Никто, кажется, особенно в свете событий на Ближнем и Дальнем Востоке, в Донбассе и Европе в целом, не сомневается в необходимости военно-патриотического воспитания нашей молодёжи. Другое дело - воплощение в жизнь идеи: каким должно быть это воспитание, что общество рассчитывает получить на выходе? Когда есть понимание проблемы, но нет чёткого способа её решения, то движение к конечной цели будет походить на блуждание в «трёх соснах». Ведь в США или Европе, Китае или многих арабских странах к этой проблеме подходят по-разному, имея разный результат. Каков наш путь в этом дискурсе, ведь Россия - страна вполне самодостаточная с уникальной цивилизацией и историей, и слепое копирование чужого опыта может не просто не дать ожидаемого результата, но и погубить страну!
Кто в лес, кто на парад. Дорого стоило России 75-летнее безбожное правление коммунистов с выродившимся, показным на закате СССР комсомольско-пионерским энтузиазмом и культом вождей, заведших народ в тупик. Или урок 90-х годов, когда произошёл захват власти бывшими партократами в союзе с криминалитетом, проникшим во все сферы властной вертикали. Тогда мы безоглядно и бездумно начали крушить остатки былого советского здравого и слепо копировать опыт Запада! С опасными экспериментами мы не покончили до сих пор, судя по шараханью в системе образования и заполонившим наши экраны псевдоисторическим киноопусам.
Тем не менее, сохранилась система суворовских военных училищ; действуют кадетские корпуса и классы, создана молодёжная организация «Юнармия» и «Российское движение школьников». Однако, очевидно так же, что даже все вместе они не отвечают запросам и требованиям времени. И если проблемы суворовских и кадетских образовательных учреждений достаточно известны и по ним ведётся определённая корректирующая работа (во многом благодаря ориентации руководства на силовые структуры и неравнодушие выпускников СВУ), то юнармейское движение, не говоря уже об общешкольном, во многом просто профанируют идею. Вместо создания полноценного резерва для пополнения Вооруженных Сил, всесторонней подготовки патриотов и допризывной молодёжи, их руководители увлекаются излишним теоретизированием и предпочитают полевой практике парадно-паркетные селфи-мероприятия. Во многом потому, что в угоду эмансипации и в силу инерции советской системы воспитания, бразды правления в Юнармейском движении отданы педагогам-женщинам и спортсменам-физрукам, а многими низовыми подразделениями командуют девочки-отличницы. А вот офицеров запаса, ветеранов боевых действий со своим видением проблемы воспитания не комнатных патриотов, а будущих защитников Родины, здесь явно не жалуют! Вряд ли этого ожидает от юнармейского руководства Министр обороны, выступивший и заказчиком, и инициатором, и главным спонсором идеи.
Очевидно, поэтому параллельно официальным структурам функционирует огромное количество военно-спортивных, военно-патриотических и иных детских, молодёжных, юношеских и казачьих клубов и объединений, сформированных на добровольной основе. Они по разным причинам остаются неформатными, внебюджетными и значит, по сути, неподконтрольными государству. Определённая опасность состоит в том, что у каждой из этих организаций, точнее их руководителей, фактически существует своя идея воспитания патриота, которую он и воплощает в жизнь в меру своего понимания и возможностей.
Мне приходилось бывать на некоторых мероприятиях подобных полуподпольных военизированных организаций, вполне вписывающихся, однако, в систему военно-патриотического воспитания. И здесь от довольно агрессивной и даже деструктивной теории очень скоро переходят к активной практике. Есть ли у государства возможность взять ситуацию под контроль, дабы не оказаться однажды лицом к лицу с доморощенными боевиками? Да, есть путь запретов, что вряд ли разрешит проблему, загнав наиболее радикализированные группировки в подполье, что создаст задел партизанщине.
Формула Победы как Национальная идея. А есть путь сотрудничества и обмена опытом между государственными и добровольными военно-патриотическими объединениями на единой площадке. Одним из направлений этой работы являются совместные полевые сборы и лагеря. Участвовать в них могут все государственные, добровольческие и прочие молодёжные организации военно-патриотического направления. Одними из таких лагерных сборов 15-й год подряд становятся Суворовско-Ушаковские сборы.
В состоявшихся в начале марта XV Межрегиональных Cуворовских военно-патриотических сборах приняло участие 27 команд из Москвы, Подмосковья, Ярославской, Владимирской, Ивановской, Вологодской, Ленинградской областей, Карелии и Алтайского края - общей численностью до 300 детей и подростков. Здесь были представлены как команды кадетских корпусов и классов Минобразования и науки, региональных подразделений движения «Юнармия», так и организованных на общественных началах военно-патриотических и казачьих клубов.
Организатор сборов Александр Львович Кононенко, безвременно ушедший в лучший мир в прошлом году, заложил их базовые основы, среди которых Православие играло главную роль. И в этом нет никакой натяжки, учитывая, что сборы посвящены Великим Русским полководцам и флотоводцам, которые однозначно высказывались в пользу того, что сегодня стыдливо замалчивается или ущемляется в угоду всепроникающей толерантности! Начинают и заканчивают день участники сборов молитвой, открываются - молебном, а завершаются Сборы - Божественной Литургией - всё, как завещали адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков (канонизированный в лике святых) и генералиссимус Александр Васильевич Суворов. По большому счёту именно они, не потерпевшие ни одного поражения в череде десятков сражений и являются носителями национальной идеи России, которую безуспешно ищут до сих пор в Кремле. Последний из них, как откровение свыше, выдал настоящий шедевр: «Молись Богу - от Него Победа!».
И хотя ответ на вопрос: «Хотят ли русские войны?» давно дан, причины вооружённых конфликтов неустранимы, пока есть на земле зло. Война практически всегда начинается не по нашим правилам, зато заканчивается нашей безусловной победой, порой, лишь растянутой во времени. Потому и приходит она только ПОсле БЕДы. Суворов, Ушаков знали рецепт и истинную цену этого терпкого, пьянящего напитка, настоянного на жертвенной крови. Оба славных сына Отечества всеми своей яркой, впечатляющей жизнью подтверждали теорию - практикой, указав источник победы, называли и средство для её достижения - христианскую жертвенность. Настоящая победа возможна только через готовность пострадать, пожертвовать собой. «Сам погибай - товарища выручай» и только поэтому «мы - русские» и Бог именно с нами!
Забыть - значит предать. Но, увы, разработанные Александром Васильевичем тезисы и каноны «науки побеждать» были плохо усвоены ещё современниками, потом основательно подзабыты потомками и в дальнейшем не раз перелицовывались под требование времени и решения очередного партсъезда. В итоге то, что осталось от Суворова мало отражает суть его учения. Сам Александр Васильевич остаётся непонятым чудаком, а его победы воспринимаются, как необъяснимый, парящий в воздухе, оторванный от земли, от корней уникальный феномен. А ведь он не отделял себя ни от русского народа, ни от Церкви и помимо «Науки побеждать» написал «Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу». Суворов так же обращался с прошением на имя Императора с просьбой отпустить его в монастырь! Имя Фёдора Ушакова, отдававшего всего себя Богу и России и закончившего свою жизнь фактически монахом, упокоившись в Санаксарском монастыре, вспоминается и того реже. Увы, такой секулярный подход к наследию великих сынов России до сих пор прослеживается в сложившейся системе военно-патриотического воспитания молодёжи! Мы, порой, скорее по привычке кричим, что де, «мы - русские», но «с нами ли Бог?». Знаем ли мы Его?
Беспамятство и безбожие как проклятие прошлых лет лежат на нас тяжким грузом. В годы воинствующего атеизма, равно как и позднего равнодушного богоборчества, когда уничтожались не только храмы и памятники, сносились кладбища, но вымарывались, подчищались неугодные исторические факты, переписывались биографии. Упоминание Бога, посещение храма считалось если не опасным для жизни, то чем-то постыдным - уделом безграмотных бабок. Так откуда было взяться у молодого поколения любви к «родному пепелищу и отеческим гробам» при таком воспитании?
К нашему стыду, в разбитой вдребезги при помощи Суворова, Ушакова и их учеников 205 лет назад Франции, до сих пор существует культ Наполеона (гениального, но самовлюблённого эгоиста), распространённый по всему миру, а у нас почитание национальных героев, буквально не щадящих живота своего на благо Отечества, в загоне. Ну, назвали в честь Суворова систему военизированного школьного образования и награду; а в честь Ушакова практически невостребованный орден и медаль - вот, пожалуй, и всё! Где фильмы про них? Где книги и баннеры с их изображениями, где повсеместная популяризация не то чтобы опыта, хотя бы их героического образа жизни? В прошлом году без шума и пыли серой будничной мышью прошмыгнула 200-летняя годовщина со дня рождения адмирала и святого человека Ф.Ф.Ушакова. Вы что-нибудь слышали о грандиозных празднествах по этому поводу? Приближается подобный юбилей А.В.Суворова. Есть общественное движение, вышедшее с инициативой на Президента страны о посвящении полководцу 2020 года в связи с 290-летием со дня его рождения. Но из администрации по прошествии года ответа пока нет. И неудивительно, если его не будет - тенденция такая.
Человек, который красит место. Поэтому преодоление страшного недуга инертности и беспамятства лежит в основе информационной политики организаторов сборов. Для Суворовских - традиционным местом проведения стала Суздальская земля! Суздаль не только один из древнейших городов России, но и напрямую связан с самим Александром Васильевичем, который был командиром 62-го Суздальского пехотного полка. Недалеко от Суздаля его родовое имение село Кистыш, где сегодня силами РОО ветеранов и инвалидов силовых структур «Омофор - Суворовский призыв» восстанавливается построенный по распоряжению и на средства полководца Храм Василия Великого и Суворовский Мемориальный центр. В Суздале нашел свой последний земной приют другой национальный герой Русской земли - князь Дмитрий Михайлович Пожарский, сыгравший важную роль в освобождении Москвы от врага внешнего - иноземных захватчиков и врага внутреннего - русскоговорящих предателей, что положило начало окончанию смуты.
Перед родовым склепом Пожарских, построенном на территории Спасо-Евфимьевского монастыря на народные пожертвования в XIX веке (уничтоженном в 1933 году по распоряжению тогдашних властей, но восстановленном в 2009 году) и проходит открытие сборов. Под перезвон колоколов и после архиерейского молебна в одном из храмов города. Кстати, здесь же, в этом монастыре, превращенном в советские годы в тюрьму, содержался в плену один из авторов плана «Барбаросса» генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс - символ побежденного врага внешнего! Такой вот многослойный символизм - перекличка эпох.
Сборы промыслительно открылись 2 марта - в 101-ю годовщину (по старому стилю) госпереворота - т.н. отречения Государя в результате заговора и «измены, трусости и обмана» ближайшего к Нему окружения. Это настоящий день позора и катастрофы России до сих пор большинством не осознанной и не осмысленной. Но также промыслительно, что уже в наше время - 18 лет назад, в те же дни русские солдаты из 6-й гвардейской роты 76-й воздушно-десантной дивизии, совершили подвиг на высоте с отметкой 776 в Чечне, приняв бой с превосходящими силами хорошо подготовленного противника. Настоящий подвиг - движение души и стоит в том, когда перед лицом смерти есть возможность выбора: и у Царя, и у героев-десантников он был. Государю предлагалось под угрозой жизни отречься от вверенного Ему Богом Царства, а гвардейцам предлагалось за хорошие деньги пропустить боевиков в Дагестан. Николай, как сегодня уже достоверно известно, отказался подписывать какие-либо документы, которые в итоге были сфальсифицированы его генералами, оставшись чистым перед потомками. Солдаты и офицеры гвардейской дивизии отказались идти на компромисс с врагами, сохранив Честь! Предательство одних было искуплено жертвой других!
Ушаковские сборы который год проводятся в другом древнем городе - Переславле Залесском. Приурочены они ко дню памяти праведного воина Фёодора, которая отмечается в середине октября. Переславль гордиться свой почти тысячелетней историей и известен, как колыбель русского флота, где на Плещеевом озере юный царевич Пётр строил свою потешную флотилию. Об этом сегодня напоминает сохранившийся до наших дней ботик Петра - дедушка Русского флота!
Но не только Петр Первый прославил эти места. Переславль ещё и родина Александра Ярославовича Невского - величайшего для своего времени человека: храброго воина, искусного дипломата, талантливого правителя - автора бессмертных строк: «Кто к нам на Русь с мечом придёт, от меча и погибнет!», который перед смертью принял монашеский постриг. Сохранился городской вал, княжий двор и Спасо-Преображенский храм, где отрок был не только крещён, но и посвящён в воины. Всё это находится в сердце города на Красной площади, где стоит памятник Великому князю. Здесь и проходит торжественное открытие сбора при участии городских властей, духовенства, военнослужащих местной воинской части.
Переславлю, как и Суздалю вправе носить имена городов воинской славы - несколько раз за свою историю они подвергались опустошительным набегам, разорялись, но восставали из руин и пепла, символизируя саму Россию! Наша Родина, следуя именно христианским путём, не раз восходила на Голгофу, была предаваема и оплевана, терпя, казалось бы, окончательное поражение, но в итоге одерживала Победы!
В ответе за будущее. Выступая на открытии Суворовских сборов, их нынешний руководитель, ветеран Афганистана, кавалер ордена Красной Звезды, Николай Кириллович Юдин, сказал неожиданные слова: «Молодежь - это не наше будущее, это уже наше настоящее!». Сегодня, когда в моде инфантилизм и духовная расслабленность, свойственная незрелым личностям, он словно хотел напомнить, что в условиях надвигающейся на Россию войны, взрослеть и мужать надо быстрее. Мы так долго тешили себя надеждами, что авось пронесёт, так долго боролись «за мир во всем мире», убеждая, прежде всего, самих себя, что он должен быть достигнут любой ценой и напрочь забыли простую истину: «Хочешь мира - готовься к войне»!
Россия обречена вести войны вплоть до Второго пришествия Спасителя. Именно ей - Третьему Риму - надлежит сохранить подлинный смысл жизни и чистоту Веры на земле. Данная ей Богом относительно мирная передышка заканчивается. И как 75, 100, 200 и более лет назад главную роль в войне будут по-прежнему играть люди. Это снова будет война не моторов или роботов, но прежде всего характеров, нервов, выдержки, воли и духа!
Нам есть, что противопоставить противнику, который всё ярче обозначает себя, поигрывая стальными мускулами, давя на психику. И это не только наши новейшие системы вооружения и комплексы ПВО, о которых упомянул недавно Глава государства, это - наши Герои России - продолжатели традиций Ушакова и Суворова: старший лейтенант Александр Прохоренко, гвардии майор Роман Филипов, не пожелавшие обменять честь русского офицера на позор плена, предпочтя скоротечной смерти - вечную жизни.
С последних сборов мне запомнилась такая картинка: уже вечереет, одна из команд младшей лиги - мальчишки 12-14 лет - бегут километровый марш-бросок с оружием, 3-х килограммовым «боекомплектом» в вещмешках за плечами и в стальных касках. Цепочка из 8 человек сильно растянулась. Двое последних пацанов уже не могут бежать, едва плетутся. И вдруг один из них, хватая воздух ртом, запевает знакомую мне песню Александра Познахарева с таким припевом:
«Мы - Русские, с нами - Бог!/ Мы - Русские, Русские не продают!/ За Родину последний вздох,/ Мы - Русские! Русские идут!»
Значит, не напрасно проходят сборы, и есть-таки в России правильная система военно-патриотического воспитания!
Роман Илющенко, подполковник запаса, член Объединённого Суворовского комитета, религиовед
Фото автора
1. Re: Воспитать патриота