Как сообщалось, в Большом Кремлёвском дворце состоялась торжественная церемония вступления Владимира Путина в должность Президента России.
«Речь надежды» Президента прокомментировал в интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
К речи Владимира Владимировича стоит относиться с острожным оптимизмом. В прошлом тысячелетии и даже в начале ХХI века мы слишком часто слышали сладкие и убаюкивающие речи, а временами очень патриотичные, сильные и умные призывы, но воз и ныне там. Но сейчас многое из обещанного Президентом будет претворено в жизнь. Почему? В мире сложилась такая ситуация, что нам деваться некуда, а волей-неволей России придется возвращаться к нашим народным корням, к традиционным ценностям и истокам, о которых так хорошо говорил Владимир Владимирович Путин. Постоянно звучали штампы советской либеральной риторики о многонациональной культуре и самобытности. Это определение безграмотно. В России сохранились 152 народности, но, тем не менее, следует говорить о единой нации, которая сейчас именуется российской, а на самом деле - русской в самом общем и глубоком смысле, включающей малороссов и белорусов. Нужно говорить о единой нации, которая образует государство и является государствообразующим народом.
Однако следует отметить, что Владимир Владимирович акцентировал внимание на единстве России, ее народа и традиционных ценностях.Современный мир очень динамичен, сложен, коварен и временами страшен. В этом мире слабых истребляют и затаптывают, что мы с горестью наблюдали в Югославии, Ираке, Ливии и несчастной Сирии.
Владимир Владимирович прекрасно понял то, что когда-то уразумел Иосиф Виссарионович Сталин в тяжелые дни 1941 года: необходимо обращение к национальным корням, исторической памяти и традициям.
Инаугурационная речь Путина напоминает выступление Сталина 7 ноября 1941 года под знаменами Минина и Пожарского, когда он призвал собрать волю в кулак. Отрадно, что от либерального гедонизма и заклинаний, дескать, у нас нет врагов, а жизнь - сплошной праздник, мы переходим к прежней русской парадигме, суть которой можно обозначить одним словом: мобилизация. Русский народ искони жил в постоянной мобилизационной готовности. Судьба у нас такая. До 1462 года на два мирных года приходился год войны. А затем, наоборот - на один год мира - два года войны. Чаще всего не мы начинали войны - нам навязывали борьбу.
В своей инаугурационной речи Владимир Путин призвал собрать волю в кулак и мобилизоваться: напрячь все свои силы и энергию не только на благо своей семьи, но и на процветание государства Российского и нашего общества. Мы живем в сложную эпоху - если не проявим доброй силы воли, то нас уничтожат и затопчут. Мы не должны быть ленивцами - современным политическим слоном, иначе нам конец. Эту простую истину обозначил Владимир Владимирович Путин. В этом смысле его выступление можно назвать глубоко христианским. Аскеза подразумевает напряжение и тренировку волю, умение собрать волю в кулак ради нашего Отечества.
Есть еще одна интересная аналогия: признание в ошибках и даже в несчастьях и бедствиях российских народа во времена реформ 90-ых и нулевых годов. Это вновь напоминает речь Сталина на знаменитом приеме 24 июня 1945 года, когда он провозгласил тост за русский народ и признался в ошибках и отчаянных ситуациях:
«У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой.
Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества - над фашизмом.
Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!
За здоровье русского народа! (Бурные, долго несмолкающие аплодисменты)».
Другое дело, что Сталину позволили только один раз провозгласить тост за здоровье русского народа. К сожалению, после войны последовали совершенно неоднозначные процессы, в том числе несправедливое «Ленинградское дело», из-за которого погибли или подверглись страданию немало достойных людей, внесших свой вклад оборону Ленинграда и Победу в Великой Отечественной войне.
Мы надеемся, что Владимир Владимирович более свободен, чем Сталин, и его слова о традиционных ценностях и культурной самобытности претворятся в жизнь, потому что это источник великой силы: народного творчества и единства.
Было отрадно слышать, что Президент сказал о свободе творческой энергии ученых, предпринимателей, о сбережении и умножении народа. Владимир Путин не формально, а живо общался с народом на Соборной площади, проявив готовность слушать людей.
Надеемся, что грядут благотворные перемены, потому что Промысл Божий не оставляет нам иного выхода: мы вернемся на твердое основание или нас затопчут. Третьего не дано. Выступление Путина проникнуто мудростью и зрелостью. Он должен сделать выводы о неоднозначной, смутной и тяжелой истории последнего тридцатилетия, которую нам дал Бог, трудиться и действовать дальше, украшать нашу землю и улучшать жизнь наших сограждан.
57. Ответ на 51., АБС:
56. Ответ на 52., Потомок подданных Императора Николая II:
55. Ответ на 46., Ник Ликашин:
54. Ответ на 50., Lucia:
53. Ответ на 43., влдмр:
52. Re: «Его выступление можно назвать глубоко христианским»
51. Ответ на 48., Ник Ликашин:
50. Ответ на 47., Потомок подданных Императора Николая II:
49. Re: «Его выступление можно назвать глубоко христианским»
48. Ответ на 30., eka: