Людмила Сенчина действительно «народная» артистка, не только по званию, но и по всенародной любви к ней. Все мы знали ее песни, пели с ней и подпевали ей. Поэтому ее смерть действительно скорбная утрата. Уверен, что сегодня многие люди проронили слезу певице. Каждый из нас потерял светлую частичку своей жизни.
Мы привыкаем, что такие замечательные творческие личности всегда с нами, и нам кажется, что они всегда были, есть и будут. И такая утрата оказывается всегда неожиданной.
Мне посчастливилось быть знакомым с Людмилой Петровной Сенчиной. Я познакомился с ней благодаря Таисинским вечерам-концертам в БДТ.
На эти концерты я старался приглашать лучших артистов России. Те, кто бывал на них, наверное, до сих пор помнят выступления Кирилла Лаврова, Валерия Золотухина, Эдуарда Хиля, Валентины Толкуновой, которые на сцене неожиданно раскрывали свою веру и приносили Христу свои художественные дары.
Когда я в 2010 году готовил очередной Таисинский вечер в БДТ, посвященный памяти преподобного Серафима Вырицкого, возникла мысль пригласить выступить на нем Людмилу Петровну Сенчину. Мне сказали, что она как знаменитая певица может попросить большой гонорар. Но я решил испытать судьбу, зная уже на опыте, что многие известные исполнители оказываются на самом деле простыми, искренними и отзывчивыми людьми, которые рады послужить Христу своими талантами.
Я позвонил Людмиле Петровне и сразу встретил благожелательную реакцию. Узнав, что вечер духовного содержания и что его проводит священник, Людмила Сенчина ответила: «Мне ничего не нужно, никаких гонораров. Я спою ради Христа».
И я понял, что это действительно верующая певица и православный человек. Она рассказала о том, что ей глубокая вера была привита ей еще в детстве, вспомнила о своих детских годах на Николаевщине, о песнях, которые она слышала в детстве. Мы с ней проговорили достаточно долго. Я почувствовал, что у нее есть потребность в духовном общении со священником. Мы обсудили с ней ее выступление. Хотя в целом вечер был посвящен прп. Серафиму Вырицкому, но общее название цикла «Таисиинские вечера», обязывало вспомнить и матушку Таисию. Я обратился к Людмиле Петровне с просьбой исполнить песню на стихи Таисии. Но она сказала, что за такой короткий срок она не сможет разучить новую песню, но у нее есть в репертуаре народная малороссийская песня о матери, которую она знает еще с детства. Она хотела бы посвятить эту песню всем матерям, а также Матери Божьей и игуменье Таисии, ведь игуменья также была матерью для своих духовных чад.
До сих пор помню эту яркую песню, завершившую концерт в БДТ. Я был ей очень благодарен. После концерта Сенчина была необыкновенно радостная, просто светилась. Прощаясь со мной, она сказала: «Батюшка, я просто счастлива. Если вы будете еще проводить что-то подобное — не забывайте обо мне, обязательно приглашайте. Мне очень приятно выступать на таких вечерах». Я ей подарил книгу «Келейных записок» игуменьи Таисии и сборник ее стихов в надежде на будущие концерты.
Спустя время, два года назад я готовил очередной Таисиинский вечер, посвященный блаженной Матроне Босоножке, и вновь обратился к Людмиле Петровне, позвонил ей и напомнил о ее обещании. Она расспросила о Матроне: «Это не Матрона Московская?» Она не много знала о нашей петербургской блаженной Матроне Босоножке, и для нее это стало настоящим духовным открытием. Она прочитала ее жизнеописание и была поражена ее подвигом, глубоко прониклась ее образом. Специально к этому вечеру я написал два стихотворения о блаженной Матроне и предложил их спеть Людмиле. Ей понравились тексты, она вдохновилась этой идеей: «Я хочу спеть эту песню...»
Но Людмила Сенчина тогда не смогла выступить, у нее как раз были проблемы со здоровьем. «Вы, наверное, не последний раз проводите вечер, может быть на следующем вечере я спою песню о блаженной Матроне Босоножке». Меня это окрылило, я думал, что даже ради одной этой песни стоит провести вечер. (На вечере в 2016 году прозвучал вариант этой песни на музыку композитора Владислава Панченко в исполнении солистки Михайловского театра оперы и балета Натальи Мироновой).
В прошлом году я готовил очередной Таисиинсий вечер с участием Людмилы Сенчиной, но здесь уже помешали обстоятельства другого свойства. В то время, как шла подготовка к вечеру, я неожиданно был отстранен от настоятельства на Леушинском подворье и не получил благословения проводить вечер на территории Санкт-Петербургской епархии. Оставалось только надеяться на проведение вечера в будущем...
Приходится говорить о неспетой песне Людмилы Сенчиной о блаженной Матроне Босоножке. Можно только представить, какое это было бы событие. Достаточно вспомнить песню Эдуарда Хиля о блаженной Ксении на Таисиинском вечере в 2011 году.
Хотя, к сожалению, мы эту песню в исполнении Людмилы Сенчиной не услышали, но знаем, что Господь приемлет даже намерения, которые вменяет человеку в делание и учитывает в Царстве Небесном. Буду молиться, чтобы Господь принял ее неспетую песню о блаженной Матроне в Царстве Небесном. Верю, что блаженная Матрона Босоножка помолиться о душе новопреставленной рабы Божией Людмилы.
А может найдется певец или певица, который пожелает спеть неспетую песню Людмилы Сенчиной.
Вспоминая образ этой сказочной певицы, хочу отметить, что Людмила Петровна обладала каким-то удивительным рождественским духом. В ее глазах светился отблеск вифлеемской звезды. Поэтому мне ее хочется назвать «рождественской певицей». Хотя в прямом смысле у нее нет песен о Рождестве, но ее вера и любовь к жизни и какое-то чистое детское мировосприятие - все это позволяло чувствовать в ее песнях дух Рождества. Существует жанр рождественского рассказа, рождественских повестей. Мне кажется, что Сенчина воплотила в себе жанр светлой рождественской песни.
Не могу не обратить внимание на то обстоятельство, что Людмила Петровна Сенчина умерла сразу вскоре после Рождества. Она встретила Рождество Христово, отпраздновала Святки и после этого отошла в мир иной. Пусть ее душу встретит Сам Богомладенец Христос, родившийся в Вифлееме.
Царствие ей Небесное!
В память о Людмиле Сенчиной публикую здесь это стихотворение о блаженной Матроне Босоножке:
Следы на снегу
Еще не слышно утреннего звона,
Еще мосты не сводят на реке, -
Куда идешь, блаженная Матрона,
По Петербургу с посохом в руке?
Торопится за Невские ворота,
Забыв себя, спешит сквозь день и ночь,
Как будто ищет близкого кого-то,
Чтобы затерянной душе помочь.
Босыми, необутыми ногами
Она придет избавить от беды.
На улицах, засыпанных снегами,
Видны блаженной теплые следы.
Где б ни была, но поступью скользящей
Всегда приходит в свой духовный дом -
К Родимой Богородице Скорбящей,
Чтоб до рассвета вновь молиться в нем.
Припев:
Чьи следы, на снегу
У двери, у окошка?
«Я тебе помогу», -
Говорит Босоножка.
2. И в "колеснице жизни" в небо унеслась…
1. Re: «Она воплотила в себе жанр рождественской светлой русской песни»