Владимиру Ивановичу Вернадскому - великому ученому и человеку планетарного мышления принадлежат пророческие слова: «Огромная сплошная территория (российский Север), добытая кровью и страданиями нашей истории, должна нами охраняться как общечеловеческое достижение, делающее более доступным, более исполнимым наступление единой мировой организации человечества». В этой связи, особое значение приобретает Арктический регион, который находится на самой вершине планеты и имеет колоссальное значение для экологического развития Европы, Азии и Америки. Именно он в XXI веке может стать территорией жизненного пространства для большинства человечества, для будущих поколений.
Арктика - важнейший стратегический регион, являющийся зоной интересов не только арктических государств - России, США, Канады, Дании, Норвегии, но и Европейского союза, а также других стран с развитой экономикой, таких как Китай, Япония, Южная Корея, Сингапур. Прежде всего, эти государства привлекают перспективы освоения нефтегазового потенциала арктического континентального шельфа, запасы пресной воды и возможность сокращения маршрутов трансконтинентальных перевозок, которые могут послужить интересам всего человечества. Арктика может стать самой крупной кладовой энергоресурсов и ключевым транспортным узлом планеты - это перспектива ее ближайшего будущего, это перспектива XXI века.
Арктика, с ее труднодоступными, но несметными богатствами и буферным положением между основными мировыми центрами, становится полигоном территориальной, ресурсной и военно-стратегической игры в XXI веке. Наиболее глубокие и комплексные технические прорывы происходят тогда, когда человечество осваивает новую среду обитания. Приход в Арктику, и вообще на Север, означает не только создание новых платформ добычи, но и целые инфраструктуры жизнеспособного обитания, транспортировки и логистики.
Арктическая зона России во много раз превышает аналогичные территории других стран. Россия имеет на Севере самые большие шельфы. Она занимает более трети территории страны и характеризуется огромной протяженностью, экстремальными природно-климатическими условиями и высокой степенью неоднородности социально-экономического развития. Арктическая зона России играет особую роль в национальной экономике, так как там находятся значительные запасы углеводородов и минерального сырья. Российскую Арктику отличают выгодные транспортно-географические условия, так как здесь пролегают кратчайшие пути между Россией, США и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Проведенные в Арктике прежде морские границы все более настойчиво оспариваются. В этой связи, особую актуальность приобретает создание международной военной инфраструктуры для защиты арктических рубежей и повышения устойчивости северных регионов современной России. Отметим, что в Арктической стратегии США в отличие от стратегий других стран наиболее явно прослеживается силовая составляющая, демонстрируется стремление к единоличному лидерству в Арктике. С полной уверенностью можно утверждать, что Арктика - это масштабный ресурс российского государства третьего тысячелетия, который она обязана использовать вдумчиво и рационально на пользу всего человечества.
В силу особого географического положения, наличия больших запасов природных ресурсов, оборонной, научной и экологической значимости Арктика является местом пересечения многих стран. Поэтому Россия заинтересована в том, чтобы в регионе сохранялась обстановка мира и сотрудничества, а имеющиеся между странами противоречия не приводили к напряженным отношениям и конфликтным ситуациям.
Особое значение в данном случае имеет стратегический порт Печенга. Именно он как никто другой может быть задействован в добыче и переработке биоресурсов, перевалке стратегических грузов, а также может являться целевой базой для освоения природных ресурсов Арктики. Кроме того, город Санкт-Петербург также может стать научно-производственным плацдармом для покорения Арктики. Согласимся, что интеллектуальный, производственный и культурный потенциал Санкт-Петербурга позволяет обеспечить полномасштабное освоение Арктики. В городе работают Крыловский научный центр - основа отечественной судостроительной науки, Центральный институт морского флота, «Гидрографическое предприятие», «Адмиралтейские верфи», «Балтийский завод» и другие организации, чья деятельность непосредственно направлена на решение задач по освоению Арктики. Кроме того, в современной России в атомной и близких к ней энергетических отраслях накоплен огромный потенциал принципиально новых проектов, которые находятся в высокой степени готовности и превосходят зарубежные аналоги.
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает уникальный проект «Арктический шаттл» как проект трансарктического атомного судоходства. Судоходство ледокольного флота позволит использовать на конкретных линиях специально сконструированные контейнеровозы ледорезного или ледокольного типа, оснащенные силовыми установками повышенной мощности и достигающие средней скорости в 15 узлов. Через Арктику и территорию России проходит также кроссполярный авиамост - кратчайший путь между Северной Америкой и Азией. На его развитие нацелен актуальный проект «Циркумполярные воздушные линии». Определённый интерес для международного авиационного сообщества как наиболее короткие представляют и кроссполярные маршруты «Север-Юг», связывающие США и Канаду со странами Юго-Восточной Азии и Китаем через Якутию. Понятно, что обеспечение безопасности полётов над арктическими территориями требует достаточно больших инвестиций в развитие инфраструктуры аэропортов. Дальнейшее развитие международных транзитных коридоров - Северного морского пути и воздушного моста между Северной Америкой и Юго-Восточной Азией, - может превратить Россию в одного из ведущих операторов международных транспортных потоков, создав взаимовыгодные условия для многих стран и регионов.
В свое время русский ученый, заложивший основы политической географии, В.П. Семенов-Тян-Шанский полагал, что «чрезматериковую» (межконтинентальную) систему организации транспортного пространства отличает от других масштабность, массивность, континентальная целостность, что придает ей все природные «задатки прочности». Современный американский мыслитель и политик Л. Ларуш, в рамках возрождаемого им проекта NAWAPA (Североамериканский энергетический и водный союз), поддерживает идею строительства железнодорожной магистрали через Берингов пролив, где он уверен, что Россия на два поколения вперед могла бы быть обеспечена грандиозным делом, меняющим лицо не только Сибири, но и всей Азии.
В сложившихся обстоятельствах чрезвычайно важным и дальновидным является привлечение в качестве партнеров те страны, которые заинтересованы в долговременном доступе к арктическим ресурсам и которые могут разделить с Россией бремя создания, так называемого, «арктического техноценоза». Для России с её сырьевой экономикой освоение Арктики является жизненно важным приоритетом, а освоение шельфа, где залегает около трети всех мировых шельфовых запасов углеводородов, еще и серьезным технологическим вызовом, решение которого способно преодолеть многие проблемы человечества, актуально стоящие в XXI веке.
Вода, наряду с энергией и продовольствием, стала одной из основных глобальных проблем человечества, которую необходимо будет решать в XXI веке. Ключ к ее решению, в том числе, находится и в Арктике. Человечество остро стало ощущать все прошлые и настоящие ошибки, связанные с неправильным обращением с природой. Это связано с тем, что на наш век выпала одна из глобальных экологических проблем - острая недостаточность пресной воды. Пресная вода - вода, в которой в минимальном количестве содержится соль. В мире есть четыре страны, которые могут стать крупными поставщиками пресной воды: Россия, Канада, США и Дания. Эти страны обладают наибольшими территориями в Арктике, контролируют арктические акватории. У Дании в распоряжении огромный остров, занятый ледниками - Гренландия.
Основная часть общемировых запасов пресной воды как бы законсервирована в ледниковых покровах земного шара. При этом в первую очередь имеются в виду ледниковые покровы Антарктиды и Гренландии, морские льды Арктики. Только за один летний сезон, когда наступает естественное таяние этого природного льда, можно было бы получить более 7000 км3 пресной воды, а это количество превышает все мировое водопотребление. С точки зрения перспектив использования ледников в качестве резерва пресной воды особый интерес представляют ледники Антарктиды и Арктическая зона. Уже в 1990-х гг. российские специалисты разработали проекты «Чистый лед» и «Айсберг», которые составили единый проект «Чистая вода», включенный в международную программу «Человек и океан. Глобальная инициатива».
Российскими учеными также разработана технология опреснения воды в Арктике. Она очень проста. Нужно выбрать подходящее ледовое поле, установить на нем дождевальные установки, через которых соленая вода распыляется над ледником. После намороженный лед режется на блоки, которые складываются в танкеры, и могут развозиться по всему миру.
Метод испытан в России, на Полярном Урале, где сотрудники лаборатории инженерной гляциологии Института географии РАН всего за 19 часов создали ледник из 1200 тонн плотного зернистого фирна. Разработанная учеными установка позволяет получить до 1500 тонн льда в сутки. Если создать целую индустрию опреснения методом вымораживания, то можно опреснять воду десятками кубокилометров. Потому пресная вода является возобновляемым ресурсом. Вопрос стоит только в том, чтобы лед доставить из арктических морей в страны-потребители.
Создание международной технологической платформы, связанной с последними достижениями в области робототехники может стать драйвером в освоении Арктического региона в XXI веке. Технологическая платформа - это объединение представителей государств, бизнеса, науки и образования вокруг общего видения научно-технического развития и общих подходов к разработке соответствующих технологий. Именно эта технологическая платформа (возможны и другие) может стать важным инструментом Арктической научно-технической и инновационной политики. При этом все крупные индустриальные державы пользуются робототехникой как движущей силой уже начавшегося или будущего роста и инноваций.
Возведение подводных комплексов с полным производственным циклом, работающих в дальнейшем под руководством морских роботов - это не кадр из фантастического фильма, это реалии сегодняшнего дня российских ученых, наметивших освоить месторождения Арктической зоны России, представляющей собой колоссальный мировой сырьевой резерв и одно из наиболее перспективных направлений для восполнения запасов углеводородного сырья.
Научно-технический прогресс достиг уровня, когда проекты, которые совсем недавно казались фантастикой, становятся реальностью. Морские роботы, работающие в группах, будут передавать в центр управления информацию о температуре, давлении в скважинах, сейсмической активности, экологической ситуации в районах добычи. На данном этапе в проект уже включились Дальневосточное отделения РАН, энергетические компании «Роснефть» и «Газпром», а также специалисты Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» и Фонда перспективных исследований.
Сегодня на повестке дня для современной России первостепенная задача - избежать втягивания страны в военные конфликты, предупредить возможность каких-либо социальных беспорядков и бунтов и сосредоточить усилия народа и государства, прежде всего, на технологическом рывке, на вопросах созидания и преобразования. Русский адмирал Макаров как то сказал: «Россия есть здание, фасад которого обращен к Ледовитому океану». Миссия России XXI века - это освоение Арктики в интересах всего мирового человечества. Разумное соединение внутреннего и внешнего потенциала новой технологической революции в условиях слабости препятствующих ей институциональных барьеров и групп особых интересов, позволит развернуть эту революцию в России более быстрыми темпами, чем во многих других странах. На данном направлении важно объединить все мировые конструктивные научные, технические, технологические, политические, экономические и иные силы для решения жизненно важных задач человечества.
Дикая природа Арктики - ценнейшее достояние человечества, резерв биосферы, капитальная часть природной базы будущей цивилизации.
Юлия Александровна Харламова, доктор политических наук, доцент МИИТ им. императора Николая II