Пансионат «Огонек». Берег Минского моря. На этот берег привела меня дорога поиска актуального мировоззрения. Здесь проходила с 30 марта по 2 апреля 17-ая Международная научно-практическая конференция «Духовный суверенитет русско-славянского мира». На форум прибыли деятелей науки, культуры, представители общественных организаций Беларуси, России, Польши.
Минское море еще сковано льдом, и его белое полотнище усеяно рыбаками. Перед окнами пансионата растут высоченные сосны. Чтобы увидеть их макушки, нужно запрокинуть лицо параллельно небу. Его – неба - здесь очень много: небесных, духовных поисков идентичности, поисков нравственности, правильного образа жизни, этического здоровья, душевного равновесия, поисков славянской миссии и предназначения в судьбе человечества.
Много красного цвета, и возникает ощущение вечного поиска любви и гармонии на земле, а на форуме – квинтэссенция искателей глубинных смыслов и людей, представителей славянских народов, утвердившихся в своём мирочувствовании.
В Ждановичах много белочек, они скачут по ветвям сосен и перелетают с одной на другую, как птицы, сверкая красно-рыжим мехом. Красные стволы мачтовых сосен впечатляют не только своей высотой, но и ровным медным отсветом, кажется: дотронься, и почувствуешь тепло. В зале среди участников конференции бросаются в глаза национальные славянские костюмы. В них одеты не только женщины, изящество которых так подчеркивают кружева и вышивка, но и мужчины в белых рубахах с красной оторочкой национальных орнаментов. Красная ленточка на лбу ведущего конференции Владимира Сацевича мелькает среди всё прибывающих докладчиков, большинство из которых уже знакомы друг с другом. Улыбки, тепло, добро, открытость, одним словом – Лад, как единство разума, чувств, воли и веры человека.
Более ста участников конференции, почти все выступили с докладами или сообщениями на пленарных заседаниях, приняли участие в круглых столах и дискуссиях.
Кто-то пришел поделиться уже наработанными моделями и методами по сближению государственных и общественных инициатив, по возрождению корней, истоков традиционной культуры и утраченных духовных идеалов славянских народов, кто-то делился опытом патриотического воспитания, образования молодого поколения, наработками по воспитанию здоровой семьи, кто-то предлагал решение проблем такого славянского понятия, как воля и жизнеутверждающего славянского о мировоззрения - Лада.
Не могу остановиться на выступлениях абсолютно всех участников конференции, так как я должна была еще принять участие в мероприятии Минского отделения Союза писателей Беларуси в Президентской библиотеке в честь праздника Единения народов России и Беларуси, поэтому выделю лишь несколько докладчиков.
Искренне радовалась участию в форуме давно знакомого мне по уникальным трудам и по научным конференциям, в которых и я с удовольствием участвую по приглашению Института философии Национальной Академии Наук Беларуси, - доктора философских наук Эдуарда Максимовича Сороко. Учёный в своих трудах обосновывает необходимость заботы каждым человеком о своей собственной жизни в духе гармонии, взяв за основу четыре составляющие: разум, чувства, веру и волю. Гармония, золотое сечение, мера, чувство меры – это тот высокий уровень духовной основы, без которого человек просто хиреет, деградирует и не может развиваться.
Среди лидеров, выражающих славянское мироощущение, моя замечательная коллега из Варшавы, давний автор литературно-художественного и общественно-политического журнала «Берега» - Барбара Кригер, заместитель председателя Польского славянского комитета, философ и культуролог. Она выпускница Краковского Ягеллонского Университета, в прошлом научный сотрудник и преподаватель Академии наук и Института истории культур. С 1990 года активно участвует в Славянском Движении, участница 1-го Учредительного Всеславянского Собора. Автор более 90 работ в области славяноведения, экологии, охраны окружающей среды. Член Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, член Международной Славянской Академии. Как пишет о ней профессор Алексей Дмитровский, «в своих философско-исторических выявлениях Б. Кригер исходит из препозиции славянства как целостного феномена исторического бытия и как потенциально действенного фактора человеческого процветания [...] исходная позиция её философско-исторического славяноведения: «Славянское мировоззрение основывается на целостном (холистическом) и многомерном восприятии с использованием и применением всех возможностей постижения одновременно чувствами, сердцем (философия сердца) и мыслью».
Барбара Кригер задаётся вопросом: «Может ли славянская цивилизация быть универсальной?», подчеркивая общечеловеческое значение цивилизации, созданной в границах Славянского мира. Трудно не согласиться с ней в том, что издавна не только славянские мыслители предвидели важную роль цивилизации Славянского мира, но об этом писали также выдающиеся западные историософы, как Иоганн Г. Гердер и Освальд Шпенглер. Н. Данилевский уже в 1871 году писал, что славяне «могут и должны сформировать свою самобытную цивилизацию». В то же время В. Ламанский в качестве мировой задачи России и славянства выводил освобождение человечества от ложного одностороннего развития и выведение из тупика, в который завел его Запад.
«Цивилизационный кризис, - говорит Барбара Кригер, - почти во всех областях жизни показывает нам, что прежние предпочтительные цели и стремления людей в обществе, основанном на материализме, оказались не верны, они не соответствуют природе нашей действительности и противоречат нашей собственной натуре и ее предназначению. В результате прежние применявшиеся и признанные стратегии поведения также оказались неэффективными». Но после почти сорокалетней постмодернистской неразберихи возникает новое, небывалое и очень привлекательное интегральное мировоззрение, в котором главную роль играет понятие системы. Это понятие выводится из скрупулезных наблюдений за живыми организмами, также за социальными организмами. Системное мышление, свойственное славянской философской мысли, нашло свое отражение в категориях «целого», «целостности» и «всеединства», точно определяющих системный характер жизни. «Идеал цельного познания, т.е. познания как органического всеобъемлющего единства, провозгласили Киреевский и Хомяков. Мышление в категориях «целостности» в настоящее время присутствует как в русско-славянском космизме, так и в традиционной обрядовости и ее символике. Эти черты славянской традиции довольно детально представлены в рамках универсологии, которая охватывает как историческое культурное наследие, так и достижения современной науки. Более детально изучить статью Барбары Кригер можно в журнале «Берега», №2 (26) 2018.
Новое научно-практическое направление в системе непрерывного образования – универсология – было представлено Еленой Геннадьевной Курносовой. Её доклад назывался «Беларусь. Миссия и Предназначение». В Минске утвердилась Международная школа универсологии как отражение потребности научного и практического решения глобальных проблем человечества, как отражение синтезированных достижений мировых культур во всех сферах жизни общества: и в кооперации производств, и в консолидации людей, и в укреплении нравственности и чистоты отношений.
На конференции было много внимания уделено теме семьи. Надежда Петровна Ярошик, несмотря на дальность дороги из Омска, постоянная участница конференции, выступила с докладом: «Семья - традиционная основа славянского общества».
От Лада в семье идёт идея мирового Лада, опираясь на необходимость утверждения на планете мирового Лада в противовес «мировому господству». Со сцены мира должны уйти манипулирование общественным сознанием, на свалку истории должно уйти истощение ресурсов Земли и человеческих ресурсов. Либеральные «ценности» находятся в агонии и полностью исчерпали себя.
Доктор медицинских наук Владимир Николаевич Ростовцев выступил с докладом «Истоки здорового образа жизни». Рассматривая природу здоровья, ученый акцентирует внимание на составляющую слова, как При Род-е. От своего Рода человек многое унаследует - здоровье физическое и духовное. Для анализа здоровья человека необходимо учитывать уровни организации человека: генетический, метаболический, физиологический, психический и духовный – при их взаимосвязи и цельности. Теория здоровья включает три части: теория нормы, теория биологического и социального груза и теория биологического баланса. И если сформулировать проще, то всё зависит от правильного мышления и гармоничного мировоззрения.
Теме мировоззрения человека посвятил свое исследование Павел Владимирович Тукабаев, доктор медицинских наук, профессор, руководитель круга родовых наследий «КРОНА» из Новороссийска. Нагрузки и образ питания, духовный настрой, религия и вера, образование и опыт и многие другие составляющие мировоззрения человека определяют его путь, предназначение и деятельность.
Невозможно перечислить всех докладчиков, но лично мне запомнились выступления Владимира Юрьевича Садкова, сопредседателя Союза офицеров России, Виктора Владимировича Ярцева, доктора философии, академика МАНЭБ; Арины Весты, писательницы, исследовательницы древнерусской культуры; Татьяны Эдуардовны Блиновой, исследователя древней славянской культуры, Юлии Николаевны Жук, биолога, практика-сугестолога, Аллы Гиговой, председателя Болгарского славянского движения, Ольги Николаевны Вечер, архитектора, руководителя Крымского филиала АНО «ЭКОН».
В заключение я хотела бы отметить милое, светлое выступление Аллы Александровны Ермиловой, научного сотрудника Дома-музея А.С. Грина в Феодосии, которая прочла сочиненный ею Сказ, поэтически, любовно оформленное «Слово о земле Крымской и жителях её – славянах».
Завершающим аккордом конференции была поездка в историко-культурный комплекс «Линия Сталина». Это цепь оборонительных укреплений вдоль старой государственной границы
СССР. Историко-культурный комплекс открылся в 2005 году. В дотах все восстановлено, как было накануне войны, отремонтированы окопы и ходы сообщений. Интересен низководный мост и паромная переправа. Военная техника, пушки, радары, крылья Родины – самолёты. Это дань памяти тем, кто обеспечил Великую Победу. Мы постояли у памятника И.В. Сталину еще и потому, что он поддержал Славянское движение в Восточной Европе после войны: «… и первая, и вторая мировые войны развернулись и шли на спинах славянских народов. Чтобы не дать немцам развязать новую войну, нужен Союз славянских народов». Известно, что когда президент Чехословакии Э. Бенеш приехал в Кремль в марте 1945 года, Сталин произнёс тост: «За новых славянофилов, которые стоят за союз независимых славянских государств».
Остаётся поблагодарить руководителя конференции Владимира Александровича Сацевича, председателя комитета «Экология человека» БОО «Русь», профессора Международной Славянской Академии, подчеркнувшего, что Россия – ядро русско-славянского мира, Русь – это истоки и корни родовой памяти и сила русского духа, есть основа мира Русского. Русь вынашивала в себе Лад, как единство разума, чувства, воли и веры человека.
На конференции были приняты обращения: народного движения «Бессмертный полк», «Союзное государство Русь – интеграционный центр славянского мира» и «За союзное государство – Русь».
Лидия Довыденко, главный редактор литературно-художественного журнала «Берега», секретарь Союза писателей России, кандидат философских наук