«Фидель Кастро» современного русского православия

Размышления Олега Ефремова о феномене протоиерея Владимира Головина

Проблемы церковной жизни 
0
3682
Время на чтение 8 минут
Набирает обороты скандал вокруг о.Владимира Головина – одной из самых ярких фигур в современном «народном православии», причем как в виртуальном, так и в реальном вариантах. «Народным» я называю неформальное, искреннее, массовое православие, не обязательно противопоставляющее себя иерархии, но существующее как бы «вне ее», с преобладанием стихийного фактора формирования «снизу» (со стороны народных масс) над организующим фактором «сверху». «Народное православие» создается вокруг определенных личностей, как правило, проповедников и подвижников, наделяемых в восприятии последователей способностями прозорливости и чудотворчества. Явление это давнее и очень неоднородное. Одним из важнейших критериев классификации можно, по-видимому, считать отношение к официальной Церкви, степень интегрированности в нее. И разброс вариантов – от утверждения Церкви и умножения числа ее достойных чад до сектантства и раскола.

Сразу оговорюсь, я с о.Владимиром лично не знаком и никогда не встречался, в городе Болгар не был, вживую проповеди не слушал. В его общину (даже виртуальную) не вхожу, так как в «молитвах по соглашению» не участвую. Принадлежу к числу «оглашенных», давно, часто, внимательно и с удовольствием слушающих выступления о.Владимира в сети. К тому же, являюсь супругом его ярой поклонницы, готовой растерзать всякого, кто посягнет «на батюшку», мечтающей о поездке к кумиру, «молящейся по соглашению», слушающей его всегда и везде – в машине, во время домашних дел, на досуге и вообще, как говорил некогда гоголевский Манилов, «с позволения сказать, во всех прочих местах». Так что, о. Владимир – «свой человек» в нашем доме, как и во множестве других семей и домов. И я этому рад.

Уверен, что именно такие неординарные личности способны привести к вере, воспитать православное отношение к жизни гораздо больше, чем катехизисы, помпезные культовые сооружения и торжественные официальные богослужения.

В искусстве проповеди, духовной беседы, православие, увы, действительно уступает многим, прежде всего, различным протестантским сектам. А ведь это одна из основных (если не основная) форма миссии – приведения человека к Богу, истинной вере. И классических проповедей в Храмах, предусмотренных чином службы, здесь явно недостаточно. Во-первых, потому что их слышат только те, кто уже пришел в Храм, но это можно исправить трансляцией и размещением проповедей в сети. Во-вторых, потому что они достаточно кратки и, зачастую, формальны – большинства слушателей не захватывают.

Вот почему жанр «большой проповеди» вне службы, не совпадающий с жанром лекции, но близкий к жанру «духовной беседы», может быть очень эффективным и одновременно востребованным. Лекция (даже популярная) отличается некоторой академичностью, даже абстрактностью, «внеличностным характером» изложения материала. Классический пример – лекции А.И.Осипова. «Духовные беседы» - скорее, диалог, ответы на вопросы, хоть и в рамках очерченной (впрочем, весьма условно) темы. Изумительные «духовные беседы» проводил новопреставленный наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков) (Упокой, Господи, душу этого великого пастыря!)

А вот «большая проповедь» имеет некоторое сходство с лекцией, в силу монологичности изложения материала, но личностным характером, ориентированностью на интерес аудитории, ее запросы и вопросы, приближается к «духовной беседе». Добавим также, что как «духовная беседа», так и «большая проповедь» - пастырские жанры, лекция – более академический.

На мой взгляд, в жанре «большая проповедь» у о. Владимира сегодня конкурентов нет.

У о.Владимира, безусловно, великий дар проповедника. Вряд ли кто-нибудь еще смог бы держать внимание аудитории по несколько часов (это, в первую очередь, и позволило мне сравнить его с кубинским лидером). Ярко, образно, доходчиво, эмоционально, с небольшими элементами юродства он может донести до собеседников любого уровня истины Православия. Да, чувствуется, что он искренне сам переживает то, что говорит, слова исходят от сердца, они горячи и адресны – обращены не в воздух, а слушателям, не важно – сидят они непосредственно перед о.Владимиром или перед экраном компьютера. Несомненно, это пастырский дар. Не буду спорить и с тем, что о.Владимиру присущи неравнодушие и любовь к тем, к кому он обращается. Иначе не доходили бы до них так его слова. Он отнюдь не самовлюбленный оратор, пребывающий в упоении от своего успеха. И нет сомнения в том, что очень для многих о.Владимир был, есть и, надеюсь, будет проводником к вере и Богу.

Но вот тут-то и кроется большая опасность или искушение. Каждое слово, действие, мнение, высказывание о.Владимира обретает огромную силу и власть. Уверен, он желал бы обратить их во благо. Но… Враг рода человеческого часто играет на самых наших добрых и искренних чувствах и побуждениях. Недаром говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Увлекаясь, порой, стремясь быть более убедительным, о.Владимир может говорить вещи, мягко говоря, смущающие (например, о физиологических функциях Иисуса). Может совершать действия, для другого вполне безобидные, но в силу его влияния, тоже производящие смущение, – как, например, молебен в белом фраке. Увы, ответственность – неизбежный спутник власти. А о.Владимир, сознательно или нет, обретает огромную духовную власть над своими реальными или виртуальными чадами и потому должен многократно взвешивать каждое свое слово и действие.

Особенная ответственность возникает в нынешних условиях, когда духовное состояние нашего общества весьма нестабильно. Мы уже не раз описывали явление «религиозного психоза», возникающего в результате противоречия между стремлением обрести веру, «религиозную идентичность», и неумением с рассуждением и последовательно идти по пути религиозного развития. Классические жертвы этой ситуации - «бывшие послушницы» и разочаровавшиеся завсегдатаи «Ахиллы». Одним из проявлений религиозного психоза можно считать маниакальный поиск старцев, которых, правда, воспринимают как некое подобие восточных гуру и наставников во всех случаях жизни. Путь к Богу превращается, используя терминологию Э.Фромма, в «бегство от свободы». Любой мало-мальски неравнодушный к пастве священник находится под угрозой превращения в «старца».

Степень поражения бывает, конечно, разной – от относительно легкой, до явной патологии, принимающей извращенные, порой сексуальные формы. «Батюшка» непогрешим, за «батюшку» любого порвем, на любой чих ждем благословения «батюшки», причем если не дождемся прямого – истолкуем (или нам истолкуют) любой звук или жест… Сам «старец» зачастую этого и не желает, просто в какой-то момент не может (или не хочет, или не решается) остановить и вразумить своих чад. Это действительно трудно сделать, ведь приходится отталкивать и одергивать тех, кто тебе безоговорочно верит, кто на тебя надеется, кто без тебя кажется беспомощным и кого, вполне возможно, ты сам искренне любишь. Представьте, Вам приходится резко «охлаждать» влюбленного в Вас дорогого человека. Но вот в этом-то и заключается подлинная даже не старческая, а духовническая мудрость – сохранить трезвомыслие чад и научить их быть свободными.

Если этого не сделать – почти готова секта. А уже в рамках секты и сам «старец» становится заложником своих адептов, теряет свободу. Зачастую попадая при этом в руки предприимчивых проходимцев, делающих на чужих проблемах свой непыльный бизнес.

В склонности к сектантству и заключается наиболее существенная опасность «народного православия».

Как можно этого избежать?

Как любимому и любящему наставнику не превратиться в «гуру-сектовода»?

Ему надо оставаться православным человеком, самому быть верным чадом Церкви. Помнить о том, что чем выше ты поднимаешься, тем больше смирения, осознания своей немощи, ничтожества перед Божией волей, готовности к покаянию в тебе должно быть. Что «воля божия в немощи совершается», и что «в немощи совершается» именно «Божия воля». Что данная тебе сила – от Бога. И что, как говорил Спаситель: «без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15: 5). А Церковь – тело Божие. И никакой духовный авторитет, оставаясь православным, не может позволить тебе дерзости по отношению к священноначалию, своеволия по отношению к Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, в вере в которую он клянется каждый день.

Для каждого великого духовника наступает такой «момент истины», когда ему предстоит подтвердить свою преданность Церкви и Учению Спасителя. Подтвердить смирением и покаянием. Нельзя считать это унижением. Это борьба с искушением. С лукавым, который никогда не оставляет в покое никого из нас – ни малых, ни великих. Именно такой момент, как мне представляется, наступил сейчас для о. Владимира.

Следует сказать, что в самом о.Владимире я склонности к сектотворению не вижу. Подавляющая часть претензий к нему связана с действием его последователей и истолкованием ими слов наставника. Прекрасная вещь – «молитва по соглашению». Но я не слышал, что, призывая к ней, и даже приводя примеры ее силы, о.Владимир обещает всем немедленное исцеление, чадорождение или благополучие в делах. Это уже восторженные домыслы адептов. Не следует винить батюшку и в коммерции. Если огромное количество людей приезжает в маленький Болгар, неизбежно возникнет какая-то организация и какие-то хозяйственно-меркантильные дела. Рубашками торгуют при любом монастыре или храме. Везде можно купить шапочки, пояски, медальончики, сухарики и т.д. освященные на мощах или вещах почитаемого святого. Ничего особенного здесь нет. Возможно, что кто-то (совсем не факт, что сам о.Владимир) делает из этого бизнес. Не очень хорошо, но объяснимо.

Главное - другое. Как сейчас поведет себя о. Владимир. Возникло смущение. Чада грудью встали на защиту наставника. Епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен, правящий архиерей епархии, клириком которой является о.Владимир, говорит о необходимости разобраться в ситуации и об имеющихся вопросах к батюшке. Велико искушение, опираясь на чад и всероссийскую популярность, дерзко вести себя по отношению к провинциальному архиерею. Но это будет соблазнительным бунтом по отношению к священноначалию и прямым путем к секте. Подлинно христианский путь – смиренное покаяние. Хотя бы уже в том, что невольно стал причиной смущения и соблазна. И такое поведение было бы лучшим уроком «чадам» со стороны духовника. Может быть, куда более важным, чем его неподражаемые «большие проповеди», «духовные беседы» и «молитвы по соглашению».

Открытой дерзости о.Владимир пока не проявил. Но смирения и готовности к покаянию тоже не выказал. Он оправдывается. И не одергивает активно защищающих его «чад» (по крайней мере, насколько мне известно). Но оправдание в данном случае – дополнительный соблазн, ведь для «чад» «батюшка всегда прав», даже если священноначалие утверждает иначе. Давайте вспомним, ведь даже Спаситель запретил своим ученикам защищать Его с оружием в руках от иудеев, пришедших схватить Его и отправить на муки. Сам будучи Богом, Он смирялся перед волей Божией. О. Владимир – не Бог (уверен, он и сам с этим согласен). А священноначалие – не иудейский Синедреон.

Очень хочется верить, что незаурядный пастырь, прекрасный проповедник о.Владимир Головин достойно выдержит искушение, выберет христианский путь смирения и покаяния, а сходство с кубинским команданте будет только в умении владеть вниманием слушателей и в даре убеждения, а не в бунтарской гордыне и в вождистских устремлениях. И не надо считать смирение позором. Ведь «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11).

Ефремов Олег Анатольевич, кандидат философских наук, доцент МГУ
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

12. Re: «Фидель Кастро» современного русского православия

Жалко Фиделя.
Из народа / 09.02.2018, 14:17

11. Re: «Фидель Кастро» современного русского православия

Да, к сожалению, священники бывают весьма разными как по уровню культуры, так и в остальном... Они свободные граждане,им хочется выступать по ТВ, сниматься в кино... Петь на эстраде... вроде танцевать еще не начали.
Lucia / 09.02.2018, 09:21

10. Ответ на 9., М.Т.:

Так и не понял чем он провинился-то? Болтовня одна какая-то. Перечисли ли бы, в начале, догматы, которых он не признает, или каноны, которые нарушает, или примеры, так сказать, морального разложения. А так непонятно за что обвиняют, и непонятно за что оправдывают. Может быть завидуют просто? Популярность его и доходы кому-то спать не дают?

Послушал чего он про Христа детям "проповедовал" - умным признать его не могу!
Лев Хоружник / 09.02.2018, 08:40

9. Ответ на 1., Лев Хоружник:

Так и не понял чем он провинился-то? Болтовня одна какая-то. Перечисли ли бы, в начале, догматы, которых он не признает, или каноны, которые нарушает, или примеры, так сказать, морального разложения. А так непонятно за что обвиняют, и непонятно за что оправдывают. Может быть завидуют просто? Популярность его и доходы кому-то спать не дают?

М.Т. / 08.02.2018, 18:55

8. Вот и "додурковался".

О. Владимир в своей проповеди, отвечая на вопросы, однажды осудил императора Николая II за отречение от престола,а императрицу Александру за то, что она якобы "дурковала" с разного рода экстрасенсами, еретиками и т.п. Вот и получил бумерангом... Все мы должны покаяться перед царственными мучениками каждый за своё.
М.Т. / 08.02.2018, 18:51

7. Re: «Фидель Кастро» современного русского православия

Более подробно от А.Дворкина: http://www.pravoslavie.ru/110552.html
_Ольга_ / 08.02.2018, 17:15

6. Re: «Фидель Кастро» современного русского православия

Более подробно от А.Дворкина: http://iriney.ru/iskazhenie-pravoslaviya-i-okolopravoslavnyie-sektyi/uchenie-i-praktika-svyashhennika-vladimira-golovina/novosti-ob-uchenii-i-praktike-svyashhennika-vladimira-golovina/sortirnoe.html
_Ольга_ / 08.02.2018, 17:12

5. Re: «Фидель Кастро» современного русского православия

Иногда знание точки отсчета бывает весьма полезно... Из дворкинской стати /вчера или сегодня/ на Пр.ру: - "Мало ли у нас священников, несущих полную чушь... Я попросил моего друга и соратника прот. Александра Новопашина из Новосибирска сделать доклад на эту /статейную/ тему. По счастью отец Александр согласился...".
Сант / 08.02.2018, 15:28

4. Вот подробный разбор

http://xn----itbuchjd.xn--p1ai/index.php/552-kommerchesko-religioznyj-proekt-svyashchennika-vladimira-golovina От себя хочу добавить, что случайно наткнулся на рекламу его "молитвы по соглашению" в интернете еще в декабре 2017, посмотрел видео и стало противно... Милостью Божией нашей семье повезло знать женщину святой жизни старицу Александру из д. Шаморга, Шацкого р-на Рязанской области, свидетельствую о силе ее молитвы и случаях прозорливости, а наши друзья окормлялись у матушки Феодосии из Скопина о которой достаточно подробно рассказывали на Русской Линии. Так ничего общего с "духовным конвейером" о. Владимира нет. А вот еще во время моей юности в 1989г., моя мать заболев онкологией ездила в Ялту к одной вроде-бы верующей знахарке даже построившей храм в Ялте, на свои деньги и получала "лечение" у нее на дому под иконами заговорами с молитвами... Закончилось все операцией, слава Богу успели и потом приносили покаяние за общение с ней, после разговора мамы с о. Валерианом Кречетовым. Посите у Господа вразумления и дара рассуждения, не горячитесь, и по спокойном размышлении и сравнении ощутите что Благодати там нет.
Vovik / 08.02.2018, 13:46

3. Re: «Фидель Кастро» современного русского православия

Хочу уточнить, "РНЛ" заняла определённую позицию в отношении о.Владимира Головина? Очень жаль, если это так. На все обвинения есть вполне простые, но убедительные ответы на сайте http://vladimir-golovin.ru/
sergej36 / 08.02.2018, 13:33
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Анатольевич Ефремов
«Рус, сдавайся!» Вот уж действительно: «Стыдно, господа, и унизительно!»
О статье В.Н.Гарбузова в «Независимой газете»
04.09.2023
Пригожин
Смерть человека… Рождение мифа
28.08.2023
Россия будущего
Исламский фактор и миграция
24.07.2023
Встанет ли Франция на колени?
Есть надежда, что в противоположность «флойдизированной» Америке страна не будет «омерзучена»
06.07.2023
Кого согнут санкции?
Эссе по своевременной политической антропологии
31.03.2022
Все статьи Олег Анатольевич Ефремов
Проблемы церковной жизни
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Над Россией нависает угроза!
Новый комментарий от Агафон
26.11.2024 17:58
Русская национальная идея: «Москва – Третий Рим» и «Православие, Самодержавие, Народность»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.11.2024 17:23
Израиль и Трамп ждут машиаха
Новый комментарий от Хазарин
26.11.2024 16:26
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Владимир Петрович
26.11.2024 16:19
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от Сергей из НН
26.11.2024 16:16
Новое оружие России
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.11.2024 16:11
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от р.Б.Алексий
26.11.2024 13:42