Как сообщалось, посол России в Ватикане и по совместительству представитель при Суверенном Мальтийском ордене Александр Авдеев в интервью РИА Новости охарактеризовал нынешний этап в отношениях между Русской Православной Церковью и Ватиканом.
Дипломат считает, что «нынешний этап в межцерковных отношениях очень плодотворен, его отличает глубина диалога. Подчеркну еще один важный момент: этому диалогу весьма способствовали заявления папы Римского по двум вопросам, которые всегда разделяли православных и католиков. Прежде всего папа заявил, что прозелитизм - это грех. Это первое подобное заявление, наверное, за всю историю папства. И еще он сказал, что сотрудничество и диалог между католиками и православными должны идти на основе равенства и принципа "Каждый должен оставаться самим собой"».
Заявление российского посла прокомментировал в интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
Уважаемый Александр Алексеевич Авдеев, прежде всего, государственный деятель, а затем посол. В народе ходит шутка, что посол - это честный человек, которого посылают за других врать и выкручиваться. Относительно уважаемого Александра Алексеевича я не скажу, что он врет или выкручивается, это было бы неуважительно по отношению к нему. Он просто занимается дипломатией. Он говорит то, что требуется, и не договаривает того, что не надо договаривать.
В данном случае я склонен рассматривать его заявление как предвыборный демарш. Всякий раз, когда правители Российского государства оказывались в сложной ситуации в международном плане, им приходилось заручаться если не поддержкой, то по крайней мере нейтралитетом Ватикана. К примеру, в Ватикане побывал в 1845 году Император Николай I. Царь Александр III восстанавливал отношения с Ватиканом.
В начале 1979 года в Ватикане побывал великий советский дипломат Андрей Андреевич Громыко. Причем принимал его папа Иоанн Павел II по его просьбе. Не исключено, что это было связано с перспективой ввода войск в Афганистан и с афганскими делами. Правда, временами наша попытка заручиться нейтралитетом или поддержкой Ватикана выходила боком. Как, например, визит Горбачева в Ватикан, после которого последовал распад СССР. В данном случае я бы все это отнес к дипломатии.
Отказ от прозелитизма в устах Франциска выглядит смешно. Никогда Ватикан не сдавал и не сдаст свою паству. Он будет бороться за сферу своего влияния до последнего. И поэтому ожидания того, что Ватикан откажется от покровительства греко-католиков, откажется от своих епархий в России, просто смешны. Мы это уже проходили. После Гаванской встречи в начале совместных заявлений, тоже весьма слабеньких и миролюбивых, греко-католики пребывали в некотором шоке, а потом все быстро отошло, им объяснили: «Ребята, мы вас не сдадим». И все вернулось на круги своя.
Что касается заявлений по поводу недопустимости прозелитизма, так это было всегда. Не такие прямолинейные, но сходные заявления были у Иоанна XXIII и у Павла VI, а в особенности у Иоанна Павла II, который вообще говорил о церквах-сестрах, о необходимости дышать двумя легкими. И так славно он дышал, что проглотил пол-Украины одним дыхом. Все это, как говорил великий Александр Сергеевич Пушкин, «слова, слова, слова». Я не стал бы очаровываться этими словесами.
Александр Алексеевич прав, говоря о глубине диалога. Для русского православного мира явными стали те сатанинские глубины, в которых, к сожалению, пребывает римо-католическая курия. Цинизм и готовность католиков попрать самые простые евангельские истины¸ элементарные новозаветные и ветхозаветные нормы, стремление встроиться в Содом и Гоморру, в содомский мировой порядок. С другой стороны, обнажилась бездна бедствия, которая пронизывает западный христианский мир, страну святых чудес. Бездна, которая сейчас начинает разверзаться между верхушкой Католической церкви и простыми верующими, простыми священниками, епископами, которые видят, что их предали. И предали не только их, но и Христа. Они не хотят содомократического церковного правительства, не хотят, чтобы Рим окончательно превратился в Содом. Они уже начинают требовать римского понтифика к ответу.
Это наша потенциальная аудитория, которая ищет Истину, ищет Бога. Как сказано в 68 Псалме: Взыщите Бога, и жива будет душа ваша. Мы перед ними должны широко открыть врата Православной Церкви, а не зашориваться, как это происходило в 70-е годы, когда под видом отказа от прозелитизма несколько тысяч итальянских католиков были отринуты чиновниками Русской Православной Церкви и нашли себе пристанище только среди греческих старостильников, что, конечно, печально.
Мы должны широко открыть ворота в Церковь и, наконец-то, восстановить Православие на Западе во всей красоте, во всей силе, каким оно было во времена папы Льва Римского, папы Григория Великого, папы Марфина и других святых римских епископов, великих святых Западной Церкви: Геновефы Парижской, святого Венедикта Нурсийского. Мы должны указать Западу духовный выход из его тупиков, а не плестись вслед за ним к бездне.
4. Re: «Это наша потенциальная аудитория»
3. Ответ на 1., М.Яблоков:
2. Re: «Это наша потенциальная аудитория»
1. Re: «Это наша потенциальная аудитория»