Сегодня мы чтим память священномученика Арсения, митрополита Ростовского. Он родился в 1697 году в семье униатского священника выходца из польской шляхты и в миру звался Александром Ивановичем Мацеевичем. В 1715 г. он поступил в Киевскую Духовную академию, где в следующем году был пострижен в монахи и рукоположен во иеродиакона Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря. В 1723 г. о. Арсений стал иеромонахом и был оставлен при Духовной академии в качестве проповедника.
Являясь сторонником возвращения к допетровским порядкам, митрополит резко выступал против церковного реформирования, начавшегося с царствования Императора Петра I, требовал удаления светских лиц из Св. Синода, подал Государыне Императрице Елизавете Петровне записку с проектом восстановления патриаршества. Митрополит также выступил против сторонников секуляризации монастырских земель в 1763 г. совершив чин отлучения их от Церкви.
За свои резкие выступления против инициатив светских властей митрополит Арсений был лишен архиерейства и сослан в Ферапонтов, а затем Николо-Карельский монастырь. В 1767 г. по доносу он был обвинен в том, что выражал сомнения в правах Императрицы Екатерины II Алексеевны на Престол (владыка выражал свое сочувствие Великому Князю Павлу Петровичу будущему Императору Павлу I), был лишен монашеского звания и пожизненно заключен в Ревельскую крепость. Содержался под охраной солдат, не знавших русского языка в камере с замурованной дверью, где и умер под прозвищем «Андрея Враля».
Сегодня мы также вспоминаем артиллерийского офицера, инженера-изобретателя Федора Аполлоновича Пироцкого (1845-1898). Пироцкий первым в России изобрел трамвай на электрической тяге. В 1880 г. он модернизирует городские двухэтажные трамваи на конной тяге, переводя их на электрическую тягу. У него не было денег для продолжения своих экспериментов, но его электрическим трамваем заинтересовались во всем мире, в частности в Германии. В 1881 году братья фон Сименс открывают в Берлине первую постоянную электрическую трамвайную линию. В Российской империи электрический трамвай появился только в 1892 году. Пироцкий проложил первый подземный электрический кабель в Санкт-Петербурге для передачи электроэнергии от пушечного литейного завода к Артиллерийской Школе в 1881 г. Он так же был автором проекта централизованной подземной городской электросети, предложил новую конструкцию доменных и пекарных печей. В 1888 г. он ушел в отставку в звании полковника.
Также сегодня исполняется 103 года со дня смерти известного государственного деятеля, графа Сергея Юльевича Витте (1849-1915). Он родился 17 июня 1849 г. в Тифлисе в семье крупного чиновника. Окончил в 1870 г. физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе и назначен начальником движения Одесской железной дороги. Около 20 лет работал в частных железнодорожных обществах. В 1889 г. Витте назначен директором департамента железных дорог министерства финансов, в феврале 1892 г. министром путей сообщений, а в августе 1892 г. министром финансов. В августе 1903 Витте получил отставку с поста министра финансов с назначением на пост председателя Комитета министров. Он возглавлял делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор 1905 г. с Японией, за что получил графский титул. С октября 1905 г. по апрель 1906 г. Витте возглавлял Совет Министров. В апреле 1906 г. Витте получил отставку. Последние годы жизни провел в Петербурге и за границей. Оставаясь членом Государственного совета, Витте принимал участие в работе Комитета финансов, председателем которого был до самой смерти.
Эта статья полностью опубликована в разделе Этот день в Русской истории