«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»

Великий пост / 27.01.2018


Слово протоиерея Александра Шаргунова на начало Постной триоди …

Сегодня начинается Постная Триодь. Первый раз мы услышим великопостное пение: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». И призыв, с которым Христос обращается ко всем людям: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», должен быть нам особенно понятен.

Мир не может, не хочет покаяться, потому что пребывает во мраке самооправдания — того, что абсолютно противоположно покаянию. Он исполнен самоутверждения, отвергающего покаяние. И те, кто пытается порой искать духовной жизни, тоже ищут в ней самоутверждения, и думают, что какими-то внешними знаниями, какой-то «техникой» (буквально употребляя эти слова: «техника духовной жизни») они смогут достичь духовных высот. Но святая Церковь молится о даровании нам покаяния. Она говорит, что покаяние — это дар Божий.

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», — звучит призыв Господень к покаянию, и, кажется, что мешает нам покаяться? Но нет у нас сил для покаяния, нет способности для этого. Никто сам, своими собственными силами, не может придти к Богу. «Никто не может придти ко Мне, — говорит Христос, — если не привлечет его Отец» (Ин. 6, 44). И святой пророк издревле обращается с молитвой ко Господу: «Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся» (Плач. 5, 21). Однако Господь обращает к Себе тех, кто желает этого обращения — тех, кто ищет света лица Его. Он ко всем обращается: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные» (Мф. 11, 28). «Приходящего ко Мне, — говорит Он, — не изгоню вон» (Ин. 6, 37) и «жаждай да грядет ко Мне». Всех зовет Господь, и покаяние — это воля Божия о жизни каждого человека, воля, любящая человека и исполненная великих даров. Покаяние — это воля человеческая, которая знает грех, боится греха и боится Бога, и ищет возвращения к Нему.

Встреча воли Божией и воли человеческой есть покаяние. Это встреча, которая отверзает двери в Царство Божие. Покаяния двери и двери Царства Божия — это одни и те же двери. Покаяние — это не просто воздыхание о наших грехах, исполненное слез и печали. Настоящее покаяние — это то, что делает человека способным принять милосердие Божие, Его непостижимую любовь. Это то, что охватывает ум, сердце и волю человека благодарностью к Богу, сокрушением о своих грехах, изумлением перед тем, что совершает Господь с нашей жизнью.

Покаяние — это не просто высокий душевный порыв и не просто та благодать, которую может получить человек, всецело обратившийся вдруг ко Господу. Благодать Божия превосходит все дары, которые мы можем получить от Бога в течение земной жизни, и никто не в состоянии сразу принять их. Потому покаяние — это всегдашняя устремленность к новизне Божественной жизни. Это устремленность так строить нашу жизнь, чтобы наша воля соединялась с волей Божией.

Покаяние — это не то, что относится к какому-то определенному греху, каким бы ужасным он ни был. Хотя всякий нераскаянный грех — грех к смерти. И есть такие грехи (особенно в наше время), когда они, становясь нормой в человеческом обществе, требуют сугубого, немедленного и глубокого раскаяния, иначе человек никогда не узнает о смысле призыва Господня к покаянию.

Покаяние — это не то, что относится к какому-то времени нашей жизни, когда кто-то может сказать: «в молодости я грешила, а теперь у меня все по-другому» или: «до крещения у меня были страшные грехи, а теперь мне не в чем каяться».

Покаяние — это не то, когда человеку кажется, что он уже чего-то достиг, и ему не нужно «изменения ума», потому что он в этом не нуждается. Но Христос говорит: «Кто возвышает себя, тот унижен будет» (Мф. 23, 12). Это совсем другое «изменение ума» — не благодатное преображение духа, а падение, которое не остановится до тех пор, пока человек не припадет с покаянием к Богу.

Покаяние — это не то, что относится только к молитве, которую мы услышим сегодня, и ко всем покаянным службам, которые будут в течение подготовки к Великому посту и Великим постом. Покаяние — это не то, что относится исключительно к покаянному этапу нашей жизни, но ко всей нашей жизни. Это то, что обозначает весь путь нашей жизни с Богом. Это то, что относится к тайне Креста и Воскресения, и этой тайной измеряется. Потому и звучит «Покаяния отверзи ми двери» после того, как мы воспоем «Воскресение Христово видевше». Это то, что относится к тайне Бога, ставшего человеком и сделавшего нас способными покаянием быть причастниками Божественного естества.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 4

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

4. Василий В.В. : Ответ на 1., :
2018-02-05 в 13:52

Уважаемый о.Александр!"Сто раз скажи "халва", во рту сладко не станет", а "ложка дегтя бочку меда портит". Существенная ошибка вкралась в ваш текст.Вот Ваши слова: "Потому покаяние — это всегдашняя устремленность к новизне Божественной жизни. Это устремленность так строить нашу жизнь, чтобы наша воля соединялась с волей Божией."Очень важный вопрос жизни человека - волеизъявление. Но может ли соединиться воля человека с волей Бога и стать одним целым? Не знаю, как думают уважаемые богословы, но Богородица сказала четко: "Да будет воля Твоя, а не моя".Принятие воли Бога означает - полный отказ от воли своей! Абсолютный отказ! А не совместное действие, ибо оно пойдет в разные стороны. Воля падшего человека самостоятельной быть не может. Сам стоять человек НЕ МОЖЕТ. Либо он стоит благодаря дьяволу, либо его держит в руках Бог. Или -или. Третьего не дано. Третье - пограничное состояние покаянное. Вы о нем и пишете. Мол, постоянно нужно каяться. Да, день и ночь приходится каяться тем кто мечется между двумя хозяевами души и думает, что имеет свою личную волю. Нет ее у падшего человека, этой воли. Она если Богу не отдана, то - в руках у дьявола.Путь из грехопадения к праведности, а оттуда - к святости, а оттуда - к богоподобности - он не по земле, а - в ладонях Христа. Это как раз полный отказ от своей воли. Только абсолютная вера, доверие и почти детское блаженное радование. Слезы, голод, холод, тяготы, печали - все блаженно и радостно тогда, когда ты в ладонях Бога и знаешь, что это Он так решил, это Он так хочет, это так нужно, необходимо, верно, истинно и ничего - абсолютно ничего - от тебя нигде никогда не зависит.А каяться триста раз целыми днями - это Ему надоест слушать. ДОВЕРЯЙ, доверься во всем целиком и полностью - и того Господу хватит.Да будет воля Иисуса Христа, а не наша!Елена Родченкова-КирВот существенное замечание к вашей статье.



" Воля падшего человека самостоятельной быть не может. Сам стоять человек НЕ МОЖЕТ. Либо он стоит благодаря дьяволу, либо его держит в руках Бог. Или -или. Третьего не дано." ( из комментария )

" Три воли руководят жизнью: Божия, вражья и наша человеческая, и никто не освободит человека от борьбы при выборе, за кем последует он." (архимандрит Иоанн Крестьянкин ).

Сегодня день памяти старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина, † 5 февраля 2006 года), поэтому решил разместить здесь его высказывание.
3. : Ответ на 2., Я не согласна:
2018-01-28 в 23:17

Спасение - это синергия, соработничество воли человеческой с волей Божией, как говорит апостол Павел. "Да будет воля Твоя в моей воле", отрешение от своей греховной воли ради принятия воли Божией - это и есть учение о покаянии и спасении всех без исключения святых отцов Церкви. Вы же Елена запутываете все, говоря нечто маловразумительное. Покайтесь, то есть обретите видение духовной жизни глазами Церкви.



Вы призываете меня покаяться в том, что будто я вижу духовную жизнь своими глазами, а не глазами Церкви. Такая формулировка покаяния должна быть обоснована до запятой. Обосную - покаюсь. Пока не вижу своими глазами оснований, а чужим не верю.
Воля Бога - ПРИКАЗ. Человек волен исполнять или не исполнять его. Если человек соглашается исполнять ПРИКАЗ Бога, этим он отказывается исполнять противоположный приказ дьявола.
Совпадения, слияния, согласия в двух приказах быть не может. И хуже всего - просить Бога дать именно такой приказ, какой вы желаете исполнить. Это как раз и есть - ходатайства от имени дьявола.
Воля человека - только в выборе: слушать Бога или просить Бога?
Многие священники говорят по-разному. Я много слушала людей и поэтому потом решила слушать только Бога.
А написала только потому, что вопрос воли - очень важен. Это вопрос расстановки сил в духовной войне.
Елена
2. Я не согласна : Ответ на 1., :
2018-01-28 в 16:49

Спасение - это синергия, соработничество воли человеческой с волей Божией, как говорит апостол Павел. "Да будет воля Твоя в моей воле", отрешение от своей греховной воли ради принятия воли Божией - это и есть учение о покаянии и спасении всех без исключения святых отцов Церкви. Вы же Елена запутываете все, говоря нечто маловразумительное. Покайтесь, то есть обретите видение духовной жизни глазами Церкви.
1. : Автору
2018-01-27 в 22:14

Уважаемый о.Александр!
"Сто раз скажи "халва", во рту сладко не станет", а "ложка дегтя бочку меда портит". Существенная ошибка вкралась в ваш текст.
Вот Ваши слова: "Потому покаяние — это всегдашняя устремленность к новизне Божественной жизни. Это устремленность так строить нашу жизнь, чтобы наша воля соединялась с волей Божией."
Очень важный вопрос жизни человека - волеизъявление. Но может ли соединиться воля человека с волей Бога и стать одним целым? Не знаю, как думают уважаемые богословы, но Богородица сказала четко: "Да будет воля Твоя, а не моя".
Принятие воли Бога означает - полный отказ от воли своей! Абсолютный отказ! А не совместное действие, ибо оно пойдет в разные стороны. Воля падшего человека самостоятельной быть не может. Сам стоять человек НЕ МОЖЕТ. Либо он стоит благодаря дьяволу, либо его держит в руках Бог. Или -или. Третьего не дано. Третье - пограничное состояние покаянное. Вы о нем и пишете. Мол, постоянно нужно каяться. Да, день и ночь приходится каяться тем кто мечется между двумя хозяевами души и думает, что имеет свою личную волю. Нет ее у падшего человека, этой воли. Она если Богу не отдана, то - в руках у дьявола.
Путь из грехопадения к праведности, а оттуда - к святости, а оттуда - к богоподобности - он не по земле, а - в ладонях Христа. Это как раз полный отказ от своей воли. Только абсолютная вера, доверие и почти детское блаженное радование. Слезы, голод, холод, тяготы, печали - все блаженно и радостно тогда, когда ты в ладонях Бога и знаешь, что это Он так решил, это Он так хочет, это так нужно, необходимо, верно, истинно и ничего - абсолютно ничего - от тебя нигде никогда не зависит.
А каяться триста раз целыми днями - это Ему надоест слушать. ДОВЕРЯЙ, доверься во всем целиком и полностью - и того Господу хватит.
Да будет воля Иисуса Христа, а не наша!
Елена Родченкова-Кир
Вот существенное замечание к вашей статье.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме