Кожинов - олицетворяет собой преемственность русской мысли

В Москве состоялись первые Кожиновские чтения Русского Собрания

Русское Собрание  Новости Москвы 
0
984
Время на чтение 6 минут

Вчера, 24 апреля, в Москве прошли первые Кожиновские чтения Русского Собрания, сообщает наш корреспондент.

Чтения открыл председатель «Русского Собрания», главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов. Он отметил, что Вадим Валерьянович Кожинов вместе с Александром Сергеевичем Панариным являют собой фигуры, соединяющие разные этапы развития русской мысли. Казалось бы, в идеологической пустыне, созданной трудами идеологов КПСС, вдруг засияли эти два имени и создали удивительные образцы русского православного отношения к явлениям современной жизни, к нашей истории.

Анатолий Степанов поприветствовал вдову Вадима Валерьяновича Кожинова - Елену Владимировну, которая согласилась принять участие в этом важном для «Русского Собрания» мероприятии.

На первых Кожиновских чтениях прозвучали два доклада. С первым докладом, посвященным историософским взглядам Кожинова, выступил историк по образованию священник Александр Шумский. В своем выступлении батюшка отметил, что Кожинова буквально ненавидели и продолжают ненавидеть представители либерального образа мысли. Это характерно, ибо показывает, какого духа и образа мысли был Вадим Валерьянович. Он внес несомненную заслугу, как отметил отец Александр, в формулирование идеи единства неразрывности русской истории. Кожинов первым заговорил о том, что в Гражданской войне столкнулись два революционных проекта, а вовсе не революционеры и реставраторы. Недруги Кожинова называли его антисемитом лишь только на том основании, что он поднимал неприятный для некоторых острый вопрос об участии инородцев в Русской революции. Однако Кожинов отмечал, что инородцы играли ключевую роль во всех революциях и что это характерная черта всех революционных процессов.

Отец Александр подчеркнул, что заслуга Кожинова состоит в том, что он имел мужество первым поднять острые социально-политические вопросы и особенно вопрос о понимании советского прошлого.

С докладом «Кожинов как литературовед» выступил доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы, в котором долгие годы работал Кожинов, Виктор Гуминский.

Виктор Мирославович предложил собравшимся прекрасный обзор литературоведческого наследия Вадима Кожинова, охарактеризовал целый ряд заслуг Кожинова перед литературоведением, дал характеристику Кожинову как блестящему литературному критику.

После докладов состоялись прения, в которых выступили многие собравшиеся на заседании. В частности, кандидат исторических наук, доцент МГУ Александр Шарипов подчеркнул, что Кожинов дает нам возможность понять сущность и устремления нашего народа, духовный психотип русских.

Доктор философских наук профессор Анатолий Ветошкин вспомнил о своем знакомстве с Кожиновым и отметил, что Вадим Валерьянович увидел сквозные линии русской судьбы. Сегодня, по мнению профессора Ветошкина, нам нужно на основе идей Кожинова утверждать сущностные основы нашего мировоззренческого кода.

Доктор философских наук профессор МГУ Владимир Воропаев, который дружил с Кожиновым, поделился своими воспоминаниями о Вадиме Валерьяновиче. В частности, он рассказал об интересных связях между Вадимом Кожиновым и его другом с юношеской поры - монахом Лазарем (Афанасьевым), рассказал об их обмене юношескими поэтическими приветствиями.

Обозреватель радио «Радонеж» Виктор Саулкин в своем выступлении отметил, что нам надо помнить наших мыслителей. Он обратил внимание на дружеские связи, которые соединяли Кожинова с другим виднейшим русским мыслителем и литературным критиком, недавно почившим Михаилом Лобановым. Он отметил, что Кожинов и Лобанов - это явления одного порядка.

Секретарь «Русского Собрания» Андрей Сошенко в своем выступлении подчеркнул, что Кожинов продолжал славянофильскую линию развития русской мысли, которая должна быть основой современной идеологии.

Поэт и главный редактор журнала «Молодая гвардия» Валерий Хатюшин поделился своими воспоминаниями о встречах с Кожиновым. Будучи еще молодым поэтом, он посещал студию «Красная Пресня», которую вел Кожинов. Несмотря на свою огромную занятость, Вадим Валерьянович много уделял внимания контактам с молодыми поэтами и, как отметил Хатюшин, нередко заседания студии превращались в лекции об истории русской литературы.

Кандидат социологических наук Сергей Баранов свое выступление посвятил вопросу о необходимости русского цивилизационного проекта в современных условиях, увязав эту идею с наследием Вадима Кожинова.

В заключение председатель «Русского Собрания» Анатолий Степанов отметил, что имя Вадима Валерьяновича Кожинова имеет особенную важность для «Русского Собрания», поскольку Кожинов первым в новейшее время предпринял попытку реабилитации в общественном сознании правомонархических черносотенных организаций начала ХХ века. Его работа «Черносотенцы и революция» представляет собой блестящий образец опровержения ложных стереотипов, сформированных в общественном сознании советским и либеральным агитпропом. Поэтому мы, современные представители «Русского Собрания», должны быть сугубо благодарны Вадиму Валерьяновичу за его реабилитацию наших идейных предшественников.

Анатолий Степанов выразил надежду, что первые Кожиновские чтения Русского Собрания заложат добрую традицию и станут ежегодными, на которых будут обсуждаться актуальные вопросы современной общественной жизни. 

Краткая справка: 

Родился в Москве 5 июля 1930 года в семье служащего. Отец - Кожинов Валериан Фёдорович, инженер, 1903 года рождения; мать — Кожинова Ольга Васильевна, домохозяйка, 1904 года рождения; брат Кожинов Игорь Валерианович, прораб Мосстроя, 1939 года рождения. В 1948 году окончил среднюю школу и поступил в Московский университет на филологический факультет, который закончил с отличием в 1954 году. После окончания университета учился в аспирантуре Института мировой литературы. С 1957 года работал сотрудником отдела теории литературы в этом институте. В 1958 году защитил кандидатскую диссертацию.

По опубликованным воспоминаниям Алексея Пузицкого, двоюродного брата Вадима Кожинова, до ВОВ семья Кожиновых жила около Девичьего Поля, на втором этаже старого деревянного дома построенного дедом, действительным статским советником и директором гимназии В.А. Пузицким, непосредственно перед войной Кожиновы получили новую квартиру в доме у Донского монастыря.

Написал более 30 книг, основные работы посвящены вопросам теории литературы, русской литературе XIX века, современному литературному процессу (в первую очередь поэзии), истории России. Многие критики особо выделяли книгу Кожинова «Тютчев». Кожинов добился публикации трудов М.М.Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» в 1963 году и «Творчество Франсуа Рабле» в 1965-м, принял активное участие в их изучении, немало сделал для популяризации поэзии Рубцова.

В январе 2001 года у Кожинова обострилась язвенная болезнь, повлекшая смерть, по медицинскому диагнозу, от «острого желудочного кровотечения», за несколько лет до смерти Кожинов жаловался Льву Аннинскому на постоянно ухудшающееся здоровье. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

В начале 2000-х ректор Армавирского университета Владимир Сосновский и заведующий кафедрой литературы АГПУ Юрий Павлов организовали ежегодную Международную научно-практическую конференцию «Творчество В.В.Кожинова в контексте научной мысли ХХ-ХХI веков».

Виктор Гуминский

Виктор Гуминский 

Анатолий Ветошкин

Анатолий Ветошкин 

Виктор Саулкин 

Виктор Саулкин 

Андрей Сошенко

Андрей Сошенко  

Священник Александр Шумский 

Священник Александр Шумский 

Валерий Хатюшин

Валерий Хатюшин  

Участники чтений 

Участники чтений 

Анатолий Степанов, Елена Владимировна Кожинова, Сергей Моисеев

Анатолий Степанов, Елена Владимировна Кожинова, Сергей Моисеев 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Широта интересов Кожинова

Рад, что уважаемое "Русское собрание" провело Кожиновские чтения. Меня с молодости поражала широта интересов этого человека. Приведу пример. Нам в Красноярском пединституте Русскую историю читал Павел Николаевич Павлов. Он был большим знатоком Киевской Руси и периода монгольского ига, в чём меня лишний раз убедил... Кожинов. Где-то в средине 80-х ему попала в руки моя книжица стихов "Глубинка", и вскоре я получил от него доброжелательное письмо с неожиданной просьбой. Вадим Валерианович попросил найти некоторые статьи историка Павлова, когда-то опубликованные в «Учёных записках» красноярского пединститута. Я выполнил его просьбу, послав ему ксерокопии. Кожинов позвонил мне, выразил восхищение прозорливостью Павлова, имевшего оригинальную точку зрения на эпоху Ивана III, на историю падения татаро-монгольского ига и многое друго и настоятельно пригласил меня, как только ляжет дорога в Москву, зайти к нему в гости. И, между прочим, я действительно в мае 1986-го побывал у Кожинова, в доме на Большой Молчановке. Он снова хвалил труды Павлова,расспрашивал меня о жизни нашего города,о современных историках и литераторах. Точнее, они дружно делали это вместе с Николаем Скатовым,директором Пушкинского Дома,оказавшимся тогда в гостях у Кожинова. На память об этой встрече Вадим Валерианович подарил мне свою книгу статей о современной литературе «с самыми добрыми чувствами и пожеланиями – в жизни и творчестве», как гласит дарственная надпись. И когда книга эта попадает мне на глаза, я неизменно вспоминаю с благодарностью и Павла Николаевича, который «свёл» меня с такими незаурядными, выдающимися людьми, может быть, самыми близкими мне по духу среди национально мыслящих современников. Александр Щербаков
alexandr / 25.04.2018, 14:00
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Русское Собрание
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Станет ли Казань центром обсуждения насущных проблем общества, или вновь вклинятся «чиновники-вахтёры»?
Непраздный вопрос в канун дискуссии «Россия и Русский мир: история, современные вызовы и перспективы», назначенной в Казани на 4 ноября 2024 г.
01.11.2024
Анатолий Степанов: Казань – один из важнейших центров русской цивилизации
Беседа с председателем Общества русской культуры Республики Татарстан Михаилом Щегловым в канун праздника Дня народного единства и участия в заседании дискуссионного клуба «Третья столица» Казанского отделения «Русского собрания»
28.10.2024
Троеручица обняла свт.Савву и прп.Сергия
2 часть путевых заметок
27.09.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:57
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Ленчик
21.11.2024 16:37
Гарри Поттер и дух растления
Новый комментарий от Константин В.
21.11.2024 15:49