Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Карл Маркс продолжает поджигать наши сердца

03.05.2018


Размышления Сергея Емельянова к 200-летию классика марксизма …

В мае текущего года все прогрессивное человечество будет отмечать 200-летие со дня рождения своего пророка К. Маркса (1818-1883). После отхода в вечную жизнь он не растворился в историческом пространстве, как улыбка чеширского кота. Уже более века не вянут цветы на его могиле в Лондоне. Поиск по словам «Карл Маркс» в системе Google дает около 1 млн. ссылок.

В памятной «анкете» дочерей К. Маркса (ее иногда называют «Исповедью») на вопрос «Ваши любимые поэты?» респондент конкретно ответил: «Эсхил, Шекспир, Гете». В  оптимистической трагедии о докторе Фаусте с неизбежным слиянием поэтического и философского начал раскрываются, как внутренние грани, и эсхиловский Прометей, и шекспировский Гамлет. К этим именам можно добавить не названных в «Исповеди» А. Данте и М. Сервантеса, которые не сходят со страниц пророка коммунизма. 

Пламенеющий Карл Маркс жил не на Марсе и ясно осознавал смысл жизни как практичное дело по изменению окружающих реалий. 

В сердце отказавшегося от национальной идентичности Карла Генриха Маркса  бушевал общественный темперамент. Еврей по рождению К. Маркс однозначно видел в буржуазии-капитализме первостатейного противника. Главным объектом критики являлось всеобщее отчуждение. Философия есть не просто увлекательная «игра в бисер» и метод познания мира, за который отдал жизнь дядя Авель, а средство его преобразования.

Все свои финансовые активы рожденный не телевизором К. Маркс привычно хранил в самом маленьком отделении кошелька. Великий философ и экономист не умел обращаться с деньгами. Предприимчивый Ф. Энгельс унаследовал фабричное дело отца и выписал своему другу пожизненную пенсию. К. Маркс мог метать копья в сторону буржуазии при условии, что капиталистическое предприятие обеспечивало ему жизнь. Пахнущая многотиражной «Рейнской газетой» всеобъемлющая марксова система вмещала этическую компоненту с катарсической нотой и апеллировала не только к разуму, но и к чувству сострадания.

Познавший цену искренней женской любви К. Маркс считал, что греческая красота есть отражение наивного детства человечества и отдавал всю мощь своего восточно-еврейского интеллекта решению гамлетовского вопроса освободительной борьбы. В конспекте «Эстетики» гегельянца Ф.Т. Фишера Маркс записал, что революционная коллизия должна стать центральным пунктом трагедии. В радикализме трагическое проступает как высший фазис героического.

Согласно «Евангелию от Маркса», освоить все богатство культуры можно только после экономической эмансипации. Сами по себе идеи и идеалы выводят только за пределы идей старой действительности. Без силы идеи становятся суеверием. Реализаторами идеалов должны быть не «твари дрожащие», а «субъекты истории», могущие употребить практическую силу. 

О предвкушающем возмездия пролетариате К. Маркс высказывался как философ, отягощенный немецкой классикой. В сущности, индустриально-избранные люмпены – это гегелевское «ничто», способное  совершить революцию и стать «всем», то есть «бытием». Пролетариат – слово латинское. В античном Риме так называли граждан, не владеющих никакими «активами», кроме «proles»-потомства. Точный перевод с латыни – «бедные размножающиеся». 

Если не совсем VIP-существование поставить к стенке, то оно становится сущностью. Голодные и легко квалифицированные политические инсайдеры с реестром неизбывных обид рвались в небо, чтобы съесть «кусок зажаренного Бога». Одухотворяющая прометеевская идея переводит теорию в практику. Главный пафос – восхождение с приращением бытия и нравственности.  Пролетарии Маркса, подобно евреям Ветхого Завета, выбирают не «нормальный вариант» на постепенное улучшение своего положения, а судьбу изгоев, исполненных веры в свою высшую истину и конечное торжество.

Задолго до приезда В.И. Ленина на завод Михельсона К. Маркс как кузнец не только экономики манифестировал мессианскую роль вооруженной идеологией политической партии (Das Manifest der Kommunistischen Partei). Именно она должна показать человечеству Путь к «завершенному гуманизму» как высшему идеалу и оставить добрый след в памяти пенсионеров и льготников. Идеология «возвращается» в культуру под знаком классовой гегемонии.

Остающемуся обычно за чертой любого вида развития люмпену-гегемону как «придонному» социальному слою и апостолу революции даже застенки не казались страшнее реалий. Вместе с тем в «Немецкой идеологии» отмечалось, что интеллектуальная ограниченность поражает и патрициев: «... эта ограниченность развития состоит, таким образом, не только в том, что один класс отстраняется от развития, но и в умственной ограниченности того класса, который производит это отстранение...».

Гений несовместим с тотальным отрицанием и фатальной безнадежностью, а классики и основоположники первого ряда обычно пишут лучше публицистов. Из того же канонического произведения можно извлечь и такую эстетическую цитату: «каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственного развития».

Овладевшие искусством товарищества на почве журналистики К. Маркс и Ф. Энгельс критиковали буржуазную эстетику. В «Восемнадцатом брюмера Луи Бонопарта» часто говорится, что буржуазия «играла комедию». Однако классики акцентировали общечеловеческую сущность красоты. Отдавая приоритет писателям и Слову, гениями живописи считали Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана и Рембранта. 

На фундаменте однониточно понимаемого марксизма и системы препарированных цитат были возведены теории, пристраивающие искусство в контексте понятий «базис» и «надстройка» где-то между идеологией и наукой. Многие изыскатели и научпопники полагали создателем марксистской эстетики не К. Маркса, а Г.В. Плеханова. Во всяком случае, разоблачитель модернизма и декадентства Мих. Лифшиц напоминал, что «основоположники марксизма не оставили нам систематически разработанной теории этого предмета с определениями прекрасного и возвышенного... Нельзя рассматривать их глубокие мысли, имеющие отношение к искусству и литературе, как готовый ответ на каждый вопрос, возникающий в этой области».

Термину «идеал» еще не переставший быть марксистом К. Маркс предпочитал трактуемые в духе исторического материализма «цели» и «задачи», а творчество трактовал как «сложный труд». Марксистская Нагорная проповедь центрирует взаимосвязь материального и духовного начал. Эстетствующие марксисты утверждали истинностную природу правды как достоинства искусства. Рафинированное «искусство» они уподобляли абстрактному государству.
 
«Не пепла, а огня ищет человечество в прошлом», – гласит старый афоризм. Великому основоположнику коммунизма было не чуждо ничто человеческое и сверхчеловеческое. В сущности, именно поэтому К.Маркс продолжает поджигать наши сердца.

Емельянов Сергей Алексеевич, доктор философских наук, член Петровской Академии наук и искусств, руководитель рабочей группы по культуре Координационного совета по Евразийской интеграции


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 13

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

13. Кирилл Д. : Ответ на 10., Андрей Карпов:
2018-05-04 в 15:45

Звучит подобно фразе, что лучше попасть под колёса локомотива, а не вагона. Лучшее, что может случиться с атеистом, это то, что он перестанет быть таковы и уверует во Христа.



Кстати, примеры людей, через марксизм приходивших (или возвращавшихся) ко Христу, есть. А вот, скажем, через фашизм - не уверен.
Если у атеиста есть духовность и совесть (а также ум и честь), но он продолжает упорствовать в атеизме, он станет, скорее всего, коммунистом. А, если уверует - то, конечно, другое дело.
12. Андрей Карпов : Ответ на 8., Lucia:
2018-05-04 в 12:12

Да кому он нужен. Даже в курсе философии ему посвящено три строчки


По данным ВЦИОМ Маркс известен 98% населению страны. Его работы читали 41%. Среди старшего поколения знакомы с Марксом не понаслышке 70% (среди молодежи, правда, - и это хорошо - всего 25%).
11. Lucia : Ответ на 9., Сергей Абачиев:
2018-05-04 в 10:48

Да кому он нужен. Даже в курсе философии ему посвящено три строчки.Курсов философии сейчас на книжном рынке России за три сотни. И подавляющее большинство их авторов - сущее дурачьё, ничего не понимающее ни в науке, ни в философии.




Но университетов совсем мало. Я не имею в виду всякие конторы типа педагогических и прочих институтов, которые стремительно и самовольно присвоили себе это звание.

А только такие, как СПБГУ, например.
10. Андрей Карпов : Ответ на 5., Кирилл Д.:
2018-05-04 в 10:41

И марксизм (коммунизм, социализм) - это, пожалуй, лучшее, что может произойти с атеистом.


Звучит подобно фразе, что лучше попасть под колёса локомотива, а не вагона.
Лучшее, что может случиться с атеистом, это то, что он перестанет быть таковы и уверует во Христа.
9. Сергей Абачиев : Ответ на 7., Lucia:
2018-05-03 в 21:26

Да кому он нужен. Даже в курсе философии ему посвящено три строчки.



Курсов философии сейчас на книжном рынке России за три сотни. И подавляющее большинство их авторов - сущее дурачьё, ничего не понимающее ни в науке, ни в философии.
8. Lucia : Re: Карл Маркс продолжает поджигать наши сердца
2018-05-03 в 20:13

Да кому он нужен. Даже в курсе философии ему посвящено три строчки.
7. Потомок подданных Императора Николая II : Ответ на 4., Андрей Карпов:
2018-05-03 в 19:46

Ноне всякий разрушитель традиций - Маркс.


По Вашей логике Александр II - тоже Маркс.
Да кого ни возьми - все марксы.
Запретил телесные наказания - Маркс.
6. Руслан : Кое-что есть и у Маркса
2018-05-03 в 19:11

То, что происходит у нас в России последние 27 лет - точно описано марксистами. Это нельзя отрицать. Сегодняшняя жизнь во многом похожа на социалистические карикатуры с пузатыми буржуями - это тоже нельзя отрицать. Кое-какие экономические и общественные законы Марксом и Ко были поняты вполне верно. Только выводы были сделаны не совсем правильные. Так что кое-какие мысли можно взять и у них - капиталистическое общество и его законы описаны в общем виде правильно. Им был ненавистен порядок, когда одна часть общества потребляет другую для собственного благоденствия. Но насильно привести людей к равенству и братству не получится. Общество должно до этого дозреть. Революция была попыткой ускорить этот процесс, попыткой во многом бездарной. Марксизм это утопия. Применимы на практике лишь некоторые здравые элементы.
5. Кирилл Д. : Ответ на 4., Андрей Карпов:
2018-05-03 в 18:28


Маркс, конечно, в этом не одинок. Ноне всякий разрушитель традиций - Маркс. Маркс - это фигура. Я его не одного обвиняю, я его принципиально выделяю.



С другой стороны, Маркс - это такой противовес и антисистема внутри атеистической системы, это её внутренняя реакция на неё же. И марксизм (коммунизм, социализм) - это, пожалуй, лучшее, что может произойти с атеистом. Разумеется, до определённой степени.
4. Андрей Карпов : Ответ на 3., Ладога&:
2018-05-03 в 16:37

Обвинять в этом одного Маркса нелепо.


Маркс, конечно, в этом не одинок. Ноне всякий разрушитель традиций - Маркс. Маркс - это фигура. Я его не одного обвиняю, я его принципиально выделяю.
3. Ладога& : Ответ на 1., Андрей Карпов:
2018-05-03 в 13:17

Это - из довольно ранней работы, но данная цитата помогает понять всего Маркса. Он - антропоцентричен. Человек для него - и деятель, и канон, и мерило. Вся марксистская идеология строится на этом. И в этом аспекте Маркс - антикультурен. Он - антитрадиционен.


В этом аспекте вся культура Модерна, да и Постмодерна, именуемая Гуманизм, - антикультурна и антитрадиционна, потому как полагает в своем центре самоуправляемого - то есть оторванный от Бога - человека. Обвинять в этом одного Маркса нелепо.
2. Наблюдатель. : Карл Маркс как поджигатель
2018-05-03 в 12:50

Да, Карл Маркс продолжает свое дело. Но все же не через наши сердца, а в основном через сердца членов КПРФ, которые продолжают действовать в полном соответствии с Манифестом коммунистической партии:

"Одним словом, коммунисты повсюду поддерживают всякое революционное
движение, направленное против существующего общественного и политического строя.


Обратим внимание, что не (только) свое революционное движение поддерживают, но ВСЯКОЕ!
В т.ч. оранжевое, про что мудрый Карл тоже предусмотрительно прописал в Манифесте:

Наконец, коммунисты повсюду добиваются объединения и соглашения между демократическими партиями всех стран.


В т.ч. с Демократической партией США.

Ну, и чтобы не было последних сомнений по поводу поджигателей:
Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя.

1. Андрей Карпов : Re: Карл Маркс продолжает поджигать наши сердца
2018-05-03 в 11:56

Вроде как с претензией на критику, но без критики.

Автор активно укореняет Маркса в культуре. Делает из него эстета и душку. Но один вопрос почему-то обходится молчанием.

А ведь сказал герой сего очерка: «Основа иррелигиозной критики такова: человек создает религию, религия же не создает человека. А именно: религия есть самосознание и самочувствование человека, который еще не обрел себя, или уже снова себя потерял». Это - из довольно ранней работы, но данная цитата помогает понять всего Маркса. Он - антропоцентричен. Человек для него - и деятель, и канон, и мерило. Вся марксистская идеология строится на этом. И в этом аспекте Маркс - антикультурен. Он - антитрадиционен. Он относится к тем, кому показалось, что только он является зрячем в этом мире слепых, и кто решает, что будущее начинается лишь с него. Культурные отголоски в Марксе - это от его человеческого, а не от его идей.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме