О своём пути

Каков он, собственный путь развития России?

Новости Москвы 
0
2279
Время на чтение 5 минут
28 марта известный журналист и популярный телеведущий Владимир Соловьев выступил перед сенаторами в Совете Федерации. Речь одного из главных наших государственных пропагандистов имела большой резонанс - много просмотров на Ютубе, комментариев в сетевых СМИ. Форма выступления популярного журналиста была безупречной, - говорил Соловьев ярко, откровенно затронул ряд острых вопросов. Говорил без бумажки. Это, с одной стороны, свидетельствует о мастерстве и умении владеть собой. Но, с другой, возникало ощущение некоторой сумбурности. Порой казалось, что напрасно Владимир Рудольфович не заготовил конспект. 

Но цель моего комментария не разбор и критика выступления Соловьева перед сенаторами. Напротив, думаю, стоит поблагодарить талантливого журналиста за то, что он сказал в этой высокой аудитории о таких важных вещах, как необходимость государственной идеологии и собственного пути развития России.

Вот об этом стоит поговорить. Что же такое свой путь для России? Соловьев дальше формулирования самой идеи о необходимости своего пути по какой-то причине не пошёл. Я, разумеется, не рискну дать исчерпывающий ответ на этот вопрос, но некоторые контуры своего пути для России попытаюсь обозначить.

Итак, первое. Свой путь России означает признание нашей страны в качестве самобытной, как говаривали славянофилы, цивилизации. Сегодня о России как о «стране-цивилизации» начинают говорить не только философы, политологи и социологи, но и политики. И это уже прорыв в сравнении с тем, что было 20, а то и 10 лет назад. Но все-таки провозгласить тезис - этого уже мало. Надо идти дальше в своих рассуждениях и признать: если мы считаем Россию особой цивилизацией, отличной от цивилизаций не только Востока, но и Запада, мы должны объяснить, чем же отличается наша цивилизация, каковы основы нашей российской (я предпочитаю говорить русской, но в данном случае это не принципиально) цивилизации? Ничего не нужно выдумывать. На этот вопрос уже ответили корифеи нашей национальной историософии. Еще основоположник русской философской мысли Иван Васильевич Киреевский в характерной для его эпохи терминологии сформулировал особенности, давшие отличительный (от русской) характер западной образованности: «особая форма, через которую проникло в него Христианство»; «особый вид, в котором перешла к нему образованность древнеклассического мира»; «особые элементы, из которых сложилась в нем государственность». Иными словами, Запад отличает от России иной тип духовной традиции, иной психо-этнический субстрат цивилизации, иные традиции государственности.

А ведь у нас нынче всё скопировано с Запада. И мы еще удивляемся, почему у нас не работают эти западные институты! Да потому что они чужие для нас, они органичны для другой цивилизации. Там они и работают. 

Мы говорим о значении Русской Православной Церкви для нашей истории и для современного общества. При этом Церковь у нас уже 100 лет, со времен большевистского декрета, отделена от государства. А сначала это было сделано на Западе. 

У нас продолжают твердить, что основой нашей политической системы являются политические партии, - совершенно чуждое для России явление. При этом мы прекрасно понимаем, что есть только одна партия, которая может победить на выборах. Но продолжаем играть в эти партийные игры. А ведь приговор партийной системе, которую с завидным упорством создает наш политбомонд, произнес в своем знаменитом афоризме покойный Виктор Черномырдин, которому вчера исполнилось бы 80 лет: «Сколько партий не строй, всё равно получается КПСС». А ведь КПСС была не партией, а несущей конструкцией политической системы.

Если мы ищем свой путь для России, надо, прежде всего, отказаться от политических и юридических форм, заимствованных с Запада, и обратиться к своей родной истории и традиции собственной национальной мысли.

Второе измерение своего пути для России - мы должны вернуться к вечно новой формуле старца Филофея «Москва - Третий Рим, а четвертому не бывать». Наши политики изощряются в обосновании того, почему Россия должна присутствовать в Сирии, в Венесуэле, в Африке. Почему наш флот должен дежурить в Индийском и Атлантическом океане. Американцы над этим не задумываются, у них есть идея США как светоча демократии, долженствующего нести демократию всем народам планеты. А ведь у России куда больше прав на особую ответственность за ситуацию на планете. Поскольку Москва, а вовсе не Вашингтон, является Третьим Римом. Это мы отвечаем перед Богом за миропорядок.

Третье измерение своего пути. Если мы Третий Рим, то мы должны быть полноценной Империей и в своей внутренней политике. А для начала нашей политической элите нужно перестать стыдиться называть Россию Империей и провозгласить империализм (или на худой конец некий эвфемизм этого понятия) как основу политики России. А пока значительная часть нынешней элиты видит в империализме только негативные коннотации. Видимо, сказывается тяжелое наследие от изучения знаменитой работы В.И.Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма». Но Ленин дал чисто экономическое определение империализма. Он не увидел (или, точнее, не захотел видеть) различия империй Запада и Российской (а также ее предшественницы Византийской империи). У нас до сих пор термин империя ассоциируется с тяжелым колониальным наследием империй Запада. Но ведь Российская Империя не имела колоний, окраины Российской (а позднее советской) Империи жили не хуже, а порой и лучше центральных областей. Это связано именно с тем, что Российская Империя имела миродержательный характер, также как и Византийская Империя.

Имперская внутренняя политика, которая проводилась не только в дореволюционное, но и с некоторыми изъянами в советское время, связана прежде всего с тонким выстраиванием межнациональных и межконфессиональных отношений. В нынешнее время сохраняются по инерции элементы имперской политики. Ну например, в целом ряде сложно составных национальных республик нет прямых выборов главы республики, его избрание - результат договоренности национальных общин. Это - вопиющее нарушение демократии, которая, согласно западническому взгляду, может нести только благо. Но тут демократия может принести только вред.

Важнейшей частью имперской политики является определение особого статуса русского народа. Вокруг этого до сих пор ломаются копья по причине того, что у нас нет понимания своего пути развития, и наша элита до сих пор оглядывается на Запад. За русским народом должен быть закреплен статус государствообразующего народа нашего Отечества. Это не унижает другие народы, поскольку не дает этническим русским никаких правовых преимуществ перед представителями других национальностей. Но до сих пор идея государствообразующего статуса русского народа натыкается на ожесточенное сопротивление. Причем, что характерно, признание русского народа государствообразующим не встречает сопротивления со стороны представителей многочисленных малых народов России. Сопротивляется как раз космополитически настроенная часть интеллигенции, к голосу которой прислушиваются многие политики. Не хотим мы извлекать уроки из нашей истории. А ведь именно отказ советской верхушки от признания справедливых чаяний русской интеллигенции, откровенная борьба советской номенклатуры против «русистов» привела к тому, что русские не вышли защищать большую страну в 1991 году.

Если политики заговорили о своём пути развития России, то надо не журналистов приглашать для выступления, пусть и таких талантливых, как В.Соловьев, надо обратиться к наследию русской политической мысли. Читайте И.В.Киреевского, М.Н.Каткова, К.Н.Леонтьева, Н.Я.Данилевского, И.С.Аксакова, И.А.Ильина, А.С.Панарина, В.В.Кожинова, господа. Там есть ответы на все ваши вопросы.

Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

25. Ответ на 22., Silvio63:

Пить надо меньше , а закусывать больше.

Дурак, чем больше пьем, тем меньше умнеем, а Вы кто такой умный
Ник Ликашин / 14.04.2018, 17:35

24. Ответ на 22., Silvio63:

были к вечеру пусты. ... Эх, чтоб тра та тать , буду в шахматы играть.>>Резюме: Пить!

мы где
Ник Ликашин / 14.04.2018, 17:23

23. Ответ на 20., Ник Ликашин:

Смирнов, мы пытались продавать ягоды, грибы, по трассам. Запретили. Посадили кусты малины с друзьями на земле, совершенно никому не принадлежащим. Собрали, продали, нажрались и не поделили. Резюме: ...

<<А тут с друзьями на рыбалке так нажрались, Что побросали наши удочки в кусты, А рыбы подлые как лошади смеялись, Что наши ведра были к вечеру пусты. ... Эх, чтоб тра та тать , буду в шахматы играть.>> Резюме: Пить надо меньше , а закусывать больше.
Silvio63 / 14.04.2018, 15:33

22. Ответ на 1., Николаев.:

русские не вышли защищать большую страну в 1991 году..."

Николаев, не порть фамилию: у русских нет врагов
Ник Ликашин / 14.04.2018, 13:33

21. Re: О своём пути

Смирнов, мы пытались продавать ягоды, грибы, по трассам. Запретили. Посадили кусты малины с друзьями на земле, совершенно никому не принадлежащим. Собрали, продали, нажрались и не поделили. Резюме: ...
Ник Ликашин / 14.04.2018, 13:28

20. Ответ на 17., Андрей Карпов:

Но не хватает в нём чего-то.

Сегодня, «чего-то» оттягивает ВВП? Неужели не понимаете? Андрей, если ВВП выйдет из актуальной сдержанности, он станет простым фарцовщиком, типа Трампа. Надеюсь, он давно потерял этот вкус… У него есть только один «выверт»: согласиться с русской идеей. Здесь сложность: он её не понимает….
Ник Ликашин / 14.04.2018, 13:08

19. Ответ на 17., Андрей Карпов:

Конечно, я несколько упрощаю.

«Но не хватает в нём чего-то. Его можно мыслить как некую шапку над различными верованиями, синкретическое объединение, но в нём нет ведущей идеи...» Сегодня, «чего-то» оттягивает ВВП? Неужели не понимаете? Андрей, если ВВП выйдет из актуальной сдержанности, он станет простым фарцовщиком, типа Трампа. Надеюсь, он давно потерял этот вкус… У него есть только один «выверт»: согласиться с русской идеей. Здесь сложность: он её не понимает…, вернее не и не думает понимать.
Ник Ликашин / 14.04.2018, 13:05

18. Ответ на 17., Андрей Карпов:

индийский "национализм", Конечно, я несколько упрощаю. Индия - один из инициаторов Движения неприсоединения, которое претендовало на "третий" глобальный проект. Но не хватает в нём чего-то. Локальный проект тут есть однозначно, но вся эта конструкция "Север-Юг" - некая констатация, критика миропорядка, но внятного образа будущего за ним не просматривается...Также и индуизм. Его можно мыслить как некую шапку над различными верованиями, синкретическое объединение, но в нём нет ведущей идеи...

Вот это верно. Будущее есть не у индийского или китайского национализма и даже не у иудейского мессианизма, несмотря на всю финасовую мощь мирового еврейства, это всё локальные проекты. Будущее есть у глобального проекта: либерализм и права человека, Третий Интернационал, Третий Рим. Поэтому мяч в глобальной игре на русской стороне.

17. Ответ на 16., Потомок подданных Императора Николая II:

индийский "национализм",

Конечно, я несколько упрощаю. Индия - один из инициаторов Движения неприсоединения, которое претендовало на "третий" глобальный проект. Но не хватает в нём чего-то. Локальный проект тут есть однозначно, но вся эта конструкция "Север-Юг" - некая констатация, критика миропорядка, но внятного образа будущего за ним не просматривается... Также и индуизм. Его можно мыслить как некую шапку над различными верованиями, синкретическое объединение, но в нём нет ведущей идеи...
Андрей Карпов / 12.04.2018, 09:15

16. Ответ на 14., Андрей Карпов:

Активизация Китая и Индии в публичной защите своего исторического суверенитета - следствие ухода России (СССР). Пока существовало противостояние двух систем, другие страны могли спокойно сохранять свой локальный исторический суверенитет, не делая из него глобальной идеи. Но как только СССР пал, США решили, что только они имеют право на исторический суверенитет. Поэтому те, кто отсиживался, были вынуждены или сдаться или сопротивляться.

Мне кажется, Вы не на 100% правы. Исхожу из личного опыта. В начале 1991 года я с супругой был по профсоюзной путёвке от предприятия (ещё действовала советская система) в Индии. Прилетели мы в Дели как раз в день убийства Раджива Ганди. В общем, обстоятельства чрезвычайные. Вся программа была хотя и не сокращена, но получилась очень напряжённой в смысле общения и с гидами и с обычными людьми. Я немного говорю по-английски, поэтому информации получил больше, чем те, кто слушали только гидов. Например, на следующий день в вестибюле отеля (за территорию двора отеля нас ещё не выпускали по понятным причинам безопасности) я разговорился с одним индийцем. Он читал газету, и я попросил разрешения посмотреть статью об убийстве Раджива Ганди. Там ничего не говорилось о политических причинах убийства и я спросил о причинах убийства этого индийца. Сначала он понял мой вопрос неправильно и начал рассказывать о физической стороне, но я уточнил, что меня интересуют политические причины. Похоже, что индиец стал говорить об этом с удовольствием. Он рассказал о теории Севера и Юга, которую тогда в СССР, наверно, знали только специалисты. Она заключается в том, что Север угнетает Юг, но есть такие исключения, как СССР, который не участвует вместе с другими северными странами в угнетении Юга. Я спросил его об исключениях в случае Юга, и индиец подтвердил, что Израиль исключение - он вместе с Севером участвует в угнетении Юга. Важно здесь то, что индиец указал на Индию как на силу, противостоящую Северу, и на то, что Раджив продолжал бы линию укрепления независимости Индии. Когда я спросил индийца, действовала ли рука Америки в убийстве Ганди, то он ответил утвердительно. Кроме того, я чётко услышал, что Индия является опорой и надеждой стран Юга в противостоянии угнетению Юга Севером. Дрогой интересный разговор был с женщиной-гидом, которая, когда рассказывала о культуре Индии, уже открыто (на мои уточняющие вопросы) сказала о духовном лидерстве Индии. Она сказала о том, что христианство "органически" включается в индуизм. В свою очередь буддизм и мусульманство (в том числе в ипостаси сикхизма) тоже синкретические части индуизма. Это не было для меня неожиданным, потому что индуизм, как известно, религия синкретическая. Чего стоят одни наши Рерихи да и Блаватская тоже. Но меня удивил индийский "национализм", который вполне определённо просвечивал в словах этой женщины-гида. Конечно, она не представляла собой всё многообразие индийской идеологической мешанины. Она была индуисткой, как и Раджив. Но, как я понял впоследствии, организаторы убийства Раджива воспользовались как раз противоречиями между индуистами и мусульманами. Есть предположение, что семья Ганди применила программу сдерживания роста населения (навязанную, кстати, всё тем же Севером), включающую принудительную стерилизацию, для повышения доли индуистов среди населения Индии. А это позволило заинтересованным силам настроить мусульманских радикалов на убийство Раджива. Сикхи, убившие Индиру Ганди, тоже родственны мусульманам. В общем, именно индуисты задают основное направление внутренней и внешней политики Индии. При этом их, так сказать, тренд политического развития предусматривал мессианскую роль Индии уже давно и, видимо, и при существовании СССР начал бы себя обнаруживать. Возможно, при СССР это случилось бы даже раньше, так как условия развития Индии были бы более благоприятными.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Вперёд к Шишкову
Государственная языковая политика как условие становления государства-цивилизации
25.11.2024
Русская национальная идея: «Москва – Третий Рим» и «Православие, Самодержавие, Народность»
Выступление на окружном научно-просветительском форуме «Историческое просвещение как фактор государственного суверенитета в контексте глобальных вызовов» в Чебоксарах
25.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
25.11.2024 20:19
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Константин В.
25.11.2024 19:28
Такую судью «на мыло»!
Новый комментарий от Владимир Петрович
25.11.2024 19:14
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Русский Иван
25.11.2024 18:50
Искушение Дональдом Трампом
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.11.2024 17:56
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.11.2024 15:24
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Русский Иван
25.11.2024 15:16