23 декабря съезд КПРФ выдвинул кандидатом в Президенты России беспартийного директора подмосковного совхоза им. Ленина Павла Грудинина. Сказать, что это решение съезда компартии вызвало переполох в политических кругах, - ничего не сказать. По крайней мере, внимание к президентским выборам не только официальных СМИ, но широких кругов общества обеспечено. Участие Грудинина в выборах - настоящее событие выборной кампании.
Причем, Грудинин выдвинут не просто как кандидат одной из крупнейших политических партий, фактически второй по влиянию, имеющей фракцию в Госдуме. Предварительно он победил в своеобразных праймериз лево-патриотических сил и был предложен коммунистам как кандидат от широкой коалиции народно-патриотических сил. Очевидно его именно так и будут подавать обществу представители его избирательного штаба: Грудинин - кандидат от коалиции патриотов. Поэтому выдвижение Грудинина является своего рода вызовом для патриотической общественности, в том числе для православных патриотов.
Могут сказать, что патриоты не институализированы, поэтому их как бы и нет в политическом пространстве. Формально это верно. Однако с патриотической идеологией идентифицируют себя довольно внушительные слои общества, причем, именно политически активные слои. И мы видели, что последние четверть века практически все выборы проходили с активным использованием патриотической риторики разными политическими партиями и лидерами. А потому вопрос - как патриотам относиться к выдвижению Грудинина - является отнюдь не праздным. А патриотическая идея в глубине своей зиждется на православном мировоззрении, поэтому можно обоснованно сказать, что православные составляют, можно сказать, костяк патриотизма.
Между тем, само выдвижение Грудинина продолжает оставаться загадкой. Существует, как минимум, три версии, объясняющих смысл участия Грудинина в выборах.
Версия первая связана с внутрипартийными проблемами в КПРФ. Выдвижение кандидатом в Президенты Геннадия Зюганова, очевидно, было неприемлемым, прежде всего, для него самого, поскольку его поражение (а оно было неминуемым) привело бы к падению его позиций внутри КПРФ. Разговоры о том, что КПРФ должна выдвинуть другого человека, шли давно. Но выдвижение какого-то молодого партийного функционера сделало бы его альтернативным центром силы внутри компартии, поскольку кандидат от коммунистов практически автоматом набирает 10-12 процентов голосов избирателей, приобретая, таким образом, серьезный политический капитал.
Поэтому для Зюганова фигура беспартийного Грудинина - самый лучший выбор. Он не вписан во внутренние расклады внутри компартии, а значит абсолютно зависим от лидера КПРФ. После выборов он не станет угрозой лидерству Зюганова в партии. Одновременно выдвижение Грудинина - сильный жест КПРФ в сторону лево-патриотического движения, утверждение безусловного лидерства в этом движении. Поэтому версия о том, что Павел Грудинин - креатура Геннадия Зюганова может иметь под собой основание, поскольку этот шаг приведет а) к укреплению позиций КПРФ в левом движении и б) к сохранению безальтернативности Зюганова в руководстве КПРФ.
Вторая версия обращает нас к совершенно другой проблематике. Появились публикации, что Павел Грудинин - креатура олигархов, и цель его участия в выборах - максимальное ослабление позиций Владимира Путина. Мол, именно поэтому Грудинину уделяют столько внимания журналисты, в том числе крупнейших телеканалов и газет. Согласно этой версии, олигархов и часть прозападно ориентированного чиновничества беспокоит усиление личных позиций Путина во власти и его антизападный курс. Выступать прямо против Путина, пользующегося безусловной поддержкой народа и силовиков, они не рискуют, а вот максимально ослабить Путина они мечтают. С этой целью и выдвинут Грудинин, его задача максимально отобрать голоса у Путина, в идеале довести дело до второго тура, но как минимум набрать 25-30 процентов голосов. Чтобы победа Путина не была безусловной, чтобы его позиции во власти были уязвимы, чтобы можно было даже поставить вопрос, что «Путин - президент меньшинства» (при явке 60-70 процентов получение 55-60 процентов голосов даёт простор для подобного род спекуляций) и т.п. В связи с этим некоторыми агрессивными сторонниками В.В. Путина уже началась кампания по дискредитации Грудинина: поднимается вопрос о механизме приобретения Грудининым акций совхоза, делается акцент на том, что он и сам является олигархом, муссируется даже тема о его еврейских корнях.
Версия третья диаметрально противоположна второй. Некоторые утверждают, что Грудинин - креатура Кремля. Мол, Геннадий Зюганов настолько зависим от Кремля, что без согласования с Администрацией Президента он не согласился бы на выдвижение Павла Грудинина. Поддержка Кремлем, точнее именно той башней, которая однозначно ориентируется на Путина и которую принято называть «силовой башней», кандидатуры Грудинина объясняется в этой версии следующими причинами. Во-первых, его участие решает проблему высокой явки населения на выборы. Эту проблему не сможет решить гротескная Ксения Собчак, про остальных кандидатов и говорить нечего. А низкая явка опасна именно для Путина. Не потому, что дискредитирует идею демократии (это мало кого волнует), а потому, что ослабляет легитимность Путина как Президента на следующий, как многие ожидают, решающий срок его президентства.
Во-вторых, и это самое главное, выдвижение Грудинина - попытка ослабить либералов во власти. В этом собственно и состоит очередной ХПП («хитрый план Путина»). Мол, либерализм идеологически разгромлен в предшествующую («крымскую») каденцию Путина, теперь стоит задача выкорчевать либералов из властных кабинетов. Либералы только внешне перекрасились, но внутренне остались врагами курса Путина, демонстрируют лояльность Президенту с «фигой в кармане», не торопятся закрывать свои счета в западных банках, продавать недвижимость в Европе и США, возвращать на родину своих чад. После идейного разгрома либерализма настала пора покончить с либералами. Путин не может это сделать прямо, поскольку внешне либералы сохраняют ему лояльность. Да и не в стилистике Путина делать всё прямо и однозначно. Поэтому эту задачу должен выполнить Грудинин.
Мне приятнее рассматривать именно третью версию выдвижения Грудинина, поскольку хочется верить, что в Администрации Президента работают люди, мыслящие стратегически и радеющие о благе России. Это, впрочем, не исключает и личного интереса Геннадия Зюганова и КПРФ как одного из мотивов выдвижения Грудинина. Можно также предположить, что олигархи, прозападная несистемная оппозиция и их западные кураторы, даже если они и не влияли на выдвижение Грудинина, постараются использовать его участие в выборах в своих весьма далеких от интересов России целях.
Однако, главный вопрос для нас не в том, кем и по каким резонам выдвинут Грудинин, а как нам, православным патриотам, относиться к его выдвижению? Может ли Грудинин сыграть позитивную роль в нынешней избирательной кампании?
Сразу скажу: на мой взгляд, может. Лично у меня нет даже и тени сомнения, за кого нужно голосовать на выборах 18 марта. Разумеется, за Владимира Владимировича Путина! Не только потому, что он на голову выше всех остальных кандидатов по уровню подготовки к исполнению обязанностей Главы государства. Главное в том, что он ненавистен Западу, а значит Путин реально работает на благо России. Несмотря на массу претензий, которые можно предъявить власти в сфере экономики, образования, культуры, социального обеспечения.
Не буду разбирать демагогию про «олигархический режим, сформированный Путиным». Демагогия, она и есть демагогия.
Важно определиться, где мы - страна, мир - сейчас находимся. После развала Советского Союза Запад поставил задачу задавить любую самостоятельность России, не позволить России быть равноправным участником мировых политических процессов, нам уготована была судьба полуколонии, а то и колонии Запада. Процесс осознания этого фундаментального факта представителями той части элиты, которая все-таки связывают свою судьбу с судьбой страны (это в основном выходцы из спецслужб и армии), затянулся. Наконец, назревавший конфликт между западной элитой и российской прорвался. Как это ни парадоксально, но именно безумию и наглости вождей западной элиты мы обязаны тем, что у нашей элиты открылись глаза, и она, пусть и медленно, возвращается на путь самобытного развития страны.
Политика Путина и его команды, действительно, похоронила идею либерализма в своей основе. Это было неизбежно, поскольку Путин пришел к власти под лозунгом укрепления государственных институтов. Бдительность жадных западных элит удалось притупить, скормив им идею необходимости укрепления государства в целях «предпродажной подготовки России». Постепенно укрепление государственных институтов и силовых структур государства пришло в противоречие с идеологией либерализма. Попытки Запада остановить этот процесс путем недопущения возвращения Путина к власти в 2012 году, организации «белоленточного майдана», государственного переворота в Киеве, политики санкций только всё больше отдаляли нашу элиту от Запада.
И мы ожидаем, что Путин идёт на выборы, чтобы продолжить свою политику упрочения идеологической независимости России от Запада. Прежде всего путем укрепления государственности. Путин вернул государство в управление жизнью общества, и с этим связаны все его успехи и завоевания. Однако этот процесс еще не завершен. Государство еще не вернулось в ряд сфер жизни общества, где правят бал либералы, - это прежде всего сферы образования, культуры, массовой коммуникации. Поэтому я бы даже предложил в качестве одного из лозунгов выборной политики Путина - больше государства! Впрочем, об этом стоит написать подробнее в другой раз.
Помимо нерешенности многих задач в процессе укрепления государственности возник целый ряд проблем, которые, обобщая, можно назвать издержки бюрократизации. И это беспокоит общество, возникают точки бурления, которые грозят создать проблемы для власти.
Вот если Грудинину удастся озвучить эти идеи, то его участие в выборной кампании может и впрямь оказаться полезным для Путина, полезным для будущего России. В идеале Грудинин - это голос реального сектора экономики. Грудинин - это голос социально ответственного бизнеса. Нашей экономикой рулят до сих пор либералы, для которых интересы реального производства - что-то скорее мешающее им рулить, чем условие развития страны. Они видят перспективы России в другом - в том, чтобы вписать нашу экономику в мировые, читай ориентированные на интересы США и Запада, интересы. Социальная ответственность бизнеса для бизнесменов, воспитанных на идеях либерализма, - скорее досадная помеха, а не вложение капитала. Грудинин имеет другой опыт работы. И этот опыт, эти идеи должна услышать путинская команда, стремящаяся порвать с либерализмом окончательно.
И самое главное - Грудинин должен стать голосом народа, взыскующего социальной справедливости. И этот голос должен услышать Путин и на него отреагировать в своих программных заявлениях, в своей политике. На мой взгляд, Путин должен в ближайшее время сделать ряд политических жестов, символизирующих курс на возвращение к социальной справедливости, иначе его политические оппоненты используют тему несправедливости как боевое оружие против него. А несправедливость социального устройства - важнейшая сегодня проблема, мешающая единению народа и власти.
Избирательная президентская кампания должна стать моментом истины и для патриотической общественности. Мы уже видим, что от имени патриотов Павла Грудинина поддерживают самые разные люди - бывший яблочник Юрий Болдырев, националист Андрей Савельев, человек советского образа мысли Виктор Алкснис и другие. Кажется, люди разные. Но всех их объединяет одна черта - они люди радикальных взглядов, эдакого большевистского менталитета, настроенные на слом, на разрушение современной конструкции, чтобы потом построить на обломках «светлое будущее». Между тем, эти люди совсем даже не представляют всю полноту патриотической общественности, скорее представляют ее крайнее крыло.
Их так или иначе поддерживает та часть патриотов, которая давно носится с идеей формирования особой патриотической «третьей силы». Суть этой идеи незамысловата - мы должны не советовать, не увещевать, а требовать от власти выполнения наших идей. Мол, либералы требуют - власть их слышит, а мы не требуем - власть нас не слышит.
Но у патриотов должна быть принципиально иная политическая стилистика. Мы ничего не должны требовать от власти. Мы должны из раза в раз повторять для власти наши идеи, одна из основных идей близка власти, - это идея укрепления государственности. Мы это делали на протяжении последних лет. Сначала власть была абсолютно глуха к нашим идеям. Потом стала что-то слушать и даже реализовывать на практике. Вот мы и должны повторять - в пятый, в десятый, в сотый раз наши идеи - до тех пор, пока они не станут для власти очевидностью. Это и есть единственно правильная методология, которая убережёт нас от того, чтобы оказаться в оппозиции власти, встать на революционный путь, что случилось с частью патриотов сто лет назад.
Никаких требований к власти - это не наш стиль, это стиль наших врагов. А мы, патриоты, должны терпеливо из раза в раз повторять важные для нас идеи, пока у власти не появится способность слышать наш голос.
Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»
320. Ответ на 312., Русский Сталинист:
319. Ответ на 314., Lucia:
318. Re: Кандидат коммунистов, мина от олигархов или креатура Кремля?
317. Ответ на 306., Наблюдатель.:
316. Интервью Сергея Бабурина
315. Ответ на 310., Георгий:
314. Ответ на 304., Русский Сталинист :
313. Ответ на 305., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии :
312. Re: Кандидат коммунистов, мина от олигархов или креатура Кремля?
311. доп. п. 305