Наверное, многих тронуло размышление Маргариты Симоньян о неравенстве людей в нынешней России. Проблема кажется трудноразрешимой, но обращение к Священному Писанию может помочь как отдельным людям, так и обществу в целом.
Священное писание ясно говорит нам, что богатство любого человека принадлежит Богу и дается человеку тоже Богом. Вспомним слова псалмопевца: «Господня земля и все, что наполняет ее».
Как в Ветхом, так и в Новом Завете Господь напоминает нам о непостоянстве богатства: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и воры подкопывают и крадут, а собирайте себе сокровища на небе...» (Матф. 6,19).
Священное писание учит нас, что само по себе богатство не мешает делу спасения души. Вспомним, что патриархи Авраам, Исаак, Иаков были очень богатыми людьми. Богат и славен был царь Давид. В сонме русских святых мы тоже находим людей разного происхождения. Спасали свои души и стали угодниками Божьими люди, посвятившие все свое состояние и самую жизнь Богу, щедро благотворившие и помогавшие убогим в их скудости и нуждах. Немилосердие евангельского богача низвело его в ад, откуда позднее раскаяние не могло его освободить. О том же говорят притчи Соломоновы: «Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, тот обеднеет» (22, 16).
В этом же евангельском духе обращается к нам святитель Иоанн Златоуст: «Бог сотворил все общим для всех - воздух, солнце, воду, землю, небо, море, свет, звезды - разделил между всеми поровну, как бы между братьями, и всем людям дал одинаковую природу телесную и душу, и, если пользуются всем, как общим, нет распри, а если кто что отнимает и обращает в свою собственность, то возникают раздоры, разъединения, ибо природа сама негодует на это. В то время, как Бог собирает нас отовсюду, мы с особенным усердием стараемся разъединиться между собою, отделиться друг от друга, образуя частное владение, и говорим холодные слова - это твое, а это мое».
Кратко и точно сказал об этом профессор Киевской духовной академии В.И.Экземплярский: «Собственность есть экспансия эгоизма человека за пределы своей природы».
Даже неправедно приобретенное богатство еще не закрывает человеку путь в Царство Небесное. Вспомним евангельского мытаря Закхея, поверившего в Бога и начавшего раздачу части своего имения бедным и обиженным людям. Сам Господь Иисус Христос провозгласил в тот день спасение его дому. Бог всегда призывает нас к такому доброделанию: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». (Лук. 16,9). Почему богатство именуется здесь неправедным? В народе всегда знали, что «от трудов праведных не наживешь палат каменных», да и купеческое сословие утверждает, что невозможно «невинность соблюсти и капитал приобрести»...
Богатство становится низводящим человека в глубины ада лишь при полном забвении Бога и милосердия к бедным. В книге Второзакония читаем: «Утучнел Израиль, отолстел и разжирел, и оставил он Бога, создавшего его» (8, 14). Мы знаем из истории, что за таким богоотступничеством всегда следовало разрушение государства, где бы оно ни было - в древнем Израиле или в России начала ХХ века, или в СССР конца периода социализма.
Частная собственность произведение духа именно западной цивилизации. Ж-Ж.Руссо в «Рассуждениях о происхождении неравенств» писал о возникновении гражданского общества: «Первый, кто расчистил участок земли и сказал: «Это мое», - стал подлинным основателем гражданского общества». Он добавил далее, что в основании гражданского общества - непрерывная война, «хищничество богачей, разбой бедняков».
Таким образом, все Священное писание и священная история учат нас, что не богатство плохо, а пристрастие к нему, т.е. сребролюбие. Сребролюбие может погубить и бедняка, если он трясется над каждой копейкой и притесняет ради этой жалкой копейки своих ближних. В среде таких людей сложилось даже кривое толкование известной русской пословицы - на Бога надейся, да сам не плошай, т.е. Бог спасет, только и сам спасайся, борись с грехом. Но лукавый ум жадного человека именно эту мудрость соделал себе разрешением грешить, т.е. «плошать», становиться соучастником хищений.
Кода мы хотим выяснить причины нашего смутного времени, мы, в конечном счете, обращаемся к экономике. На экономические же рычаги уповают люди в поисках выхода из смуты. Один почтенный доктор договорился даже до того, что, мол, «платите мне хорошенько, и я стану улыбаться больным». Как все это похоже на книгу Л.И.Брежнева «Целина»! Помните? - «Будет хлеб, будет и песня...». Трудно представить, что злоба, убийства, блуд, пьянство, хищения, войны и все бесконечное множество наших грехов происходят по экономическим причинам. Одну маленькую девочку спросили: может ли злой человек, если его хорошо кормить, стать добрым? Она мгновенно ответила: «Нет, он будет толстеть, и просить еще»!
Так отчего же смута? Причина все-таки в нас самих. Господь Вседержитель положил в основу всего на свете, в том числе и в основу экономики, нравственный закон, закон любви. Отступление от него чревато убытками и разорением. Об этих правилах свидетельствуют и Ветхий, и Новый заветы.
«Если будешь слушать гласа Господа Бога твоего, пошлет Господь тебе благословение во всяком деле рук твоих, откроет тебе Господь добрую сокровищницу свою» (Второз. гл. 28).
«Когда всего у тебя будет много, то смотри, чтобы ты не сказал в сердце твоем: моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие, но чтобы помнил Господа Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство» (Второз. гл. 8).
Иисус Христос заповедал нам, что жизнь человека не зависит от богатства: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 11). Достаточно вспомнить бесславный конец богачей Рябушинского или Березовского.
Сколько бы человек ни накопил, все равно, как говорил игумен Владимир (Наумов), «в двух штанах еще никого не похоронили».
***
Наша история ясно показала, что наивно, смешно, а, в конце концов, и разорительно думать, что с разделением поровну всех имений и вообще с разрешением всех имущественных и экономических отношений сразу воцарится счастье. В тысячах тысяч случаев и тогда проявятся человеческие любовь и злоба, высота духовная и низость.
Представьте себе - ежедневно люди вступают в миллиарды самых различных контактов, и подавляющее большинство их совершается без Божьего благословения и не по Его закону! Христос учит - каждый ищи пользы ближнего, а мы ищем каждый собственной пользы, да еще любой ценой. Все наши многочисленные предприятия должны производить народную выгоду, но таким образом они производят народную бедность.
Не богатство было плохо в мытаре Закхее, а неправедные пути его приобретения. Так и Иоанн Златоуст поучает богача: «Ты богат - не осуждаю тебя. Но ты жесток - порицаю тебя».
Христос-Спаситель не приносил на землю какой-либо новой хозяйственной или экономической системы. Он говорил о Вечном, а оно всегда ново. Многие века вся экономическая жизнь людей строилась по церковному календарю, по Заповедям Божиим, когда человек в ладу с природой рачительно хозяйствовал на своем крестьянском, хозяйском или монастырском участке земли. Он брал от нее все потребное в достатке, но не больше того. Такая система и сегодня действует, но только в монастырях. Запрещалось торговать землей, ибо Господня земля, запрещалось удерживать плату работникам даже на одну ночь. Землю обрабатывали подряд шесть лет, а в седьмой год она должна была отдыхать. Запрещалось давать деньги в рост, т. е. под проценты. Все это записано в книге Второзаконие.
Но в последние века христианское хозяйство постепенно вытеснила капиталистическая экономика, основанная на безудержной и ничем не оправданной эксплуатации природы и человека, на нарушении всех и всяческих Божиих установлений. Когда-то мы восхищались тем, что 4% населения США - фермеры, - получая по 60-70 центнеров с гектара, кормят всю Америку. Но хорошо ли это? Фермеры, в отличие от крестьян, не самостоятельны в источниках своего существования, это наемники банков на земле; они стремятся получить во что бы то ни стало максимум прибыли для своих кредиторов любой ценой. Все равно, как если бы четыре женщины из ста рожали бы по 60-70 детей с помощью химических препаратов и раздавали бы остальным. Надолго ли при такой эксплуатации хватит плодородия нашей матери - земле? Богатейшая страна мира Америка потребляет сегодня до 40% мировой энергии и живет полностью в кредит. А если поток этих вливаний прекратится? Не произойдет ли то же, что происходит с наркоманом в отсутствие наркотической дозы? Все мы восхищались японским экономическим чудом, но почему же японцы, как финны и венгры, кончают жизнь самоубийством так же часто, как и жители якобы отсталой Удмуртии?
Вот уже более 100 лет Россия не в Бога богатеет. «Подлинно, совершенная суета всяк человек живущий; собирает и не знает, кому достанется то» (Пс. 38) - эти слова псалмопевца Давида, сказанные еще за тысячелетие до воплощения Христа, очень точно отражают происходящее с нами.
Святое Евангелие ясно говорит нам, что первые христиане жили при общественной собственности. «Все же верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого...» (Деян. 44, 45). «У множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее...Не было между ними никого нуждающегося, ибо, которые владели землями и домами, продавая их приносили цену проданного» (Деян. 4. 32, 34).
Тогда же произошло, если хотите, первое «раскулачивание» - утаившие часть денег Анания и Сапфира были наказаны смертью. Не за имущество, а за то, что солгали Духу Святому (Деян. 5. 2 - 10).
Все видят, как стремительно растет в последние два десятилетия хозяйство монастырей. Это можно сравнить лишь с темпами индустриализации в СССР. Такие возможности дает общественная собственность - в монастырях, как и на советских заводах, никому и в голову не приходит что-то приватизировать! При такой форме собственности в единый могучий вектор складываются усилия миллионов людей. В частной же собственности каждый радеет, прежде всего, о своей части, и вектор усилий людей взаимно уменьшается.
Наше государство и сегодня остается одним из самых социальных государств в мире. Исправление Конституции в сторону роста общественных приоритетов над частными интересами может поставить все на свои места. Конституция, особенно, американо-ельцинская - это не «священная корова», она обязательно будет меняться в сторону Евангельских ценностей, как и другие важнейшие законы. В противном случае их будут придерживаться все меньше и меньше, пока все не рухнет под собственной тяжестью грехов. Церковные пророчества говорят о возрождении в предконечные времена Российского Царства, которое будет материально небогато, но богато и сильно Духом Христовым.
Владимир Шкляев, сотрудник Миссионерского отдела Ижевской епархии
4. Но в последние века христианское хозяйство постепенно вытеснила капиталистическая экономика
3. Re: О преодолении неравенства
2. Re: О преодолении неравенства
1. Церковные пророчества говорят о возрождении в предконечные времена Российского Царства