Эта проблема находит отражение и в политическом, и в социальном, и в духовном измерениях, приводит мнение Предстоятеля Русской Православной Церкви Life.
Он указал на необходимость сократить разницу доходов между богатыми и бедными. Именно на решение этой проблемы должны быть направлены политические и экономические меры, принимаемые государством, считает он.
— Расслоение общества — это огромная проблема. Всё это сегодня присутствует в нашей жизни. Социализм пытался решить эту проблему. Но давайте честно скажем: он её не решил, — указал Предстоятель РПЦ в интервью телеканалу «Россия 1».
По мнению Патриарха, от преодоления этого разрыва зависит стабильность в обществе, поэтому она находит отражение и в политическом, и в социальном, и в духовном измерениях.
— Чем этот разрыв больше, тем больше дестабилизация общества. Тем больше возникает негативной энергии. Тем больше у людей отторжение от всего того, что происходит в обществе и в стране, — добавил Патриарх.
«Как вы прокомментируете мнение Патриарха? Социализм, по мнению Главы РПЦ, не справился с сокращением разницы доходов между богатыми и бедными, - под силу ли это нынешней экономической системе? Можно ли решить проблему, поднятую Патриархом, и как?» - с такими вопросами корреспондент
Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что, наверное, разрыв между богатыми и бедными можно уменьшить только традиционными средствами – отобрать у первых то, что им принадлежит и отдать это вторым. Но такие способы создают в обществе еще большее напряжение.
«Какими справедливыми ни были бы законы, люди всегда найдут возможность жить жизнью, которая им кажется более приемлемой. А такую жизнь формирует мировоззрение – как и ценности, которые люди принимают. Если они делают это массово, появляется то, что мы называем идеологией, идеей. Общество получает представление о будущем, о настоящем. Но что это за идеология, каковы ее основные параметры? – Мы, конечно, не знаем. Думаю, такой идеей в России должна стать справедливость, милосердие, вера и верность. Это идеалы, которые открыты русскому народу уже тысячу лет. Они, собственно, и формировали его на протяжении столетий. И без таких ценностей, идеалов мечтать о какой-то справедливости, уменьшении расслоения, наверное, нельзя», - продолжил он.
«Святейший, скорее всего, хотел, чтобы мы задумались именно об этом. Законодательство, полицейские системы – все это, конечно, усугубляет и без того нелегкое положение человека. Искать решение нужно в идейной сфере. Но для этого придется менять Конституцию – американские хозяева нашей жизни с нашего дозволения подарили нам Конституцию, которой запрещены общие цели, общее мировоззрение – равно как и возможность распоряжаться собственными финансами. Так что можно пожелать будущему поколению внимательнее читать основной закон и задумываться о смысле существования», - заключил о. Алексий.
Протоиерей Вячеслав Кочкин, руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии, отметил, что с начала своего существования Церковь ратовала за то, чтобы люди получали достаточные средства для проживания.
«Изначально Патриарх и Церковь несли большую социальную нагрузку в виде помощи обездоленным и нуждающимся. Был даже создан специальный институт диаконов, которые должны были заботиться об обеспечении социально неимущих. К сожалению, с расслоением не мог справиться не только социализм, но и все ранее существовавшие формации. Думаю, сегодняшняя не справится тоже – в ее основе не лежат принципы христианской любви и заботы о ближнем, которые могли бы эти вопросы решить. Остается только объяснять это людям – до тех пор, пока сознание человека не поменяется и он не поймет, что не заберет на тот свет ни дворцы, ни машины, изменить что-либо трудно», - продолжил о. Вячеслав.
«В наше время, когда социальное расслоение действительно огромно, народная пословица: "у кого-то щи пустые, а у кого-то жемчуг мелкий" актуальна, как никогда. "Сытый голодного не разумеет", и противостояние будет длиться до тех пор, пока каждый не примет в свое сердце Христа, и не начнет жить по заповедям Божьим. Тогда можно будет что-то исправить. А наше государство, даже если по Конституции оно называется социально ориентированным, все-таки пока стоит на защите прав тех, кто имеет собственность, деньги. Простому человеку этому не дано. Но мы должны учитывать и опыт советской власти, который расхлебываем до сих пор – человек разучился трудиться. Россия – страна с крайне низкой производительностью труда. У нас огромное количество праздников, людей, не желающих трудиться – потому что якобы мало платят. Казалось бы, мы давно не живем при советской власти, а льготников у нас, наверное, больше, чем тогда. Государство сейчас несет огромное социальное бремя. А льготники – это не только многодетные матери и инвалиды, участники боевых действий. Я поражаюсь, какое огромное количество денег государства уходит на поддержку малоимущих! Но человек, который не хочет трудиться, но хочет жить хорошо, всегда будет завистливым, – а это не христианское чувство», - подчеркнул он.
«Думаю, Патриарх, скорее, затрагивает морально-нравственный аспект проблемы – нам нужно трудиться, ощущать себя членом единой христианской семьи. Тогда расслоения удастся избежать. Но это светлое будущее, боюсь, далеко», - заключил священник.
Иерей Святослав Шевченко, председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии, отметил, что со Святейшим Патриархом сложно не согласиться – такая проблема у нас действительно есть.
«Посмотрите любой музыкальный популярный клип – в нем обязательно будут дорогие машины, банкноты, полураздетые девушки-"модели". Сегодня у нас культивируют «ценности» общества потребления. Эта проблема была актуальна во все времена – и при социализме, и при капитализме. В советское время у нас появилась такая прослойка, как партократия, которая в первую очередь имела доступ к различным благам: квартирам, машинам, банкам с красной икрой… Но решать эту проблему, думаю, нам нужно с себя. Взять, к примеру, духовенство. И Святейший Патриарх, и митрополит Варсонофий, и другие иерархи Церкви не раз подчеркивали, что служители Церкви должны быть ближе к народу, пересесть на менее дорогие автомобили. Так что когда мы заявляем о большом расслоении между богатыми и бедными, мы должны прежде всего обратить внимание на себя. Я предложил бы решить эту проблему именно так», - добавил он.
«А нам, увы, сложно себя ограничивать. Накопил человек денег, приобрел машину – и через какое-то время ему уже хочется пересесть на автомобиль классом выше. Это касается и вещей. Сегодня мы видим, что бездомные стали одеваться прилично. Спросите, почему? – Да просто люди каждый год меняют одежду, и не потому, что она пришла в негодность – следуют за модой. Хорошо, что от этого хоть кому-то польза – тем же бездомным. Так что давайте решать проблему с "верхов". Нужно проще жить и чиновникам, и тогда, быть может, народ поддержит эстафету. А словами проблему не решить», - заключил о. Святослав.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, отметил, что, конечно, вопросы социальной политики, материального благосостояния населения – ключевые политические вопросы.
«Да, они отличаются от духовных задач, о которых Церковь говорит в первую очередь. Но Церковь не может находиться в стороне от важнейших вопросов – в том числе политических. Это и есть та ее функция, которую обычно называют «печалованием». Традиционно архипастыри, патриархи Русской Православной Церкви печаловались о своих духовных чадах, которые были осуждены за какие-то преступления или просто находились в трудном положении. Думаю, Святейший Патриарх Кирилл, говоря эти мудрые слова, печалуется о нашем населении. Кроме того, он как мудрый пастырь предупреждает власти о существующих духовных противоречиях, которые в случае неблагоприятной ситуации могут привести к социальному взрыву», - подчеркнул отец Димитрий.
«Несомненно: социальная модель, которая предлагалась в советское время, не сработала.
Ленин еще в начале своей деятельности заявлял, что более высокая производительность труда, которая якобы будет в коммунистическом обществе, обеспечит победу коммунизма и социализма. Но этого не произошло – упрощенная экономическая модель, предложенная Карлом Марксом, не сработала. Более того, наш народ в результате 70-летнего правления советской власти был отлучен от хозяйственно-экономической инициативы, то есть фактически разучился ее предпринимать», - продолжил он.
«Сегодня говорят, что у нас общество потребления. Но в советское время оно тоже было таковым. Да, нам говорили о радости, важности труда, и труд действительно был почетной обязанностью. Но при этом люди, отлученные от владения собственностью, привыкли: за их благополучие отвечает государство. Квартиры, пенсии – это та его функция, на которую народ стал возлагать все свои надежды. А инициативных людей не стало. В результате мы могли наблюдать печальную социальную картину. После того, как советская власть прекратила существовать, картина стала еще печальней: власти, к сожалению, увлеклись идеей перераспределения собственности, что привело к созданию олигархической модели», - сказал о. Димитрий.
«Думаю, имена Чубайса и Гайдара навсегда войдут в историю как имена людей, которые за счет ограбления большинства населения пытались создать модель, когда небольшое количество людей владеют орудиями производства и большей частью материальных благ. К сожалению, эта модель существует и сейчас, хотя нынешние власти и пытаются что-то сделать. Особенно успешными попытки были в начале 2000 годов. Но в целом ситуация не изменилась. Я, конечно, не специалист в экономике, но люди, занимающиеся производительным трудом, говорят: налоги и законы у нас, мягко говоря, несовершенны. Человек, желающий проявить хозяйственную инициативу, сталкивается с такими препятствиями, что у него опускаются руки. Так что у нас фактически та же модель, что и в советское время – когда инициатива поощряется на словах, а законодательно всячески подавляется», - продолжил он.
«Святейший Патриарх, думаю, призывает к тому, чтобы эту ситуацию как-то изменить, чтобы люди почувствовали интерес к производительному труду. Чтобы не спекуляция стала мечтой желающих обогатиться, а желание вложить свой труд – умственный или физический. Такой подход не только не противоречит духовным целям – он прямо следует из библейской истории, поскольку Господь призвал Адама возделывать райский сад, трудиться, и даже после грехопадения получать плоды своего труда. Дай Бог, чтобы в нашей стране такое действительно стало возможно», - заключил священник.