«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»

Слово протоиерея Александра Шаргунова на начало Постной триоди

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
899
Время на чтение 3 минуты
Сегодня начинается Постная Триодь. Первый раз мы услышим великопостное пение: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». И призыв, с которым Христос обращается ко всем людям: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», должен быть нам особенно понятен.

Мир не может, не хочет покаяться, потому что пребывает во мраке самооправдания — того, что абсолютно противоположно покаянию. Он исполнен самоутверждения, отвергающего покаяние. И те, кто пытается порой искать духовной жизни, тоже ищут в ней самоутверждения, и думают, что какими-то внешними знаниями, какой-то «техникой» (буквально употребляя эти слова: «техника духовной жизни») они смогут достичь духовных высот. Но святая Церковь молится о даровании нам покаяния. Она говорит, что покаяние — это дар Божий.

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», — звучит призыв Господень к покаянию, и, кажется, что мешает нам покаяться? Но нет у нас сил для покаяния, нет способности для этого. Никто сам, своими собственными силами, не может придти к Богу. «Никто не может придти ко Мне, — говорит Христос, — если не привлечет его Отец» (Ин. 6, 44). И святой пророк издревле обращается с молитвой ко Господу: «Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся» (Плач. 5, 21). Однако Господь обращает к Себе тех, кто желает этого обращения — тех, кто ищет света лица Его. Он ко всем обращается: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные» (Мф. 11, 28). «Приходящего ко Мне, — говорит Он, — не изгоню вон» (Ин. 6, 37) и «жаждай да грядет ко Мне». Всех зовет Господь, и покаяние — это воля Божия о жизни каждого человека, воля, любящая человека и исполненная великих даров. Покаяние — это воля человеческая, которая знает грех, боится греха и боится Бога, и ищет возвращения к Нему.

Встреча воли Божией и воли человеческой есть покаяние. Это встреча, которая отверзает двери в Царство Божие. Покаяния двери и двери Царства Божия — это одни и те же двери. Покаяние — это не просто воздыхание о наших грехах, исполненное слез и печали. Настоящее покаяние — это то, что делает человека способным принять милосердие Божие, Его непостижимую любовь. Это то, что охватывает ум, сердце и волю человека благодарностью к Богу, сокрушением о своих грехах, изумлением перед тем, что совершает Господь с нашей жизнью.

Покаяние — это не просто высокий душевный порыв и не просто та благодать, которую может получить человек, всецело обратившийся вдруг ко Господу. Благодать Божия превосходит все дары, которые мы можем получить от Бога в течение земной жизни, и никто не в состоянии сразу принять их. Потому покаяние — это всегдашняя устремленность к новизне Божественной жизни. Это устремленность так строить нашу жизнь, чтобы наша воля соединялась с волей Божией.

Покаяние — это не то, что относится к какому-то определенному греху, каким бы ужасным он ни был. Хотя всякий нераскаянный грех — грех к смерти. И есть такие грехи (особенно в наше время), когда они, становясь нормой в человеческом обществе, требуют сугубого, немедленного и глубокого раскаяния, иначе человек никогда не узнает о смысле призыва Господня к покаянию.

Покаяние — это не то, что относится к какому-то времени нашей жизни, когда кто-то может сказать: «в молодости я грешила, а теперь у меня все по-другому» или: «до крещения у меня были страшные грехи, а теперь мне не в чем каяться».

Покаяние — это не то, когда человеку кажется, что он уже чего-то достиг, и ему не нужно «изменения ума», потому что он в этом не нуждается. Но Христос говорит: «Кто возвышает себя, тот унижен будет» (Мф. 23, 12). Это совсем другое «изменение ума» — не благодатное преображение духа, а падение, которое не остановится до тех пор, пока человек не припадет с покаянием к Богу.

Покаяние — это не то, что относится только к молитве, которую мы услышим сегодня, и ко всем покаянным службам, которые будут в течение подготовки к Великому посту и Великим постом. Покаяние — это не то, что относится исключительно к покаянному этапу нашей жизни, но ко всей нашей жизни. Это то, что обозначает весь путь нашей жизни с Богом. Это то, что относится к тайне Креста и Воскресения, и этой тайной измеряется. Потому и звучит «Покаяния отверзи ми двери» после того, как мы воспоем «Воскресение Христово видевше». Это то, что относится к тайне Бога, ставшего человеком и сделавшего нас способными покаянием быть причастниками Божественного естества.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Ответ на 1., :

Уважаемый о.Александр!"Сто раз скажи "халва", во рту сладко не станет", а "ложка дегтя бочку меда портит". Существенная ошибка вкралась в ваш текст.Вот Ваши слова: "Потому покаяние — это всегдашняя устремленность к новизне Божественной жизни. Это устремленность так строить нашу жизнь, чтобы наша воля соединялась с волей Божией."Очень важный вопрос жизни человека - волеизъявление. Но может ли соединиться воля человека с волей Бога и стать одним целым? Не знаю, как думают уважаемые богословы, но Богородица сказала четко: "Да будет воля Твоя, а не моя".Принятие воли Бога означает - полный отказ от воли своей! Абсолютный отказ! А не совместное действие, ибо оно пойдет в разные стороны. Воля падшего человека самостоятельной быть не может. Сам стоять человек НЕ МОЖЕТ. Либо он стоит благодаря дьяволу, либо его держит в руках Бог. Или -или. Третьего не дано. Третье - пограничное состояние покаянное. Вы о нем и пишете. Мол, постоянно нужно каяться. Да, день и ночь приходится каяться тем кто мечется между двумя хозяевами души и думает, что имеет свою личную волю. Нет ее у падшего человека, этой воли. Она если Богу не отдана, то - в руках у дьявола.Путь из грехопадения к праведности, а оттуда - к святости, а оттуда - к богоподобности - он не по земле, а - в ладонях Христа. Это как раз полный отказ от своей воли. Только абсолютная вера, доверие и почти детское блаженное радование. Слезы, голод, холод, тяготы, печали - все блаженно и радостно тогда, когда ты в ладонях Бога и знаешь, что это Он так решил, это Он так хочет, это так нужно, необходимо, верно, истинно и ничего - абсолютно ничего - от тебя нигде никогда не зависит.А каяться триста раз целыми днями - это Ему надоест слушать. ДОВЕРЯЙ, доверься во всем целиком и полностью - и того Господу хватит.Да будет воля Иисуса Христа, а не наша!Елена Родченкова-КирВот существенное замечание к вашей статье.

" Воля падшего человека самостоятельной быть не может. Сам стоять человек НЕ МОЖЕТ. Либо он стоит благодаря дьяволу, либо его держит в руках Бог. Или -или. Третьего не дано." ( из комментария ) " Три воли руководят жизнью: Божия, вражья и наша человеческая, и никто не освободит человека от борьбы при выборе, за кем последует он." (архимандрит Иоанн Крестьянкин ). Сегодня день памяти старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина, † 5 февраля 2006 года), поэтому решил разместить здесь его высказывание.
Василий В.В. / 05.02.2018, 10:52

3. Ответ на 1., :

Спасение - это синергия, соработничество воли человеческой с волей Божией, как говорит апостол Павел. "Да будет воля Твоя в моей воле", отрешение от своей греховной воли ради принятия воли Божией - это и есть учение о покаянии и спасении всех без исключения святых отцов Церкви. Вы же Елена запутываете все, говоря нечто маловразумительное. Покайтесь, то есть обретите видение духовной жизни глазами Церкви.
Я не согласна / 28.01.2018, 13:49
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Теперь Его час пришел
Слово на Пассии. Евангелие от Иоанна
21.04.2024
Каждый из нас должен Богу больше, чем может заплатить
Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской (Лк, 33 зач., 7, 36—50)
20.04.2024
Неслучайно в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы звучит это Евангелие
Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы (Мк, 35 зач., 8, 27—31)
20.04.2024
Слава рода человеческого уже началась
Похвала Пресвятой Богородицы
19.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Грязь физическая намекает на грязь нравственную»
Мы должны быть чистоплотными в помыслах и в делах, и во всем остальном
20.04.2024
Бог усмотрит
Слово в пятницу 5 седмицы Великого поста
19.04.2024
Наш Пост достиг вершины
Слово в среду 5-й седмицы Великого поста
17.04.2024
Неувядаемый цвет
16 апреля — празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
16.04.2024
Что значит покаяться?..
Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его «Лествице»
15.04.2024
Все статьи темы
Великий пост
«Грех – наш главный враг»
По словам митрополита Варсонофия, нам придется ответить за каждый день своей жизни, как мы его прожили
22.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03