itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Но Христа арестовали бы

Накануне своего 80-летия известный современный богослов профессор Алексей Ильич Осипов дал обстоятельное интервью «Русской народной линии»

0
5597
Время на чтение 11 минут
Сегодня, 31 марта, известному русскому богослову профессору Московской духовной академии, доктору богословия Алексею Ильичу Осипову исполняется 80 лет. Редакция «Русской народной линии» поздравляет юбиляра с годовщиной, желает ему душевного и телесного здравия, Божией милости и помощи в служении на богословском и преподавательском поприще. Многая и благая лета!
В преддверии юбилея заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Валентинович Тимофеев записал интервью с Алексеем Ильичем Осиповым.
Более полувека Вы изучаете и преподаете богословие. Почему Вы решили посвятить свою жизнь этому делу?
Я ничего не решал. Просто увидел, поскольку так происходит, следовательно, в этом состоит воля Божия. Этим и занимаюсь всю жизнь. У меня не было никаких предварительных раздумий, вариантов, сомнений – всё так устроилось промыслом Божиим. Вот и всё.
Как Вы оцениваете уровень богословского образования в Русской Православной Церкви в настоящее время?
Поскольку в Перестройку были разрушены все идеологические границы между Россией и Западом, Россией и Востоком, сейчас на нашу церковную жизнь и богословскую мысль очень большое влияние и даже давление оказывают те идеи и направления, которые были за железным занавесом. Помню, игумен Никон (Воробьев) говорил: «Хорошо, что у нас граница закрыта. Это великая милость Божия к нашему народу. Нас бы завалили (особенно Америка) дьявольской, сатанинской и сектантской литературой, а русские люди очень падки на все заграничное».
Сейчас мы уже многое видим. Наше богословие находится в непростом состоянии, приходится противостоять многим идеям, которые глубоко искажают христианство и весьма распространены на Западе. Они влияют на характер нашей жизни, на церковных людей, в частности, и на богословское образование.
В сентябре 2015 года теология признана в России научной специальностью. Под эгидой ВАК создан первый в истории России Объединенный диссертационный совет по специальности «Теология». 1 июня 2017 года состоялась первая в современной российской истории защита диссертации на соискание ученой степени кандидата теологии. В светских вузах появляются кафедры теологии, что вызывает протесты либералов, заявляющих, что физикам не нужна теология. Как Вы относитесь к этому процессу?
Всё это было в царской России. Во всех наших университетах преподавали богословие, изучали Священное Писание. В каком состоянии это находилось? Об этом очень критически говорили и писали многие, причем поразительные вещи – наша интеллигенция в основном своем составе не понимала и не знала Православия. Одной из причин этого, на первый взгляд, кажется, странного явления было то, что всё это преподавалось схоластически, как одна из многих гуманитарных дисциплин, как некий предписанный сверху довесок, а не как обоснованное и глубоко продуманное мировоззрение, отвечающее на самые важные вопросы жизни человека. Если исходить из слов Христа: по плодам их узнаете их (Мф.7: 20), – то можно наблюдать следующее. При высоком уровне теоретического богословия наших духовных академий видим серьёзный упадок в них духовного состояния. Об этом говорят яркие слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Сбывается слово Христово: в последние дни обрящет ли Сын Божий веру на земле! Науки есть, академии есть, есть кандидаты, магистры, доктора богословия... Случись с этим богословом какая напасть и оказывается, что у него даже веры нет, не только богословия. Я встречал таких: доктор богословия, а сомневается был ли на земле Христос, не выдумка ли это, не быль ли, подобно мифологической. Какого света ожидать от этой тьмы!» (Игнатий (Брянчанинов). Письма к разным лицам. Выпуск II. Сергиев Посад, 1917. С. 78-79). Преподобный Варсонофий Оптинский даже так сказал: «Революция вышла из Семинарии». Как могло такое случиться?
Духовное состояние академий и семинарий, а тем более, богословия наших Университетов, в очень большой степени оказалось подчиненным западному влиянию, далеким от духа Православия. Об этом много и интересно писал, например, митрополит Вениамин (Федченков), выпускник Московской духовной академии, в своих книгах «О вере, неверии и сомнении», «На рубеже двух эпох» и других. Он прямо заявлял: Мы были больше томистами, нежели православными (Thomism от лат. Thomas «Фома»; направление в католической мысли, основанное на учении знаменитого католического богослова Фомы Аквинского). Или другое его замечание: Мы, студенты, были уверены, что каждый талантливый и умный преподаватель Академии должен был быть неверующим или, по крайней мере, маловерующим или неправославно верующим. Он рассказывает, как они, студенты, однажды навестили своего заболевшего педагога и были поражены, что он, такой талантливый человек, оказался глубоко православным. Таково было состояние духовного образования в царской России. Оно и привело нашу богословски образованную молодежь и наше образованное общество к отступлению, по словам праведного Иоанна Кронштадтского, от веры. Об этом со скорбью писали и говорили многие выдающиеся дореволюционные иерархи, подвижники, мыслители.
Что теперь может дать преподавание теологии в университетах? С одной стороны, очень хорошо, чтобы как можно большее число людей получали знание о Православии и христианстве. Но с другой - понимаем, что такое знание могут дать только люди, глубоко укорененные в Православии, а не поверхностно знакомые с ним. По своему опыту преподавания в академии могу сказать, что очень небольшое количество из ее выпускников было бы способно читать лекции перед современной университетской аудиторией. И они ли теперь преподают теологию в институтах? Необходимо прежде тщательно готовить преподавателей, проверяя их на высоко компетентном уровне, а затем уже открывать кафедры, но не наоборот. Сейчас педагоги теологии в ВУЗ-ах более духовно образованные и воспитанные, чем в царской России? Никак нельзя забывать о том, к чему привело преподавание теологии в дореволюционное время. Есть о чем подумать, если мы не хотим повторить печальный опыт прошлого.
Теология и богословие – это одно и то же?
Слово одно и то же, но совсем не одно по тому содержанию, которое ассоциируется с ними. Когда мы говорим о богословии, то подразумеваем, прежде всего, классическую мысль прп. Иоанна Лествичника: «Совершенство чистоты есть начало богословия», или то, что писал преподобный Исаак Сирин: «Душа видит истину Божию по силе жития», или, как говорил свт. Григорий Палама: «Исполнение Божиих заповедей доставляет истинное знание». Под богословием подразумевалось то богопознание, которое приобретает христианин в своей духовной жизни, следуя по стопам святых отцов. Так оно понималось в Православии.
Но когда Римская церковь отошла от наследия древних отцов и отпала от Православия, в ней произошли серьезные искажения, как вероучительные, так и относящиеся к области духовно-аскетической жизни. Богословие, как верность святоотеческому пониманию христианской веры и жизни, перешло на стези религиозной философии и нехристианского мистицизма. Так богословие стало на Западе теологией (греческое слово, переведенное на русский язык как богословие), которое точнее всего можно было бы охарактеризовать как омирщение (для редакции: я так пишу – вопреки грамматике). Произошла подмена христианских духовных понятий и принципов жизни идеями этого мира.
В силу этих негативных явлений понятие теологии у нас стало ассоциироваться с западным, омирщенным восприятием богословского образования. Сейчас, например, на Западе теология занимается, можно сказать, исключительно решением мирских проблем. На них обсуждают проблемы экономики, политики, философии, социологии, образования, воспитания и т. п. Едва ли можно найти более-менее крупную международную теологическую конференцию, которая занималась бы вопросами духовной жизни.
В качестве одной из иллюстраций можно привести международную конференцию «Спасение сегодня», которая проходила в 1973 году в Бангкоке под эгидой Всемирного совета церквей. Наши наблюдатели по возвращении докладывали, что на конференции говорили о спасении от эксплуатации, от безработицы, от экономического кризиса, от засилья транснациональных корпораций – о чем угодно, только ни слова о спасении души. И когда присутствующие на конференции православные попытались возразить и сказать, что понятие «спасение» в Евангелии носит совершенно другой смысл, который заключается в борьбе с грехом, со страстями, то на них посмотрели, как на допотопных динозавров, которые заговорили на непонятном языке и о непонятных вещах.
Современная теология на Западе вся погружена в решение мирских проблем. Поэтому, когда мы произносим слово «теология», то уже невольно, а подчас и реально происходит объединение этого понятия с тем направлением христианской мысли, которое уже давно там укоренилось. О нём точно написал Ф.М. Достоевский в своём романе «Бесы»: «Рим провозгласил [своего] христа, поддавшегося на третье дьяволово искушение (…показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4, 8–9). – А.О.), и, …возвестив всему свету, что Христос без царства земного на земле устоять не может, католичество тем самым провозгласило антихриста и тем погубило весь западный мир».
Такова разница между теологией и богословием. Эти два слова – калька одно другого. Но содержание их очень и очень разное.
В своих лекциях и выступлениях Вы настаиваете на необходимости опоры в богословских изысканиях и пастырском служении на Священное Предание. К сожалению, нередко священнослужители в своих публичных выступлениях игнорируют этот принцип и рассуждают, что называется, «от ветра главы своея». Почему так происходит? От незнания Предания или это сознательное умаление его значимости?
Уже давно, а сейчас особенно на наши умы оказывается очень сильное давление католическо-протестантской мыслью. Если вы посмотрите на дореволюционные сочинения наших видных богословов, то удивитесь – подстрочники заполнены, главным образом, западными авторами. И сейчас влияние католическо-протестантской мысли на умы современных богословов, священнослужителей ничуть не меньше, чем перед революцией, и даже сильнее, поскольку всё большее число студентов наших духовных школ посылается для теологического образования в католические и протестантские университеты.
Чем по существу отличается Православие от западных конфессий? Оно утверждает, что истинное понимание всех вопросов веры и жизни мы можем найти только у святых отцов – в святоотеческом или Священном Предании. Поскольку лишь они достигали истинного Богови́дения и писали не просто от своего ума и теоретических познаний, а из глубокого опыта Богопознания. Православие всегда настаивало на том, что верное понимание христианских истин открывается Духом Святым, носителями Которого и были святые подвижники, ибо Богопознание достигается не вспотением ума, а усилием борьбы со своими страстями и покаянием. Омирщённое же сознание не принимает этот призыв. Куда интереснее заниматься, как на Западе, мирскими проблемами. Отсюда происходят отклонения и в богословии. Яркий пример – притча о талантах.
Что подразумевает под талантами мирское сознание? - Композитор, писатель, художник, спортсмен, еще прибавлю – карманный вор! Это тоже талант! Но разве Христос призывает развивать эти таланты? Он говорит о талантах милосердия, смирения, терпения, любви, великодушия. Он говорит о вечных духовных ценностях личности, а не о способностях, погибающих вместе со смертью тела. Вот как происходит подмена христианских понятий мирскими и разделения в христианской среде. Потому не приходится удивляться тому, о чем вы говорите.
Каковы основные задачи и проблемы русского богословия на сегодняшний момент?
Проблем много. Они рождаются самой жизнью. И главная проблема – как избежать омирщения, как бы нашему богословию не стать теологией.
Много практических проблем. И может быть, первой и главной является та, о которой настойчиво писал святитель Игнатий (Брянчанинов), но которая мало привлекает внимания богословов: Необходимо начать учиться молиться. Не странно ли звучит этот призыв? «Начать»? - Разве мы не начали давно-давно?! «Учиться» - да мы всегда умели! «Молиться» - разве мы не молимся? А в действительности это проблема номер один, без понимания которой правильная христианская жизнь невозможна.
Или, например, во время Литургии слышим: «Оглашенные, изыдите». Понятно, дань традиции – во время таинства Евхаристии должны остаться только верные, чтобы никто не нарушал благоговения в храме. И вдруг по храму ходят, носятся с разной аппаратурой, расталкивая молящихся, теле-фото-видеокорреспонденты. Им открыт даже алтарь. Они снимают Престол, Святые Дары, священнослужителей, совершающих Богослужение, то есть молящихся, для показа не только оглашенным, но на весь мир – как театральную постановку. Разрешения у народа при этом, можно ли снимать его во время молитвы, никто, конечно, не спрашивает.
Не меньшая проблема – продажа, в полном смысле этого слова, таинств церковных. Речь идет о так называемых «пожертвованиях» с твёрдо фиксированной ценой за Крещение, Венчание, Соборование. Скоро можно будет дойти и до Исповеди, и до Причащения! А сами торговые лавки в храме, с полным размахом работающие в храме во время Богослужения.
Так изнутри разрушается самое главное в христианстве – молитва. Во что превращается Богослужение?! И всё это происходит под флагом проповеди веры и благочестия. Интересно, что сделал бы Христос, если бы вошел в такой храм? Ясно, что: И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех (Ин. 2: 15). Но Его-то арестовали бы.
А что происходит на церковных поздравлениях? Какие произносятся речи! Хромому говорят, что он лучший спринтер, слепому, что он непревзойденный стрелок. Лесть, и где?! - В православной среде, в самих храмах Христовых. А что говорит Господь: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу? (Ин. 5, 44). Так буквально убиваем веру друг в друге.
Немало и богословских, теоретических проблем. Это проблемы экуменизма, отношений с Ватиканом и протестантскими церквами. Остро стоит и по-разному оцениваются проблемы свободы (прежде всего, религиозной), толерантности, общих молитв с представителями других христианских конфессий, с иноверцами. И т. д.
Краткая биографическая справка:
А.И.Осипов родился 31 марта 1938 г. в г. Белеве Тульской области. В 1955 г. окончил Среднюю школу в г. Гжатске (ныне Гагарин, Смоленская обл.).
В 1959 г. окончил Московскую Духовную Семинарию.
В 1963 г. окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951-го года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания». В 1964 г. окончил аспирантуру МДА и был назначен в ней преподавателем. В разные годы читал лекции по Экуменизму, Истории Русской религиозно-философской мысли, Актуальным богословским проблемам, Протестантизму.
С 1965 г. параллельно читал лекции в Московской духовной академии и семинарии по Основному богословию и Западным исповеданиям. В академии вел спецкурс «Основы духовной жизни в Православии».
В 1969 году получил звание доцента, в 1975 г. — профессора, в 2004 г. — заслуженного профессора, в 1985 году за совокупность богословских трудов присвоена ученая степень доктора богословия.
С 1982 по 2006 годы был заведующим аспирантурой МДА.
С 1991 по 2016 годы сопредседатель Международной ежегодной конференции «Наука. Философия. Религия» (г. Дубна Моск. обл.).
В 2007 году получил диплом почетного профессора Института Дружбы народов Кавказа. В том же году избран действительным членом Российской Академии Естественных Наук.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

379. о богословии и о богословах

Богословие нужно для правильной организации богослужебной жизни Церкви,( в первую очередь ), и для правильного выстраивания своей духовной жизни. Я не могу оценить успехи другого человека, ведущего эту духовную жизнь. Я не знаю, с каких позиций он стартовал. Я могу только приблизительно оценить его нынешнее состояние. Если человек берется богословствовать, но при этом не способен справиться со своим раздражением и со своей злобливостью, то можно предположить, что раньше его дела обстояли еще хуже. Можно еще предположить и другой вариант - предположить, что его " богословие " ему на пользу не идет. Возможно, что он использует его только как средство, позволяющее ему возвыситься над другими и возомнить себя знающим. Пользы от такого богословия точно не будет. Один только вред. Короче; " итак по плодам их узна́ете их ".
Василий В.В. / 19.04.2018, 09:01

378. Ответ на 377., М.Яблоков:

Прекращайте юродствовать.Зря Вы так. Я искренне написал и никаких дурных чувств я к Вам не испытываю.Не надо здесь на форуме исповедоваться, в церкви это надо делать. Здесь это не оценят.

Я с Вами разговаривал,( хотя и публично ), и адресовал свой комментарий исключительно только Вам. Кто, как оценит мои слова, Вам знать не дано. Не нужно всех мерить по себе. На эту тему писать больше не буду.
Василий В.В. / 19.04.2018, 08:36

377. Ответ на 376., Василий В.В.:

Прекращайте юродствовать.Зря Вы так. Я искренне написал и никаких дурных чувств я к Вам не испытываю.

Не надо здесь на форуме исповедоваться, в церкви это надо делать. Здесь это не оценят.
М.Яблоков / 19.04.2018, 06:15

376. Ответ на 375., М.Яблоков:

Прекращайте юродствовать.

Зря Вы так. Я искренне написал и никаких дурных чувств я к Вам не испытываю.
Василий В.В. / 18.04.2018, 22:09

375. Ответ на 374., Василий В.В.:

Прекращайте юродствовать.
М.Яблоков / 18.04.2018, 18:50

374. Ответ на 372., М.Яблоков:

Я понял. Модераторы - это мои спасители! )) Не дают мне согрешить, полностью высказав то, что я думаю о некоторых участниках форума )

Словом Вы не согрешили, а помышлением согрешили. Я посмеялся над тем, как Сергей Швецов составляет свои фразы, но как-то не подумал, что мои слова могут задеть Ваше самолюбие или просто могут обидеть Вас. Виноват. Прошу прощения.
Василий В.В. / 18.04.2018, 17:33

373. Ответ на 370., Лев Хоружник:

Да и тебе-то чего веселиться?

Как чего? Нередко выпадает случай полюбоваться скорбным львом.
Сергей Швецов / 18.04.2018, 17:14

372. Re: Но Христа арестовали бы

Я понял. Модераторы - это мои спасители! )) Не дают мне согрешить, полностью высказав то, что я думаю о некоторых участниках форума )
М.Яблоков / 18.04.2018, 14:00

371. Ответ на 368., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Речь о догматике. Догматика для всех одна. И она не секретная. Бесы знают догматику замечательно. Хотите состязаться с ними в вопросах догматики?!

Бесы знают только, что Господь им попустит знать. Что же касается догматики, то они как раз искажают догматику. Ересь - это синергия бесовской и человеческой волей. А если вы правосоавную догматику (не лично Вы) не знаете, что как раз и будете являться игралищем бесов.
М.Яблоков / 18.04.2018, 13:57

370. Ответ на 367., Сергей Швецов:

Так я и думал. Куда комбайнеру против танкиста. С таким унылым троллингом, Лёва, Вам моего юного подавана никогда не одолеть.

Серёжа, но где же тут троллинг, когда совпадение твоей и Осипова веры, с верой Нестория установленный факт? Или ты уже не отрицаешь пресуществления? Или уже Осипов его признаёт? Что же касается унылости, то ты, Серёжа, путаешь её со скорбью, которую я, как православный человек, не могу не испытывать к тем, кто погубив самих себя, стремиться погубить еще и других людей, да еще и резвясь при этом молодым козелком...Как же я могу веселиться, глядя на это? Да и тебе-то чего веселиться? Ты думаешь, может быть, что "отмотав срок" за ересь в аду, потом с чистым сердцем придешь в Рай, как учит тому Осипов? Нет, Серёжа, ни ты, ни Осипов, и Несторий оттуда уже никогда не выйдите! Впрочем, если для Нестория всё закончено, то для вас с Ильичом есть еще время для покаяния...
Лев Хоружник / 18.04.2018, 11:30
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Тимофеев
Поразительная слепота Кони
Ещё раз о деле Веры Засулич к 180-летию выдающегося русского юриста
26.02.2024
Пугающие судебные будни
Значимость встречи Президента с Председателем Верховного Суда в полной мере может оценить лишь практикующий юрист
07.02.2024
Церковный суд и горделивые «правдолюбцы»
О нашумевших судебных делах в Русской Православной Церкви и лукавой позиции подсудимых
30.01.2024
Новые русские киносказки: тревоги и упования
Одним из неожиданных итогов прошлого года стали впечатляющие успехи отечественной киноиндустрии
24.01.2024
ГОСТ на благоглупость
Об абсурдности предложения Союза потребителей России дисциплинировать юристов
12.01.2024
Все статьи Александр Тимофеев
Алексей Осипов
Все статьи Алексей Осипов
Последние комментарии