В наше время, пожалуй, трудно кого-нибудь чем-то удивить. А я удивляюсь. Удивляюсь тому, что существует жизнь, что продолжается род человеческий, что есть тайна возобновления жизни, всякий раз снова и снова. И в то же время ужасаюсь тому, что угасает благоговение перед этой тайной, что всё больше и больше бездумно и безжалостно пресекаются нежные и хрупкие ростки начинающейся жизни. И как чудовищно сплошь и рядом перемешано удивительное и ужасное.
Много лет назад, будучи молодым безбожным учёным, в какой-то момент своей жизни я стал тосковать о том, что у меня нет сына. Нет, не по какой-либо уважительной причине, а по нашей с женой глупости. Хотелось сына. В мою душу всё неотступнее заявляла о себе мечта о нём, словно его душенька просилась явиться на этот свет. И Господь мне, безбожному, сделал великую милость: Он дал мне прекрасного сына, который бесконечно радовал, утешал и был моим лучшим другом. Это было самое большое моё счастье. А ведь мы с женой по дурости своей чуть не сделали аборт. Ничего ужаснее этого не могло быть. Но Господь уберёг нас от рокового шага.
Вспоминается другой, уже страшный, случай. Это было с близким мне человеком. В силу житейских неурядиц и опять же по дурости она с помощью знахарки вытравила свой плод. Это был мальчик. И как же ужасно он кричал в те несколько жестоких мгновений, которые отпустила ему судьба. Всю жизнь потом женщине чудился этот крик — он вопиял к Богу. Не приведи Господи испытать такое! А ведь он мог быть гением, творцом, другом, чудесной неповторимой личностью.
По первой своей профессии — я биолог-биохимик. Слежу за новейшими исследованиями и всё больше удивляюсь, как много необычного открывает современная наука. Открывает, как удивительно формируется маленький человечек в утробе матери. Какое это чудо и таинство. Уже в момент зачатия микроскопический организм исполняется необыкновенной и таинственной энергией жизни. Исследования показали, что вокруг этой маленькой зачаточной клеточки (зиготы) существует особое энергетическое поле, которое даже искривляет пространство вокруг неё. Если бы можно было видеть излучение зиготы, то она предстала бы нашему взору как ярчайшая звёздочка в утробе матери. Звёздочка удивительная, разумная, очень активная и целеустремлённая, которая начинает свою жизнь с того, что первым делом выстраивает собственное пространство вокруг себя — творит свою среду, свой домик. Называется этот домик плацентой. Вообще домостроительство — это особая способность высокоразвитых существ. Она означает высокую творческую активность, которая проявляется уже в утробе в их стремлении создавать вокруг себя свой космос.
Новейшие открытия показали, что этим «домостроительством» руководят гены родителя-отца. Гены же матери в это время помалкивают. Когда плацента замыкается вокруг будущего организма, тотчас включаются материнские гены, которые стремительно начинают формировать собственно сам организм, прорисовывая его важнейшие структуры и органы, и они тут же начинают функционировать. Было показано, что исключительное участие материнские гены принимают в формировании нервной системы и мозга. Поочерёдно включаясь, материнские и отцовские гены исполняют чудесную симфонию созидания жизни. Генетики назвали это «пэарент-эффектом» (parent-of-origin effect — родительским эффектом) в эмбриогенезе.
Здесь я скажу то, чего научный мир упорно не хочет признавать, всячески изворачиваясь в своих интерпретациях. Но это именно так, и об этом свидетельствуют такие великие учёные, как святитель-хирург Лука (Войно-Ясенецкий), великий Н.И.Пирогов, которые были глубоко верующими. Так вот, я берусь утверждать, что руководит работой этих генов духовная субстанция, которую мы называем духом и душой маленького человека. Именно эта субстанция гармонизирует и ведёт сложнейшие процессы эмбриогенеза. Мириады сложнейших молекул и клеток с готовностью подчиняются ей и благодаря этому зарождающийся микроскопический организм живёт своей таинственной жизнью.
Душа — это нечто загадочное. Невидимая, неощутимая, нерегистрируемая, так что даже кажется, что её и нет. Она вдруг заболит, встревожится или возликует — и ты уже не сомневаешься в её существовании. Психологу и философу Наталье Седовой всё же довелось увидеть её. Дело было так: когда во время операции в 1996 году она была под наркозом, душа на какое-то время покинула её и сразу же попала под опеку ангела и спросила его: «А что я есть, как выглядит моя душа?» И ей была показана её душа. «То, что я увидела, — свидетельствует она, — и намёком не напоминало человеческую фигуру с ногами, руками и головой. Вся я (а у меня и сомнения не возникало, что это именно я), не имея телесных форм, представляла собой некое подобие шара без резких границ-очертаний. В центре было светящееся белое ядро, ослепительно яркое. Свечение от него будто искрами расходилось в разные стороны, создавая мерцания. Этот свет постепенно таял в окружающем пространстве, как бы сливаясь с ним и образуя очертаниями подобие шара». Такова душа.
Тайну встречи души с зачинающимся человеческим существом подсмотрел прозревающим своим духом Лермонтов. Именно об этом сказал он в своём знаменитом стихотворении «Ангел» — о душеньке, несомой ангелом (реальным, не поэтическим!) к существу, пребывающему в недрах матери:
Он душу младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз;
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.
Один из загадочных феноменов формирующегося организма — это массовое перемещение специализированных клеток внутри него к «месту назначения». Так формируются мозг, печень и другие органы. Как же эти перемещающиеся клетки, будучи, так сказать «несмышлёнышами» находят своего адресата? Материалисты объясняют это движением по биохимическому градиенту сигнальных молекул, благодаря которым мигрирующие клетки находят своё место.
Было бы гораздо естественнее допустить, что этими передвижениями управляет нечто целостное, некая энтелехия; допустить, что это — та самая духовная субстанция. Именно она сообщает нарождающемуся существу удивительную жизненность, можно сказать, потенциальную бессмертность. Дело в том, что жизнь человека угасает, как только клетки его организма перестают делиться. Это связано с тем, что с каждым делением клеток укорачивается теломерный участок его хромосом. Когда он полностью исчерпывается — жизнь прекращается. Это своеобразные «часы» жизни. У эмбрионов же имеется такая вещь, как теломераза, которая беспрерывно наращивает теломерные концы хромосом — и тем самым обеспечивает бесконечное деление клеток. Но как только младенец является на свет, теломераза прекращает свою активность.
Как же это крошечное существо жаждет жить, как торопится, как радуется, что живёт! Да, эта крошка всеми своими силами, всем существом своим живёт. Она не кусок сырой материи, который по законам физики и химии преобразуется в человека. Лучезарные, животворные силы с самого начала пронзают его таинственной жаждой жизни.
Великий учёный и сотаинник Бога, священник Павел Флоренский, пишет об этом так: «Из эфирных лучей, или, как их называли, aporroiai — излияния, или ещё influentiae — влияния или втечения, ткётся в материнском чреве тельце «человека, грядущего в мир»; и не капля семенной жидкости, а незримая ноуменальная сила, в ней действующая, есть истинная genitura» (По Флоренскому, «genitura — настоящее некоторого будущего. Это лицо некоторой жизни, но в свитой и эмпирически бесформенной почке. Однако, вся полнота его определений уже предначертана в этом зачатке жизни...»).
Самая душа маленького человечка тоже растёт и развивается вместе с телом. Именно душа младенчика подаёт свой «голос» из чрева матери и ещё до рождения «общается» с нею. Часто неявно, а иногда и явно. Одна моя знакомая рассказывала, как её дочь, будучи во чреве, подсказала матери своё имя. Этим именем её и назвали.
Это «общение» идёт именно на духовном уровне, так как телесные органы ещё не созрели для этого. Мудрые родители любяще общаются со своим ребёнком ещё до его рождения, дают ему слушать хорошую музыку. И это положительно сказывается на его развитии. Его душа чутко воспринимает малейшие сигналы, исходящие от родителей — как положительные, так и отрицательные. Отрицательные посылы крайне губительно действуют на плод, накладывая печать на всю его дальнейшую жизнь. Я знал одного молодого человека, который уже, будучи взрослым, не мог простить своей матери её намерения абортировать его. Исповедуя православную веру и зная, что надо прощать близким их грехи, он никак не мог примириться с ней и полюбить её.
Убиение младенчика жутким ужасом сокрушает всё его существо, и душу, и тело. Бессмертная душа уходит, не явившись на свет, но печать трагедии и ужаса довлеет на ней и в посмертии: не только тело, но и душа его претерпевает страшное потрясение.
В развитии ребёнка по тем или иным причинам иногда бывают отклонения. В таких случаях родители не должны торопиться с абортом, уповая на милость Божью и удивительную мудрость природы. Даже если происходит серьёзный сбой в процессе эмбриогенеза, организм зачастую способен сам исправить его. Конечно, не без молитвенного подвига родителей.
Несколько лет назад одна моя знакомая с тревогой обратилась ко мне. У плода её дочери определили наличие трисомии (три половых Х хромосомы). Страшное предвещание, означающее, что ребёнок будет дауном. Ссылаясь на новейшие открытия в этой области, я успокоил мою знакомую. Оказывается, у плода существует удивительный механизм блокирующий лишнюю хромосому. Несмотря на то, что трисомия случается довольно часто, этим механизмом благополучно корректируются отклонения. Верующая мать решительно отказалась от аборта. При этом она часто причащалась во время беременности. И слава Богу! Сейчас она радуется трёхлетнему ребёнку, прекрасно развивающемуся. К сожалению, многие медики об этом открытии просто не знают.
* * *
Да, многое не знают господа медики, учёные и простые обыватели. Недавно один профессор в интернете важно убеждал публику, что, дескать, настали другие времена, и что эмансипированная женщина совсем не обязана заниматься детородством. Её приоритет — реализовать себя в науке, искусстве, политике. А продолжение рода — это пережиток прошлого. Церковь же плохо это понимает и по старинке всё борется против абортов.
Смею возразить ему, что защитники абортной эмансипации потворствуют не только убийству нерождённых детишек, но и убийству рода. Согласно учению Павла Флоренского, род обладает удивительной целостностью и своего рода разумом. Род — это не только чреда поколений, но и духовный организм со своим разумом, памятью и целеустремлённостью. Он всё помнит, всё знает и всем руководит в пределах Божьего промысла. Здоровый род порождает героев, гениев, молитвенников и его нить не прерывается. Участь же рода безбожного плачевна. Зачастую он пресекается.
Творческие силы рода порождают не только творцов-делателей, но и прекрасных матерей. Детородство можно назвать величайшим творческим деянием, благословенным и святым.
Горячо сочувствующий вашему материнскому подвигу р. б. Валерий
1. Re: Письмо к будущим матерям и отцам