Революция Путина в образовании

Президент разделил Минобрнауки на две структуры - Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования

Президент России Владимир Путин подписал указ о новой структуре правительства, представленной премьер-министром Дмитрием Медведевым, однако вопрос по персональному составу остается открытым, сообщает РИА Новости.

В пятницу, 18 мая, глава кабинета министров вновь встретится с Владимиром Путиным и предложит кандидатов на должности в правительстве.

Новое правительство будет состоять из 22 министерств, а у премьер-министра будет десять заместителей. Кроме того, появилась должность первого вице-премьера — министра финансов России.

Количество министерств, подчиняющихся правительству, увеличилось на одно ведомство за счет преобразования Минобрнауки в две структуры: министерство просвещения и министерство науки и высшего образования.

Премьер-министр предложил разделить Минобрнауки на два ведомства, а также вывести Рособрнадзор и Росмолодежь из ведения министерства и передать их в подчинение непосредственно правительству.

Согласно указу Президента, министерство просвещения займется вопросами общей образовательной деятельности, а министерство науки и высшего образования — вопросами научных учреждений, развитием науки в целом и деятельностью вузов.

Также министерство науки и высшего образования получило полномочия упраздненного Федерального агентства научных организаций, которое занималось вопросами РАН.

Разделение Минобрнауки России на две отдельные структуры обсуждалось уже несколько лет. Окончательное решение российского Президента Владимира Путина о судьбе ведомства давно назрело и оказалось целесообразным, считают опрошенные РИА Новости эксперты.

Так, директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина отметила необходимость отдельного регулирования вопросов высшего образования, науки и технологий.

«Решение это действительно назрело — так, у современной педагогики расширился круг стоящих перед ней проблем, вызовов. Сегодня есть очень много задач, которые связаны с ранним развитием детей, особенностями становления. С другой стороны, то, что связано с высшим образованием, наукой, технологиями, — это также требует отдельного регулирования. Здесь речь идет, в первую очередь, о задаче быть глобально конкурентоспособными. То есть такое разделение вполне целесообразно», — рассказала собеседница агентства.

Заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ Лев Любимов, в свою очередь, выразил надежду, что такое решение позволит уделить большее внимание школьному и дошкольному образованию.

«Самая главная отдача — это отдача от дошкольного образования. То, что эти ведомства разделили, я считаю нормальным. По крайней мере, может, они сосредоточатся на школе», — сказал он.

В свою очередь, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, экс-замглавы Минобрнауки Виктор Болотов подчеркивает, что то, насколько эти ведомства будут эффективными, зависит от назначений, которые ожидаются в ближайшее время.

«Это ситуация не новая. В 1990-х годах, когда Россия вышла из Советского Союза, было два министерства: просвещения и госкомитет по науке и высшей школе. В этом смысле здесь нет ничего нового. Однако плюсы и минусы той или иной конфигурации, на мой взгляд, зависят от первых лиц — от тех, кто будет руководить Министерством просвещения и Министерством науки и высшего образования», — заявил он.

Ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко обратил внимание на несколько проблемных моментов, которые потребуют объяснений.

«Получается так, что регулирование компетенций по подготовке высококвалифицированных рабочих специалистов (то есть среднепрофессиональное образование) будет одним ведомством осуществляться, а регулирование компетенций подготовки специалистов в высшей школе — другим. Мне кажется, здесь надо объяснить, почему профессиональное образование оказалось как бы разорванным. И второй вопрос: если мы называем ведомство Министерством просвещения, то имеется в виду, что оно должно регулировать и образование, и культуру. Здесь же культура не находится в ведении министерства просвещения. То есть что имеется в виду? Почему, например, его не назвали министерством общего образования, или даже так: общего и среднепрофессионального образования? Это не очень ясно», — рассуждает он.

Ректор подчеркнул, что если используется термин «просвещение», то подразумевается передача и воспроизводство культурных норм. В политическом плане это бы означало объединение образовательного ведомства и ведомства культуры. «Здесь же этого не произошло, но термин "просвещение" появился. И это потребует дополнительных пояснений», — заключил он.

В эфире радио Sputnik политолог, заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов прокомментировал преобразования в ведомствах.

«Эти существенные изменения очень важны. Идея раздела министерства образования и науки на две структуры рассматривается уже несколько лет, и она, по сути, является революционной. Будут по-новому расставлены акценты, и будут поставлены новые приоритетные задачи. Мы видим, с одной стороны, чрезвычайно важный приоритет, связанный с развитием, улучшением школьного образования. И создание специального министерства просвещения, которое будет заниматься средним, средне-профессиональным, начальным образованием, – это чрезвычайно важная задача, потому что она позволит новому ведомству сосредоточиться исключительно на решении данной задачи. Что касается министерства науки и высшего образования – это вполне логично, потому что высшее образование не может существовать без науки, это единый комплекс. И выведение, по сути, высшего образования из структур среднего и начального образования придаст импульс кооперации наших вузов с ведущими научными центрами и даст возможность новому быстрому развитию науки», – сказал Владимир Шаповалов.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
"Обсуждаем закон об образовании"
Министерство просвещения стало врастопырку
Новыми Федеральными государственными образовательными стандартами не довольны и православные, и либералы
19.09.2019
Страна пожинает плоды «педагогической диверсии» 2007 года
Ради нашего будущего, просто ради самосохранения власти нужно срочно возвращать массовое преподавание православной культуры в школе
16.09.2019
Греф – убийца экзаменов… и не только
О заявлениях и действиях главы Сбербанка, направленных на продвижение идей трансгуманизма
06.09.2019
Все статьи темы
"Реформа Российской академии наук"
РАН поможет сделать прорыв в экономике
Экономист Олег Сухарев приветствует создание в рамках Академии центра научного обеспечения стратегического планирования
11.01.2019
Александр Сергеев: «Страна вошла в этап стабильного роста»
Президент РАН сообщил о планах по созданию в рамках Академии центра научного обеспечения стратегического планирования
10.01.2019
Почему идеи ученых не востребованы в России?
Профессор Олег Сухарев о причинах снижения разработок передовых производственных технологий
30.11.2018
Обеспечение участия России в глобальном научном процессе – вопрос выживания
Владимир Путин провел заседание Совета при Президенте по науке и образованию
27.11.2018
Все статьи темы