю и уважаю Вашу точку зрения по данному вопросу, уважаемый Александр.Но в силу ряда обстоятельств, в т.ч. и свидетельствам моих родителей, дедушек и бабушек, проживших всю жизнь в Грузинской ССР, и каждый день вживую видевших грузин и общавшихся с ними, я всё же останусь при своём мнении.Всё-таки, в СССР был создан братский союз советских народов во главе с Русским народом, как самым выдающимся среди всех народов Советского Союза.И это не моя выдумка, это слова самого Сталина, которые он неоднократно озвучивал.Разумеется, я не навязываю Вам своё мнение, а лишь поясняю его.Надеюсь, что Вы, в отличие от некоторых особо ретивых, не запишите меня на этом основании в "антисоветчики" и "наследники Солженицына", ибо все мои комментарии на этом форуме опровергают данное смехотворное обвинение в мой адрес))Ну что Вы, Дмитрий, разумеется нет. Уж кого-кого, а Вас-то никогда. За понимание и уважение спасибо. В принципе, Ваша формулировка (братский союз советских народов во главе с русским народом как самым выдающимся среди всех остальных) практически не противоречит понятию единый советский народ. Ведь то, что русские главные это и ежу понятно (простите за каламбур) иначе в природе просто не бывает. Также, как например, в Римской империи главными были латины. Мне кажется вот вполне уместная аналогия с Римом. Только там были племена, а в СССР уже нации. Но суть-то примерно одинакова: и в Риме, и в СССР, при главенстве латин и русских из племён (в Риме) и наций (в СССР) образовались совокупные народы, объединённые языком, гражданством и образом жизни. Но существование римского народа (римлян) в Римской империи почему-то никто и не думает оспаривать ибо это в корне противоречит здравому смыслу, а существование советского народа в СССР легко и просто подвергается сомнению, как некая теорема, не имеющая доказательств. Но тогда уже давайте будем последовательными до конца и точно также, как и советский народ, объявим неудачным проектом какого-нибудь Цезаря уже пресловутых римлян, которых на самом-то деле оказывается и не было вовсе, а придумал их Черчилль в восемнадцатом году ради прикола. Разумеется, как единой нации, никакой советской нации не было и быть не могло, это понятно. Но как совокупность наций, объединённых в единое целое очень многими факторами, советский народ, я считаю, был безусловно и он совершенно такой же субъект мировой истории, как те же самые римляне, опровергать существование которых, я полагаю, не стал бы даже самый их заклятый враг, Карфаген. Кстати, Дмитрий, никогда не обращали внимания на интересную, на мой взгляд, аналогию Карфаген - Берлин? В том плане, что история иногда повторяется в весьма похожих вариантах.

Пожалуй, Вы правы, если под советским народом понимать братский союз народов Советского Союза во главе с Русским народом, то, несомненно, советский народ существовал. Думаю, на этом консенсусе мы можем поставить точку в этой дружеской дискуссии)) Насчёт аналогии "Карфаген-Берлин" очень интересно и неожиданно, здесь есть над чем подумать.

72. Ответ на 63., Абазинский:

Дорогой товарищ

Обращение, честно скажу, приятно ласкающее слух. Благодарю, Владимир. Очень напомнило советское прошлое, которое мне весьма любо и дорого. в Ваших откликах всё явнее дремучее социал-коммунистическое.

Ну надо полагать, коли я в дремучих лесах да болотах вырос и в университетах не обучался. Образ-то жизни завсегда накладывает отпечаток. И вообще, деточка, я при советской власти семерых "царей" пережил и одно "междуцарствие". Не Вам меня учить и "лечить". Но Вы прокололись по полной прогамме. Хреновый из Вас провокатор.

Да Вас впору динозавром величать! Эдак-то прожить! Завидую по доброму. Лекарь из меня никакой, так что не переживайте, в гроб не загоню. Ну а учить Вас поздно уже, лет, я полагаю семьдесят назад надо было (судя по послужному списку), теперь-то уж бесполезно, однозначно, уже поперёк кровати Вас не уложишь. Хотя не помешало бы. Да, провокатор, действительно ещё никудышный из меня, ну да не боги же горшки обжигают, в конце-то концов, надо же когда-то учиться, опыта набираться, руку, так сказать, набивать. В поте лица ведь стараюсь, все пальцы о клаву стёр, нелёгкое это дело, Владимир, ох нелёгкое.
Алёша / 19.05.2018, 18:34

71. «Русское» и «российское»

<<Некоторая реабилитация русского началась с утверждением у власти Сталина через реабилитацию русской классической литературы, духа русского воинства и русских героев, наконец, выпуск из плена Русской Церкви. Часто вспоминают в этой связи знаменитый сталинской тост за здоровье русского народа.>> Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания» --------------------------------------------- Уважаемый Анатолий Дмитриевич ,да часто вспоминают тост Сталина за здоровье русского народа ,но почему то вообще не вспоминают или же не хотят вспоминать ,ту реальную политику ,которую проводил Сталин И.В. с 1947г по 1953г. А веди именно в эти годы проводилась реальная ,а не мнимая реабилитация и русской классической литературы и великого русского духа и русских героев и русских ученых и изобретателей. Почему никто не вспоминает о книге Гумилевского <<Русские инженеры>> которая увидела свет по прямому указанию Сталина,почему не вспоминают напутствие Сталина писателю Симонову ,где Сталин сказал следующее- <<Если взять нашу среднюю интеллигенцию, научную интеллигенцию, профессоров, врачей, у них недостаточно воспитано чувство советского патриотизма. У них неоправданное преклонение перед заграничной культурой. Все чувствуют себя ещё несовершеннолетними, не стопроцентными, привыкли считать себя на положении вечных учеников. Это традиция отсталая, она идет от Петра. У Петра были хорошие мысли, но вскоре налезло слишком много немцев, это был период преклонения перед немцами. <…> Сначала немцы, потом французы, было преклонение перед иностранцами… засранцами>> Почему не вспоминают о борьбе Сталина с низкопоклонством и про Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) <<«О Судах чести в министерствах СССР и центральных ведомствах>> На которых рассматривались дела граждан ,которые занимались низкопоклонством перед западными демократиями и высмеивали все русское. Про таких в то время поэт Михалков сочинил басню и в ней были такие слова- Мы знаем, есть еще семейки, Где наше хают и бранят, Где с умилением глядят На заграничные наклейки... А сало... русское едят! С 1947 по 1953г Сталин И.В. провел колоссальную работу по реабилитации великих достижений русского народа и всего русского ,которые Россия находясь с Петровских времен под управлением инородцев не видела.Поэтому вспоминать только про один тост Сталина ,наверное не совсем верно. А в более позднее время 60-70 и начало 80г. дело Сталина по реабилитации достижений русского народа продолжили в армии Начальник ГлавПУра СА и ВМФ генерал армии Епишев Алексей Алексеевич ,в литературе Софронов Анатолий Владимирович ,на гостелерадио Лапин Сергей Гергиевич и в кинематографе Баскаков Владимир Евтихианович.
Silvio63 / 19.05.2018, 18:24

70. Ответ на 64., Русский Сталинист:

Я понимаю и уважаю Вашу точку зрения по данному вопросу, уважаемый Александр.Но в силу ряда обстоятельств, в т.ч. и свидетельствам моих родителей, дедушек и бабушек, проживших всю жизнь в Грузинской ССР, и каждый день вживую видевших грузин и общавшихся с ними, я всё же останусь при своём мнении.Всё-таки, в СССР был создан братский союз советских народов во главе с Русским народом, как самым выдающимся среди всех народов Советского Союза.И это не моя выдумка, это слова самого Сталина, которые он неоднократно озвучивал.Разумеется, я не навязываю Вам своё мнение, а лишь поясняю его.Надеюсь, что Вы, в отличие от некоторых особо ретивых, не запишите меня на этом основании в "антисоветчики" и "наследники Солженицына", ибо все мои комментарии на этом форуме опровергают данное смехотворное обвинение в мой адрес))

Ну что Вы, Дмитрий, разумеется нет. Уж кого-кого, а Вас-то никогда. За понимание и уважение спасибо. В принципе, Ваша формулировка (братский союз советских народов во главе с русским народом как самым выдающимся среди всех остальных) практически не противоречит понятию единый советский народ. Ведь то, что русские главные это и ежу понятно (простите за каламбур) иначе в природе просто не бывает. Также, как например, в Римской империи главными были латины. Мне кажется вот вполне уместная аналогия с Римом. Только там были племена, а в СССР уже нации. Но суть-то примерно одинакова: и в Риме, и в СССР, при главенстве латин и русских из племён (в Риме) и наций (в СССР) образовались совокупные народы, объединённые языком, гражданством и образом жизни. Но существование римского народа (римлян) в Римской империи почему-то никто и не думает оспаривать ибо это в корне противоречит здравому смыслу, а существование советского народа в СССР легко и просто подвергается сомнению, как некая теорема, не имеющая доказательств. Но тогда уже давайте будем последовательными до конца и точно также, как и советский народ, объявим неудачным проектом какого-нибудь Цезаря уже пресловутых римлян, которых на самом-то деле оказывается и не было вовсе, а придумал их Черчилль в восемнадцатом году ради прикола. Разумеется, как единой нации, никакой советской нации не было и быть не могло, это понятно. Но как совокупность наций, объединённых в единое целое очень многими факторами, советский народ, я считаю, был безусловно и он совершенно такой же субъект мировой истории, как те же самые римляне, опровергать существование которых, я полагаю, не стал бы даже самый их заклятый враг, Карфаген. Кстати, Дмитрий, никогда не обращали внимания на интересную, на мой взгляд, аналогию Карфаген - Берлин? В том плане, что история иногда повторяется в весьма похожих вариантах.
Алёша / 19.05.2018, 18:10

69. Ответ на 60., Ник Ликашин:

Понятное дело. Но они русские были до 15 века, до принятия ислама.

Ну ислам, они допустим, приняли, но язык-то русский когда успели на татарский поменять? Языки-то русский да татарский абсолютно разных групп. Это раз. У татар резко отличная от русских внешность, даже теперь по прошествии множества веков и монголоидных черт у них гораздо больше, нежели европеоидных. Это два. Ну какие же они русские-то? Выдумки это. Там есть камни Волжской Булгарии, где четко зафиксировано первоначальная религия: несторианская, с 6 века, куда несторианцы, собственно и бежали под страхом смерти, анафематствовашиеся и основали Волжскую Булгарию. Здесь, кстати, исторический факт: начало христианства на Руси с 6 века. Если помните древнерусские былины об Алатыре, где Три богатыря определяли путь на Сурском камне

Насколько я помню, булгары это тюркский народ, с которым славяне, предки русских, жили по соседству, но не имели общих корней. Вот они-то, похоже, и есть настоящие предки нынешних татар.
Алёша / 19.05.2018, 16:42
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Степанов
Правильно понятое славянофильство и «Третий Рим» не противоречат друг другу
Размышления над статьёй доктора юридических наук Алексея Величко
02.03.2024
Кадровая революция Путина
Первые впечатления о Послании Президента России
01.03.2024
Зачем президент Аргентины приезжал в Ватикан?
Чтобы получить согласие понтифика на строительство Третьего храма?
14.02.2024
Почему Владимир Путин так неубедительно говорил на религиозные темы?
Дискуссия Павла Тихомирова и Анатолия Степанова
13.02.2024
Все статьи Анатолий Степанов
Бывший СССР
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
День памяти епископа Старицкого Алипия (Попова)
Сегодня мы также вспоминаем мыслителя Д.А.Хомякова, богослова Н.Н.Глубоковского, писательницу Л.А.Чарскую, художника А.В.Куприна, авиатора К.К.Арцеулова и маршала В.И.Чуйкова
18.03.2024
День памяти св. благоверного князя Даниила Московского
Сегодня мы также вспоминаем видных русских ученых Н.Е.Жуковского и П.В.Никольского, генерала А.А.Брусилова и исследователя Арктики К.С.Бадигина
17.03.2024
Он преобразил весь мир
К 165-летию со дня рождения изобретателя радио А.С. Попова
16.03.2024
Любимый дед Советского Союза
К 20 летию со дня смерти великого русского и советского актера Ивана Петровича Рыжова
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии